Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

                                                            DÉJÀ VU

                             ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  КУЛЬТУРЫ

 

                                    Следующая рассылка - через 2-3 недели

 

                                                                   НОВЫЕ СТАТЬИ

 

Платоническая Бог  Реклама Ляско Примитивизм
любовь Карлик Счастье Доля Икона
Эрос (Запад) Жмурки (Игра) Чихание    
         

Монтаж      В 4-х статьях  Монтаж  рассматривается как прием, характерный не только для кино и искусства в целом. Рекомбинации как творческий прием известны и в природе. Известно, что гены и сочетания генов обеспечивают все признаки живых существ, обитающих или обитавших на нашей планете. Рекомбинации постоянно обеспечивают разнообразие живых существ в пределах даже одного вида. Природа борется против одинаковости и имеет для этого специальный сложный аппарат. Равенства в смысле единообразия нет: оно смертельно. Сообщество одинаковых особей вымрет сразу, все как один, при резком похолодании, от высокой радиации или стрессов, от страха. Творческий процесс эволюции идет за счет изменения генетических текстов. Случайная замена букв в генетическом тексте может быть не только трагичной, она может оказаться удачной и придать белку, который кодируется этой записью, замечательные свойства, обеспечивающие процветание владельца такого белка там, где все прежние белковые инструменты и их владельцы не выдерживают экстремальных условий.

     Авторы:  Вяч. Вс. Иванов,  К. Э. Разлогов,  А. Г. Раппапорт,  Р. И. Салганик  57 стр.

 

Двоеверие (Ислам)    Обожествление и наделение душой феноменов окружающей среды издревле представляло собой доминанту сознания народов Ближнего Востока и Северной Африки. Как в центральных землях арабо-мусульманской ойкумены, так и на ее окраинах почитание природных сил еще в древности являло собой стержень местных историко-культурных традиций. Под влиянием цивилизаций Средиземноморья - финикийской, эллинистической и римской — аграрные культы Севера Африки все более приобретали черты последовательной системы взглядов на природу и общество. Арабские завоевания VП-VШ вв. и знакомство автохтонного населения Северной Африки с исламом положили начало длительному и многоэтапному процессу «вживления» мусульманской догматики и культово-обрядовых предписаний в традиционные для региона социально-культурные институты.

                                                 Автор:  В. В. Орлов  20 стр.

 

Нестабильность    В 1986 г. сэр Джеймс Лайтхил, президент Международного союза чистой и прикладной математики,  извинился от имени своих коллег за то, что "в течение трех веков образованная публика вводилась в заблуждение апологией детерминизма, основанного на системе Ньютона, тогда как можно считать доказанным, по крайней мере с 1960 года, что этот детерминизм является ошибочной позицией".  идея нестабильности не только в каком-то смысле теоретически потеснила детерминизм, она, кроме того, позволила включить в поле зрения естествознания человеческую деятельность, дав, таким образом, возможность более полно включить человека в природу. Соответственно, нестабильность, непредсказуемость и, в конечном счете, время как сущностная переменная стали играть теперь немаловажную роль в преодолении той разобщенности, которая всегда существовала между социальными исследованиями и науками о природе.                                            

                                                Автор:  И. Пригожин  7 стр.

 

Хипстер   В своих поисках героев поколения мы подошли к типу хипстера. Это enfant terrible, вывернутый наизнанку. В согласии с духом времени он старается отомстить конформистам исподтишка... С хипстером нельзя беседовать откровенно, потому что главное для него — это остаться в стороне от общества, которое, по его ощущению, стремится подчинить каждого своим меркам. Хипстер курит марихуану, так как она позволяет ему испытать ощущения, о которых понятия не имеют "добропорядочные". Среди хипстеров не редкость музыканты-джазисты, но мало художников и почти не бывает писателей. Велик соблазн назвать хипстеров инфантильной молодежью, как сделали бы психологи, однако этот инфантилизм по своему духу есть знак времени. В хипстере нет ничего наполеоновского, он никому не навязывает своей воли, довольствуясь собственным магическим всевластием, от которого не удается освободиться, поскольку еще не пытались понять его природу... Являясь в своем поколении единственным бескомпромиссным нонконформистом, хипстер обладает неявной, но мощной притягательностью для приспособленцев, с жадностью читающих в газетах о его преступлениях.   

                                                        Автор:  Норман Мейлер  15 стр.

 

Сюжет    Ранняя статья (1925 г.) блестящей исследовательницы теории литературы и истории культуры и мифологии О. М. Фрейденберг посвящена переосмыслению вопросов литературного развития. Эта статья в существенной мере была стимулирована теоретическими биологическими работами 20-х годов, уточнявшими главные понятия исторической морфологии и эволюции. Далеко идущие аналогии между биологической эволюцией (и шире—пониманием развития в естественных науках) и эволюцией текстов выдвигаются на первый план в современной биологии (например, в работах нобелевского лауреата Ж. Моно, где биологическая эволюция в духе теории информации рассматривается как передача генетического текста). Поэтому идеи, выдвинутые в раннем сочинении Фрейденберг, здесь публикуемом, представляют интерес не только для выяснения общенаучных основ ее замечательной историко-литературной концепции, повлиявшей на современную семиотику, но и для сопоставления со сходным кругом представлений в современной нам науке.

                                           Автор:  О. М. Фрейденберг  20 стр.

 

                                                                      НОВЫЕ  СТАТЬИ                                                       

                             Б. Гройс  Поиск  русской  национальной  идентичности

Россия, с точки зрения русской философии, не является частью Запада, и поэтому она самим своим существованием ограничивает западную претензию на всеобщность мышления — в этом и состоит для нее самой ее специфическое философское призвание. В известном смысле русская философия есть философски сформулированная анти-философия. Термины "Россия" и "Запад" не имеют в контексте русской интеллектуальной традиции исключительно географического, политического или социологического значения. Скорее они являются шифрами для обозначения фундаментального философского вопроса об универсальности мышления и культуры...

                                                                                                                                                                  

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное