Классический стиль в дизайне интерьеров всегда актуален и востребован, даже несмотря на всю свою многоплановость и сложность — не так уж просто воссоздать его и не сойти на эклектику или китч. Этот стиль особенно близок сердцу любителей «большого» искусства всех возрастов, романтиков, грезящих о прошлых великих эпохах, среднему респектабельному поколению, стремящемуся подчеркнуть свою значительность роскошью и безудержной дороговизной интерьеров, а также людей, ностальгирующих
по советскому пиетету перед античностью, помпезным постройкам времен «сталинского ампира».
Классический стиль — «образцовый», «канонический» — сплетается из разных культурно-исторических традиций и эпох. При этом, имея достаточно строгие черты и особенности, он представляется гармоничным целым. Не вдаваясь особо в подробности истории искусств, рассмотрим, когда и каким образом складывается этот великий стиль.
В XVI веке, в период итальянского Возрождения, в интерьерах дворцов появляется не свойственная до этого средневековым замкам роскошь внутреннего убранства. Красота и изящество вновь становятся заботой архитекторов наряду с практичностью и удобством. Затем, уже в следующем веке, во дворцах французской знати классический стиль окончательно сформировывается и утверждается. По мере своего развития классический стиль вбирает в себя несколько направлений — барокко, рококо, классицизм, ампир.
Барочный стиль зародился еще во времена Микеланджело — в эпоху итальянского Возрождения, но во всей своей роскоши проявился все там же, во Франции. Для него характерны искривление форм, овальные залы, арки, мраморные витые лестницы, сложный, иногда даже перегруженный декор: лепнина, позолота, резьба, чеканка, инкрустация. В отделке преобладают растительные мотивы: гирлянды цветов, листья, венки. Самым уютным и интимным в истории классических интерьеров был стиль рококо. В этом игривом
кокетливом слове, кажется, заключена вся его суть (переводится как «раковина», «жемчужина»).
Его философия — это мир будуара, игры, карнавала. В дизайне интерьеров господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Линии изощренно изогнуты, текстура предметов драпируется или скрывается под обильным декором. Интерьеры изящны, легки, украшены гирляндами цветов, раковинами, фигурками амуров. Широко используются изделия из бронзы, картины, живописные панно в затейливых рамах и зеркала, которые становятся центральной темой интерьера.
Именно в эпоху рококо (первая половина XVIII в.) зародилось представление об интерьере как целостном ансамбле. Архитекторы в своих проектах стремились достичь полного декоративного единства всех составляющих комнатного убранства: росписей и орнамента стен и потолков, отделки пола, форм мебели, расцветок драпировок и обивочных тканей. Классицизм, возникший в середине XVIII века, был ни чем иным, как обращением к античным идеалам красоты.
Дворцы того периода отличались парадной торжественностью и грандиозностью роскошных залов, строгой четкостью анфилад и садово-парковых ансамблей. Здесь царствуют ясные геометрические формы и сдержанный декор. Для построения интерьеров была характерна анфиладность — комнаты как бы «нанизывались» на прямой коридор. Красота классицизма гармонична, стройна и благородна. Самым ярким символом этого стиля является античная колонна с ее четкими прямыми линиями.
В орнаменте также преобладают античные растительные мотивы (меандр, акант, пальметты), лепнина, спокойные, приглушенные цвета. И, наконец, в начале XIX века французы, воодушевленные победами Наполеона, добавив к классицизму немного роскоши и позолоты, дополнив античную классику египетскими мотивами, введя в отделку военную символику (знамена, шлемы, шпаги
в барельефах, лепнине и резьбе, золоченые кисти, напоминающие генеральские эполеты), создают «императорский стиль» — ампир.
Это мужественный и холодный, помпезный и гордый стиль, взявший за основу величественные образцы имперского периода Древнего Рима. Формы ампира чисты, просты и безжалостно логичны, что делает его любимым стилем кабинетного и официального интерьера. Цвета в интерьере ампира становятся яркими и контрастными. Мебель массивна и украшена бронзовыми накладками. В декоре преобладают римские и египетские символы (львиные маски, сфинксы, скрещенное оружие).
Конечно, в современной квартире нам не приходится принимать императорских особ, разрабатывать военные стратегии или устраивать балы, но все же очень хочется иногда прикоснуться к роскоши и монументальности дворцовой жизни XVIII-XIX вв. В наше стремительное время приятно находиться в классической обстановке, где все рассчитано на спокойных и консервативных людей, состоявшихся в жизни, не меняющих интерьер в угоду моде. Классика покупается надолго и передается по наследству: вещь, созданная в
классических пропорциях, будь то мебель, светильники или посуда, не теряет красоты, сохраняя со временем свою притягательность и ценность.
Попробуем дать некоторые рекомендации по моделированию классического стиля в современной квартире или доме.
Общие положения. Современный интерьер, оформленный в...
газовая колонка -
подскажите пожалуйста, какую выбрать газовую колонку, если мы хотим, чтобы она включалась автоматически при включении воды и поддерживала заданную температуру воды.
на рынке довольно много предложений, но в магазине советуют импортные (junkers и что-то еще), но мастера из Ленгаза говорят, что ставить надо отчественную.
может быть, кто-нибудь сталкивался с подобной проблемой - конечно, хочется поставить и забыть, а не чинить каждый год
заранее спасибо...
косметический ремонт коридора -
Я работаю в школе с общежитием, появилась мысль улучшить помещения в общежитии. Есть 2 коридора, длина которых 30 м. ширина 1.5 м., а высота 3 м. Понятно, что ребятам очень тесно. Ставить в этих коридорах с точки зрения пожарной безопасности конечно ни чего нельзя. Решили покрасить стены сделать навесной потолок поменять линолеум на полу. Только теперь загвоздка вот какая цвет этого всего подобрать не можем, есть разные мнения. Решил совета спросить. Может, кто чего
дельного подскажет...