Миланский мебельный салон, крупнейшая в Европе выставка в области интерьерного и предметного дизайна, прошел в этом году с 22 по 27 апреля. На площади 220 тыс. кв. м в выставочном комплексе Rho некий объединенный человеческий гений дизайна, призванный сделать дом лучше, краше и светлее, на протяжении недели, с непринужденностью светского денди, восхищал и шокировал искушенную публику. И сам салон, и феерическое шоу световых приборов EUROLUCE-2009 в его рамках стали настоящим пиром во время чумы: на
фоне бушующего в Европе финансового кризиса новики выглядели, пожалуй, даже чрезмерно роскошно и празднично.
Похоже, что устроители шоу в этом году твердо решили презреть внешние обстоятельства. Карло Гульеми, глава делегации компании Fontana Arte и новый президент компании Cosmit, устраивающий Миланский салон, говоря о кризисе, процитировал буддийскую притчу, согласно которой старуха-Смерть, заглянув в город, унесла пять тысяч жизней, а еще 45 тысяч при этом умерло от страха. Президент, несомненно, имел в виду излишнюю боязнь глобальных финансовых проблем в мировой экономике. Во всяком случае, ничего «дешевого»
среди новинок не было, скорее наоборот: роскошные идеи сочетались в них с исполнением уровня люкс.
Как всегда, среди мебельщиков максимум славы стяжал павильон, в котором выставлялась дизайнерская мебель. На первом месте по популярности продукция компании MOROSO. Компания подготовила великолепную коллекцию M’afrique, наполненную энергетикой Черного континента и оформленную для выставки афроамериканским дизайнером Стивеном Берксом (Stephen Burks). Сюда вошли творения известных дизайнеров современности: Патриши Уркиолы (Patricia Urquiola) и Филиппа Бестенхайдера (Philippe Bestenhaider), африканских
художников Фати Хассана (Fathi Hassan) и Соли Кисе (Soly Cissé), фотографа Бубакара Туре Мандемори (Boubacar Touré Mandémory), архитектора Дэвида Аджайе (David Adyaje). Экспозиция получилась сочной, колоритной и привлекательной. В этническом, но уже совершенно ином стиле был разработан и новый модульный диван от Патриши Уркиола — в нем доминировали декоративные элементы, традиционные для текстиля Узбекистана. Карим Рашид (Karim Rashid) же в сво!
ей новой коллекции мягкой мебели для MERITALIA использовал колорит виртуально-цифровых экслибрисов. Любительница ярких цветов, компания МISSONI, сделала чрезвычайно яркой даже новую серию садовой мебели. А самым романтичным мебельщиком сезона был признан Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce), сумевший передать атмосферу заката в Альпах во вполне функциональной вещи — диване.
В формате luxury things исполнен диван Cipria для EDRA (дизайнеры Фернандо и Умберто Кампана (Fernando and Humberto Cam pana)), чем-то похожий на пушистые шарики для нанесения пудры. Дизайнер Бертран Пот (Bertjan Pot) поразил публику позой Lazy Bastard (продукция компании MONTIS), которую он передал при помощи крупной подушки, набитой шариками пенопласта и посаженной на металлический корсаж ножек. К роскоши комической приближает и новое творение братьев Буруллек: их новое кресло, по сути, глубокая раковина
из стекловолокна и стальной структуры, покрытая стеганой эластичной тканью с пенным наполнителем.
Самой игровой вещью Milan Design Week 2009 стал выполненный в человеческий рост бетонный пенал с круглым прозрачным экраном-циферблатом, на котором каждую минуту «сидящий внутри человек» (в видеозаписи) перемещает стрелку. Автор этого концептуального проекта — Маартен Баас (Maarten Baas). Ассоциации, которые вызывает эта вещь, — и механизмы киноискусства и театрализованного действа, и мифический образ хозяина времени…
Инноваций, новых материалов и инженерных решений, превращающих вещи из дорогих в очень дорогие, было довольно много. Но, пожалуй, впервые за всю историю iSaloni (а это уже 48 лет) локомотивом мероприятия стала выставка светового оборудования. Статистика EUROLUCE-2009 говорит сама за себя: 525 фирм-экспонентов из 25 стран поделили площадь около 43 тыс. кв. м сразу в шести павильонах.
Тенденцией последних лет во всей светотехнической сфере стала замена ламп накаливания более технологичными LED и люминесцентными лампами. Это, в свою очередь, повлеко доминирование техногенной эстетики в облике светильников, даже тех, что предназначены для классической домашней обстановки. Но EUROLUCE огромна, и на ней можно найти все, что душе угодно. Кроме того, кто сказал, что светильник даже с исключительно техногенным дизайном не может быть роскошным? Таков, например, светильник от компании ARTEMIDE
Tolomeo XXL в вариации Outdoor — гигантский торшер, выполненный в виде настольной лампы высотой 257 см. Стоя под ним, каждый имеет основания почувствовать себя Гулливером в стране великанов.
Гораздо более стандартным представлениям о роскоши соответствовал опытный образец люстры Lacrime Del Pescatore («Слезы рыбака»). Несмотря на то что сделана эта люстра из необычных материалов (трех нейлоновых сетей с ячеями разного размера), ее украшением послужили 350 кристаллов, которые, двигаясь в воздухе, отражали свет от отдельно установленного источника. Идея пришла в голову автору люстры, когда он во время отпуска наблюдал за сетями рыбаков в солнечной Италии: «Более 35 лет назад,
глядя на волны Венецианской лагуны, я восхитился сетями рыбаков, покрытыми бесконечными каплями воды. В утреннем свете они показались мне слезами рыбаков. Но лишь сегодняшний день я считаю подходящим для такой люстры, которую покупатель при монтаже может персонализировать, чувствуя себя при этом coдизайнером».
Более строги творения из муранского стекла — разработка фабрики Murano Due. Например, светильник серии Spore, в котором использованы светодиодные технологии. Внутри стеклянной колбы-шара неправильной формы подвешены кубики из оптического стекла, в них помещены светодиоды. Все вместе действительно напоминает сюрреалистический мешочек со спорами, некий неправильный пузырь прозрачного стекла, в котором плавают на поверхности легкие планки-споры, излучающие свет и увеличивающие эффектность потока.
Новинки от фабрики FLOS называют «будущим в настоящем». Прекрасно выглядит Teca (дизайнер Рон Жирад) — современная версия старинного абажура. Кокетливый Can Can от Марсэля Вандерса (Marcel Wanders) с «пышной нижней юбкой» из белой ткани в экспозиции этого бренда прекрасно сочетался с Smithfield строгих и умеренных форм от Джаспера Моррисона.
В целом о прошедшей выставке можно было сказать, что она изо всех сил постаралась игнорировать финансовые трудности, став, как обычно, праздником дизайна и предлогом поговорить о вещах планетарного масштаба, катализатором эволюции взглядов на красоту интерьера и рогом изобилия продуктивных идей.