«Sand Art - уникальное ИСКУССТВО. Художник рисует песком на стеклянной
поверхности специального стола, подсвеченной снизу. С помощью
видеокамеры и проектора его действия транслируются на экран.
Неповторимые шедевры создаются руками мастера, сменяя друг друга на
глазах у зрителей.»…
Как бы мне хотелось, чтобы это было именно так. Чтобы встречаясь с этим
явлением в интернете, на видео или, если повезёт, на живом выступлении
Вы встречались именно с ИСКУССТВОМ…
Возможно, узнав, что такое
SAND ART, Вам самим захочется погрузиться в этот удивительный мир…
Погрузиться в песок…
Кстати, он тёплый! Стеклянная поверхность стола, на которой всё
происходит, нагревается от ламп её подсвечивающих и песок становится
тёплым, как на пляже.
Итак, добро пожаловать в мастерскую! Технически ничего особенного: Стол
с матовой стеклянной поверхностью, под стеклом лампы. Столы бывают
разных размеров и высоты.
Поверхность моего стола 1300 Х 800. На стекле песок. Песок тоже бывает
разный: кварц, силикат, у Кастильо - вообще вулканический.… У меня
речной.
Рядом штатив высотой 2 м. На нём видеокамера. Камеры, как правило,
используются аналоговые с объективом широкого фокуса. Ну и проектор,
который транслирует всё на экран
(то, ради чего, собственно, собрались). Ничего хитрого…
А где же искусство?
И здесь ничего, чёрт возьми, оригинального я Вам не скажу…
Любовь!
SAND ART – это в
огромной степени любовь к материалу, которым
работаешь. Зачем рисовать что-то песком, если это можно изобразить
иначе и гораздо лучше? Просто, чтобы: «Ах, я рисую песком!»? От многих,
действительно хороших идей и находок, я отказался именно поэтому.
Песок – это почти вода, это время, он текуч, он принимает разнообразные
формы (не всегда ожидаемые)...
Это его природа и именно этим он завораживает.
Его нельзя заставлять! Его можно только любить, принять его таким,
какой он есть, помочь ему проявить себя, раскрыть свои природные
качества и надеяться на взаимность…
на отношения….
И вот тогда он сам… начнёт с Вами диалог об искусстве. Это SAND ART.
- Артур, песочное шоу, все чаще используется в корпоративных
мероприятиях, бизнес-акциях и частных торжествах. А можно ли говорить о
песочном шоу как о виде искусства?
- Конечно, ведь Искусство создает человек. И если он талантливый
творец, в его власти создавать произведения искусства, чем бы он ни
занимался. В этой связи и песочное шоу в одних руках может быть
настоящим искусством, в других – набором технических приемов.
С песочной анимацией сложность в молодости жанра: в мире два – три
мастера и еще несколько учеников. По этому, сегодня, под видом
искусства зрителю, реагирующему на экзотику, не сложно продать
подделку. Уверен, что время расставит все по местам. И процесс идет...
Организаторы мероприятий – как правило, профессионалы, обладающие
высоким вкусом, они хорошо разбираются, на чем можно экономить, а на
чем нет.
- Какие сюжеты интересны Вам лично. Откуда вы их черпаете?
- А я, на самом деле, очень люблю коммерческие заказы. Да, да! Именно
так! И дело не в деньгах. Просто у таких заказов, как правило, узкие
рамки: какие-то бизнес-задачи, маркетинговые дела и т.п.. И в этом для
меня самый большой интерес! Потому что это вызов для меня, как для
художника и режиссера. И вызов очень серьезный: найти, обнаружить в
такой задаче нечто большее. Найти и показать ту миссию и глубину их
работы о которой эти бизнесмены, возможно и сами не подозревают… В
общем, «делать мир лучше»!
- Обсуждается ли с заказчиком визуальный ряд шоу? Или же заказчик не
влияет на то, что будет отражено на песке и экране?
- Как правило, заказчики относятся с пониманием и доверием к процессу.
И если на предварительном этапе, обсуждая задачи, у нас возникло
взаимопонимание, заказчики не стремятся каким-либо образом влиять на
результат. При этом я понимаю, что любой человек желает, как минимум,
быть в курсе происходящего. Поэтому я предоставляю клиенту информацию о
ходе работы.
- Как долго вы готовите каждое выступление? Расскажите о процессе его
подготовки.
Процесс занимает недели две – три, случалось и дольше. Все это реально
рабочие дни, которые сложно сократить (хотя приходилось). Песок суеты
не терпит. Как не терпит фальши и насилия. И если он не поверит
художнику, теме или конкретным образам, ни что на свете не заставит его
работать с душой и вдохновением. Поэтому процессы всегда разные. Чаще
всего работа строится так...
Есть запрос. Я встречаюсь с
заказчиком, мы общаемся, смотрим друг другу
в глаза. Мне важно понимать, чего именно от меня ожидают, а заказчику
важно посмотреть, что за человек будет у него на мероприятии и готов ли
он ему довериться.
Затем, несколько дней подряд я собираю информацию, изучаю, сижу в
интернете, погружаюсь в тему. На этом этапе мне необходимо понять
основные ее компоненты. И когда это происходит, сценарий рождается
легко. Наступает время суровых трудовых будней: поиск образов,
изображений, затем поиск трансформаций: как именно, под каким углом, с
какой скоростью и количеством песка одно изображение будет переходить в
другое и почему... Одновременно идет поиск музыкального сопровождения,
практически все треки, которые я использую на выступлениях, обработаны
и смонтированы из разных кусков под конкретную песочную композицию.
После того, как ряд образов и трансформаций сложился, начинается
«откатка» каждого изображения индивидуально. Тут на сцену и выходят
анатомические атласы, фотографии, рисунки (после каждого заказа
остается около сотни листов разнообразных набросков и эскизов). И
завершают процесс «прогоны» всей композиции под музыку. Все пишется на
камеру. Я отсматриваю материал, ищу слабые места, неубедительные
детали, неуверенные движения... Корректирую. Прогоняю еще раз. Вот
собственно и все. Я готов к выступлению...
Процесс сравним с подготовкой спортсмена к состязаниям: мне тоже очень
важно подойти к выступлению «на пике формы».
- На все существует мода. Какие сюжеты сегодня являются модными в этом
жанре?
- У меня есть ощущение (к моему искреннему и глубокому сожалению), что
модным постепенно становится сама техника Sand Animation. То есть, не
важно, какой сюжет и содержание в работе, гораздо важнее ставка на
экзотику: «Ух, ты! Это нарисовано песком!» И это стопроцентный путь
вниз. Для настоящего художника материал вторичен. Он выбирает материал
на основе содержания: тот самый, единственно верный инструмент, который
поможет ему лучшим образом донести до зрителя красоту и эмоции! А
сейчас модным становится, как раз, сам материал… Это неуважение и к
материалу и к зрителю, да и к себе как к художнику… Это грустно.
- Вы говорите, что собираете информацию по теме. А как быть, скажем, с
днем рождения конкретного человека, ведь Вы выступали на таких
торжествах?
- Да… И здесь задача иного рода: ведь каждый человек – это целый мир,
по этому, кроме информации, которую предоставляют организаторы, очень
важно собрать «мелочи». В каждом возрасте у нас есть памятные эпизоды -
те, которые вспоминаешь без оценки их значимости и масштаба. «Мелочи»
которые живут в душе всю жизнь и их помнишь… Это может быть что угодно:
от цвета бабушкиного платка до алюминиевой кружки в стройотряде. И это
очень важно! Это тоже события! И они в равной степени с поступками и
достижениями составляют нашу человеческую жизнь. Кроме того, я как
режиссер понимаю: биографией душу не тронешь. Биографией можно разум
поразить, уважение вызвать… А душу тронешь «мелочами». И если мелочь
«настоящая» - половину биографии перевесит…
- Артур, Вы часто говорите, что работа с песком влияет на мировоззрение
и отношение к жизни. Можете привести пример из личного опыта?
- Песок – материал живой, подвижный и непостоянный и в этом его
мудрость и философия. Песок научил меня относиться иначе ко времени. Он
объяснил мне, что все одинаково недолговечно, вопрос только: в чем мы
это измеряем… Долговечны ли мои работы? Обычно мое выступление длится
около 9-10 минут, за это время несколько десятков изображений сменяют
друг друга и затем исчезают совсем. С другой стороны, если за это время
я сделал что-то настоящее, затронул Ваши чувства – Вы уносите это с
собой, вспоминаете, переживаете снова и снова… И это уже другое
измерение долговечности моей работы…
- Как тогда посредством песочного шоу можно решать бизнес-задачи?
- С помощью метафор, сюжетов и образов, которые затрагивают глубокие и
вместе с тем простые, знакомые каждому человеку чувства и переживания.
Именно по этим каналам я доношу до зрителя главную идею. Уверен, что
это эффективнее, чем всевозможные лозунги, призывы и объяснения,
обращенные к разуму человека.
В этой связи очень важно, чтобы у каждой бизнес–задачи была настоящая,
большая ИДЕЯ, выходящая за рамки бизнеса – как получения прибыли. К
счастью, ко мне обращаются люди, понимающие это. За что я им очень
благодарен.
- Какую реакцию вы наблюдаете у зрителей после того, как ставите
финальную точку при показе шоу?
- С одной стороны, реакция классическая и активная: аплодисменты,
благодарные возгласы… С другой, мне всякий раз кажется, что зрителям
хочется еще пару минут посидеть в тишине, как-то зафиксировать,
оформить внутри все, что было пережито ими за те несколько минут
действия, свидетелями которого они были. И аплодируют они скорее
автоматически, сами, в этот момент, находясь где-то далеко от сюда:
кто-то в мечтах, кто-то в своем детстве, кто-то рядом с любимым
человеком…
И вот это настоящее ЧУДО… Правда! Этого, ни за какие деньги не купишь.
Я очень рад, что могу иметь к этому отношение.
Спасибо.
« Когда я осознал, что работаю для людей, для человека… Я стал
волноваться. Я стою за кулисами, волнуюсь и думаю: как было бы здорово
не выходить на сцену… Но потом – усилие воли, выходишь. И… все
меняется. Ты видишь людей. Ты видишь эти глаза. Глаза добрые, хорошие…
И ты чувствуешь, что хочешь петь и выступать для них. И делать это так,
чтобы каждый сидящий в зале чувствовал, что я пою именно для него…»