Если спросить у профессионального дизайнера, из каких составляющих складывается интерьер помещения, он, скорее всего, начнет с таких понятий, как пространство, композиция, стилистическое решение. Затем перейдет к более частным вещам: предметам меблировки, отделочным материалам и, наконец, к осветительным приборам. Но существует и другой подход – восприятие света как первоосновы. Некоторые дизайнеры справедливо полагают, что свет – это могущественный волшебник, способный преобразить даже
интерьер, абсолютно невыигрышный с точки зрения пространства, композиции, цветов и фактур.
Просветительские беседы
Световой дизайн – это отдельное направление в современном искусстве оформления помещений. Главная задача специалистов, работающих в этой области, – сделать свет многофункциональным. Современные дизайнеры вольны играть световыми потоками, обустраивать отдельные зоны, сплетать волшебное кружево светотеней.
Освещение можно классифицировать, прежде всего, по типам объектов – оно может быть внутренним (интерьерным) или наружным (экстерьерным), для частных или общественных помещений. По назначению освещение делится на общее, локальное и декоративное. Первое помогает нам в повседневной жизни, позволяя спокойно перемещаться по дому без риска наткнуться на предметы обстановки; декоративное же обычно используется для расстановки акцентов в интерьере. Такой свет, выявляющий различные фрагменты пространства, фактуры
поверхностей и конкретные объекты, называют также эстетическим.
По цветовой температуре свет делится на теплый и холодный; по принципу распространения светового потока – на направленный и рассеянный. Он может быть резким и мягким, контрастным и приглушенным. Например, жители Северной столицы чаще сталкиваются с рассеянным освещением, тогда как на юге России свет и тени более контрастны. Совершенно по-разному выглядят роща, где световые потоки, проходя через колышущуюся листву, отбрасывают причудливые тени, и летний пляж, где все четко, ясно и однозначно. Новейшая
тенденция светового дизайна – стремление максимально приблизить искусственное освещение к естественному, привычному и комфортному для человека.
Прогулка по дому
Для каждого из помещений квартиры или загородного дома в СНиПах указаны свои нормативы освещенности. Архитекторы опираются также на законы светового дизайна, не столь четко сформулированные, но которым стоит следовать, чтобы сделать дом красивым, уютным и безопасным.
Например, для спальни обычно предусматривается освещение трех типов: общее, локальное и вспомогательное. Функцию первого может выполнять привычная люстра в центре потолка. Еще один востребованный сегодня вариант – закарнизные светильники (от формы реализации такого освещения зависит, будет ли оно общим или сугубо декоративным). Локальный свет в спальне чаще всего является прикроватным, ведь именно постель – смысловой и композиционный центр этой комнаты. Наконец, вспомогательное освещение позволяет
ориентироваться в пространстве ночью, когда основной свет уже погашен. Оно может создаваться за счет приборов, встроенных в пол или стены, неярких ночников, контурной подсветки мебели.
Гостиная – это помещение, где одновременно собирается вся семья, и каждый хочет заниматься своим делом: читать, смотреть телевизор, ужинать, делать уроки. Здесь задача архитектора состоит в грамотном зонировании пространства. Очень интересное решение – создать разноуровневые световые сцены, то есть расположить источники света на разных высотах. Если общее освещение выключено, получаются своеобразные «островки». Они четко разграничены между собой, ни один из них не мешает другому, и в то же
время они воспринимаются как гармоничные элементы целостного интерьера.
При световом оформлении кухни важно не забывать, что это прежде всего рабочая зона. По статистике, это самое травмоопасное место в квартире: именно на кухне люди получают большинство ожогов, порезов и переломов. Здесь целесообразно делать общее освещение, а также по отдельности «озарять» рабочую поверхность и зону приема пищи. Необходимо, чтобы рабочий свет (неважно, излучают его подвесные лампы или точечные источники света, встроенные в дверцы и полки двухъярусных шкафчиков) падал на руки хозяйки и ни в
коем случае не бил в глаза. Для подсветки зоны обеденного стола лучше использовать теплую часть спектра. Здесь как раз освещенных рук будет мало, в «радиус действия» ламп должны попадать и лица сидящих за столом. Иначе ситуация семейного обеда трансформируется в ситуацию игры в карты или бильярд, и доверительное общение станет невозможным. Оптимальный вариант: все участники трапезы освещены, а на остальной площади кухни (столовой) царит расслабляющий полумрак.
Главная помеха работе дизайнера в наших условиях – это недостаток площади в домах и квартирах заказчиков. Специалисты советуют не перегружать пространство и не пытаться создать множество световых зон в рамках небольшого помещения. Лучше один участок вообще ликвидировать или хотя бы не позиционировать его слишком ярко, чем делать «винегрет» из осветительных приборов, предметов мебели, фактур и цветов.
Из разных источников
Сегодня чаще всего используются следующие пять разновидностей искусственных источников света: лампы накаливания, галогенные, люминесцентные, газоразрядные лампы и светодиоды.
Важнейшими преимуществами ламп накаливания являются их распространенность и дешевизна. Главные недостатки – они не экономичны и сильно нагреваются. Лампа накаливания тратит 92–94% потребляемой электроэнергии на выделение тепла и лишь 6–8% преобразует в свет. Известно, что для загородных домов входящие мощности строго регламентируются. Поэтому лампы накаливания часто меняют на компактные люминесцентные, которые излучают в 4–5 раз больше света при той же мощности. При этом не требуется ни модернизировать
осветительные приборы, ни подключать дополнительные устройства. Современные производители, выпускающие универсальные светильники с типовыми патронами, уже позаботились о том, чтобы источники света были взаимозаменяемы.
Галогенный свет дает бесчисленное количество вариантов освещения – от широкого рассеянного потока, мягкого, не дающего тени, до резко ограниченного узкого пучка. Он максимально приближен к солнечному свету. Такие лампы долговечнее, дают больше света при той же мощности и сохраняют постоянную величину потока в течение всего срока эксплуатации. По показателям экономичности они превосходят стандартные лампы накаливания в два раза. Яркость галогенных ламп можно регулировать, что позволяет адаптировать
интенсивность света к индивидуальным требованиям заказчика.
Люминесцентные лампы отличаются повышенной световой отдачей, небольшим потреблением энергии и очень длительным сроком службы. По форме различают линейные, кольцевые, U-образные протяженные и компактные люминесцентные лампы. Для обеспечения быстрого и надежного зажигания этих источников света необходима специальная пускорегулирующая аппаратура (ПРА). Эти электронные устройства обеспечивают немигающий старт люминесцентной лампы за 1,7 сек. и увеличение срока ее службы на 25%. ПРА может как размещаться в
корпусе светильника, так и поставляться отдельно. Следует помнить, что каждому типу лампы должен соответствовать свой вид ПРА, ведь постоянно мигающий свет неправильно укомплектованных осветительных приборов не только раздражает, мешает полноценно работать и отдыхать, он еще и вреден для зрения.
Принцип действия газоразрядных ламп высокого давления абсолютно иной, чем у ламп накаливания. Излучаемый ими свет – это следствие проходящих в них дуговых разрядов. После зажигания (опять же с помощью пускорегулирующего аппарата) газоразрядным лампам необходимо определенное время (от 2 до 15 мин.), чтобы установилась их максимальная световая отдача.
В последние годы все более популярными становятся такие высокотехнологичные источники света, как светодиоды. Изначально они излучали только цветной свет и удивляли ученых своими уникальными способностями. Например, источник на основе светодиодов красного цвета излучения потребляет в 100 раз меньше электроэнергии и служит в 100 раз дольше, чем дающая аналогичный эффект лампа накаливания с красным светофильтром. В конце 90-х годов ХХ в. были получены белые светодиоды, и это стало настоящей революцией в
освещении. Сегодня эти волшебные полупроводники используются и в качестве индикаторной подсветки, и как полноценные осветительные приборы. Стараниями физиков их светоотдача увеличивается с каждым годом.
Классика и современность
Все многообразие представленных на рынке светильников можно разделить на несколько типов: встроенные (в потолок, стены, пол, мебель), подвесные, напольные, настольные. Особое направление, становящееся сегодня все более востребованным, – это осветительные системы на основе шинопровода. Их можно собирать как детский конструктор, придавая им любую конфигурацию. Одна такая система может решить все задачи, которые обычно возлагаются на потолочные люстры, точечные источники и локальную подсветку. Если грамотно
спланировать освещение с точки зрения эффективности, то цена такого комплекса может оказаться ниже, чем общая стоимость отдельных приборов при традиционном решении. К тому же системы позволяют менять световые сценарии в ходе эксплуатации. Допустим, хозяева делают в комнате перестановку, и подвешенные к несущей конструкции светильники «переезжают» вслед за мебелью. Это чудо современного дизайна широко представлено, например, в ассортименте немецкого производителя SLV (поста
вщик – компания Marbel). По большому счету один светильник на отрезке шинопровода – это уже осветительная система. Такой минимализм будет стоить около 2 тыс. руб. Но, по данным специалистов светотехнической компании Marbel, средняя стоимость полноценной системы составляет от 600 до 1000 евро.
Цена на миниатюрный встроенный светильник начинается от 120 руб. Но есть на рынке и светильники за 150 евро, подразумевающие люминесцентный источник света и подключение дополнительного оборудования для его запуска.
В мире осветительных приборов, так же как в любой другой области интерьерного дизайна, прослеживаются четкие стилевые тенденции. Очень популярны сегодня скромные минималистичные светильники, которые прекрасно вписываются в современные интерьеры. Впрочем, не сдают своих позиций и роскошные люстры из хрусталя в классической и авангардной манере, а также в стилях ампир, барокко и модерн. В Петербурге они представлены, в частности, салоном «МЕГАСВЕТ» (эксклюзивный представитель шведских компаний Lars&Bo
и Krebs) и «Бутиком хрустального света» (официальный дилер испанской фирмы Aries). Для производства этих светильников зачастую используются знаменитые кристаллы Swarovski, а также менее дорогой, но не уступающий им в эстетике высококачественный хрусталь.
Оригинальную продукцию из парижского гипса предлагает компания SKOL (производитель – французская фабрика Atelier Sedap). Непривычный для этой отрасли дизайна материал делает каждый светильник уникальным произведением искусства, а за съемными гипсовыми плафонами, которые благодаря специальной пропитке отталкивают пыль и влагу, легко ухаживать. Совсем недавно в ассортименте фирмы SKOL появились новые модели светильников Atelier Sedap из серии OXAR. Впервые они были представлены на выставке
Light&Building, проходившей во Франкфурте в апреле этого года. Модели Disco – это архитектурные комбинации из зеркальных лампочек на квадратном основании из прозрачного пластика. Приборы из серии Fleur представляют собой потолочные/настенные светильники и настольные лампы в форме цветка, лепестки которого выполнены из нержавеющей стали.
В ассортименте петербургской компании «Светодиодные системы освещения» есть оборудование для интерьерного, ландшафтного и архитектурного светодизайна, декоративной подсветки элементов мебели и стеклянных предметов, а также специальные устройства, способные работать в агрессивных условиях окружающей среды. Благодаря разнообразию геометрических форм светодиодных модулей их можно встроить в пространство любой сложности.
Полупроводники используются и в оригинальных моделях подвесных устройств с фибо-волокнами, представленных группой MODUL. Особенность этих приборов – в их простоте и оригинальности: фибо-волокна, закрепленные на металлической пластине, спускаются вниз и собираются в пучок. Такой светильник напоминает фонтан, искрящийся всеми цветами радуги. MODUL предлагает и другие интересные варианты, например, желто-зеленые подвесные светильники из коллекции Full Moon, способные создать в интерьере игривое настроение.
Светотехнический прибор в форме трапеции, разделенный на три связанные между собой составные части, – идеальный элемент декора для лаконичного интерьера в стиле хай-тек.
Помимо уже названных производителей светотехнического оборудования, на петербургском рынке представлены такие зарубежные фирмы, как Lamp International, F.B.A.I., Prearo, Laudarte, Isa Corsi, Masca, San Marco (поставщик – «Компания «Ампир-Декор»); Bankamp, Brumberg, BEGA, Limburg, BOOM, Fabbian, Murano Due, AXO Light, Studio design, Arte Lumen, Domus, LAM Illuminazione, Lucente (группа MODUL) и др. Все они выпускают продукцию, существенно различающуюся по стилистике и стоимости, предоставляя возможность
выбора широкому кругу потребителей.
При покупке того или иного светильника не стоит забывать и об электроустановочном оборудовании, которое по законам дизайна должно гармонировать и с осветительными приборами, и с общей интерьерной картиной. Большинство производителей поставляют выключатели прямо в комплекте со светильниками, давая покупателю возможность регулировать освещение не только эффективно, но и эффектно. А чтобы управление стало совсем простым и необременительным, можно подключить все приборы к системе «умный дом», которая
позволит без лишних усилий создавать разнообразные световые сценарии как для повседневной жизни, так и для особых ситуаций.
Текст: Анастасия ИВАНОВА
Консультанты: студия дизайна
Divina Harmonia, группа MODUL,
светотехническая компания Marbel,
«Бутик хрустального света»,
компании SKOL, «МЕГАСВЕТ»,
«Светодиодные системы освещения»