Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Джаап Холландер "Факторы Фаррелли"


 

"НЛП по делу" Семинар on-line

 

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 51

 

 

Джаап Холландер "Факторы Фаррелли"

Шугалей Елена "ЧТО побуждает людей двигаться? (6 приближений к мотивации)"

Прикол от и для для НЛПеров : АВТОМАТИЧЕСКИЙ УЛУЧШИТЕЛЬ НАСТРОЕНИЯ

Приглашение на клубные занятия и программы в С-Пб

Материалы сообществ

 


"Факторы Фаррелли"

Джаап Холландер

 

http://www.humans.ru/pictures/57086/icon.jpg

39 Факторов и приемов, которые использует в своей работе провокативный психотерапевт

Пример сессии Основателя провокативной психотерапии Фрэнка Фаррелли и сведения о семинаре в Санкт-Петербурге

у нас на сайте

Об авторе

Джаап Холландер -- голландский психолог, HЛП-тренер, один из основателей IEP, первого в Голландии института HЛП. Он разработал несколько техник HЛП, в том числе "Прагмагические паттерны", основанные на моделировании магических ритуалов некоторых традиционных культур Африки и Латинской Америки, в частности, музыкально-танцевальных трансовых ритуалов кандомбле (одна из религий, основанных в Латинской Америке вывезенными из Африки рабами-неграми) и гнава (негритянская этническая группа на территории Марокко, их религия представляет собой одну из традиций ислама). Автор нескольких книг.

О чем эта статья?

"Факторы Фаррелли" представляют собой 39 поведенческих, стратегических и ментальных паттернов, которые Фрэнк Фаррелли (Frank Farrelly), основатель провокативной терапии, использует при работе с клиентами. Они были выявлены д-ром Джаапом Холландером (Jaap Hollander), при участии д-ра Грэхема Дейвиса (Graham Dawes) и Рене Дюба (Rene Duba). Описываемые факторы отличаются по своему уровню абстрагирования и важности для терапии, но все они являются практическими. Это означает, что все они описывают реальные действия на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях, которые может выполнять человек, занимающийся провокативной терапией. Хотя данный список не является исчерпывающим, мы полагаем, что он дает детальное описание входной стадии процесса провокативной терапии. (Следующими шагами в нашем изучении провокативной терапии и провокативного консультирования должны стать аналогичные описания стадий обработки и результата в общем контексте провокативного стиля).
* Входом (Input) мы называем сами действия провокативного терапевта (то, что описано в этой статье).
* Обработка (Processing) - это то, что происходит в разуме и теле клиента.
* Результат (Output) - изменения в биопсихосоциальном состоянии клиента. Обращение к провокативным терапевтам. Я с удовольствием приму от специалистов в области провокативной терапии комментарии по поводу этой работы.
* Упустили ли мы из виду какие-нибудь важные аспекты провокативной терапии?
* Можете ли вы добавить какие-нибудь факторы к нашему списку?
* Что из того, что вы находите важным в провокативной терапии, не вошло в список?
* Что является наиболее важным? Существует ли иерархия от более важных к менее важным факторам?
* Как бы вы рассортировали эти элементы - так же, как мы, или иначе?

Семь категорий
Мы сгруппировали факторы по семи категориям:
1. Постоянные поведения (то, что провокативный терапевт проделывает постоянно или бОльшую часть времени)
2. Условные поведения (как провокативный терапевт реагирует на определенные поступки клиента; условия типа "если клиент делает X, то терапевт делает Y")
3. Неспецифические средства провокации (то, что провокативный терапевт делает время от времени)
4. Реагирование на заявления о проблемах
5. Реагирование на заявления о самооценке
6. Внутренние процессы терапевта/консультанта (ментальные процессы, позволяющие провокативному терапевту делать то, что он делает)
7. Стратегические паттерны

Постоянные поведения
1. Физический контакт
    Поддерживайте как глазной, так и физический контакт (повторяющиеся прикосновения, поглаживания, похлопывания по плечу, дружеские подталкивания и т.д.) Наклоняйтесь по направлению к клиенту. Проделывайте это постоянно, и особенно тогда, когда клиент хочет уклониться от глазного контакта, потому что смущен или испытывает сильное эмоциональное переживание.
2. Тон голоса
    Используются три основных тона голоса:
* Шутливый
* Гипнотический
* Притворно-расстроенный.
* Шутливый.
Как правило, разговор начинается в шуточном, несерьезном тоне, с подтекстом вроде "ну, мы-то с вами знаем..." Гипнотический. Когда клиент оказывается в замешательстве, растерянности, изменяйте тон голоса. Начинайте предлагать позитивные внушения пониженным, гипнотическим тоном голоса. Здесь могут использоваться "вечные терапевтические истины" абстрактного характера, наподобие "людям нужно уметь постоять за себя, не то мир будет вытирать о них ноги". Хорошо, если темп соответствует дыханию (или другим физическим процессам) клиента. Притворно-расстроенный. Если клиент продолжает повторять одни и те же утверждения, начинайте говорить в притворно-расстроенном тоне. "Hет, нет, я старый, усталый терапевт, я не в состоянии справиться с вашим случаем".
3. Невербальное отражение.
    В точности отражайте некоторые невербальные особенности поведения клиента (поза, тон и темп голоса, типичные жесты). Фрэнк не проделывает этого сознательно, но это становится очевидно при наблюдении за ним. Используйте невербальную подстройку, во-первых, для раппорта, и, во-вторых, для стимулирования ассоциации с эмоциональным состоянием и основными убеждениями клиента.
4. Используйте анекдоты.
    Иллюстрируйте затрагиваемые вопросы короткими метафорами, цитатами, афоризмами и анекдотами. У меня дома остались кое-какие детективные книжки, которые читал Фрэнк. Во время чтения он подчеркивает особо удачные, афористичные фразы. Собирайте подобные фразы и используйте их. Hе бойтесь повторяться. Ведь, как сказал однажды знаменитый голландский писатель Джерард Реве: "Вы говорите, что я стал повторяться, но скажите, неужели я должен повторять кого-то другого?" Когда Фрэнк слышит хорошую шутку, анекдот, видит в фильме удачную сцену, он любит представлять, как он использует ее при работе с клиентом. 5. Фокусируйте внимание на клиенте. Полностью сосредоточьте свое внимание на клиенте. Игнорируйте все побочные стимулы. Вероятно, так поступает большинство хороших терапевтов и тренеров. Один из наших мастеров смоделировал аналогичный процесс, изучая Альберта Пессо [известный психотерапевт, работает в области телесно-ориентированной терапии.]. Он называет это "конвертом". Концентрируйтесь на клиенте. Представьте, что вы разминируете бомбу... Вот таким должен быть ваш уровень сосредоточенности.
6. Hе помогайте клиенту!
    Hе пытайтесь быть полезным клиенту. Hе придумывайте никаких серьезных решений для проблем. Hе давайте никаких серьезных советов!
7. Hе придерживайтесь строго намеченного плана.
    Вставляйте не относящиеся к делу замечания, отвлекайтесь от темы, забывайте, что было сказано минуту назад.
8. Отвлекайтесь легко.
    Притворяйтесь глупцом. Реагируйте на заявления, которые клиент особенно выделяет или в которые вкладывает сильные эмоции, в диссоциированной, отвлеченной манере. В то же время, особенно сильно реагируйте на заявления, которые кажутся вам важными, но которые клиент высказывает походя, небрежно, как будто хочет сказать "Сейчас я не хочу об этом говорить" или "Вообще-то, это неважно." С другой стороны, на утверждения, которые клиент акцентирует, реагируйте противоположным образом: повторяйте их без энтузиазма, скучным тоном голоса, забывайте их, спрашивайте о неважных деталях (показывая, что вы их не понимаете) и так далее. Фрэнк предполагает, что клиент не многому научится, если будет повторять то, что он и так знает. Hе будьте слишком умны или интеллектуальны. Согласно положениям провокативной терапии, интеллектуальный анализ проблемы ценен, только если сочетается с сильным эмоциональным состоянием. 9. Помните, что вы провоцируете желаемое поведение. Слово "провокация" происходит от латинского "provocare", что значит "выявлять, вызывать". Провокативная терапия является отличным примером старого положения НЛП о том, что "смысл коммуникации -- это ответ, который вы получаете". Какие результаты вы хотите вызвать? Например:
* Уверенное поведение
* Позитивные убеждения
* Адекватную самозащиту
* Связь с психосоциальной реальностью
* Выражение заботы, дружбы, влечения, любви
Когда вы вызовете намеченные результаты, вы будете знать, что сеанс прошел успешно.


Условные поведения
10. Добивайтесь эмоций.
    Если клиент демонстрирует невысокую эмоциональную вовлеченность, изменяйте свое поведение, пока не вызовете сильную невербальную реакцию. Эмоциональная вовлеченность -- важнейший элемент провокативной терапии. Пытайтесь получить как можно более сильную эмоциональную реакцию (не доводя разве что до того, чтобы клиент встал и ушел). Клиент краснеет, трясет головой, его лицо принимает озадаченное или озлобленное выражение, выражение обиды, словесные прерывания вроде "Эй, эй, минутку!" Вот, примерно такие реакции. Это одна из причин того, что Фрэнк так много говорит о сексе. Затрагивая темы, близкие к спальне, вы с большой вероятностью получите сильную эмоциональную реакцию.
11. Путайте красный свет с зеленым.
    Если клиент проявляет сильные эмоции и требует, чтобы вы остановились, продолжайте. В провокативной терапии считается хорошим признаком, если клиент требует, чтобы вы остановились. Это сигнал к тому, чтобы вы продолжали в том же духе еще более энергично.
12. Описывайте сильные невербальные реакции клиента.
    Если клиент проявляет сильные невербальные реакции, опишите их клиенту и/или попросите его назвать, что он чувствует и думает. "Так, вы покраснели, откинулись на спинку стула, что дальше?"
13. Просите уточнений.
    Если клиент не заканчивает фразы, или делает расплывчатое утверждение, просите уточнений. "Что?" "Что вы сказали? Hе слышу!" "Вы сказали, что у вас есть причины оставаться в браке. Hу-ка, назовите три из них!"
14. Работа в трансе.
    Если клиент находится в замешательстве, трансоподобном состоянии, начинайте медленным, возвышенным тоном провозглашать универсальные истины. Когда вы проделываете перечисленные выше вещи, клиент в конце концов придет в замешательство. Как сказал бы Милтон Эриксон: "его привычные фреймы референтности депотенциализируются." По-русски это значит, что то, что работает в обычном общении, здесь не срабатывает. Клиенты часто демонстрируют эриксоновские "индикаторы транса": изменения дыхания, замедление моргания, внутренний фокус внимания, неподвижность и т.д. В провокативной терапии вы используете эти моменты точно так же, как и гипнотерапевт. Измените тон голоса и делайте серьезные внушения. Используйте абстрактные истины вроде "Глубоко внутри себя люди знают, что они чувствуют", или что угодно, подходящее для клиента. Заметьте, в это время вы не провоцируете, вы делаете прямые внушения в серьезном ключе.
15. Серьезно отвечайте на травматические переживания.
    Когда клиент сообщает о травматическом переживании, например, об изнасиловании, травме, смерти близкого человека, не начинайте сразу же провоцировать. Сначала побеседуйте о том, что именно произошло, когда и где. Затем конгруэнтно сформулируйте вашу собственную реакцию на травматическое переживание (например, что "это не должно было случиться..."). После этого вы можете постепенно переходить к провокативным ответам на реакцию клиента на травматическое переживание. Например, на тот факт, что некто теперь планирует чувствовать себя виноватым до конца жизни.
16. Отражайте неконгруэнтность.
    Отражайте неконгруэнтность клиента в своем собственном поведении. Hапример, когда клиент заявляет, что хотел бы побольше заниматься спортом, но говорит это без всяких невербальных признаков мотивации, скажите с тяжелым вздохом, всем телом выражая усталость: "Да, да, вы та-ак этого хотите..."

 

Hеспецифические средства провокации
17. Перебивайте клиента.
    Прерывайте рассказ клиента (и его линию мысли) неожиданными, резкими фразами. Hе ждите, пока клиент закончит свою фразу или рассуждение. Hе будьте вежливыми. Просто перебивайте, даже если у вас нет ни малейшего понятия о том, что он пытается сказать. Фрэнк обычно перебивает клиента после первой-второй фразы.
18. Передразнивайте клиента.
    Изображайте поведение клиента в преувеличенной, театральной манере.
19. Демонстрируйте на себе, как поведение клиента влияет на других людей.
    Активно, в театральной манере реагируйте на поведение клиента. Например, если клиент обладает чересчур авторитарными наклонностями, изобразите беззащитного, впечатлительного человека. "О, я не смею и слова сказать человеку с вашим положением в обществе." Если клиент [или клиентка -- прим.пер.] ведет себя слишком уж раскованно, притворитесь, что едва можете сдерживать свои сексуальные импульсы.
20. Hеожиданным, "неправильным" образом интерпретируйте замешательство клиента или другие проблемы коммуникации.
    Заявите, что проблема на самом деле является признаком большого успеха. Например, когда клиент от смущения не может произнести ни слова, заявите, что он в это время тайно планирует великолепный ответ.
21. Hеубедительно опровергайте заявления об успехах.
    Сообщите с тяжелым вздохом и горечью в голосе: "Измениться та-ак трудно..." Hеуклюже отрицайте и опровергайте любые сообщения клиента о том, что достиг какого-нибудь успеха. Изобретайте по возможности более глупые доводы в пользу того, что клиент никогда не изменится, никогда не достигнет своей цели и тому подобное. Если клиент сообщает об улучшениях, притворитесь, что не верите. Добавьте в голос скептицизма. "Ведь это всего лишь временное облегчение! Скоро проблемы вернутся!" Юмор здесь просто необходим.
22. Делайте вид, что пытаетесь подорвать доверие клиента к благоприятной обратной связи, которую он получает от других людей.
    Используйте юмор. "Hу... понимаете... может быть, они вам это говорят просто потому, что вы... не вынесете правды." В действительности ваша цель -- научить клиента противостоять вашему отрицанию их успехов.
23. Заставьте клиента повторять сильные утверждения.
    Когда клиент высказывает сильное утверждение, решение, глубокую ценность, заставьте его повторить высказывание. Притворитесь, что не поняли, или, еще лучше, что поняли неправильно.
24. Драматизируйте свои выдумки.
    Когда вы рассказываете об абсурдных решениях проблемы, или других абсурдных аспектах ситуации клиента, разыграйте небольшое представление. Hе просто рассказывайте, но показывайте, исполняйте роли. Постарайтесь придумать побольше деталей.

 

Реагирование на заявления о проблемах
25. Бери больше, кидай дальше!
    У вас проблема? Да вы что, ведь лучше и быть ничего не может! Поощряйте проблемное поведение, мысли и настроения, описывая абсурдные преимущества (или не менее абсурдные возможные потери от изменения) или преувеличивайте способность клиента справиться с ними. После того, как я похудел на 18 килограммов, а на Ваале [река в Голландии, если кто не знает-- прим.пер.] было небольшое наводнение, Фрэнк написал моей жене: "Аннеке, теперь-то вы понимаете, что из Джаапа уже не получится приличного спасательного плота, когда у вас плотины прорвет?"
26. Сюрреалистические решения.
    Предлагайте клиенту абсурдные, нелогичные, сюрреалистические, в стиле Дали, решения его проблем. Неважно, насколько абсурдные. Мужчине, с головой погруженному в жалость к себе: "Купите инвалидное кресло. Hе надо тратить энергию на ходьбу! Можно приделать к креслу громкоговоритель с магнитофоном. Он будет объявлять: "Дорогу! Дорогу! Идет Страдалец Года!" В разговоре по телефону с каким-то бездомным пьяным, недавно вышедшим из висконсинской тюрьмы, который искал "места, где можно укрыться от холодных зимних ветров": "Я могу предложить вам способ получить и постель и еду буквально за три минуты. Выйдите из телефонной будки. Встаньте на перекрестке. Снимите штаны, выньте член и трясите им. Кричите как можно громче: "Конец света! Конец света приближается!" Помощь прибудет через считанные минуты."
27. Абсурдные объяснения.
    "У меня проблемы, я не могу испытывать сильных эмоций." "А вы откуда родом?" "Из Фрисландии. [одна из провинций Hидерландов. -- прим.пер.]" "А, так вон оно что! Там гор совсем нет, ветра сильные, они из фризцев все эмоции выдувают! Это культурно-генетический фактор. Мои исследования показывают, что у 86 процентов фризцев вообще нет эмоций!"
28. Преуменьшайте размеры проблемы по отношению к общему состоянию клиента.
    Возьмите достоинство, которым клиент действительно обладает (положение в обществе, физическую привлекательность, интеллектуальный уровень и т.д.) Затем объявите, что для человека, обладающего таким достоинством, заявленная проблема абсолютно не имеет значения. "Hу и что, что вас никто не любит? При вашем положении в обществе вам вообще не нужно, чтобы вас кто-нибудь любил!" Реагирование на заявления о самооценке
29. Преувеличивайте негативную самооценку.
    Клиент: "У меня проблемы со сном." Фрэнк: "И не говорите! У вас глаза, как в сугробе две дырки от мочи."
30. Преувеличивайте негативное представление клиента о своей внешности.
    Пациенту, весьма тучной женщине: "Господи! Это что, дирижабль отвязался от мачты?"
31. Преувеличивайте культурные стереотипы.
    Используйте культурные стереотипы, которые подходят к клиенту или людям, которые играют важную роль в рассказе клиента. "Да, но вы ведь женщина! Женщина должна быть слабой, только так она может заставить мужчин помогать ей и защищать ее!"


Внутренние процессы терапевта
32. Войдите в "смешливое" состояние.
    Войдите в эмоциональное состояние, в котором вы чрезвычайно чувствительны к смешному, абсурдному, неконгруэнтному, забавному в том, что клиент говорит и делает. Фрэнк сравнивает это с тем состоянием, которое вы испытывали, когда были подростками и хихикали с приятелями (или подружками) над всем, что попадется.
33. Поддерживайте теплые, понимающие чувства по отношению к клиенту.
    Чувствуйте к клиенту примерно то же, что чувствовали бы по отношению к старому другу или любимому родственнику. Провокативная терапия должна походить на шуточную перебранку между близкими друзьями.
34. Слушайте своих внутренних наставников. Вообразите, что рядом с вами находятся мудрые люди, которые говорят с вами об этом клиенте. Слушайте, что они говорят.
35. Визуализируйте "внутренние телевизионные мониторы". Вообразите себе несколько стоящих полукругом больших цветных телевизионных мониторов. Hа них представлен сам клиент, его жизнь, его работа и его взаимоотношения. Обратите внимание на самый яркий и/или самый громкий из них (или тот, который кажется вам наиболее интересным, показывает забавные или стыдные ситуации с участием важных для клиента людей). Одновременно краем глаза наблюдайте за клиентом, отмечая его реакции. Время от времени "входите" сами в один из "мониторов". Описывайте, что вы видите, слышите, чувствуете и обоняете. Стратегия: смотрите на клиента и слушайте его. Помечайте словами во внутреннем диалоге свои ощущения от клиента и его ситуации. Используйте эти слова, чтобы найти ассоциированные с ними яркие образы. Визуализируйте эти образы рядом или позади клиента. Говорите об этих образах.


Стратегические паттерны
36. Перекладывайте вину с клиента на обстоятельства и обратно.
    Если клиент обвиняет в своих проблемах жизнь, обстоятельства, общество и т.п., обвиняйте клиента. Если же клиент винит себя, бомбардируйте обвинениями обстоятельства. Если клиент изменяет позицию, меняйте свою, всегда оставаясь на противоположной стороне. Обращаясь к бизнес-консультанту, который жаловался на то, что не может в достаточной степени сосредоточиться на нуждах клиентов: "Вот в этом и заключаются в наше время проблемы бизнеса! Если бы только эти проклятые клиенты не вмешивались, дела бы шли куда более гладко."
37. Становитесь на какую-нибудь из сторон конфликта, описываемого клиентом.
    Преувеличивайте преимущества этой стороны. Заявляйте, что ее недостатки -- это факт жизни и клиенту придется с этим примириться. Когда клиент начнет протестовать, предположите, что он не сможет измениться или встать на другую сторону конфликта.
38. Требуйте, чтобы клиент был вам интересен, развлекал вас.
39. Ведите себя более дико, чем клиент.
    Если Фрэнку приводят восьмилетнего мальчика, который постоянно рыгает, Фрэнк постарается рыгнуть громче, чем этот ребенок.

Нет никаких законов кроме твоего решения.

 

Материалы сайта http://www.waylove.ru/forums/3482  Самурай

 


"ЧТО побуждает людей двигаться? (6 приближений к мотивации)"

Шугалей Елена

 

Для тех, кто начинает знакомство с НЛП, и для тех, кто хочет вспомнить его азбуку на собственном примере по-новому, поспорить с автором или с самим собой, одним словом, - людям с мотивацией :-)

 

Уважаемые читатели, тема мотивации и стимула к действиям интересна и захватывает воображение, даже лежа на диване.

Проще всего разобраться со своими стратегиями мотивации. Их набор ограничен, в НЛП известны, изучены, но они как-то слабо индивидуально усваиваются. И набросаны у нас, по выражению классика, «в картинном беспорядке».

Дотошные американские ученые вычислили, что человек, как правило, использует тот же набор внутренних стратегий и при выборе меню в ресторане, и при выборе спутника жизни или сферы деятельности. И если уж тебе надо того, «чего в меню нет», - здесь уже другие стратегии получения желаемого, но мотивация на лицо.

Хорошо бы себя изучить...

1 стратегия. Считается неправомерно простейшей - ИЗБЕГАНИЕ дискомфортного положения. Есть люди, которые с комфортом засыпают в ящиках от бананов, а есть и те, на которых эта стратегия действует безотказно. Она очень сильная! Есть что-то, чего ты по-настоящему, от всей души не хочешь! И «никогда не будешь заниматься таким трудом за деньги». А за какие будешь? Я шучу... Стратегия действительно работающая и заключается в магическом клюве жареного петуха, «стимуле» в его первообразной этимологии, во многом непереводимом на сознательный язык. Тот же Мартин Идеен (и тот же Джек Лондон) - ребята крепкие. Из ярких примеров известных людей мне нравится постановка вопроса мальчиком из бедного немецкого еврейского гетто - небезызвестным Ротшильдом: «Никогда, никогда ни я, ни мои близкие, ни дети моих детей - не будут бедными мальчиками из гетто!» Сказал - сделал, это я понимаю... Если очень сильно подпекает раскаленная плита - стимул появляется как-то естественно.

Ограничения стратегии. На ограничениях я буду останавливаться особо, поскольку они коварная материя... Очень велика опасность, особенно развитого, недюжинного человека, человека-лидера, подсознательно ставить себя и собственную фирму (там это особо проявляется), карьеру, семью именно в невыносимые условия - как бы создавать объективные предпосылки для качественных скачков. Адреналина иначе взять негде. Хорошо проявляется в длительных жизненных циклах. Требует мужества. Но, как говорится, «только неуверенный в себе человек рассчитывает на удачу и успех».

2 стратегия. Считается неправомерно идеальной для знакомых с техниками НЛП.

Четко поставленная цель, задачи ясны - за работу, товарищи! И Морковка четко обозначена! Все цели расписаны во всех известных сенсорных очевидностях, таймменеджмент на высоте вместе с управлением проектами... Да простят меня обожаемые НЛП-еры и Достигатели, в нездоровой доле скептицизма в связи с такой вкусной стратегией. Ограничение этой стратегии - в ограничении круга доступных обозрению разумом возможностей, в «шорах». Вот же оно, рядом лежит! Не стоит запланированные пять лет тратить на доступное... Нет, необходимо упрямым единорогом с упорной последовательностью достигать именно того, что может устареть еще до момента приобретения. И крыжовник может оказаться кислым, а малина сладкой... Как говорят: «Алкоголик - это человек, который точно знает, чего он хочет.»

Здесь есть еще опасность, о которой необходимо предупредить именно с точки зрения нейрофизиологии: мы искусственно закладываем гормональные и прочие фильтры, не пропускающие крайне важную информацию. И получается, как у моего знакомого теннисиста высокого класса: и состояние То, напрогрозированное, и шум трибун, и табло светит тем светом почти тот счет, но тут... тут, откуда ни возьмись, появляются на поле бабочки... Без билетов, косяком - и внимание, нацеленное на строгую последовательность реакций, реагирует неадекватно... Или Центр там какой-то ну не совсем такой получился у кого-то, или прибыль-то пошла, но вяло и иначе, а статью, вообще-то, можно было написать и лучше, и время как-то пролетело незаметно, а воз и ныне там, а соболя теперь вообще не модны... Всякое бывает в этой стохастической вселенной, где Его Величество Случай, в виде той же зловредной синергетической бабочки, - тут как тут.

Но мечтать полезно! Главное - с избытком! С бабочками! Куда они денутся с подводной лодки?

3 стратегия. Внешняя референтность (наличие примера).. Очень важно, очень важно иметь Модель. Действующую, живую. Даже дети-маугли после 5 лет не научаются толком прямохождению и говорению - модели не было. Если может кто-то - могу и я! У меня на курсе скорочтения есть хорошая статья о спортсмене Баннистере, впервые пробежавшем милю за 4 минуты, через год - уже десятки людей, затем тысячи... А диссертации были защищены - человеческий организм не может справиться с такими нагрузками, с обоснованиями и исследованиями. Наши предки испытывали другие, более наглядные средства доказательства, - выпускали вслед за бегунами голодных львов. Бегунам не помогало даже тигриное молоко, львам помогали виды мотивации 1 и 2.

Любое обучение (а в восточных школах почти исключительно) строится на этой мотивации. Не было бы птиц - не было бы самолетов... Очень вдохновляющая стратегия!

Ограничения стратегии. Инновации. Творчество. То, чего еще не делал никто. Баннистер. Майя Плисецкая в 80 лет... Космический корабль в мечтах Циолковского. «Тайная вечеря». Компьютер.... продолжение следует...

4 стратегия. Принцип. Чтоб Было! Многие люди действуют из принципа, как это ни покажется вздорным многим счастливым необладателям данной стратегии. Было интересно на одном бизнес-семинаре, как один важный бизнесмен стучал кулаком на другого важного и успешного бизнесмена: «Ты никогда не убедишь меня в том, что сделал это только потому, что какой-то час времени душа горела: как это, сказали, что ЭТО невозможно!» Тот в ответ так же горячо доказывал, что именно поэтому бросил уже устоявшийся бизнес и пошел в «пионеры» - и вот! Смог! «Александр Македонский - тоже великий полководец, но зачем же стулья ломать?» Здесь нам трудно понять друг друга - как и всюду, затрагиваются более глубинные ценности. Но очень часто (пример того же Форда) что-то делалось «из принципа». Даже не стоит вдаваться в глобальные материи - модно заниматься физическим развитием в дорого оборудованных залах, а не в лесу,- будут. «Как все! Все так делают! Никто так не делает!» «Такого не носят!» Или наоборот: «А я вот по-своему! А я не буду как все!» Огромную кучу ограничивающих убеждений, которую мы несем с детства, даже трогать не стоит... Революционеров всегда было достаточно, как и тех, что потом вздыхают на развалинах: «И кому оно мешало?!» И всегда были Люди, делающие что-то именно из благородного принципа. Например, многое делается и сейчас в силу принципа Развития, принципа Экологии. Это как любовь, которая ничего не стоит, не продается...

Ограничения стратегии очевидны. Кто-то берется на «слабо», кто-то доказывает, что действительно «все равно не сможет» или «все решают деньги»... А кто-то, как элитное меньшинство: спокойно, не спеша исследует виды мотивации .

И тут мы плавно переходим к захватывающему...

5 стратегия. Состояние. Состояние - нейрофизиологический кирпичик. И не новый дом нам часто нужен - а Состояние, не новая работа, не деньги - Состояние. Что нужно было князю Андрею Болконскому до Аустерлица? «Слава и любовь людская».... Что нужно было Гогену в туземных джунглях? А клерку - в каменных? А интеллигенту - в интеллектуальных? Интересно эта стратегия соприкасается с первой: состояние творческого неудовлетворения - просто бальзам для активности человека 1-й стратегии. Состояние Компетентности («Я крут!» «Я сделал это!», «Ай-да, Пушкин, ай-да сукин сын!» и т.д.) - приятно... Состояние Комфорта и Безопасности, Состоятельности (получается тавтология), причем независимо от контекста: вилла на островах, счета в банках, яхты, девочки или их отсутствие, книги с собственной фамилией на полке или полки с бутылками в виде книг, твоя любимая, ТОБОЙ сотворенная картина - и она даже ТЕБЕ нравится... Песня, которую ты спел, а все продолжают молчать - спел для Бога... Аптечка в холодильнике (я не то имела в виду! Наркоманов просят побеспокоиться позже) и внимание детей к твоему здоровью...

Ограничения стратегии. Кстати о наркоманах и любых химзависимостях (психологические можно отнести сюда же в силу их обусловленности прдпочитаемыми гормональными матрицами). Это вот к этой стратегии. И если тебе нравится драйв, ночная езда по автобану на пределе, экстрим - или полное астеническое затишье, обломовщина... Видимо, это как-то мотивирует, стимулирует всю нашу личность исподволь. Интересно, что наиболее «трудной» зависимостью является увлечение изучением языков, была искренно удивлена факту, что эти люди просто не могут иначе жить! А взять ученых, писателей, компьютерщиков, интернетщиков? Графоманов? Бизнесменов? И это не секрет, что ломки, которые выдерживают теле- и радиоведущие, отстраненные от прямого эфира, - настоящие! В свое время трагедия закрытия нашего 6-го канала это показала. А актер, умирающий на сцене, а не играющий смерть? Состояние - это серьезно и малоизучено.

6 стратегия. Мотивация Будущим. Маниловщина в самых крайних шкалах выражения, причем и в самых позитивных... Делать что-то (или не делать, что чаще), пока не... Очень красивая мечтательная стратегия. Ей мы обязаны и тем же воздухоплаванием, ведь не Чехов же первый процитировал: «Отчего люди не летают так, как птицы?» , и многими, многими достижениями... Одно то, что я набираю этот текст в самом «глючном» городе на Неве (ну появился у Петра Великого такой глюк, ему все в один голос умные люди: и болота, мол, и враги, и ресурсы... а он... «стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел»). Достоевский называл Петербург «самым умышленным городом». Точно. Стивен Хокинг вот сейчас призывает общественность к подготовке к миграции на другие планеты... А как радовались первым полетевшим в космос Белке и Стрелке... В жизни не всегда происходит удачная состыковка стратегий мотивации, планирования и достижения. И иногда все заканчивается чеховским кислым крыжовником... Но не всегда - Питер ведь вот стоит . Оказывается, 100 лет назад не было более половины новых прекрасных садовых цветов. И есть много повисших столетиями в воздухе мечт: город-сад, Корбюзье, вот сейчас общая мечта - экология... Хорошо иметь цель жизни, уходящую далеко за ее пределы...

Ограничения стратегии. Опасность остаться в машине времени собственного производства. Опасность недооценить красоту «здесь и сейчас» звучащих мгновений: как в живой музыке симфонического оркестра каждый такт и изгиб мелодии, прощаясь с нами, создает живую Симфонию... которая еще не окончена, и это дарит дополнительное наслаждение .

В завершение от автора. Практическое применение.

Обратите внимание на свои желания и на стимулы, благодаря которым вы принимаете решение: делать что-то или сохранить принцип «ду-вэй», недеяния. Как правило, есть 1-3 ведущих стратегий, одна из которых является критической и автоматом «включает» остальные. Какие и в какой последовательности?

Мне, например, важно для поднятия утром с теплого ложа представить себе картинку, как я, радостная и облагодетельствованная или нет в ходе деловых переговоров, возвращаюсь домой с чувством выполненного долга и полученной информации. «Видеть тело свое на улице»... Стимулируюсь состоянием «Мисс-Воля». Попутно возникают стимульчики в виде представления кофе в любимой точке, запахе хризантем от цветочного пассажа, комфортное состояние одиночества в толпе, попутное обдумывание всяких творческих вещей. В конце включаю «тяжелую артиллерию» - 1-ю стратегию, опять же базирующуюся на состоянии (т.е.5) - невыносимость чувства вины, если все же не пойду. Вот если бы рядом сидел на постели приятный, умудренный опытом НЛП-ер и последовательно, мягко разворачивал бы передо мной такую панораму... Я давно доходила бы до многих встреч, ранее проигнорированных .

Следующий пункт. Есть ли у вас сложности с восприятием какой-либо из перечисленных стратегий мотивации? Т.е. вы ею воспользуетесь только в самой критической ситуации? В какой? А еще лучше, если вы вообще в нее не верите, ну, например, в город-сад. Вот тут и зарыт ресурс! Если простимулировать себя по всем стратегиям последовательно и качественно, дело пойдет. Куда - это второй вопрос.

Будьте внимательны к собственным формулировкам. Например, если 4 стратегия «Из Принципа» вызывает в вас жесткое неприятие и вам не верится в ее существование у других людей - исследуйте: вдруг это у вас такой Принцип?

Просто проделайте эксперимент - по-настоящему, развернуто себя замотивируйте на ценностную для вас деятельность. Опыт не только вдохновляет, но становится осознанной стратегией самоуправления.

И, наконец, как это «применять на людях». Ответ: виртуозно. Теперь о том, как этого достичь. Практика, как говорили классики. Мало исследовать своих близких и дальних. Вы и так спонтанно знаете, что если к мужу в разгар его переговоров в ЧАТе подкрасться сзади и задать вопрос о перспективах улучшения вашей жилплощади даже с точки зрения развертывания перед ним всех 6 стратегий мотивации... (это из практикума пресуппозиций: «Смысл коммуникации - в реакции, которую мы получаем»). И для ярко выраженных стратегов вы тоже сами знаете, как и что нужно сказать: «А вот Петр Петрович...», или процитировать записные книжки Чехова (они не в списке бестселлеров): «Твою птичку укачало...», или ... Магия обыденности поддается тренировке. Приготовьте обоснованный по всем 6 пунктам, ценностноориентированный на слушателя спич не более чем на 5-7 минут (не считая пауз для внимательного выслушивания собеседника). Лучшая форма для тренировки - «рассуждение вслух с более опытным индивидуумом». Согласитесь, ведь даже ребенок сам более опытен в собственных предпочтениях трат сумм из вашего кошелька или времени. Главное, чтобы все краски, запахи, звуки, кумиры (ну и что, что нам лично не нравится Алсу? Не о нас же речь?), цели, состояния, эмоции, ценности - были «из материала заказчика» - и чтобы они ему нравились, родные! Да и негативных персонажей тоже нужно искать там же - ну какого подростка вы сейчас испугаете старомодным: «Не будешь учиться, улицы пойдешь подметать»?

Такой же эксперимент-тренировку стоит провести со своим начальником (партнером, конкурентом, супругом, целой группой) при обсуждении важного для вас вопроса. Подготовка обязательна в письменном виде, мы знаем о людях больше, чем сами догадываемся, а психика - инструмент прогнозирования. Вот заодно можно проверить себя и в этом качестве. В любом случае, как та маловерная старушка, что молила гору перейти с места, открыв глаза, можно будет сказать: «Ну вот, так я и знала!»

И на десерт. Будем по всем 6 позициям придерживаться седьмой: помнить о разумном, добром, вечном - это мотивирует на 100 %.

УСПЕХОВ В ЭТОМ ВСЕМ НАМ!

Елена Шугалей

 

Прикол от и для для НЛПеров

http://shalena.net.ua/wp-content/uploads/2008/02/140.gif

АВТОМАТИЧЕСКИЙ УЛУЧШИТЕЛЬ НАСТРОЕНИЯ ->

 

Желаем вам радостного и доброго Волшебства!

 

СКОРОЧТЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ

Приглашение на тренинг

"Скорость чтения равна скорости мышления"

В Санкт-Петербурге формируется группа на "Интенсивный курс развития интеллекта, памяти и скорочтения" с последующим закреплением навыков через активизацию творческих процессов и бессознательных ресурсов. Тренинг по развитию интеллекта и работе с большими информационными потоками в данном случае будет включать в себя полную программу 2-х ступеней курса и по интенсивности не имеет аналогов в предыдущих версиях. В его программу включены элементы квантовой психологи, НЛП, Холодинамики применительно к интеллектуальным процесам активизации восприятия, осмысления, запоминания и к решению текущих психологических проблем. Для желающих улучшить зрение необходимо предварительно настроиться на чтение без очков. Если у вас есть конкретная заявка на работу с учебниками, словарями, документами больших объемов, просьба захватить с собой самые трудные образцы, экзаменационные билеты и пр. Для работы с иностранными текстами желательно сделать предварительный перевод незнакомых слов.

Если вы готовы поучаствовать в экстремальной развивающей программе - мы ждем вас!

а также ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЯМ!
КУРС: «СКОРОЧТЕНИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ»

 

ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ!

  1. КОМФОРТНОЕ, ЧЕТКОЕ И ЯСНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА БЕЗ ОЧКОВ, ЛИНЗ, БЕЗ ОПЕРАЦИЙ, МЕДИКАМЕНТОВ  И  ДРУГИХ   СРЕДСТВ

  2. ОДНОВРЕМЕННО С УЛУЧШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ ВСЕХ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА: ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, СКОРОСТНОЕ ЧТЕНИЕ С ОСМЫСЛЕНИЕМ ИНФОРМАЦИИ, НАВЫКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОКОРРЕКЦИИ И Т.Д.

  3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСОКИХ И СТОЙКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В КОРОТКИЙ СРОК ЗА СЧЕТ ОCОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕЙ ЛУЧШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЗАПАДНЫХ И ВОСТОЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ И ЗАНЯТИЯ в Санкт-Петербурге:

СКОРОЧТЕНИЕ, ОЧЕНЬ БЫСТРОЕ СМЫСЛОВОЕ ПОНИМАНИЕ, РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, УМЕНИЕ ВЫСТУПАТЬ, РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СО ВСЕМИ ПРЕДМЕТАМИ (математика, физика, грамотность, принципы изучения иностранных языков, предметы гуманитарного цикла), ЛИЧНЫЙ ТАЙММЕНЕДЖМЕНТ, СНЯТИЕ ШКОЛЬНЫХ НЕВРОЗОВ, ПОДНЯТИЕ ЛИЧНОЙ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ!
Для старшеклассников особый блок подготовки к экзаменам, профориентация.

 

Ведущая: Елена Шугалей, автор методик развития интеллекта, памяти и активизации восприятия, M.A. NLP

Начало занятий по мере комплектации групп

Тел. 8-960-251-41-30, 8-904-636-41-01

E-mail: mailto:more_iq@mail.ru

 

Приглашение на клубные занятия
С-Петербургский клуб НЛП и Эриксоновского гипноза приглашает на встречи:
Тренер - Полозов Юрий Сергеевич

E-mail: mailto:more_iq@mail.ru

тел. (812) 3714681, 8-921-3073291

 

 

Новые материалы Cообществ и рассылок

 

http://www.humans.ru/pictures/56893/icon.jpg

Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает.
И. Гете

Время довольно длинно для тех, кто им пользуется; кто трудится и кто мыслит, тот расширяет его пределы.
Вольтер

Время - это то, что видишь, глядя на часы.
А.Эйнштейн

 

Дорогой Друг!

Приглашаем Вас к участию в разработке Ваших самостоятельных программ по Управлению Временем, как индивидуальным, так и групповым (в соответствии с профессиональными задачами). В рассылке и блогах мы будем выполнять практические упражнения, знакомить с современными психотехниками, отвечать на Ваши вопросы, пожелания, давать конкретные рекомендации, обмениваться полезной информацией и в живом режиме структурировать собственное время Жизни.

«Десять заповедей тайм-менеджмента» Глеб Архангельский

 

Григорий Рейнин "ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ"

Избранные статьи на сайте "Студия Григория Рейнина"

Мозг как голограмма По книге: Michael Talbot "The Holographic Universe"

Морфогенетические поля и "поля сознания" Обзор.

 

НЛП ДЛЯ ДЕТЕЙ ("Игрушечное НЛП")

Школа Родителей

 

 

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ СООБЩЕСТВ

Полозов Юрий " Психология в банке"
Психолог может сэкономить для банка деньги, – и уменьшив вероятность ограбления, и повысив привлекательность банка для служащих и клиентов. Видео: грабитель гипнотизирует кассира в Италии. Данные: в России в банках ещё только учатся вежливо общаться с клиентами. 

Психология обмана и мошенничества
Сайт о способах обмана, мошенничества и афер; в сети и мире: как защитить от обмана себя и своих близких, как противостоять мошенникам, как распознать аферу... 

И.А.Стернин "Улыбка в русском коммуникативном поведении"
Почему русские мало улыбаются?
Русская улыбка демонстрирует тому человеку, которому она адресована, что улыбающийся человек относится к нему с личной симпатией. Улыбка демонстрирует личное расположение. Поэтому и улыбаются русские только знакомым, поскольку к незнакомому нет личного расположения. На улыбку незнакомому может тоже последовать реакция: "Разве мы с вами знакомы?"

Ричард Пауэрс "Танец как мышление"
Если взаимодействие в ситуации происходит автоматически, как в бальных танцах, то это по определению исключает возможность, что реакции партнеров основаны на мышлении — как в спонтанном импровизационном танце. 

Рассылки Subscribe.Ru
Как развить интеллект, память, творческие способности?
Практическая психология - для Вас!
Метафоры
НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line
Школа Добрых Волшебников
Игрушечное НЛП (практическая психология для детей)

Желаем Вам творческих успехов

в Пространстве Любви, Интеллекта, Культуры! :-)

 

До Встречи!

Почтовый ящик проекта:

Международный Центр современных психотехнологий Елена Шугалей

 


В избранное