Бонсай (в переводе с японского - дерево в горшке; растущий на подносе) - искусство посредством одного или нескольких миниатюрных деревьев показать красоту природы. Искусство бонсай имеет многовековую историю, уходящую своими корнями в культуру Китая, Индии. Вместе с буддизмом в VI веке благодаря странствующим монахам оно попало
во Вьетнам, Корею, Таиланд, Японию, где нашло свое дальнейшее развитие. Японские мастера бонсай разработали основные правила формирования дерева, отказавшись от малейших случайностей. Стили бонсай просты, лаконичны, естественны, максимально приближены к природе, лишены какой-либо напыщенности и вычурности.
Термин "бонсай" в разговорной речи употребляется в самых разных значениях. Так называют и сами деревца, и агротехнику их выращивания, и искусство создания растительных миниатюр. Это слово не склоняется и не имеет множественного числа. Мастеров, занимающихся выращиванием бонсай, принято называть бонсаистами.
В технике бонсай могут развиваться очень многие виды растений. Среди них представлены не только деревья, но и кустарники, травы и даже водные растения. Наиболее популярны самые долговечные - деревья. Не поддаются миниатюризации очень немногие виды, в основном это растения с очень крупными листьями. Классический бонсай предполагает высоту дерева от 30-40 см до 1 м, но есть и совсем крошечные миниатюры высотой от 1,5-2 до 10-15 см.
В зависимости от роста ствола, корней и ветвей, бонсай подразделяют на следующие стили.
Chokkan (тёккан)
- формальный вертикальный, или мачтовый, стиль. Это миниатюрная копия тех деревьев, которые в природе растут при благоприятных условиях, получая в достатке воду, питание и свет. Единственный стиль с почти идеально прямым стволом. Ствол устремлен вертикально вверх, по мере роста уменьшается в диаметре, причем нижняя его треть совсем лишена веток. Верхние ветви очень густо покрыты листвой, они короче и тоньше нижних. Обычно этот стиль используют для дзельквы, ели, лиственницы, кедра, криптомерии.
Shakan (сякан)
- наклонный, склоненный стиль. Ствол дерева слегка изогнут и немного отклоняется от вертикали, словно оттого, что растение жило на склоне гор или "убегало" от глубокой тени. Самая нижняя ветвь направлена в сторону, противоположную наклону дерева, - так сохраняется равновесие. Стиль подходит для большинства растений - как хвойных (сосны, туи, можжевельника, секвойи и др.), так и лиственных (клена, березы, дуба и др.).
Moyogi (моёги)
- неформальный вертикальный стиль, или изогнутый ствол. Это один из основных стилей, а по количеству образов, пожалуй, самый многочисленный. Если японец затрудняется в выборе стиля бонсай, обычно используется moyogi. Он отличается от прочих тем, что его образцы могут быть совершенно не похожими друг на друга. Ствол имеет неправильную, изогнутую форму, причем изгибов может быть несколько, и нижний обычно выражен наиболее ярко. Ближе к вершине эти "волны" становятся более мягкими, причем вершина дерева располагается
точно над его основанием. Используют этот стиль почти для всех видов деревьев, но особенно часто для сосны, дуба, клена, можжевельника.
Ishitsuki (исицуки)
- "обнявший камень", "вцепившийся в скалу". Бонсай этого стиля словно растут из камня и в его глубине находят все необходимое питание и воду. На самом же деле в камне есть углубления, заполненные землей. Подходит для деревьев с сильной корневой системой - сосен, кленов, рододендронов.
Fukinagashi (фукинагаси)
- дословно с японского - "флажок", наклоненный ветром. Дерево (обычно хвойное) словно изогнулось от сильного порыва ветра: ствол и ветви растут в одном направлении, а там, откуда "дует ветер", веток нет.
Hokidachi (хокидати)
- веерный, или метелка. Ствол строго вертикальный, но не слишком длинный, голый, без ветвей в нижней его части. Ветви расходятся из верхней точки ствола равномерно во все стороны, словно раскинулись веером. Крона симметричная, сферической формы и очень плотная. Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. В природе этот стиль практически идеально выражен у Zeikova (дзельквы). Подходит для дзельквы, вяза, клена и граба.
Kengai (кэнгай)
- каскад. Прообразом этого стиля послужили деревья, вынужденные бороться за свое существование на скалистых террасах, - они изгибаются под градом падающих камней, под массой снега, из-за недостатка света или под собственной тяжестью. Ветвление начинается уже в нижней части ствола. Сам ствол, устремившийся было вверх, неожиданно "падает", "стекает" в сторону, опускаясь ниже основания контейнера. Чтобы растение хорошо смотрелось, его помещают на высокую подставку или на край стола. Подходит для сосны, можжевельника, кизильника, рододендрона, сливы, ивы, плюща, азалии, поскольку часто наблюдается у них и в естественных условиях. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами.
Hankengai (ханкэнгай)
- полукаскад. Ствол изогнут не так сильно, как в каскаде, он обычно не опускается ниже основания плошки. Маленькая ветвь верхушки направлена в сторону, противоположную наклону дерева, так композиция выглядит устойчивой. Подходит для всех видов деревьев, за исключением крепких, плохо гнущихся.
Sharimiki (сяримики)
- стиль "мертвая древесина". Подходит для хвойных. У деревьев, выросших на горных склонах, отдельные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. Некоторые ветви могут быть даже полностью сухими. В бонсай эти участки мертвой древесины создаются искусственно, путем срезания определенных фрагментов коры с последующим отбеливанием стволовой части. Это очень сложный стиль.
Neagari (нэагари)
- "выступающие корни". Все внимание зрителя сосредоточивается на красивых и мощных корнях, выступающих вокруг ствола и как бы приподнимающих все дерево, - оно словно стоит на ходулях. Стиль хорош для растений, которые образуют воздушные корни, например различных видов фикуса (притупленный, мелкоплодный, мелколистный).
Ikadabuki (икадабуки)
- "упавшее дерево". Это поваленный какой-нибудь природной стихией, но еще на многое способный ствол, полузанесенный землей и давший множество молодых побегов. Подходит для всех видов деревьев.
Bunjingi (бундзинги)
- "литературный" стиль. Этот термин отражает не эстетику стиля, а скорее историю его возникновения. В свое время бонсай стал очень популярным среди творческой интеллигенции Китая, которая создала для себя особый стиль бонсай. Bunjingi может быть сформирован гораздо быстрее классических форм и оценивается не по каноническим критериям. Ствол дерева длинный, тонкий и изящный, ветви начинаются в верхней его трети. Именно форме ствола здесь уделяется основное внимание, поэтому листвы мало, крона нераскидистая. Она
легка, воздушна и выглядит, словно нарисованная тушью иллюстрация из старинных японских книг.
Sokan (сокан)
- сдвоенный ствол. Два ствола, растущие из одного основания, не одинаковые по высоте и объему. У японцев символизируют отца и сына. "Отец" - тот, который толще и выше, его крона не должна перекрывать и заслонять крону "сына". Подходит для ели, сосны, березы, секвойи, вяза, можжевельника.
Sankan (санкан)
- тройной ствол. Из одного корня растут сразу три ствола, символизирующие отца, мать и сына.
Gokan (гокан)
- пять стволов. Пять растений, посаженные рядом. Их корни со временем переплетутся, и деревья станут неразделимы.
Kabudachi (кабудати, или кабудачи)
- спрут. Несколько стволов растут из одного основания. Стволы и ветви хорошо просматриваются и не образуют сплошных зарослей. Наиболее подходящие растения - клены, а также вяз, граб, кармона, серисса, мальпирия.
Yose-ue (ёсэ-уэ)
- "рощица", или "лес на ладони". Имитация пронизанной светом трепещущей рощицы. Выбирают нечетное количество растений с мелкой листвой. В композиции из деревьев одного вида играют формами кроны, перспективой и ритмом посадки.
Вы, конечно, понимаете, уважаемые читатели, что знакомство с стилями бонсай еще не делает нас великими бонсаистами или знатоками этого искусства. Не каждое растение, посаженное в плошку, можно называть бонсай. Существуют довольно строгие каноны, регламентирующие все, что относится к этому искусству: форму растения и пропорции его частей, соответствие растения и контейнера, приемы демонстрации, сочетаемость видов в композиции, уход и т. д. Европейца дерево, выращенное в технике бонсай, привлекает прежде всего своим внешним обликом, возрастом. У японских и китайских мастеров отношение к нему более глубокое, это способ
самовыражения, философского постижения мира.
Автор статьи Шевченко Р.
***
В НАШЕЙ СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ
Для того, кто намерен вырваться из круговорота жизни и стремится сделать свой ум безграничным, ясным и радостным, нужен особый интерьер - гармоничное пространство, в котором ничто не мешает процессу духовного совершенствования. Смотрите, как конкретно реализована такая задача.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
ТОРШЕР ДЛЯ ВЕЛИКАНОВ
Компания LUХIT представила новую дизайнерскую лампу The Great-1 - гигантскую копию настольной модели L-1, созданной в 1937 году дизайнером Жаком Жакобсеном. Максимальная высота лампы - 4216 миллиметров, радиус вращения равен 165 градусам, а мощность составляет 250 Вольт. Каркас, абажур и подставка сделаны из алюминия. Лампа представлена в трех цветах: сером, белом и черном. Новую модель можно увидеть в салоне SVAG.