Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мне интересно...

  Все выпуски  

"Грязные танцы" - история успеха


Грязные танцы

Грязные танцы Элинор Бергштайн по прозвищу Беби

20 лет назад зрители узнали, как любовь сделала из неуклюжей папиной дочки Беби королеву «Грязных танцев».

Довольно давно в Бруклине жила девушка по имени Элинор Бергштайн, которую на окрестных танцплощадках знали как Беби. Она увлекалась кубинскими и африканскими танцами, находившимися под негласным запретом по причине бьющего через край сексуального подтекста. В консервативной прессе, отражавшей взгляды правительства США, эти танцы упоминались только с эпитетом «грязные». Но на окраинах, вдали от целомудренного официального ока, по «грязным танцам» проводились конкурсы, и Беби была их непременной участницей. А родители добросовестно оплачивали ей балетную студию, не подозревая, как, где и с кем их ребенок распоряжается полученными навыками.

Но Элинор Бергштайн хотела не только побеждать в самодеятельных конкурсах. Она мечтала вывести «грязные танцы» из подполья. Эта мечта вылилась в произведение о 17-летней девочке из хорошей семьи, которую любовь к учителю танцев превратила из неловкого гадкого утенка в прекрасного пластичного лебедя.

Несколько лет Элинор обивала пороги киностудий, пытаясь пристроить свое творение. Наконец, у руководства маленькой независимой кинокомпании сдали нервы: оно наскребло 5 000 000 долларов на производство и пообещало две недели проката. Возглавил проект режиссер-дебютант Эмиль Ардолино, а главные роли доверили малоизвестным актерам.

Пять минут – и десять лет долой!

За плечами у Патрика Суэйзи уже было несколько ролей, но на пробах к другим фильмам его все еще воспринимали не как актера, а как вышедшего в тираж из-за травм танцовщика, которому некуда себя девать. Пробы к «Грязным танцам» стали единственными, где балетное прошлое помогло, а не помешало ему получить роль.

Дженнифер Грей, дочь бродвейского актера, обладала умеренной танцевальной подготовкой и необходимой для фильма нестандартной внешностью, но была на десять лет старше героини. Поняв, что режиссер вот-вот «дисквалифицирует» ее, Дженнифер попросила дать ей пять минут на превращение в девушку-подростка, и ровно через пять минут получила роль!

На съемках профессионалу Патрику было сложно танцевать с любительницей, от которой специально требовали двигаться хуже, чем она могла. В фильме есть сцена, где его герой Джонни в танце проводит пальцами по запрокинутой руке Беби, а ей щекотно, и она хохочет, вместо того чтобы изображать страсть. Это – не запланированный эпизод, а съемки с репетиции, на которой Патрик пытался научить партнершу танцевальному элементу, пока она своим смехом не довела его до бешенства. Ардолино скоро понял, что вряд ли дождется от актеров естественной реакции после команды «Мотор!», поэтому по большей части сцены репетиций Джонни и Беби – это репетиции Патрика и Дженнифер, незаметно снятые оператором по наущению режиссера. Так в картину попал эпизод, где Джонни и Беби ползут друг к другу через балетный класс – разогреваясь перед съемкой, актеры начали дурачиться, а Ардолино это снял.

Кино на арахисовом масле

Бюджетный дефицит начал сказываться с первых дней съемок. Дом отдыха удалось арендовать по приемлемой цене только в штате Виргиния, причем дирекция заставила киношников дожидаться окончания сезона. Съемочной группе пришлось снимать лето среди желтых осенних деревьев. Зеленая краска-спрей решила проблему желтизны, но никакая сила не могла удержать листья на ветках. Поэтому в некоторых сценах вокруг по-летнему одетых героев предательски осыпается неестественно зеленая листва.

«У нас не было денег на обеды для массовки, поэтому я подкармливала актеров печеньем с арахисовым маслом, – вспоминает Элинор Бергштайн. – А между дублями мне приходилось запирать двери, чтобы они не разбегались». Чтобы не затягивать процесс, Ардолино старался снимать все с одного дубля. Когда снимали последний танец Джонни и Беби, Патрик Суэйзи неудачно приземлился после прыжка со сцены в зал и повредил колено, однако продолжал танцевать, чтобы не портить удачный дубль. Режиссер восхищался выражением мрачной решимости на лице актера, не догадываясь, что тот еле дышит от боли.

Пока съемочная группа совершала трудовые подвиги, кинокомпания нашла спонсора проката – фармацевтическую компанию, решившую разместить на афишах фильма рекламу средства от угревой сыпи. Рекламодатели поставили одно условие – убрать из фильма сцену нелегального аборта Пенни. Никак нельзя, возразила сценаристка, которой категорически не хотелось, чтобы ее романтическая история ассоциировалась с прыщами и нарывами. Если Пенни не решится прервать беременность таким варварским способом, Джонни не понадобится новая партнерша, и сюжет потеряет смысл. Рекламодатели от сделки отказались, но картина и без их помощи побила все кассовые рекорды.

«Секрет успеха фильма в том, что в каждом из нас живет танцор, – говорит Элинор Бергштайн. – Каждый из нас хочет научиться танцевать за десять дней, как это сделала Беби. А фильм заставляет поверить, что такое возможно. И я, как бывшая танцовщица, подтверждаю, что такое возможно, если сильно захотеть».

Где она теперь?

Как и Патрик Суэйзи, Дженнифер Грей после выхода фильма стала звездой. И решила исполнить давнюю мечту – сделать себе хорошенький аккуратный носик. Операция оказалась неудачной, а после коррекции актриса изменилась так, что ее перестали узнавать даже хорошие знакомые.

Актриса называет пластическую операцию самой ужасной ошибкой своей жизни. Приглашая ее на пробы, режиссеры ожидали увидеть Беби, а видели усредненную голливудскую барышню, лишь отдаленно напоминающую героиню «Грязных танцев». Сейчас Дженнифер снимается редко, в основном в телевизионных фильмах и сериалах. В июле 2001 года актриса, которой тогда шел сорок второй год, вышла замуж за актера Кларка Грегга, а в декабре того же года родила дочь Стеллу.

Досье  «Грязные танцы»

мелодрама
режиссер – Эмиль Ардолино
в ролях: Патрик Суэйзи, Дженнифер Грей, Джерри Орбах, Синтия Родс
США, 1987 г.

*кассовые сборы фильма по всему миру составили около 514 млн долларов
*песню «Она как ветер», которая звучит в фильме, написал и спел Патрик Суэйзи. Она вошла в мюзикл «Грязные танцы», и на счет Патрика потекли авторские отчисления. Он утверждает, что уже получил за песню больше, чем за исполнение главной роли
*параллельно со съемками в «Грязных танцах» актриса и танцовщица Синтия Родс (Пенни) снялась в клипе певца Ричарда Маркса. Вскоре после окончания съемок она вышла за него замуж
*в 2005 году на экраны вышли «Грязные танцы-2: ночи Гаваны». Патрик Суэйзи отказался вновь сыграть главную роль, несмотря на предложенный гонорар в 7 000 000 долларов. Его удалось уговорить лишь на эпизодическое появление на экране в роли учителя танцев

«Грязные танцы» - история успеха

29 Декабря 2009.

17 августа 1987 года в американский прокат вышел фильм не слишком известного режиссера Эмиля Ардолино с достаточно завлекательным для подростков названием «Грязные танцы». Скромный бюджет фильма в 6 миллионов долларов и отсутствие звезд первой величины никак не сулил проекту коммерческий успех. Но случилось маленькое чудо.

Этот американский фильм стал настоящим сюрпризом сезона 1987 года. Явно непримечательная по сюжету и дешевая по затратам картина попала в число рекордсменов проката не только в США, но и далеко за пределами Америки, в итоге превзойдя свой бюджет почти в 36 раз, достигнув полновесных 213 миллионов!

По всей видимости, такому успеху способствовала ностальгия многих людей, где бы они ни находились, по безвозвратно ушедшей эпохе иллюзий и надежд начала 60-х годов. Знаменательно точное определение времени действия. Лето 1963 года: за несколько месяцев до убийства Джона Кеннеди и еще до триумфального завоевания Америки группой «Битлз». Вроде бы, несопоставимые события уравнены, но в этом нет ничего кощунственного. За гибелью президента последовали бурные политические потрясения, а бунт молодежи 60-х годов как раз проходил под знаком «битломании».

Сюжет фильма, написанный Элинор Берлстин, — классическая мелодрама, помноженная на активную пропаганду американского образа жизни и восхваление демократии США.

Летом 1963 года семнадцатилетняя Фрэнсис Хаусман по прозвищу Детка (в некоторых переводах — Бэби Хаусман), невинная избалованная девушка из обеспеченной семьи, проводит каникулы с родителями в курортном отеле. Она знакомится с Джонни, красивым профессиональным танцором, искушенным в вопросах жизни и любви. Словно околдованная сексуальными ритмами и ничем не сдерживаемыми движениями «грязных танцев» в стиле ритм-энд-блюз, Бэби становится ученицей — партнершей Джонни, и в танцах, и в любви...

Когда партнерша Джонни, Пэнни, вынуждена сделать аборт и не может выступать на одном из вечеров, Джонни встает перед выбором: потерять работу или же выучить за минимальное время новую партнершу. На помощь приходит Бэби, которая самоотверженно предлагает себя в качестве его партнерши.

Спустя несколько дней упорных репетиций Джонни и Бэби выступают в соседнем отеле. Бэби приходится скрывать свою привязанность к представителю низшего класса перед интеллигентными родителями, людьми, дорожащими своей репутацией и желающими своей дочери Фрэнсис достойную пару. Но она ничего не может поделать со своими чувствами и тайно встречается с харизматич-ным танцором. Однако обстоятельства складываются так, что ей приходится рассказать родителям, а заодно и владельцу пансионата, об отношениях с Джонни, и его увольняют. Но он возвращается в заключительный вечер и прерывает скучную и унылую программу для того, чтобы танцевать последний танец с Бэби. В итоге отец признает, что он был неправ относительно Джонни, и перестает сердиться на дочь. Скучный вечер превращается в праздник, где гости и персонал танцуют вместе под песню «The time of my life».

На 60-й церемонии вручения призов Американской киноакадемии именно песня «The time of my life» получила заветную статуэтку и признание во всем мире. В ленте «Грязные танцы» (а таковыми называли излишне откровенные по тем временам хореографические начинания юных танцоров, подражавших латиноамериканцам) воспроизведен несколько наивный период «ритм-энд-блюза», но многие прежние мелодии кажутся песнями в стиле «диско» конца 70-х или же поп-музыки 80-х годов. Неслучайно, что написанные специально для фильма музыкальные номера тоже не выделяются из общего стиля. Все возвращается — и новое оказывается давно знакомым. Вот и картина дебютировавшего в большом кино 44-летнего режиссера Эмиля Ардолино (прежде он снимал документальные работы о танцах и телевизионные иг-ровые'ленты), пожалуй, построена в расчете на эффект своего рода узнавания и припоминания.

В частности, американские зрители воспринимали поведанное сквозь призму целой группы кинопроизведений о начале 60-х годов («Американские граффити», «Изгои», «Бойцовая рыбка» и т. д.), также замечая явную перекличку с популярной «Лихорадкой субботним вечером». А без всего этого контекста фильм Ардолино остался бы довольно заурядной историей девушки Фрэнсис по прозвищу Бэби, которая принадлежит к обеспеченной семье, а влюбилась в летнем доме отдыха в бедного, но красивого танцора Джонни Касла.

Роль Джонни — визитная карточка актера Патрика Суэйзи. Его мать была хореографом, и неудивительно, что он с детства стал заниматься танцами и окончил балетную школу «Харкнесс» и балетную школу «Джоффри».

О ком-то говорят, что он родился в «рубашке», а вот о Патрике Суэйзи можно сказать, что он родился в «балетных тапочках». Да и как могло быть иначе, если его мама — известный хореограф в Америке и владелица частной балетной школы. Само собой, что мальчик стал профессионально заниматься танцами и музыкой. Честолюбивая и властная Пэтси Суэйзи вбивала в сына уверенность — ты должен быть первым, чем бы ни занимался.

Лучший ученик в школе, Патрик успевал получать и спортивные призы: он прекрасно плавал, крутил «солнышко» в гимнастическом зале, прыгал с самой высокой вышки, играл в футбол. Но при этом был он подростком смирным, абсолютно незлобливым. Прозвище «маменькин сынок», подкрепляемое тумаками от сверстников, то и дело выбивало из него слезы.

Поначалу отличник бегал к спасительной материнской груди, но в один прекрасный день Пэтси сурово молвила — дескать, хватит канючить, научись постоять за себя сам. И отправила неженку в клуб восточных единоборств, после чего его статус в колледже и на улице круто пошел вверх.

Высокомерные и самоуверенные красавицы без ума от него: они восхищаются его внешностью, пластикой, чувством юмора. Сам он, восемнадцатилетним, впервые влюбился в Лизу Ниеми — ей тогда было 15 лет, а училась она в его же балетной школе. Спустя три года они поженились. После окончания балетной школы счастливая пара отправилась покорять Нью-Йорк. Критики и зрители сразу же на «ура» приняли их в бродвейском мюзикле «Бриллиантин». Элегантный, ловкий и красивый Суэйзи быстро становился звездой. Но он один знал в полной мере, чего это ему стоило. Любующимся им поклонницам и в голову не приходило, что у Патрика серьезно повреждена коленная чашечка — следствие школьного матча. Именно в эту пору боли стали нестерпимыми. Но Патрик терпел, понимая, что он и на день не должен покидать сцену — забудут, найдутся другие.

А мечты о славе уже имели под собой серьезные основания: Патрику посчастливилось выступить на одной сцене с самим Михаилом Барышниковым, причем для них готовился специальный спектакль.

Но вскоре, увы, все рухнуло. Профессор сказал, что необходимо срочное хирургическое вмешательство — колено в ужасном состоянии. И это еще были цветочки. После операции тот же профессор вынес жестокий вердикт: «В балет вы уже не вернетесь».

Это стало страшным ударом. Патрик Суэйзи был прирожденным танцором, и, в сущности, он ничего другого не умел. Но опять же Пэтси вытянула его, напомнив, что еще мальчишкой он небезуспешно снимался в простеньких сериалах. И ему снова повезло: Патрика пригласили сняться в телефильме «Север и Юг» — в роли юноши, выросшего на плантациях Юга и ставшего генералом армии конфедератов. Со своей ролью Патрик прекрасно справился, и это заметили.

В 1979 году он дебютировал в кино «Скейтаун» (США). «Ренегаты», «Север и Юг», «Библия, часть I и II» — эти телесериалы, выпущенные в свет в 1979-1980 гг., сделали имя Суэйзи известным, и потому режиссеры фильмов «Аутсайдеры» (1983), «Красный рассвет» (1984), «Молодая кровь» (1986), приглашая Суэйзи в свои картины, не особенно рисковали, справедливо полагая, что профессиональное мастерство танцовщика, умение держаться на сцене помогут ему быстро освоить и новую профессию.

И все же успех не сразу пришел к Суэйзи. Понадобилось долгих семь лет, прежде чем актер «ухватил за хвост птицу счастья». Ею стал для него фильм «Грязные танцы» (1987), где Патрик создал запоминающийся образ молодого профессионального танцора, в чьи обязанности входит развлечение богатых туристок. Однако этот современный «жиголо» предстает на экране симпатичным и обаятельным парнем, который умеет и любит танцевать, но не спешит продавать тело и душу за деньги. Вернее, это могло бы произойти, если бы не его встреча с юной отдыхающей девушкой, которую он обучает искусству танца, а вместе с ней постигает и «науку любви». В этой лирической картине раскрылся талант Суэйзи — актера. Ему вполне удалось передать характер главного героя, который от цинизма и скепсиса, присущего человеку его положения, переходит к пониманию истинных ценностей жизни. Это была достаточно сложная в психологическом плане роль, и Суэйзи с блеском справился со своей задачей. Его герой подкупал зрителей обаянием, мальчишеским эпатажем, способностью любить...

Патрик Суэйзи запомнился, и после успеха «Грязных танцев» ему можно было не беспокоиться о своем будущем: приглашения сниматься в новых фильмах не заставили себя ждать.

Вот уже несколько лет как нынче 57-летний Патрик Суэйзи мужественно борется с тяжким недугом — раком поджелудочной железы. «Желтая пресса» периодически забрасывала в Интернет сообщения о кончине любимца публики, и вот 15 сентября пришла печальная новость.

Партнерша Суэйзи — Дженнифер Грей — получила за роль Бэби (примечательно, что она была на 10 лет старше своей семнадцатилетней героини) свою единственную за творческую карьеру номинацию на премию «Золотой глобус».

Несмотря на столь многообещающий прорыв, карьера Дженнифер сложилась не совсем удачно. Ее приглашали работать в основном на второстепенные роли, но фильмы с ее участием не получали резонанса у критиков и публики.

Кстати, Пэтрик Суэйзи после «Грязных танцев» сразу стал по итогам опроса публики одним из самых «сексапильных» мужчин США.

В избранное