Развешивать картины следует таким образом, чтобы их было удобно рассматривать. Поэтому высота от пола должна быть такой, чтобы середина картины находилась на уровне глаз. При этом желательно вешать картину чуть ниже, чем вам хочется.
Большая картина хорошо видна издалека, поэтому её нужно повесить так, чтобы между ней и смотрящим было соответствующее расстояние.
Картины небольшого размера можно расположить одну над другой так, чтобы пространство между ними находилось на уровне глаз.
Хорошо смотрятся картины, размещённые на одном уровне по их нижнему краю. Например, рядом с высокой мебелью подойдут горизонтальные полотна и наоборот. Над широким диваном эффектно будут смотреться три вертикальные или одна горизонтальная картина.
Несколько небольших картин можно группировать, собрав их вокруг большой.
Располагая две картины разного размера рядом по горизонтали, можно поместить большую чуть выше, чтобы небольшое изображение было удобнее рассматривать.
Если картин в доме много, их можно разместить на разных уровнях. При этом верхние полотна можно слегка наклонить, регулируя длину шнура, на котором висит картина, и высоту петель.
Если на одной стене размещается несколько картин разной величины, важно определить, где будет проходить общая линия — по верхнему краю картин, по нижнему или по центру.
Следует избегать размещения картин в порядке увеличения или уменьшения размера, т.к. обычно такие «пирамиды» разрушают единство композиции.
Картины, близкие по размеру, можно развесить по принципу строго симметричной «сетки», а разные по формату произведения можно расположить ярусом.
Избегайте чрезмерного размещения картин на каждой стене комнаты, так как такой приём не позволит создать единства композиции помещения.
Весьма интересен приём размещения картины на пюпитре или мольберте. При желании, такую экспозицию можно легко менять.
Желательно группировать картины с близкими по стилю.
Если вы разместите на одной стене произведения разного художественного уровня, то слабые работы могут выглядеть более достойно по соседству с шедеврами.
Не менее важным является необходимость учитывать пропорции комнаты. Если в помещении высокие потолки, а картины небольшие, то лучше размещать их группами, располагая их, к примеру, вокруг самого крупного экземпляра.
Можно «привязать» расположение группы картин к ширине дивана, невысокого шкафа или стола — тогда коллекция будет восприниматься как единое целое с мебелью.
Если в доме есть камин, то над ним можно повесить большую картину (даже если сам камин небольшого размера), и она сразу станет композиционным центром комнаты.
Размещая картину над диваном или креслом, необходимо следить за тем, чтобы сидящий не касался её головой.
Картину не должны загораживать комнатные растения или раскрытые окна.
Необходимо также учитывать жанр картины и функциональные назначения помещений. Так, например, на пейзажах взгляд отдыхает, устремляясь вглубь композиции, а фантазия достраивает то, чего нет на картине. Поэтому пейзаж хорош в гостиной или спальне. Портрет — сложный для восприятия жанр с сильным психологическим воздействием, особенно если взгляд с полотна обращён прямо на зрителей. Но портрет может излучать и позитивную энергетику. Натюрморты никогда не выходят из моды.
Полупрозрачные акварели с растительными композициями хороши в спальне. «Гастрономические» натюрморты, конечно же, хороши для кухни. Полотнами со сценами баталий оформляют кабинеты любители музейного жанра. Абстрактные, беспредметные полотна принято относить к «офисному жанру». Камерное жилое пространство не всегда выдерживает давление картин с большими красочными поверхностями, однако все эти элементы создают самый неожиданный пространственный эффект, превращая нейтральную среду обитания в динамичный, преображённый
художником мир.
Выбирая багет, необходимо учитывать цветовые и стилевые особенности обстановки комнаты, в которой будет висеть картина. Но, помимо этого, для каждой изобразительной техники принято использовать свой тип багета. Произведения живописи, особенно выполненные маслом, обычно окантовываются классической рамой, иногда золочёной и даже с лепным декором. Для современных картин подойдут гладкие цветные рамы. Графику обычно помещают на паспарту. Цвет паспарту должен гармонировать с колоритом картины и рамы. Хорошо сочетается
с графикой и однотонная простая рама из дерева или пластика: чёрная, белая или в тон картины. Алюминиевые профили, блестящие и матовые, со структурной поверхностью подходят для современного интерьера, подчёркивают экспрессию линий.
При развешивании картин старайтесь не портить стены гвоздями. Лучше воспользоваться специальными штангами, которые закрепляются под потолком. Это простое приспособление позволяет без труда изменять компоновку картин, создавать тематические композиции, подбирать работы, сходные по цветовому решению и форме рам. Полотна подвешивают к штангам на специальных, практически незаметных нейлоновых шнурах. В случае если картина размещается на ковре, лучше использовать длинный шнур: позолоченный — если ковёр тёмный,
и серебряный — если он светлый. Тогда даже такая утилитарная вещь как шнур становится своего рода элементом декора.
Важный элемент при развешивании картин — подсветка. В небольших помещениях картинам часто не хватает света. В этом случае, лучше всего использовать люминесцентные лампы рассеянного света. Если вам потребуется особо подчеркнуть какое-либо полотно, можно воспользоваться специальной лампой с прямоугольным плафоном, которая прикрепляется к стене над картиной. Основные проблемы при установке подсветки возникают с тенями и бликами. Для этого направьте лампу на картину и, плавно перемещая её и, меняя угол, выберите
точку, когда свет будет падать на картину, а бликов и теней совсем не будет. Желательно использовать низковольтные галогенные лампочки — они обычно небольшого размера и излучают направленный поток белого оттенка, который не искажает естественные краски живописного полотна. Идеально, если подсветка будет встроена прямо в раму, тогда её не придётся переносить, если вы захотите перевесить картину.