Всем знакомо выражение "венский стул", но мало кто знает, что родился этот легендарный стул 150 лет назад, а создателем его был Михаэль Тонет. В специальной литературе это имя стало нарицательным: тонетовской называют мебель из гнутого дерева (в основном из бука).
Сам мастер родился в 1796 году в Германии в городке Бопарт-на-Рейне. Долго обучался столярному делу и начал самостоятельную работу лишь в 1819 году. К 1830 году решил заняться изготовлением стульев из гнутого дерева. Поставив перед собой цель усовершенствовать столярное дело, он постоянно думал над тем, как изготовлять более простым способом одинаковые изделия, чего в ту пору не делал никто. Древесина твердых
широколиственных пород - дуба, ясеня, бука - показалась ему идеальным материалом: обработанная водяным паром или горячей водой, она принимает необходимую форму и сохраняет ее после охлаждения. Через одиннадцать лет, в 1841 году, Тонет запатентовал новую технологию. Тогда же на мебельной выставке он показал свои первые стулья, изготовленные новым методом. Они были еще далеки от "классической" модели, ощущалось влияние тогдашнего стиля неорококо (согнуты не все элементы, а лишь некоторые). Выставочные образцы
обратили на себя внимание князя Клеменса Меттерниха, посоветовавшего Тонету открыть свое дело в Вене.
Мастер покинул родной Бопарт и переселился в Вену. Случилось это в 1843 году. В то время столица Австрии считалась бесспорным центром культурной жизни Европы, привлекавшим музыкантов, художников, артистов. Здесь были самые красивые парки и кафе, звучала самая изысканная музыка в исполнении самых прославленных оркестров. В этом городе Михаэль Тонет и основал свою фирму, которая в 1850 году предложила стул, целиком собранный из гнутых буковых элементов. В 1859 году Тонет запускает в серийное
производство стул № 14 - это прозаическое название было дано модели, которой суждено было стать самой популярной в мире - "венский стул". Помимо привлекательного внешнего вида поражает совершенство технологии - число деталей было сведено к минимуму, всего шесть. Детали удерживались вместе не на прочном клее, а с помощью винтиков. Модель не только дожила до нашего времени, но и оказала существенное влияние на развитие дизайнерской мысли. Вот он - венский красавчик.
Австрийский мебельный гений первым догадывается, что не столярные соединения, а винтовые позволят сделать мебель разборной, а значит, ему не нужно будет "возить воздух". Тонет транспортирует мебель в разобранном виде плотными пачками (36 разборных стульев №14 занимают пространство всего в один квадратный метр).
Тотчас нашлись клиенты. Тонет поставил первую партию стульев одному венскому кафе, и они прослужили в нем верой и правдой целых 26 лет. В том же году еще 400 стульев были отправлены в отель "Королева Англии" в венгерский город Пешт. В 1860-м мастер разработал стул-качалку, и это тоже было сенсацией. Он немедленно получил заказы на 100 тысяч изделий.
Родившись в канун века девятнадцатого, Михаэль Тонет сумел предугадать потребности века двадцатого. Он первый в мире организовал промышленное производство мебели, обладавшей поистине высоким качеством. Являясь пионером создания очень многих конструкций и даже типов мебели, Тонет, однако, не является изобретателем способа гнутья пропаренной древесины как такового. Еще древние греки владели этим мастерством и
гнули ножки своих кресел. В средние века секрет греков был частично раскрыт. Применялся этот способ и в XVII - XVIII веках. Был он известен и в России: русские мужики гнули из пропаренной древесины обода колес и дуги для лихих троек. Но никто и никогда не тиражировал мебельную продукцию из гнутой древесины такой прочности и красоты, как Тонет. И
здесь он безусловный новатор, хотя долгое время не мог запатентовать свой способ.
Он первым понимает решающее значение вопросов продвижения продукции на рынке и выпускает рекламные листовки, а в последней четверти XIX века начинает продажу по каталогу. В каталогах представлялось огромное количество модификаций разборной мебели для жилищ и общественных помещений. Имея промышленное производство, Тонет мог при высоком качестве снижать цену, оставляя далеко за спиной своих конкурентов. Ему удается удовлетворять любые запросы массового потребителя, в основном представителей
среднего класса. Гарнитурами от Тонета любила обставлять свои дома интеллигенция, но, в первую очередь, огромные заказы на кресла идут от многочисленных в то время кафе и ресторанов.
Умер Михаэль Тонет в 1871 году, оставив сыновьям всемирно известную фирму. Она была не в состоянии удовлетворить спрос, и потому открывались новые и новые ее филиалы. В 1896 году их насчитывалось уже более 60. Некоторые существуют и сегодня, например, "Тон" в Чехословакии. В начале XX века каталоги фирмы Тонет включали около 1200 моделей, фабрики производили почти 2 млн. изделий в год.
На тонетовских стульях сидели в Европе и в Америке, их узнала и Россия. В России продукция по моделям и технологиям производилась вплоть до первой мировой войны и была чрезвычайно популярна, как впрочем и во всем мире. Продажи легкой, прочной и изящной мебели были огромны, а широко известный стул под номером 14 изготовлялся такими тиражами, которые вряд ли будут когда-нибудь перекрыты: с конца XIX века и до
первой мировой войны было произведено 50 млн. этого изделия.
С тех пор производство этого вида мебели не прекращалось. Менялась мода, технологии, эстетические взгляды, а дешевый и доступный многим покупателям венский стул и по сей день сохранился в неизменном виде. Другого подобного случая в истории техники и художественного проектирования, кажется, не существует. Великолепный дизайн многих тонетовских изделий признан вневременным, а конструкция стула №14 - практически
совершенной. Исключительную прочность этого стула подтвердили талантливые сыновья Тонета, которым мастер передал свое дело. В 1900 году на Парижской выставке стул был сброшен с Эйфелевой башни. Пролетев с немыслимой высоты, стул ударился о землю, подпрыгнул и остался целым.
По сей день дизайнеры представляют венский стул как пример оптимального сочетания формы и технологии. Объяснение этого феномена точно сформулировал известный архитектор Ле Корбюзье: "До сих пор не создано ничего столь элегантного по форме, столь качественного по разработке и столь целесообразного по конструкции".
Столы и стулья из гнутой древесины известны во всем мире. Но эксперименты с гнутой древесиной продолжаются, в том числе и России - похоже, лавры Михаэля Тонета не дают покоя современным мебельщикам и дизайнерам. С Эйфелевой башни свои изделия они не бросают, в лучшем случае на испытательном стенде, демонстрируя прочность, бросают в стенку.
Каждый производитель гордится своим ноу-хау. Секреты новых технологий не раскрываются, хотя, как говорят, они просты. Производство гнутых деталей из цельной древесины не требует значительных материальных и временных затрат. Это ручная работа, для которой необходима специальная оснастка. Чтобы определенным образом согнуть деталь, мастер должен знать степень гибкости породы древесины и до 20 "болевых" точек изделия, ну и некую химическую формулу. Сначала изготовляется шаблон гнутой детали,
на основе которого налаживается поточное производство.
Автор статьи Шевченко Р.
***
В НАШЕЙ СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ
Большие американские холодильники, будучи очень красивыми и удобными, представляют собой вершину, топ-класс бытовой техники.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
СЕНСОРНАЯ ПЕПЕЛЬНИЦА
Пассивное курение (нахождение вблизи курящего) не менее опасно, чем активное. Пассивный курильщик вдыхает те же самые вредные вещества, что и дымящий рядом любитель сигарет, несмотря на их меньшую концентрацию. Сенсорная дымоулавливающая пепельница от LeFutur частично решит "экологическую" проблему у вас дома или на работе. Даже если рядом с вами постоянно находится заядлый курильщик, необычная пепельница позволит свести к минимуму распространение табачного дыма по помещению. Устройство оборудовано
отверстиями с сенсорными датчиками, которые автоматически открываются при поднесении руки к пепельнице и снова закрываются спустя несколько секунд, в результате чего опасный дым не отравляет атмосферу. Пепельница снабжена тремя сигаретодержателями и специальными углублениями для тушения сигарет.