Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Историческое пространство XIII века: 'Крестовые походы глазами арабов' (продолжение)


Не знаю, то ли моя родина – место обитания
диких животных, то ли это – ещё мой дом!

          Это горькое восклицание анонимного поэта из города Маарры отнюдь не было фигуральным оборотом речи. Как ни печально, но мы должны воспринять эти его слова буквально и вместе с ним задаться вопросом: а что же такое чудовищное произошло в сирийском городе Маара в конце 1098 года?
          До появления франков люди Маарры жили безмятежно под защитой круговых городских стен. Их виноградники, оливковые и фиговые рощи позволяли им наслаждаться скромным достатком. Местными делами управляли достойные представители знати, лишённые больших амбиций и номинально подчинявшиеся князю Алеппо Рыдвану. Маарра могла претендовать на известность главным образом потому, что была родиной одного из великих представителей арабской литературы Абу-ль-Ала аль-Маарри, который умер в 1057 году. Этот свободомыслящий слепой поэт осмеливался высмеивать нравы своего времени и относиться с презрением к разного рода табу; требовалась немалая смелость, чтобы писать стихи наподобие следующих:

          Жители земли делятся на два сорта:
          Те, что имеют мозги, но не имеют религии,
          И те, что имеют религию, но не имеют мозгов.


          Через сорок лет после его смерти пришедший издалека религиозный фанатизм обрушился на город и очевидно оправдал сына Маарры не только в его безбожии, но и в его легендарном пессимизме:

          Судьба разбивает нас, как если бы мы были из стекла,
          И никогда больше наши осколки не соединятся.


          Его город был обращён в груду развалин, а часто выражавшееся поэтом недоверие к людям нашло самое жестокое подтверждение.

Читать дальше


В избранное