Еще совсем недавно во многих домах наших соотечественников
скульптура
была представлена чередой слоников на полке над диваном, в серванте или
на крышке радиоприемника. Декоративная скульптура послевоенной эпохи соцреализма
была небольшой по размерам и примитивной по содержанию: выбирать приходилось
между бюстами вождей и великих писателей или уже упомянутыми слониками.
Стоит ли говорить, что «продвинутая» интеллигенция выбирала писателей
(желательно прогрессивных), партийные работники предпочитали маленьких
идолов-вождей, а вся остальная часть населения – слоников. К разряду этих
же незамысловатых украшений дома относились еще целующиеся голубки, танцующие
балерины или пионеры-горнисты, в массовом порядке производимые советскими
фарфоровыми заводами с одобрения министерства культуры.
Ситуация стала меняться в «оттепельные» шестидесятые. И
когда на Западе бушевала битломания, по паркам и бульварам мегаполисов
на траве сидели длинноволосые хиппи, а лучшим украшением модного дома
был портрет Мерилин Монро в «кислотных» тонах, у нас тоже появились нетрадиционные
изделия «декоративно-прикладного искусства». Особой популярностью в то
время пользовались вручную обработанная керамика и цветное стекло, в моду
также входило народное творчество, как возвращение к культуре предков:
резная богородская игрушка, изделия Гжели, каслинское литье.
Эти изделия были, как правило, небольшими по размеру не потому, что наши
соотечественники не любили крупные декоративные украшения, а потому, что
их попросту некуда было ставить. У всей страны вызывала дружный смех сцена,
когда в популярном фильме даже в восьмидесятые годы коллектив организации
пытался подарить сотруднику бронзовую лошадь. Кроме смеха этот подарок
вызывал и недоумение. Если бы такую бронзовую скульптурную группу подарили
сейчас, юбиляр бы очень обрадовался - это не только «весомый» с точки
зрения стоимости подарок, но и прекрасное украшение для квартиры с классическим
интерьером.
На самом деле очень важно, в какую обстановку приобретается даже небольшая
фарфоровая фигурка, не говоря уже о крупных произведениях. Скульптура,
как и живописные полотна,
очень эмоционально выразительное украшение, и если по стилю оно не соответствует
жилому интерьеру, то внесет диссонанс и разрушит его целостность. Как
в антикварный интерьер с дорогой мебелью в стиле барокко
не поставишь матрешку, так и в интерьер «кантри» с плетеной мебелью и
пэчворком не впишется изящная женская головка из мрамора. И только поменяв
их местами, можно создать гармонию в обстановке.
Антикварные интерьеры
или воссозданные в наши дни по историческим образцам, вообще не обходятся
без скульптурных украшений, в них как будто недостает индивидуальности.
Даже живописные полотна не компенсируют полностью отсутствия скульптуры.
Дорогая бронза, тонкий фарфор, мрамор и полудрагоценные камни, резное
редких пород дерево или их сочетания – это все материалы для создания
скульптурных украшений в интерьерах классических стилей.
Абстрактные скульптурные работы стали создавать конструктивисты
в начале прошлого века. Это были выражения мысли, не через конкретный
образ, а через ассоциации. Скульптура, даже декоративно-прикладная, должна
была не столько радовать взгляд, сколько будить чувства и мысли, иногда
даже не совсем конкретные. И появились угловатые и членистоногие сооружения
из колес, плоскостей, похожих на крыло самолета, жестких тросов или спиралей.
Эти устремленные ввысь инсталляции должны были звать в прекрасное будущее,
обеспеченное техническим прогрессом и полетом мысли свободных граждан.
Но в домашних интерьерах они почти не прижились: современникам
этих прогрессивных художников будущего все-таки милей и понятней были
фарфоровые зверушки, танцовщицы или горнисты. Зато авангардные работы
конструктивистов привели к появлению новых направлений в декоративной
скульптуре: абстрактных форм и инсталляций.
И теперь никого не удивишь непонятным предметом в обстановке,
имеющим явно декоративное значение. Такие абстрактные формы (напольные,
настенные, настольные), выполненные из стекла, керамики, металла или дерева
удачно дополняют интерьеры современных стилей, например, минимализма
или хай-тек.
Только для минималистских интерьеров подойдут лаконичные работы, без излишнего
декора, с четкими и простыми формами, а для высокотехнологичных интерьеров
понадобятся изделия из новых необычных по фактуре или свойствам материалов,
желательно фантастических, космических форм, и в этом случае сложность
конструкции не помеха, а, скорее, достоинство.
С появлением квартир, в которых простор и обилие воздуха становятся характерной
чертой, а открытые пространства за окном - частью интерьера, изменилось
и отношение к домашней скульптуре. Такую квартиру могут украсить и величественные
львы, созданные по типу египетских сфинксов, на роскошном фоне большого
города и безграничного неба, они будут выглядеть особенно внушительно.
Если вы не любитель крупных форм, а наоборот, вам нравится
любоваться изящными и тщательно проработанными статуэтками из фарфора,
бронзы или поделочных камней, вам стоит продумать оптимальное их размещение
в интерьере. Потому что такие мелкие и хрупкие вещи не расставишь просто
на открытых полках: большое количество мелких предметов рождает ощущение
беспорядка, а красота каждой вещи в отдельности – теряется. Для хранения
коллекций небольших скульптур стоит использовать специальные витрины,
в них каждое художественное изделие видно с разных сторон, а все вместе
они выглядят очень красиво.
Обратите внимание на этом же фото, как крепятся к стене
три небольших акварели за витриной – они наклеены на длинную ложку для
обуви. По отдельности – это совершенно разнородные предметы, а в совокупности
представляют собой оригинальную инсталляцию.
В инсталляции предметы, объединенные замыслом художника, соединяются между
собой или просто ставятся рядом. На следующем фото низкая тумба для телевизора
служит подставкой для инсталляции необычной формы деревянных предметов
и керамических ваз.
Непревзойденными мастерами инсталляций являются жители
Востока, предметы в их работах не случайны и почти всегда имеют сложное
философское значение.
Итак, скульптура – очень своеобразное украшение, преображающее
жилой интерьер, но, выбирая ту, что вам нравится для своего дома, стоит
подумать, насколько оптимально она в ваш дом впишется.
Автор Сомова М.
***
Мы уже писали о том, как можно сделать декор жилого интерьера
индивидуальным, чтобы обстановка вашего дома стала запоминающейся и яркой.
Но тема эта интересна и неисчерпаема, поэтому в следующей статье мы вновь
вернемся к ней и предложим еще несколько вариантов необычных декоративных
деталей для украшения дома.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Галерея Ligne Roset представила новые интерьерные детали,
среди которых есть остроумные дизайнерские решения. Например, светильник
One Day в виде проволочной корзины для бумаг, в ней среди настоящего бумажного
«мусора» прячется лампочка. Поскольку листы бумаги пропитаны специальным
составом, опасность их возгорания исключается.
Источник: приложение Weekend N183
к газете Коммерсант.
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ
ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ