[Притчи] В чем сила искусства?
Давняя пословица гласит: человек человеку помогает
своим трудом. Видно, в труде и заключена вся сила искусства.
Если же не так, то давайте припомним одну презабавную историю.
Как-то четыре человека договорились вместе совершить
путешествие в дальний город. Каждый из них, отправляясь
в путь, захватил с собой еду и те инструменты, которыми владел.
А какие инструменты - догадайтесь сами, если один из
путешественников был первоклассным резчиком по дереву,
другой - непревзойденным портным, третий - золотых дел
мастером, а четвертый - просто-напросто благочестивый старец.
Такому, видно, никакие инструменты не нужны.
Много ли, мало ли прошли путники, но до города еще было
далеко, и они поздним вечером вынуждены были остановиться
на ночлег в самом пустынном месте, которое имело плохую
репутацию - там водилось много страшных разбойников.
Чтобы обезопасить себя на ночь, хорошо и спокойно отдохнуть,
путешественники решили установить поочередное дежурство.
Первая очередь выпала резчику по дереву.
-Разожгу я костер, веселее будет. А вы отдыхайте, -сказал он
и принялся за дело.
Три путника вскоре уснули крепким сном, а резчик по дереву
сидит у большого пылающего костра и все всматривается в ночную
темноту, а оттуда ни звука, ни шороха. Все спокойно.
Сидел, сидел так резчик и скучно ему стало без дела.
Поднялся он и стал ходить вокруг костра в поисках неведомо чего.
Все дальше и дальше отходил он, сам того не замечая, и вдруг
увидел большой обрубок дуба, чему несказанно обрадовался.
Подтащил резчик обрубок дерева поближе к костру и начал
тесать его, строгать и резцами обрабатывать вдоль и поперек.
Искусными взмахами резца он убрал все лишнее и вскоре увидел,
какая прелестная девушка получилась из бесформенного обрубка дерева.
Поставил резчик свою девушку неподалеку от костра, разбудил
портного на очередное дежурство, а сам, удовлетворенный
делом рук своих, лег на его место и крепко уснул.
Портной сидит возле костра, зевает от скуки - не с кем даже
словом перемолвиться. Сонными глазами поглядывает по
сторонам. Кругом - тишина. Вдруг в свете костра он увидел
прекрасную статую девушки и сразу понял: это работа резчика.
-Что ж, и мы не хуже других можем работать, -сказал портной
и принялся за дело.
Открыл портной свою котомку, достал из нее куски разноцветных
китайских и индийских шелковых тканей, ножницы, иголки,
нитки и стал шить платье для прекрасной статуи девушки.
Шьет и бормочет под нос:
-Было время, когда-то я шил праздничные наряды на самого
падишаха и его ханум! Да и сейчас, пока глаза мои видят шов,
руки не устанут работать...
К концу своего дежурства портной сшил такие наряды, носить
которые не отказалась бы любая царица. Одел он статую в искусно
сшитое платье, разбудил ювелира и уснул спокойным сном.
Ювелир подбросил в костер дров и при ярком пламени сразу
увидел статую прекрасной девушки, одетую в роскошные наряды.
Долго он любовался ею и в мыслях восхищался искусством
своих спутников. А потом и сам решил приложить руку.
Ювелир подтащил к костру свою котомку, вынул из нее
куски золота, серебра, разноцветные драгоценные каменья,
инструменты и приступил к работе.
Вскоре мастер изготовил два серебряных гнутых браслета,
золотую брошь, усеянную бриллиантами, и кольца с
камнями-самоцветами, серьги с подвесками и ожерелье.
Надев на прекрасную статую девушки все эти украшения,
ювелир разбудил последнего из спутников - благочестивого
старца, а сам заснул с чувством исполненного долга.
Было уже почти утро, когда благочестивый старец сел у затухающего
костра и, словно во сне, увидел перед собой девушку невиданной
красоты, одетую в роскошные наряды и украшения. Он подошел
ближе и понял: перед ним не живая девушка, а статуя.
-Видно, мои спутники во время дежурства славно потрудились, -
сказал он и опечалился. - Что же мне делать, как поступить?
Я, согрешив в юности, отрешился от суетного мира и за всю
жизнь не освоил никакого ремесла. Чем же я сравнюсь с моими
добрыми спутниками, создавшими истинные произведения
искусства? Кроме молитв и восхваления творца вселенной, я же
ничего не могу. Может, помолюсь я всевышнему о ниспослании
этой девушки жизни?..
Сказав так, благочестивый старец пошел к реке, совершил омовение
и, обратив свой взор на восход солнца, помолился. И свершилось
чудо: статуя зашевелилась, сделала несколько шагов и, поклонившись
старцу, села возле него.
Над миром взошло солнце, и румянцем загорелось лицо девушки
невиданной красоты. Путешественники проснулись, подошли
к потухшему очагу - источнику их радости и вдохновения и
удивились той несказанной красоте, которую создали сами, своим мастерством.
Начали они расспрашивать девушку:
"Кто ты? Из каких райских садов пришла ты в эту пустыню?
Кто твои родители? С кем ты на всю оставшуюся жизнь
разделись красоту и счастье?"
Не успела девушка слово молвить, как старец, забыв о своем
благочестии, с жадностью заявил:
-Что толку из того, что вы в троем сделали? - Не сложное
дело - строгать дерево! Не сложное дерево - шить одежды!
Не сложное дело - создавать украшения! Я сделал самое главное:
помолился Богу о ниспослании ей жизни. Бог внял моим мольбам
и создал эту девушку для меня!
Первым возразил старцу портной:
-Я прикрыл ее наготу - изготовил и надел на нее одежды,
достойные царицы. Бог дал ее мне...
-Красота зависит не только от одежды! возразил ювелир. -
Эти гнутые браслеты из серебра на руках девушки, эта золотая
брошь, усеянная бриллиантами на ее груди, эти кольца с
камнями-самоцветами, серьги с подвесками и ожерелье
изготовлены мною. Значит, Бог дал ее мне!
-А на что бы вы надели свои одежды и украшения, если бы
я не создал из куска дерева статую! - возразил резчик по дереву.
-Красота рождается в искусстве резца и Бог дал мне эту девушку!
Но больше всех шумел благочестивый старец, жадность которого
непомерно возросла. Теряя самообладание и свое благочестие,
он уже пускал в ход такие слова, которые не то что в сказку
вставить, уху слышать невозможно. Вокруг потухшего очага
разгорелся невиданный до сих пор спор, переросший вскоре
в ожесточенную драку.
Девушка, видя, что она стала предметом дикого раздора между
путешественниками, горько заплакала и стала молить Бога -
вернуть ее в прежнее состояние. Тут же она снова превратилась
в неживую деревянную статую.
Портной забрал свои роскошные наряды, ювелир - свои драгоценные
украшения, а резчик по дереву - свою статую. Только старец остался ни с чем.
В непристойном споре он потерял свою святость и благочестие,
которые приобрел за долгие годы служения богу своими
молитвами и праведной жизнью, и превратился в прежнего грешника.
- В чем же состоит сила живущего искусства? - удивленно
воскликнул грешник.
-В труде, а не в молитве! - в один голос ответили ему три мастера.
Номер письма: 378
Количество подписчиков листа: 404
Лист создан по инициативе участников
тренинга <<Формирование и достижение цели>>
http://ayurveda-land.ru/trening.htm
Цель листа - поделиться с другими участниками
текстами Мастеров, вдохновляющими на собственные
достижения. Приветствуются тексты собственного сочинения
вдохновляющего характера.
Дискуссии по поводу кто кого <<духовнее>> не приветствуются
и будут прекращаться модератором без предупреждения.
Здравствуйте, дорогой Евгений. Спасибо за красивую притчу. Дорогие участники
сайта "Притчи", приветствую вас и выражаю благодарность за чудесные тексты, освежающие
ум и радующие душу. В современном мире засилье СМИ настолько велико, что сознательно
или нет человек ищет отдушину, где можно глотнуть свежего воздуха. Одной из таких
отдушин является этот сайт.
Хочу поделиться с вами некоторыми мыслями, которые давно одолевают меня. Речь
идет о доступности информации и злоупотреблении ею в т.н. демократическом обществе.
Демократия - воля большиства. Всегда ли большинство право? Является ли мнение
большинства критерием истины и справедливости? Не знаю, не знаю... Одним из важнейших
атрибутов современного общества является общедоступность знания. Хорошо это или
плохо, добро или зло? Я изложил свои мысли в виде диалога, который выставляю
на ваш суд, дорогие друзья ( этот диалог был послан неск.месяцев назад на сайт
"Притчи", но напечатан не был)...
Ученик пришел к Учителю и попросил его дать Знание.
"Знание?",- спросил Учитель-" А зачем оно тебе?"
"Ну как зачем?"-удивился Ученик. "Ученье - свет, неученье - тьма."
"Верно"- согласился Учитель. "А ты не боишься света?"
"Бояться света, что бы это значило?"- подумал Ученик.
"Вы имеете ввиду, что он может ослепить меня?"- спросил он Учителя.
"Я не обладаю таким знанием, которое могло бы ослепить тебя, им обладают только
Избранные, но, поверь мне, что даже то,что ты можешь получить от меня может нарушить
твой душевный покой и ввергнуть тебя в смятение. Ведь свет освещает все и хорошее,
и плохое...Ты увидишь много того, чего до сих пор не замечал, и множество дорог
откроется перед тобой, о существовании которых ты и не подозревал. Вначале все
они покажутся тебе притягательными. Сможешь ли ты преодолеть это притяжение и
пойти по Единственно Верному пути?"
"Да - сказал Ученик, - если только Вы поможете мне его выбрать."
"Обладатель Знания не равен несведущему, зрячий не равен слепому. Соблазны могут
оказаться настолько сильны,что тебе будет трудно устоять перед ними. Ты получишь
возможность обладать тем, чем не обладают другие, и ты захочешь завлавдеть этим,
а я не смогу тебе в этом воспрепятствовать, т.к. твое Знание превратится в Силу.
А Сила имеет направление и точку приложения и трудно удержаться от соблазна применить
ее"- сказал Учитель.
"А что нужно, чтобы удержать эту Силу Знания под контролем?"- задал логичный
вопрос Ученик.
"Нужна Воля"- ответил Учитель.
"А как приобрести Волю?"- спросил Ученик.
"Волю надо воспитывать"- ответил Учитель.
"Значит Воспитание стоит над Волей?"- спросил Ученик.
"Да, Воспитание стоит над Волей, а Воля - над Знанием, а Знание - над Силой"
перечислил Учитель." Это единственная комбинация, при соблюдении которой Знание
не повредит тебе, а ты не повредишь самому себе и обществу, в котором живешь.
Совершенное Воспитание в сочетании с сильной Волей позволят тебе направить твое
Знание в нужное русло и удержать его там, когда Сила твоего Знания будет стараться
выплеснуть его наружу".
"Даа- подумал Ученик - оказывается все совсем непросто".
"Любая ошибка, любой проступок, любой грех, обусловленный неправильным применением
этого Знания будут восходить ко мне и ложиться на мои плечи"- добавил Учитель
-"Моя ноша и так тяжела, нет смысла увеличивать этот груз в конце жизненного
пути."
"А на чем должно строиться Воспитание, чтобы оно оказалось Верным?"- спросил
изумленный Ученик.
"Чтобы оно оказалось Верным, оно должно основываться на Вере"- ответил Учитель.
" А что такое Вера?"- спросил Ученик.
"Вера - это Абсолютное Знание" - ответил Учитель.
"А что такое Абсолютное Знание?"- спросил Ученик.
"Абсолютное Знание - это Бог - ответил Учитель.- Когда твое Знание осветит тебе
множество дорог, твои Воспитание и Воля помогут тебе выбрать Единственно Верный
Путь, который приведет тебя к Богу. Все остальные пути, обставленные заманчивыми
миражами, приведут тебя в НИКУДА, т.е. в пучину противоречий, сомнений и разочарований,
где ты окажешься легкой добычей Дьявола. Теперь ты понимаешь какова моя ответственность,
если это Знание приведет тебя к Дьяволу? Я ничем не смогу откупиться ни на Этом,
ни на Том Свете..."
"Я никогда не соглашусь стать причиной Ваших страданий ни на Этом, ни на Том
Свете"- искренне сказал Ученик.
"Но скажите с какого Знания я должен начать этот Единственно Верный Путь."
"С познания Самого Себя"- ответил Учитель.
Номер письма: 380
Количество подписчиков листа: 405
Лист создан по инициативе участников
тренинга <<Формирование и достижение цели>>
http://ayurveda-land.ru/trening.htm
Цель листа - поделиться с другими участниками
текстами Мастеров, вдохновляющими на собственные
достижения. Приветствуются тексты собственного сочинения
вдохновляющего характера.
Дискуссии по поводу кто кого <<духовнее>> не приветствуются
и будут прекращаться модератором без предупреждения.