Неудивительно, что сердце знаменитого кутюрье Ива Сен-Лорана было покорено красотой Марракеша, розового города-сада посреди песков великой пустыни Сахары…
Само название «Марракеш» словно бы несет в себе нечто сладкое и ароматное… На протяжении многих веков очарование полуафриканской цивилизации не дает покоя всем путешественникам. Любое время здесь идеально для туризма. А сочетание пышной зелени садов с песчаным горизонтом создает поистине завораживающую картину!
Кусочек Марокко можно встретить в любой точке мира – этот яркий, неподражаемый стиль используют и рестораторы, и звезды, и просто люди, желающие жить в атмосфере праздника. Стилистика марокканского интерьера хороша тем, что, несмотря на свою многогранность и сочетание нескольких культур, смотрится очень гармонично.
В Марокко есть и еще одна интересная особенность: каждый город «носит» свой цвет! Дома в Касабланке – ослепительно-белые, в Фесе – персиковые, в Марракеше – розовые. Да-да, именно розовые! Старые и новые, одноэтажные и многоэтажные, компактные и просторные, принадлежащие местным беднякам и богатым иностранцам (таким как Жан-Поль
Готье и Мадонна)… Даже стены Медины – средневекового города в городе – тоже розового цвета.
И только один дом в Марракеше другого цвета – синего… Резко выделяющийся на фоне окружающих зданий дом создан почти сто лет назад, в далеком 1924 году, художником Мажорелем. Архитектура синего дома несет в себе все черты восточно-африканского колорита.
Жак Мажорель пристально изучал искусство марокканских ремесленников, которое поражало и вдохновляло его своей утонченностью и самобытностью, что в дальнейшем и нашло отражение в дизайне дома. Отдельного описания заслуживает сад. Мажорель был страстным коллекционером экзотических растений, финансировал ботанические экспедиции по всему миру. И его сад собрал в себе растения со всех пяти континентов. Некоторые смело называют этот садовый ландшафт одним из чудес света.
После смерти художника дом и сад долгое время были заброшены, пока в 1966 году Ив Сен-Лоран и его друг Пьер Берже, приехавшие в Марокко, не увидели запущенное строение. По решению властей дом подлежал сносу, и на его месте должны были построить современное здание. Два истинных француза не могли допустить, чтобы память об их знаменитом соотечественнике
канула в Лету, и купили дом Мажореля вместе с садом. Затем начался долгий и чрезвычайно сложный процесс реставрации – многие постройки к тому времени пришли в негодность, редкие растения погибли, цвета потускнели…
Сад был восстановлен, приведены в порядок уникальные садовые постройки и сейчас «Сад Мажореля» (он до сих пор носит имя французского художника) является одним из самых полных собраний фауны со всего света. Многие считают его единственным в своем роде. Надо отметить, что ни на один день, даже во время проведения восстановительных работ, сад не был закрыт для посетителей. И сейчас он абсолютно доступен любому желающему полюбоваться на замечательный памятник архитектурного и садового
искусства.
Дом также был отреставрирован; потребовались многие месяцы, чтобы привести в порядок фрески и рисунки, сделанные по эскизам самого Мажореля, – работа по восстановлению была проделана колоссальная. Зато теперь и сад, и само здание с полным на то основанием вернули себе неофициальное звание чудес света.
Первое, что увидит посетитель (напомним, что сад открыт для посещения), – это красивейший фонтан с пышной шапкой струящейся воды и небольшую плантацию бамбука, словно шторой закрывающую своими прямыми желто-зелеными стволами основную часть владений. То, что мы обычно называем садовыми дорожками (а здесь они носят гордое имя – аллеи), очень
узки, вымощены камнем и создают атмосферу уединенности. Основная аллея, ведущая к дому, прерывается длинным водоемом, на дальнем берегу которого уютно расположилась беседка в марокканском стиле. Ее пирамидальная крыша, такая же, как и у дома, лишь слегка выглядывает из океана разнообразной зелени. Азиатские лотосы, североамериканские и мексиканские кактусы, бамбук, представители южноафриканской флоры, совершенно безумных на взгляд европейца форм и цветов…И все это р
азбавлено то тут, то там стоящими большими вазами из обожженной глины: песочно-желтыми, зелеными и синими – того самого синего цвета, цвета марокканского зимнего неба, того цвета, который великий Матисс, бесконечно влюбленный в эту страну, называл волшебным.
В духе марокканских традиций, из сада в дом ведет маленькая дверца с очень низкой притолокой. Согласно столь же древней традиции, первое, что встречается при входе из сада во внутренний двор, – небольшой фонтан с чистой прохладной водой. Это – знак гостеприимства, ибо ничего нет лучше в знойный африканский день, чем вода.
Следующее помещение, выдержанное в красно-золотистых тонах и богато декорированное, носит название «Гостиная Пьера Лоти». При создании интерьера дизайнеры опирались на игру цвета: теплые тона по соседству с агрессивным кобальтово-синим, спокойный белый с красными или фиолетовыми акцентами.
Все стены похожи на мрамор – это традиционный марокканский прием… Использование глянцевой минеральной штукатурки из смеси песка, негашеной извести и земляных пигментов часто используется для внутренней отделки устойчивых к воздействию воды поверхностей. Декор стен выполнен при помощи мелкой глазурованной плитки. Разноцветная плитка размером
не больше 3 сантиметров, уложенная в геометрические мозаики с самыми сложными и фантастическими узорами, придает помещению изысканность и чарующее великолепие восточного убранства. Этот прием мы видим в нижней части стены, верхняя же увенчивается резным фризом или декоративной резной вставкой.
Марракешская вилла Ива Сен-Лорана очень похожа на его коллекции: буйные, непредсказуемые, но жестко контролируемые. Этот дом в гораздо большей степени, чем любой другой из принадлежащих модельеру, отражает его подход к моде… Все помещения в доме расположены по анфиладному принципу, что позволяет устраивать большие приемы. Но особая роль в интерьере отведена, конечно же, текстилю! Именно обилие тканей, пропитанных сладким, но чуть горьковатым ароматом шафрана, создает атмосферу покоя
и гармонии.
Раз уж мы заговорили о покое, остановимся на спальне… Выдержанная в голубых тонах, она одновременно служит кутюрье и рабочим кабинетом. Ценители прекрасного, Ив Сен-Лоран и Пьер Берже являются настоящими знатоками и коллекционерами, и потому они наполнили дом замечательными произведениями искусства. По-другому не назвать все эти предметы интерьера, мебель и аксессуары. Инкрустированные перламутром сирийские кресла, опаловое стекло, поражающие воображение персидские ковры ручной работы,
бронзовые фигуры и посуда начала 19-го века, различные безделушки – непонятного назначения, но безумно красивые.
Билл Уиллис, знаменитейший американский декоратор, и парижская звезда дизайна и архитектуры Жак Гранж постарались на славу, превратив легендарный «Синий Мажорель» (так называлась усадьба издавна) в настоящий «Оазис» – так это поистине замечательное произведение искусства назвал Ив Сен-Лоран. А за восстановление уникального сада многочисленным туристам следует благодарить марокканского ботаника Абдерразака Бен Шаабана и американского ландшафтного дизайнера Мэдисона Кокса.