[Притчи] Алфавит печали
хасидская притча "Алфавит печали"
Однажды один из внуков ребе Менахема Мендля из Любавичей впал в
глубокое уныние. Это заметили его друзья и, чтобы встряхнуть и
развеселить, спросили:
- Ты чего такой грустный?
- Алеф-бейс, - был ответ.
- Алфавит? - воскликнули друзья. - Мы все вы учили алфавит, когда
были еще совсем малышами, но никто из нас не унывал из-за него. Что же
ты знаешь такое, что не известно нам?
- Не весь алфавит меня печалит, - уточнил юный хасид, - а только
две первые буквы, алеф и бейс..
Видя, что друзья его не понимают, он продолжил:
- С алефа начинается слово анохи, то есть "я"; с бейс - брешиитп,
то есть "в начале". Теперь вам ясно, почему я так опечален?
Друзья переглянулись, поняли, что никто из них не имеет ни
малейшего представления, о чем идет речь, и пожали плечами.
- Меня волнует, - закончил молодой хасид, - что "я" всегда стоит
"в начале" любых наших действий. Каждому начинанию, каждому
предприятию предшествует "я". Как я могу действовать бескорыстно,
если все мои усилия с самого начала небезупречны?
Комментарий: Внук ребе Менахема Мендля столкнулся с классическим
противоречием, которое может стать ключом к духовному
пробуждению. Он знает: только отказавшись от "я", можно познать
Бога; и в то же время знает, что такой отказ, поскольку его
осуществляет само эго, не может быть подлинным. Если "я" стоит на
первом месте и является инициатором всех действий, включая отказ
от самого себя, у человека нет никакой возможности ускользнуть от
эго, и значит, никаких надежд познать Бога.
Однако Тора предлагает нам совершенно другую картину реальности.
Первые слова книги Бытия таковы: Брейшит бара Элохим - "В начале
сотворил Бог..." Здесь Бог, несомненно, оказывается первым.. Так
кто же прав - внук ребе или Тора? Похоже, что некоторая доля
истины есть в обеих позициях, хотя они вроде бы исключают друг
друга. В этом и состоит неразрешимое противоречие. Но выход есть.
Нужно принять оба подхода, - именно это нам подсказывает Тора:
Анохи Адонай Элохеа - "Я Господь, Бог твой" (Исход 20:2).
Анохи само по себе является Богом! Когда осознаешь, что Бог - во
всем, раскрывается подлинная природа твоего "я"; больше нет
эгоизма, порождаемого заблуждением, будто ты не являешься Богом.
Бог и эго не исключают друг друга; эго - просто один из способов
присутствия Бога в мире.
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Номер письма: 268
Количество подписчиков листа: 258
Лист создан по инициативе участников
тренинга <<Формирование и достижение цели>>
http://ayurveda-land.ru/trening.htm
Цель листа - поделиться с другими участниками
текстами Мастеров, вдохновляющими на собственные
достижения. Приветствуются тексты собственного сочинения
вдохновляющего характера.
Дискуссии по поводу кто кого <<духовнее>> не приветствуются
и будут прекращаться модератором без предупреждения.