Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

Потемкинские деревни    Миф о «потемкинских деревнях» - именно миф, а не достоверно установленный факт. Как миф его и надлежит анализировать. В какой обстановке он возник и насколько соответствует реальности? Можно ли в толковании его ограничиться указанием на борьбу придворных группировок и «злобу и зависть» иностранных наблюдателей, т. е. недоброжелательство к постоянно усиливающейся России? Не было ли в «чудесах» Потемкина чего-то большего, нежели элементарное карьеристское желание угодить царице, посрамить своих многочисленных врагов и упрочить свое первенство в государстве? Наконец, как выглядят эти «чудеса» с культурно-исторической точки зрения, была ли лихорадочная колонизация Новороссии и Тавриды только цивилизационной деятельностью, не скрывался ли за нею некий «новороссийский прожект», подобный «греческому прожекту» канцлера А. А. Безбородко?

                                                А. М. Панченко   15 стр.

 

Творчество   Удивительно, но факт - во всей учебной и научной литературе по Платону, его взгляды на проблему творчества или не рассматриваются вообще или о них упоминают в связи с изложением "традиционных" разделов его философии - теории идей, космологии и теории искусства, психологии. А Б. Рассел подробно объясняет свой взгляд на проблему творчества в связи с изложением философии Платона, но не пытается проследить взгляды самого Платона на эту проблему. Определения творчества встречаются неоднократно в диалогах Платона. Как правило, он не анализирует понятие творчества специально, а вводит его в связи с изложением своих представлений о творении мироздания и человека, сущности человеческой деятельности, специфики искусства. Важно подчеркнуть, что, по Платону, творчество в принципе носит универсальный характер, проявляясь всякий раз, когда любое нечто обретает свое бытие.

                                                              В. А. Яковлев    13 стр.

 

Твердое / Мягкое   В текстах космогонического характера данная оппозиция указывает па состояние мира до и после творения: мягкость соотносится с расплывчатостью, неоформленностью хаоса, а твердость — с оплотнением мира, его «прорисовкой» и в конечном итоге — с приданием ему законченной формы. Есть основания полагать, что глубинная семантика распространяется и на человека. Во многих культурных традициях отличительным признаком новорожденного считалась его мягкость. Показательно, что само слово младенец обнаруживает при этимологическом анализе такие значения, как «слабый», «нежный», «мягкий». Рост ребенка, его взросление мыслились как отвердение. Этому процессу стремились придать искусственный характер. Широко распространенный обычай тугого пеленания, видимо, преследовал цели формирования тела и придания ему «твердости».  Представления о ребенке как о материале, из которого в соответствии с ритуальными правилами можно «сделать» настоящего человека, отчетливо проявились в обычае «допекания». Больных детей (а во Владимирской губернии — всех новорожденных) клали на хлебную лопату и сажали в печь, имитируя выпечку хлеба.

                                                   А. К. Байбурин   9 стр.

 


                                                                              Дополнения

 

К статье Медный всадник:

А. Л. Юрганов. Загадка государственного символа

 

К статье  Провинция:

Е. А. Сайко Социокультурный портрет российской провинции Серебряного века

 

К статье  Мир это театр:  Ю. С. Степанов  Весь мир - театр.

 

     

 

                                                           

Жорж Батай. Из "Слез Эроса"

                 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное