С древности люди придавали изображению человека, будь то наскальный рисунок или фигурки, вырезанные из кости, почти мистические свойства. Например, у многих народов, и среди них не только дикие африканские племена, но и более "просвещенные" народы Европы, считалось, что можно навести на своего врага "порчу", если использовать вырезанную из дерева или слепленную из глины его фигуру. При этом важно было не портретное сходство с живым человеком, а уверенность в том, что в этой фигурке сосредоточена
вся его сущность.
Многие религии, среди них мусульманская, вообще запрещали изображать не только фигуры людей, но и животных. Считалось, что создавать живые существа - прерогатива только бога, а человек, пытаясь подражать богу, совершает святотатство.
Христианские религии были терпимее к стремлению людей создавать собственные изображения, но и в европейских странах вплоть до наших дней сохранились языческие обряды: всевозможные гадания, заговоры и привороты, в которых фигурируют изображения людей. Есть даже традиции, тоже из глубины нашего языческого прошлого, в которых используются элементы ритуальных жертвоприношений. В России, например, это сжигание на костре чучела Масленицы.
Были еще поверья, тоже уходящие корнями в язычество, что дом от "нечистой силы" можно охранять с помощью специальных добрых домовых, которые вырезались из дерева, лепились из глины или делались из тряпок. А в эпоху становления христианства в домах стали ставить фигурки ангелов, охраняющих дом и семью от болезней и напасти.
Но было и совершенно безобидное применение маленьких фигурок людей - их создавали для игры детям. Куклы всем с детства хорошо известны. Всевозможные солдатики, пышно одетые барышни и кавалеры, розовые пухлые младенцы-голыши - все они помогали растущим людям испытать в раннем детстве заботы взрослых, найти и воплотить в жизнь свое призвание. Кто-то, играя в солдатиков, становился в будущем, если не великим полководцем, то смелым офицером, а кто-то, баюкая розового пупса, представлял себе большую
и счастливую семью.
Очень красивые, тщательно сделанные или просто памятные экземпляры кукол люди берегли, хранили на видном месте. Так появились декоративные куклы, предназначенные не для игры, а для украшения дома. Их стали производить специально, причем достоверность костюма, соответствие всех его деталей исторической эпохи или национальных особенностей ценились высоко. Появились коллекции кукол.
В России издавна, еще с языческих времен, кукол вырезали из дерева. Существовали известные центры резьбы по дереву, среди них деревня Богородское под Москвой. Резчики достигали такого мастерства, что был виден даже узор ткани на "деревянной" одежде. Шитье тряпичных кукол тоже уходит корнями в далекое прошлое: так делали кукол в деревенских избах. Материалом служили кусочки ткани, веревки, пакля. Все это было производство кустарное, артельное, а куклы продавались на городских ярмарках и сельских
базарах.
С началом фарфорового производства в Европе (с первой половины XVIII века) вошли в моду фарфоровые куклы и небольшие скульптурные группы. А вслед за Европой фарфоровые скульптуры появились и вошли в моду в России. Чаще всего это были фигурки людей, изображавшие персонажей итальянской комедии масок, галантных французских кавалеров
с дамами, пастухов с пастушками. Причем выпускались целые жанровые сценки. Например, часть городской улицы с фигурами торговцев и простых обывателей, народных гуляний. Вот, например, как выглядит современная версия такой жанровой сценки - гулянье на Венецианском карнавале. Как декоративны эти яркие пластичные фигурки, их можно поставить вместе, а можно и на разные полки - они не потеряют своей привлекательности.
Большой интерес у покупателей вызывали и фигурки, воспроизводящие экзотический облик жителей дальних стран. Серии таких фигурок, выпускавшиеся по этнографическим атласам, группировались в интерьере (на комоде, каминной полке, специальном столике) в сложные "театральные" мизансцены, оживляемые яркими красками костюмов, точными штрихами мастеров росписи по фарфору.
Фарфоровых кукол вначале привозили в нашу страну из заграницы, но с открытием Императорского фарфорового завода под Петербургом и завода Гарднера под Москвой их в большом количестве стали производить в России.
Фарфоровые скульптуры выпускались в двух вариантах - из глазурованного фарфора и матового неглазурованного бисквита, напоминающего мрамор. Их могли оставить белыми и тогда они использовались при сервировке стола для его украшения, а могли раскрасить, и в этом случае фигурки поражали яркостью красок, которые надолго сохраняли сочность и глубину цвета.
Фарфор - очень благодатный материал, скульптура из него имеет множество мелких деталей, подробностей. Для фарфоровой скульптуры характерны пластичность жестов и поз, тончайшие переливы цвета. Став со временем доступными всем по цене, фарфоровые фигурки помимо декоративного получили и функциональное назначение: сахарницы, различные шкатулки и коробочки, они в то же время остались оригинальным украшением кухни, столовой или спальни.
Декоративных кукол можно поставить на стол, посадить на полку и даже установить на полу, если они имеют, как эти деревянные английские гвардейцы, соответствующий размер.
А полисмен из той же серии, установленный у входа в Ваш кабинет, станет остроумным предупреждением всем входящим о необходимости соблюдения порядка и тишины.
Раритетные куклы, в дорогой одежде со сложной отделкой нуждаются в более бережном хранении: для них нужно установить стеклянную витрину с полками, на которых за плотно закрытыми дверцами эта красота и будет храниться.
А в современных интерьерах с почти "условной" мебелью из больших плоскостей стекла и хромированных деталей использовать в качестве аксессуаров разряженных пышных барышень нелогично. Здесь более уместны стилизованные фигуры из черного металла, камня и даже пластика, а устанавливать их можно прямо на пол.
Фарфоровые раскрашенные скульптуры по-прежнему популярны, но в современном исполнении они изменили пропорции, став выше и грациознее.
Автор статьи Сомова М.
***
В НАШЕЙ СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ
Авторская мебель - это модели, созданные фантазией дизайнера, которые носят не только марку фирмы-производителя, но имеют конкретного автора и неповторимый облик. Какие они, вещи "в одном экземпляре"? Об этом в нашей следующей статье
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Аксессуары для украшения интерьеров в восточном стиле - фонарики с иероглифами, керамические тарелки и полотенца - можно приобрести в магазинах "Джапро", "Путь к себе", "Ginza" и "Home Accessories".