В средние века Нидерланды
охватывали территорию теперешних Бельгии, Нидерландов (Голландии) и Люксембурга. С начала XVI века государство находилось
под властью Испании. Это, прежде всего, отразилось на городской архитектуре: дома испанской знати, ратуши, биржи, соборы -
все носило черты готического стиля с вытянутыми вверх окнами и высокими шпилями крыш.
Первая в Европе буржуазная революция разделила единое государство на Северные (во главе с Голландией) и Южные
Нидерланды (Бельгию). При этом Северные Нидерланды стали самостоятельным государством, а Южные остались под властью Испании.
В Бельгийской архитектуре тогда же начинается период барокко, особенно в строительстве иезуитских церквей:
их пышное великолепие должно было убедить провинцию в могуществе Испанского королевства и католической церкви. А толчком в
развитии архитектуры жилых зданий послужило издание Рубенсом зарисовок "Дворцы Генуи", сделанных им в Северной Италии. Городские
дома бельгийской знати после этого тоже получили пышное барочное "одеяние" в виде резных белокаменных накладок и вычурных
линий отделки фасада.
Независимые Северные Нидерланды становятся к XVII веку центром мировой торговли. А голландские мореплаватели
- первыми в Европе поставщиками восточных диковин. Восточные шерстяные ковры,
шелковые ткани и бронза - все это впервые появляется у голландских
купцов.
И модный с начала века среди европейской знати тонкий китайский фарфор тоже появился сначала в Голландии.
Но во второй половине столетия объемов ввозимого фарфора стало не хватать и тогда в голландских городах возникает собственный
промысел: производство керамической глазурованной посуды. Это были первые попытки воспроизвести, хотя бы и в более грубом
материале, посуду из фарфора китайского.
Но промысел, появившийся как попытка скопировать восточную экзотику, скоро создает неповторимые изделия.
С тех пор дельфтский и роттердамский фаянс становится "фирменным стилем" голландского интерьера. Помимо традиционной бело-голубой
разнообразной посуды, украшавшей дома, голландские мастера создают впервые облицовочную плитку
для очагов, печей и стен. Плитка была разных
видов: с геометрическим узором, с клеймами и объемным рисунком, а из отдельных плиток собиралось на стене или вокруг печи
целое сюжетное полотно.
В это же время голландские мастера пытаются воспроизвести и ставшие популярными в Европе восточные шерстяные
ковры, купить которые мог себе позволить не каждый даже достаточно богатый дворянин. Создаются мануфактуры, на которых ткут
гобелены. Вначале простое копирование приемов и рисунков восточного ковроткачества приводит затем к созданию новых своеобразных
технологий и рисунков, воспроизводящих библейские сюжеты и бытовые сценки. Эти "картины" из шерсти, шелка, золотых и серебряных
нитей по тонкости исполнения и художественному вкусу не уступали дорогим восточным коврам.
С развитием мануфактур в крупных городах бурно развивается строительство жилых и торговых зданий. Следуя
национальным традициям, уходящим корнями в готическое прошлое, в строительстве городских домов голландцы применяют кирпич
с отделкой из белого камня. Причем декор из белокаменных фрагментов минимален. Из-за дороговизны земли в городах, типовым
становится "трехоконный" жилой дом, на узком фасаде которого близко посажены друг к другу три высоких и узких окна. Украшением
фасада являлся декоративный балкончик и небольшое количество резных белокаменных гирлянд.
В то же время, в небольших провинциальных городках архитектура жилых домов сохраняла еще средневековые формы,
когда традиционным жильем в Нидерландах были фахверковые дома. Стойки и ригели фахверка, почерневших от времени деревянных
балок, декоративно украшают и поддерживают беленые оштукатуренные фасады домов. На фоне зелени садов и равнинных голландских
пейзажей такие дома очень живописны, как прославленные на весь мир картины голландских художников.
Внутреннее убранство дома не менее красиво. Сквозь классические голландские окна
"на девять стекол" с перегородками, делящими окно на квадратики, видна зелень сада. Шторы в мелкую клетку не препятствуют
проникновению солнечного света. Преобладающие
цвета в интерьере: желтый, синий и немного
красного. Стены оттенка светлой охры, или бледно-синего цвета, натуральное дерево мебели,
ставней и плетеных корзин, медный блеск начищенных кастрюль, чайников и подсвечников. На этом фоне белые кружевные салфетки
на полках, бело-голубая посуда и изразцы печей выглядят очень нарядно.
Мебель в старых голландских домах декорирована в "архитектурном стиле", когда во внешнем виде мебели воспроизводился
фасад здания. Дверцы посудных шкафов, например, разделенные на квадратики стекол напоминают окна на фасаде дома, а по бокам
шкаф украшался резными колоннами и башенками.
И сейчас, как несколько веков назад, в каждом доме обязательно присутствует голландское изобретение - горка
для посуды, на открытых или застекленных полках которой расставлена разнообразная бело-голубая посуда. Деревянные комоды,
потемневшие от времени или покрашенные краской, столы, покрытые яркой скатертью, стулья с плетеными сиденьями и простые по
форме кресла, обтянутые тканью или кожей органично
сочетаются со старой ажурной бронзовой люстрой, домоткаными ковриками и зеркалом
в темной деревянной раме.
Стены украшают полки и полочки, покрытые кружевными салфетками, уставленные расписными декоративными тарелками
или небольшими скульптурами из белого фаянса. Рядом могут висеть охотничьи трофеи или старинные географические карты, традиционно
оправленные в черные деревянные рамы: бережное отношение к картам - в генах у потомков отважных мореплавателей.
Особая красота голландского дома в, казалось бы, противоречивых сочетаниях: тонкой росписи печных изразцов
и грубости массивного стола крестьянской работы, темного цвета старого дерева полок и белой пене ажурных кружевных салфеток
на них, толстой керамической посуды со следами времени и блеска начищенной меди чайников с изящно изогнутыми ручками.
Голландское жилище, как ни одно из европейских, прославлено благодаря живописи "малых голландцев". Видя красоту
в повседневности, в незначительных, на первый взгляд, мелочах быта, голландские художники создали новые жанры живописи - бытовой
интерьер и натюрморт. В их картинах уютная и тихая жизнь вещей наполнена особым смыслом и красотой.
Автор статьи Сомова М.
***
Своеобразие Скандинавии в ее северной строгой красоте, с холодным морем и фиордами. О стиле шведского дома
- читайте в следующей статье.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
По заказу ОАО "Нижегородский машиностроительный завод" Студия Лебедева сделала тюнинг пылесоса "Циклон" 7-й
серии. Новая модель получила индекс "Л". Неизменными остались внутренние агрегаты и металлические части корпуса базовой модели.
Кроме этого, в Студии Лебедева был разработан комплект новых насадок. Пылесос "Циклон 7Л" появится в продаже в конце 2004
года по розничной цене около 1500 рублей.
Источник: www.artlebedev.ru
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ