[Притчи] Дзенские истории
Здравствуйте всем!
Проводил на днях ревизию компьютера
и нашел интересную книгу - "101 Дзенская история".
Как и откуда она попала ко мне, уже не вспомню, но это и не так важно.
Представляю части книги Вашему вниманию. Некоторые из историй
в листе уже были, но давно. Надеюсь, за повтор никто не обидится.
Заодно напомню, что лист жив - публикуйте притчи и истории,
у кого что есть.
* * * * *
Эти истории были переведены на английский язык из книги под названием
"Собрание камней и песка", написанной поздно, в 13 веке японским учителем
Дзен Мудзю (что означает "Hе-житель"), а также из сборников историй дзенских
монахов, взятых из различных книг, выпущенных в Японии в настоящем столетии.
Дзен можно назвать внутренним искусством и дизайном жителей Востока. Корни
его были заложены в Китае Бодхидхаpмой, который пришел в Китай из Индии в 6
веке [592г.]. Впоследствии, в 12 столетии, учение Дзен проникло и в Японию.
Дзен описывали так:" Особое учение без священных текстов, вне слов и букв,
которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу,
и ведет к просветлению."
В Китае учение Дзен известно под названием Чань. Учителя Чань-Дзен вместо
того, чтобы быть последователями Будды, стремились стать его друзьями и
достичь таких же взаимоотношений с Унивеpсумом (Вселенной, Космосом), как
Будда или Иисус. Дзен - это не секта, а опыт.
Дзенский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей
приро-ды человека, с его пренебрежением к формализму, с его требованием
самодисциплины и простоты жизни, в конечном счете завоевал поддержку знати и
правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни
Востока.
Дух Дзен стал означать не только понимание мира, но и преданность искусству
и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение врожденной
красоты, неуловимое очарование несовершенства. Дзен имеет много значений, но
ни одно из них не определено полностью.
Если бы они были определены, то не было юлы Дзен.
Говорят, что если в твоей жизни присутствует Дзен, в ней страха, сомнения и
стра-стей, чрезмерности чувств. Ни нетерпимость, неэгоистические желания не
тревожат вас.
Вы скромно служите человечеству, наполняя свое пребывание в этом мире
любовью и добротой, и наблюдаете за тем, как вы проходите, подобно листку,
падающему с дерева.
Безмятежный, вы наслаждаетесь жизнью в счастливом спокойствии. Это и есть
ду-ша Дзен, облачение которого - тысячи храмов в Китае и Японии, священники
и монахи.
Изучать Дзен - этот расцвет человеческой природы - нелегко в любом возрасте
и для любой цивилизации. Многие учителя, настоящие и ложные, задавались
целью по-мочь другим в постижении Дзен. Истинность этих историй является
одним из бесчис-ленных и подлинных событий Дзен. Может быть читатель будет
осуществлять Дзен в своей жизни сегодня.
1.ЧАШКА ЧАЯ.
Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал
у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен.
Нан-ин при-гласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить
дальше.
Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал:
"Она же переполнена. Больше уже не войдет!"
Так же, как эта чашка, - сказал Нан-ин, - Вы полны Ваших собственных мнений
и размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не
опустошили Вашу чашу?"
2. НАХОДКА БРИЛЛИАНТА НА ГРЯЗНОЙ ДОРОГЕ.
Гуду был учителем императора своего времени. Несмотря на это, он часто
путеше-ствовал один под видом странствующего нищего. Однажды, когда он шел в
Эдо, куль-турный и политический центр сегуната, он подошел к маленькой
деревеньке под назва-нием Такенака. Вечерело, шел сильный дождь. Гуду
совершенно промок, его соломен-ные сандалии развалились. В окне дома
неподалеку он заметил четыре или пять пар сандалий и решил купить сухую
пару. Женщина, которая вынесла ему сандалии, уви-дев, что он совсем промок,
пригласила его переночевать в доме.
Гуду принял приглашение и поблагодарил ее. Он вошел и прочитал сутру перед
се-мейной святыней.
Затем представился матери женщины и ее детям. Увидев, что вся семья
находится в подавленном состоянии. Гуду спросил, что случилось. "Мой муж -
игрок и пьяница. - сказала хозяйка, - Стоит ему добраться до вина, как он
напивает-ся и скандалит. Когда он проигрывает, он занимает деньги. Иногда,
когда он совершен-но пьян, он и вовсе не приходит домой. Что я могу
поделать?"
"Я хочу помочь тебе, - сказал Гуду. - Вот тебе немного денег. Купи мне
бутыль хорошего вина и чего-нибудь поесть получше. После этого можешь уйти.
Я буду зани-маться медитацией перед святыней."
Когда муж вернулся домой около полуночи, совершенно пьяный, он заорал: "Эй,
жена, я дома! Есть что-нибудь пожевать?"
"У меня есть. - сказал Гуду, - В дороге меня захватил дождь, а твоя жена
была так добра, что предложила мне переночевать здесь. Чтобы как-то
отплатить за это, я купил вина и рыбы, так что можешь взять их."
Муж был в восторге. Он сразу выпил все вино и улегся на пол. Гуду сел возле
него в медитации. Утром, когда мужчина проснулся, он забыл все, что
случилось ночью.
"Кто ты? Откуда ты?" - спросил он Гуду, который все еще сидел в медитации.
"Я - Гуду из Киото, иду в Эдо", - ответил дзенский учитель.
Человеку стало очень стыдно. Он стал бурно извиняться перед учителем самого
им-ператора. Гуду улыбнулся: "Все в твоей жизни изменчиво, - сказал он. -
Жизнь ко-ротка. Если ты проведешь ее в игре и пьянстве, ты не успеешь ничего
достичь, и твоя семья из-за этого тоже пострадает."
Сознание мужа как будто пробудилось ото сна.
"Ты прав, - признал он. - Смогу ли отплатить тебе хоть когда-нибудь за это
уди-вительное учение? Позволь мне проводить тебя и хоть немного понести твои
вещи."
"Если хочешь", - согласился Гуду.
Двое отправились в путь. После того, как они прошли три мили, Гуду предложил
ему вернуться. "Позволь мне пройти еще 5 миль" - стал просить Гуду человек.
Они продолжили путь.
"Ты можешь вернуться сейчас", - сказал Гуду.
"Еще 10 миль", - ответил человек. "Возвращайся сейчас", - сказал Гуду, когда
и 10 миль были пройдены.
"Я буду идти за тобою всю жизнь", - ответил человек.
Современные учителя Японии взяли эту историю из жизни знаменитого учителя
Дзен, последователя Гуду.
Его имя Му-нан: "Человек, который никогда не вернулся."
* * * * *
С уважением, Евгений Кобыляев.
Руководитель Виртуальной Школы Аюрведы http://ayurveda-land.ru
Номер письма: 277
Количество подписчиков листа: 305
Лист создан по инициативе участников
тренинга <<Формирование и достижение цели>>
http://ayurveda-land.ru/trening.htm
Цель листа - поделиться с другими участниками
текстами Мастеров, вдохновляющими на собственные
достижения. Приветствуются тексты собственного сочинения
вдохновляющего характера.
Дискуссии по поводу кто кого <<духовнее>> не приветствуются
и будут прекращаться модератором без предупреждения.
З. ТАК ЛИ ЭТО?
Дзенский учитель Хакуин слыл среди соседей человеком, живущим беспорочной
жизнью. Рядом с ним жила красивая девушка, родители которой владели
продуктовой лавкой. Внезапно родители обнаружили, что у нее должен появиться
ребенок. Они бы-ли в ярости. Девушка отказалась назвать отца ребенка, но
после долгих настояний на-звала Хакуина. В большом гневе родители пришли к
учителю.
"Так ли это?" - вот было все, что он сказал.
После того, как ребенок родился, его принесли к Хакуину. К этому времени он
по-терял всякое уважение окружающих, что совсем не волновало его. Он окружил
ребенка заботой и теплом, брал у соседей молоко для ребенка и все, в чем тот
нуждался.
Через год девушка-мать все же не выдержала и сказала родителям правду: что
от-цом ребенка был молодой человек, работавший на рыбном рынке.
Отец и мать девушки сразу пошли к Хакуину, просили у него прощения, долго
из-винялись перед ним и просили вернуть ребенка.
Хакуин охотно простил их. Отдавая ребенка, он сказал лишь: "Так ли это?"
4. ПОВИНОВЕНИЕ.
Беседы дзенского учителя Банкея привлекали не только дзенских учеников, но и
людей разных сект и рангов. Он никогда не цитировал сутры и не увлекался
схоласти-ческими рассуждениями. Его слова шли от его сердца прямо к сердцам
слушателей.
Его большая аудитория вызвала недовольство священника секты Ничирен, так как
последователи секты покидали его, чтобы слушать о Дзен. Эгоцентричный
ничирен-ский священник пришел в храм, намериваясь поспорить с Банкеем.
"Эй, дзенский учитель! - позвал он. - Подожди минутку.
Всякий кто уважает тебя, будет повиноваться твоим словам, но я не уважаю
тебя. Можешь ли ты заставить меня повиноваться?"
"Подойди ко мне, и я покажу тебе," - сказал Банкей.
Священник стал величественно прокладывать себе дорогу через толпу к учителю.
Банкей улыбнулся. "Стань слева от меня." Священник повиновался. "Нет, -
сказал Банкей, - нам будет удобнее разговаривать, если ты станешь справа от
меня. Перейди сюда." Священник с достоинством перешел направо. "Видишь, -
сказал Банкей, - ты повинуешься мне, и мне кажется, что ты человек тонкий и
мягкий. А теперь садись и слушай."
5. ЕСЛИ ТЫ ЛЮБИШЬ, ТО ЛЮБИ ОТКРЫТО.
Двадцать монахов и одна монахиня по имени Эсюн занимались медитацией у
некое-го дзенского учителя. Эсюн была очень миловидной, несмотря на то, что
голова ее бы-ла острижена, а одежда очень скромна. Несколько монахов тайно
влюбились в нее. Один из них написал ей любовное послание, настойчиво требуя
встречи наедине.
Эсюн не ответила. На следующий день учитель проводил занятия с группой, и
когда они были окончены, Эсюн встала. Обращаясь к тому, кто написал ей, она
сказала: "Ес-ли ты действительно любишь меня, подойди и обними меня."
* * * * *
С уважением, Евгений Кобыляев.
Руководитель Виртуальной Школы Аюрведы http://ayurveda-land.ru
Номер письма: 278
Количество подписчиков листа: 306
Лист создан по инициативе участников
тренинга <<Формирование и достижение цели>>
http://ayurveda-land.ru/trening.htm
Цель листа - поделиться с другими участниками
текстами Мастеров, вдохновляющими на собственные
достижения. Приветствуются тексты собственного сочинения
вдохновляющего характера.
Дискуссии по поводу кто кого <<духовнее>> не приветствуются
и будут прекращаться модератором без предупреждения.