Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

                                               DÉJÀ VU

             ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  КУЛЬТУРЫ

 

                                                 НОВЫЕ СТАТЬИ

 

Антиповедение  Самозванец   Сакэ  Раскол   Ступа  "Зайчик"   Граница             

       

Кукла      Для того чтобы понять «тайну куклы», необходимо отграничивать исходное представление «кукла как игрушка» от культурно-исторического — «кукла как модель».  Переходя в мир взрослых, кукла несет .с собою воспоминания о детском, фольклорном, мифологическом и игровом мире. Это делает куклу не случайным, а необходимым компонентом любой зрелой «взрослой» цивилизации. Однако, тяготея к упрощению, кукла может переносить в сферу игры и воображения не только материальные элементы (оторванные руки или ноги, замена лица тряпочкой не создает препятствий для игры), но и элементы поведения: ей не нужно говорить — играющий говорит и за нее, и за себя; ей не нужно двигаться - она может неподвижно лежать, а играющий будет играть, что она ходит, бегает и летает. В этом смысле двигающаяся кукла — заводная игрушка или театральная кукла — представляет собой некое противоречие, шаг от куклы-игрушки к более сложным видам культурного текста.  

                                Автор:    Ю. М. Лотман   4 стр.   30 илл.

 

Слава     В сознании современного читателя «честь» и «слава», скорее всего, синонимы. Анализ убеждает нас, что «честь» и «слава» в системе идеологических терминов раннего русского феодализма отнюдь не были синонимами. Понятие «слава — честь» присуще было в феодальном мире лишь той части общества, которая признавалась имеющей социальную ценность. «Честь» — атрибут младшего феодала. Ее получают от старшего на иерархической лестнице, и она всегда имеет материальное выражение. «Слава» подразумевает отсутствие материального знака. Она невещественна и поэтому — в идеях феодального общества — более ценна, являясь атрибутом того, кто уже не нуждается в материальных знаках, так как стоит на высшей ступени. В частности, поэтому славу можно принять от потомков, далеких народов, купить ценой смерти, честь — лишь от современников.

                                           Автор:    Ю. М. Лотман  15 стр.

 

Автор     Auctor ("автор") — nomen agentis, т.е. обозначение субъекта действия; auctoritas ("авторитет") — обозначение некоего свойства этого субъекта. Само действие обозначается глаголом augeo, одним из, говоря по-гетевски, "Urworte" ("первоглаголов") латинского языка, необычайную густоту смысла которых возможно лишь с неполнотой передать в словарной статье. Аugео — действие, присущее в первую очередь богам как источникам космической инициативы: "приумножаю", "содействую", но также и просто "учиняю" — привожу нечто в бытие или же увеличиваю весомость, объем или потенцию уже существующего. "Augustus", "август", самодержец в императорском Риме,— это человек, испытавший на себе подобное действие богов и ставший в результате более чем человеком и более чем гражданином. Но человек и гражданин, при условии своей полноправности, также может быть субъектом этого действия. Ему дано "умножить" силу некоего сообщения, поручившись за него своим именем. Он способен нечто "учинить" и "учредить": например, воздвигнуть святилище, основать город, предложить закон, который в случае принятия его гражданской общиной будет носить имя предложившего. Во всех перечисленных случаях гражданин выступает как auctor; им практикуема и пускаема в ход auctoritas.

                                       Автор:    С.С. Аверинцев    20 стр

 

Иноговорение    Песня была как бы продолжением обыденного речения, она указывала на положение исполнителя в обществе. Отчасти поэтому песенный язык отличался многообразием. Например, мужские колыбельные песни тувинцев исполнялись горловым пением. Женским алтайцы считали звучание комыса. «Слабая» половина общества использовала его для тайного музицирования. Кроме того, этот инструмент применялся для условного «разговора» между влюбленными. Отдельные виды пения тем самым превращались в форму иноговорения. Примечательно, в этой связи, что язычковые инструменты типа комыса и варгана использовались и в шаманской традиции, где, вероятно, также выполняли функцию «переводчика». 

     Принцип иноговорения действовал и во время охотничьего промысла. Живя в тайге, люди соблюдали ряд правил, регламентировавших их быт и речевое поведение. В этом мире нельзя было употреблять имена собственные для обозначения диких существ, природных объектов, орудий охоты и т. п. Требовался особый язык, а привычные обозначения на время как бы забывались.

                        Авторы:   А.М. Сагалаев, И.В. Октябрьская  10 стр.

 

                                           НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

                     Ю. М. Лотман   «Звонячи в прадѣднюю славу»

В «Слове о полку Игореве» имеется следующее место: «А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ Черниговьскими былями, съ Могуты и съ Татраны и съ Шельбиры, и съ Топчакы, и съ Ревугы, и съ Ольберы: тiи бо бес щитовь съ засапожникы кликомъ плъкы и побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднюю славу». Для понимания этого места в тексте исключительно важно глубокое наблюдение Д. С. Лихачева о природе чувства времени в древнерусской культуре: «Прошлое было где-то впереди, в начале событий, ряд которых не соотносился с воспринимающим его субъектом. «Задние» события были событиями настоящего или будущего. «Заднее» — это наследство, остающееся от умершего, это то «последнее», что связывало его с нами. «Передняя слава» — это слава отдаленного прошлого, «первых» времен, «задняя же слава» — это слава последних деяний»

                                     Автор:    Ю. М. Лотман  4 стр.

                                                                         

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

Автомат Гладиатор Книга Паломничество Стигматы
Агония Гора Ковер Панорама  Стол
Аист Горб Козел отпущения Парис Стоунхендж
Алиби Гордиев узел Колдун Пародия  Стриптиз
Аллилуйя Гость Корабль Пегас "Строматы"
Алфавит Гроб Корень Пейзаж(Восток) Суд над
Анахронизм Гротеск Кочерга Пейзаж (Запад) животными
Андрогин Дарума Крест Первородный_грех Сфинкс
Апатия Дверь Крестовые походы Петра Табу
Апокрифы Деконструкция Криптограмма Петух  Танго
Арабеска Демон Кровная месть Пир Танец живота
Аркаим Деньги Кроссворд Пляски смерти Татуировка 
Архетип Деньги не пахнут Кубизм Повозка Трикстер
Атеизм Дерево  Куртизанка Погребальнаяладья    Трон
Аскет Джойс "Улисс" Куртуазная любовь Покой Трубка
Ацентризм Дзэнский смех  Лабиринт Постмодернизм Турнир 
Бабочка Дольмены Легенда о великом Потлач
Баня Дом инквизиторе Правое-Левое Узел
Бахтин М. М. Дьявол Логос Престол "Улисс"
Безумие Евреи Логоцентризм Прогресс  Урод
Белка в колесе Жемчуг Лук Проституция Фаллос
Бес (егип. бог) Животное  Мавзолей Пустота Фестский диск
Близнецы Заводнойапельсин Мана Пытка Физиогномика 
Блядь   Заём Мандала Пятница Флаг
Боги Запах Мандрагора Ризома Флагеллация
Борода  Запретное знание Марионетка Реликвии Фонтан
Бриколаж Звезды Маска Рог изобилия Хала
Брод Зеркало Мат Розга  Харакири
Бузина  Змея  Матрешка Руны Чайная
Вавилон Зодиак Мегалиты Рыцарь церемония
Вакханалия Зонтик Медный всадник Сад Часы
Варвар Зрение (Глаз) Меланхолия Сакура Чаша Грааля
Восковая персона Иван-дурак  Мельница Самурай Чёрта с два
Ведьма Измерение Метафора Саркофаг  Честь
Веер Ика Мир это театр Сарынь на кичку! Чудо
Веерная связь Иконные горки Миф  Сатана Чудовища
Ветер Индульгенция Миф о Эдипе Свастика Чужой
Вечеря  Киприана Инициация Могила Сверхчеловек Шпион
Вечноевозвращение Инсигнии Монета Светлячок Щит
Вещь Инь и Ян Монстры Святость Энциклопедия
Викинги Истина Мост Cкарабей Эрос
Виртуальность Исцеления Мусор                         Скитала Эрос (Восток)
Волосы  святыми Мыло  "Смерть Бога" Эстетика
Война Каирны Мыльная опера Смех Эсхатология
Вор Календарь Наска Смысл Юродивый
Время Каллиграфия Натюрморт Сова Я
Вулкан Камасутра Не оглядывайся Совесть Coena Cypriani
Гадание Канатный плясун Не-смех Христа Соловки Dance macabre
Гармония сфер Каннибализм   Неудача Соль Déjà vu 
Гейша Карта Обезьяна Сортир Mappa mundi
Геральдика Карты Оргия Сосуд PR
Герб Картина Ордалия Спонтанность SATOR
Гетера Клип Орден Бани Спин Tabula rasa
Гефест Клеймо Осел Средневековье Χώρα

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное