Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 

"НЛП по делу" Семинар on-line

 

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 46

 

 

 

Журнал "Вестник НЛП"

Сергей Присяжный, M . A . NLP «ИНТЕГРАЦИЯ КОНФЛИКТНЫХ УБЕЖДЕНИЙ (КОНГРУЭНТНОСТЬ И НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ)»

 

Подарок от "Центра НЛП в Образовании" всему российскому сообществу НЛП - электронный журнал "Вестник НЛП" ! Теперь это издание будет бесплатным и легко доступным всем, кто сам решит на него подписаться.
Если вы хотите получать этот журнал , отправьте нам, пожалуйста, письмо по адресу info@nlpcenter.ru с просьбой включить ваш e-mail в рассылку журнала.

 

Выпуск №1

 

Содержание

 

От главного редактора

1. Зарубежная статья

Эволюция позиций восприятия
… Основание для различных позиций восприятия исходит из факта, что опыт отношений всегда включает в себя более чем одного индивидуума в петле коммуникации. Способность понимать петлю коммуникации, отливы и приливы событий, которые возникают внутри петли, является мощным инструментом, дающим возможность людям улучшать коммуникацию и достигать экологичных результатов…
Роберт Дилтс и Джудит Делозье .

2. Исследования и разработки в НЛП

Динамический принцип построения модели логических уровней НЛП
…В настоящей статье описано одно такое любопытное свойство модели логических уровней, которое, возможно, упростит понимание того, что "стоит за" логическими уровнями и прибавит еще несколько степеней свободы мастерам НЛП…
Георгий Щеглов .

3. Применение НЛП

Богатство выбора: обратная сторона
…эмоциональная насыщенность нашей жизни целиком находится в нашей власти и не только не зависит от предметного мира, но и помогает создавать личное благосостояние…
Александр Герасимов.
Из опыта переговоров Андрея Плигина
...Магия переговоров - это искусство задавания точных вопросов. Как только вы задаете правильный вопрос, человек не может на него не ответить, и в этой ситуации ведете вы. А также искусство переговоров заключается в переформулировании, изменении позиций восприятия и нахождении "выигрыш-выигрыш" решения...
Ирина Седловская.

4. Анекдоты с нлперскими комментариями от Александра Герасимова

 

 

ИНТЕГРАЦИЯ КОНФЛИКТНЫХ УБЕЖДЕНИЙ (КОНГРУЭНТНОСТЬ И НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ)

Сергей Присяжный, M . A . NLP

Мы часто обнаруживаем, что после того, как человек прояснил свою личностную историю, в нем по-прежнему остается какая-то часть, которая развилась из прошлых убеждений. И хотя этих старых камней или шрамов здесь больше нет, ему по-прежнему необходимо интегрировать ту свою часть, которая выросла из импринта, охватывающего всю идентичность.

Осуществление значительных изменений, решение проблемы, существовавшей долгое время, также ввергает человека в новый кризис, в новый переход. И ее новое и старое "я" не были скоординированы, не были еще интегрированы.

Принимать решение - это функция вашей идентичности. И когда есть конфликты, касающиеся того, кто вы на самом деле, ни одни из вариантов выбора не будет верным. Если вы делаете выбор в пользу одной стороны, то получаете стресс с другой, и наоборот. И возникает ощущение, что вы вообще не способны принимать правильные решения. Ведя речь о том, что нужно вырабатывать волю к жизни, необходимо иметь образ будущего, который согласовывался бы с вашей миссией. Но если при этом человек потерял интерес к жизни, если ему все равно, будет ли он жить долго или скоро умрет, то в какую почву в таком случае вы собираетесь бросить свое семя?

Конфликты в системе убеждений возникают, когда два и большее число убеждений ведут к конфликтному поведению. Подобного рода ситуации часто создают "двойную связь" (когда плохо, если сделали, и плохо, если не сделали).

Наиболее серьезные столкновения происходят, когда конфликтующие убеждения относятся к негативным суждениям о себе. При таком конфликте практически всегда возникают недоверие, ненависти, или боязнь самого себя. В большинстве подобного рода конфликтов мы наблюдаем противостояние разума и эмоции, точного расчета и интуиции, ребенка и взрослого, прошлого и будущего, перемен и установившегося порядка. Это и есть знаменитый дуализм ИН-ЯН даосизма.

 

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА

Очень часто конфликты проявляются между нарождающейся новой идентичностью - новым и скрытым "Я" и нашим нынешним "Я" или какими-то другими частями "Я". В этой технике мы будем использовать в основном три позиции на линии времени

•  Встаю на свою линию времени. Взять убеждение или идентичность, которые я хочу развить для будущего, и углубляю почву для взращивания данной идентичности путем образования ассоциированных репрезентаций того, как это будет выглядеть. Это напоминает очень мощную подстройку к будущему.

Первое, что я хочу выяснить: что представляет собой ваш результат, какая стоит перед вами цепь?

Итак, вы хотите... Я хочу, чтобы, прежде всего вы создали почву для этой новой идентичности, для этого нового убеждения. Это значит, что мы хотим создать по-настоящему хорошую репрезентацию данного результата. Например, если некто болен и хочет выздороветь, то необходимо создать полную и яркую репрезентацию здоровья.

А теперь постройте перед собой вашу линию времени... Вот прямо перед вами линия времени. Справа от вас будущее, слева - прошлое. Прежде всего, я хочу, чтобы вы встали на эту линию и направились в будущее и создали репрезентацию, время и обстоятельства, при которых могли бы полностью осуществить свою цель.

Например, если кто-то хочет похудеть то ему следует идти по линии в направлении той точки в будущем, где он может сказать: "Вот здесь по весу и по фигуре я буду таким, каким хочу быть ". Таким образом, он намеревается заглянуть в будущее и заняться созданием ресурса, пока полностью не получит то, что будет соответствовать его результату.

Идите вперед в своем обычном темпе. То, что вы хотите создать, - это ваше новое "Я". А теперь я хочу, чтобы вы вошли в это свое новое "Я", которое способно обладать всеми этими ресурсами... Поскольку вы уже ощутили себя в этой обстановке, я бы хотел, чтобы вы визуализировали то, как все это должно быть; прислушайтесь к голосу, которым вы будете говорить; определите, откуда вы будете говорить; хорошо прочувствуйте свою позу, движения. чтобы вы во всей полноте знали, что будет собой представлять ваше будущее, (ставится якорь на правое плечо)

•  Далее я выхожу из будущего состояния и нахожу ограничивающие убеждения или идентичность, спрашивая, что останавливает меня? Это чудесно, это замечательный результат, так что же останавливает меня?" Может быть, это чувство, слова или какая-то иная форма тупика?

А теперь сделайте шаг назад с линии времени и вернитесь в настоящее. И уже из настоящего посмотрите на этого человека, который и является ВАМИ в будущем.

Можете ли вы видеть и слышать этого СЕБЯ? Следующий вопрос достаточно прост: Что вас останавливает? Это ваше будущее, это ваш следующий шаг к своей миссии. Когда вы глядите на это будущее, есть ли у вас голос, какое-то чувство? Что-то в вас самом выказывает несогласие, неприятие?

•  Я нахожу на линии времени тот участок, к которому относится данное ограничивающее убеждение. Я устанавливаю эту позицию, ассоциируясь с ней.

Я хочу найти ту часть, что несет это убеждение. Поместите эту свою часть на линию времени там, куда она лучше всего подходит. Это где-то в прошлом? Или где-то рядом с настоящим? Откуда, из какого места на линии времени пришло это убеждение? Встаньте и определите физически, где это место. (Ставится якорь на левое плечо).

•  После этого, я ее покидаю и перехожу в третью позицию, где, пребывая вне любой из первых двух позиций, могу видеть их одновременно. Из этой позиции я калибрую физиологию обеих идентичностей. Я хочу создать перспективу с третьей позиции, поскольку отсюда я могу видеть их обе.

Выйдите из этого пункта и вернитесь в мета позицию настоящего. А теперь визуализируйте эту часть себя в своем прошлом так, чтобы вы могли увидеть того, кто говорит. И оттуда, где вы находитесь, посмотрите не только на "себя из прошлого" на своей линии времени, но также и на "себя в будущем". Там же, где вы находитесь сейчас, вы не являетесь ни одним из них. Вот здесь тот, который из будущего, говорит: "...", а вон там другой, из прошлого, говорит: "...".

Каковы критерии того, кто в вашем прошлом? Каковы его ценности? Ничего страшного, если вам не удается выразить это словами прямо сейчас, но в любом случае, вам пока нужно оставаться вне любого из них.

•  После этого, я поочередно встаю в каждую позицию, глядя на противоположную, чтобы выявить и взять у нее сопутствующие ей убеждения. Что они (обе стороны) думают друг о друге? После этого я возвращаюсь в третью позицию. Сейчас уже я осознаю, что данных убеждения могут быть не вполне правильными.

Теперь я попрошу вас подойти сюда к своему будущему, быть здесь самим собой и подумать о том, кто из вашего прошлого препятствует вашему будущему. Что выдумаете о той своей части, что находится там, позади? Она вам нравится? Что она собой представляет? Не глупа ли она? Не опасна ли? Что вы о ней думаете? Что думает эта ваша часть в будущем о той, которая сейчас находится гам, в вашем прошлом?

Давайте на время сойдем с вашей линии времени, вернемся к этой части в прошлом и поглядим на вас в будущем.

Что вы думаете о той части, которая в будущем? Нравится ли она вам? Не боитесь ли вы ее? Почему? Не знаете? Что вы о ней думаете? Чего вы боитесь? Что могло бы произойти, если бы вы не боялись и были заодно? хорошенько вдумайтесь, в чем заключается это убеждение? Что вы могли бы утратить?...

Возвращайтесь в мета позицию и оставьте все это позади.

Очень часто мы можем наблюдать один интересный парадокс: становясь старше и накапливая больше ресурсов, мы развиваем различного рода новые способности и типы поведения, но наша идентичность, как правило, бывает окончательно определена где-то там, в далеком детстве. Поэтому, даже если мы и обладаем этими способностями, при их использовании возникает ощущение чего-то неестественного.

"Хоть я и занимаюсь сейчас всем этим, но мое истинное "я" в прошлом.

"Этот печальный перепуганный маленький мальчик и есть подлинный я".

"Вся эта нынешняя способность - сплошное притворство. Я могу проделать все это, но это не подлинный я, и если бы я превратился во взрослого человека, то мне пришлось бы отказаться от себя самого".

Некоторые люди чувствуют, что если они по-настоящему изменятся, то какая-то их часть умрет. И в каком-то смысле умрет, возможно, и та старая идентичность. И это ощущение может быть довольно сильным.

•  Я хочу выявить намерение каждой части и буду отыскивать все более и более глубинные ценности, до тех пор, пока не найду то место, где они соединяются и не конфликтуют. Одна часть говорит: "Мое намерение - не угрожать тебе, а измениться, расти, добиться успеха". Другая отвечает: "Мое намерение не препятствовать тебе, а выжить". На уровне намерений на самом деле не существует конфликта.

Я бы хотел, чтобы вы, находясь здесь и оставаясь в диссоциированном состоянии, посмотрели на ту старую вашу часть, что печальна и испугана, а также на ту часть в будущем, которая полна ресурсов и готова прийти на помощь. Поглядите на них издалека, откуда-нибудь сверху.

Когда вы глядите на эту часть из вашего прошлого, можете ли вы хоть что-то понять? Каковы ее намерения?

Теперь перейдите сюда, в свое будущее, в позицию А. Взгляните на ту свою часть, что находится вон там, в прошлом. Эта часть там, позади, грустна и боится вас, и она намерена выжить. А вы разве не хотите, чтобы она выжила?

На этом этапе важно найти рамку согласия. Это заключает в том, что другая часть не против намерения этой части и возражения возникают только по поводу способов достижения.

Да, вы действительно хотите, чтобы она выжила. Таким образом, вы не угрожаете ее выживанию. Что же является вашей цепью?

Каково ваше намерение? Какова та Ценность, которой вы привержены?

Чтобы чувствовать себя полезным...

Мне кажется, было бы затруднительно чувствовать себя полезным, если вы не сумеете выжить? Не правда ли?

Обратите внимание, что здесь, в позиции будущего, мы говорим о действии способности и деятельности, а там, в позиции прошлого - о выживании, идентичности.

Когда вы занимаетесь бизнесом или работаете с людьми или семьей, вы часто сталкиваетесь с подобным конфликтом между той частью, что хочет быть созидательной, делать что-то новое, рисковать, и той частью, что боится потерять стабильность и идентичность.

Теперь вернитесь к той своей части, что относится к вашему прошлому.

Слышите ли вы, что говорит та, будущая часть? - "Я не хочу препятствовать вашему выживанию. Моя цель - чувствовать себя полезной, добиться успеха, но и выжить". Верите ли вы ей? Или нет?...

Вашей целью является выживание. Это не противоречит успеху, не так ли? Или полезности? Что хорошего в выживании, если нельзя быть полезным и растущим, преуспевающим и счастливым одновременно? Помимо этого, для того чтобы по-настоящему выжить, мне часто приходится делать что-то новое. Другими словами, то, что помогает мне выжить как ребенку, отличается оттого, что помогает мне выжить как взрослому. И если критерием действительно является выживание, то оно подразумевает приспособление к новой обстановке и создание новых ресурсов. Вы не можете выжить, если не развиваете чего-то нового.

Подумайте об этом, а затем переходите в метапозицию...

•  Из третьей позиции, я исследую ценности, критерии, намерения. И из третьей позиции спрашиваю: "Каковы ресурсы каждой из них, и есть ли среди них необходимые также и другой?" После того как я изучил их обе и побывал в каждой из них по нескольку раз, я могу воспринимать ценность каждой из них.

Некоторые люди полагают, что одна из сторон является их плохой частью: Юна всегда наказывает меня или не дает мне двигаться".

Но вот вы начинаете отдавать себе отчет в том, что эта по видимости отрицательная сторона часто имеет хорошее намерение. Ее поведение может оказаться не самым лучшим способом осуществить данное намерение, но оно все же необходимо.

Отрицательная сторона может быть к тому же весьма могущественной. Существует забавный парадокс, с которым мне иногда приходится сталкиваться, когда люди говорят: "Это слабая сторона".

Но часто в этой слабости, тем не менее, скрывается очень много силы, потому что она может удержать их от чего угодно. Эта слабость является силой. И если эта сила является вашим союзником, то вас уже ничто не остановит.

Итак, мы взяли эту будущую цепь и сделали более весомым уровень ценностей, поддерживающих эту цепь. Сейчас это уже не просто цепь: теперь она соотносится с более глубинными ценностями.

Трудность данной проблемы заключается в том, что эта будущая часть сидит вот здесь со всей данной способностью, но, не осознавая глубинную сущность идентичности. Прошлая же часть обладает глубокими ощущениями, но не имеет способности.

Это весьма обычное явление, имеющее место в нашей жизни. Молодой человек бывает способен на очень глубокие переживания и на кардинальные решения, но не обладает нужными способностями. Поэтому он и говорит: "Мне нужно видеть, как".

Итак, нам сейчас простоит сделать следующее: я предлагаю вам поглядеть на каждую из этих двух частей из своей диссоциированной позиции здесь, в настоящем, и определить отсюда, каким ресурсом обладает каждая из них.

Каким ресурсом обладает ваша часть в будущем, какого нет у той, другой части?

Так, а теперь другой важный вопрос: что есть у той вашей, части в прошлом, чего нет у этой, но что ей очень нужно?

Это очень важно. Эта часть воспринималась нами как постоянно боящаяся чего-то. Но она обладает характером. Я имею в виду, что она готова постоять за свои убеждения, неважно, верные они или ошибочные, независимо оттого, что говорят другие. Подумайте о том, сколько усилий и самоотверженности требуется для того, чтобы сбросить лишний вес, бросить курить или начать новый бизнес. Здесь требуется нечто большее, чем видение и знание того, как, это требует определенной энергии и характера.

•  Я хочу перевести ресурс из каждой части в другую. Как правило, я начинаю с возражающей части. Я беру видение и убеждение (что они на самом деле действуют заодно, что у них общая идентичность) и намерение из третьей позиции в возражающую часть идентичности. После этого я беру ресурсы этой части - физически беру - и переношу в физиологию другой позиции. Это очень интересный опыт. После этого беру ресурсы другой части, ее способности и делаю то же самое: переношу их в первую часть.

А теперь я хочу заняться именно этим. Отсюда видно, что обе эта части на самом деле по-настоящему нуждаются друг в друге. Вы видите, что их цели не конфликтуют. Им обеим нужны выживание и лучшая жизнь.

а) Перенос ресурсов из позиции прошлого в позицию будущего.
Войдите в часть, относящуюся к прошлому. Я хочу, чтобы вы глубоко прониклись этими ощущениями, этой глубиной, этим мужеством и этой энергией, (включается якорь, ассоциированный с прошлой идентичностью.)
Я хочу, чтобы вы медленно подошли к этому будущему себе, сохраняя в себе все эти ощущения. Таким образом, в конечном итоге вы привносите это ощущение в физиологию своего будущего "Я" Вы должны перенести этот ресурс из прошлого... прямо сюда.
б) Переход из позиции будущего в позицию прошлого.
Теперь я попрошу вас вооружиться видением и умением этой своей будущей части вернуться с ними в свое более раннее "Я", обладая этим умением и этой способностью, помогать добиваться успеха другим, перенеся их с собой назад в прошлое, чтобы помочь добиться успеха своему более молодому "я", воспроизводится якорь, ассоциированному с будущим состоянием.
Принесите эти способности своему "я" из прошлого и полностью войдите в это "я" из прошлого.

(физиология должна отражать его, более молодое "я", но частично сохраняя физиологию будущего состояния.)
Вернувшись в свое прошлое, вы можете "видеть, как" все эти ресурсы сплавились воедино. Таким образом, два образа мышления будут полностью интегрированы.
Возвращение в позицию диссоциации

•  Теперь, когда каждая из них обладает тем, что есть у другой, я, наконец, перехожу в третью позицию и объединяю их с образованием одного нового образа, одной новой идентичности. После этого я помещаю все это на свою линию времени в настоящем, не только для того, чтобы увидеть это со стороны, но и дня того, чтобы ассоциироваться с этим. Потом я вновь возвращаюсь в будущее.

Теперь давайте вновь вернемся в мета позицию, проверим и убедимся в том, что разногласии больше не осталось. Как бы ведя каждую часть за руку, мы поможем им подойти еще ближе друг к другу, слиться в новую идентичность на линии времени в вашем настоящем.

Когда вы из мета позиции глядите на них, обратите внимание, как далеко они были одна от другой и как постепенно сближаются.

Собственно, я хочу, чтобы вы представили себе, как береге их в руки, чтобы соединить вместе.

Как только будете готовы, я хочу, чтобы вы взяли весь образ, целиком всю картину интеграции обеих частей вашей идентичности, которая здесь, в настоящем. А теперь со всей этой глубиной, характером, энергией, видением и знанием войдите в этого интегрированного себя в настоящем, а затем идите в будущее. У вас есть прошлое, у вас есть настоящее, у вас есть будущее.

Все нормально: иногда вы натыкаетесь на своем пути на что-то, но будущее принадлежит вам.

 

КОММЕНТАРИИ

Части боятся и борются друг с другом, потому что не обладают чертами друг друга. Другими словами, это состояние говорит: "Я боюсь действовать заодно с ним, потому что не вижу в нем хоть сколько-нибудь себя. Я потеряю себя и свои потребности, потому что-то, другое, их не разделяет. Поэтому мне необходимо бороться за себя". Но если бы это состояние обладало ресурсами и способностями другого, то исчезли бы все проблемы!

Это напоминает родителей, которые боятся самостоятельности своего ребенка, пока видят в нем хоть частичку самих себя. Но затем, вместо того чтобы научить ребенка и передать ему свои способности, они бранят и наказывают его за то, чего у него нет, и разрыв только усугубляется,

Поэтому я думаю, что обмен ресурсами ведет к упрочению доверия между ними.
"Я могу доверять тебе, потому что зною, что сейчас ты думаешь, как я".
"Я могу доверять тебе, потому что знаю, что сейчас ты разделяешь мои ценности".

В каком-то смысле, именно в этом и состоит доверие: "Зная, что ты помнишь обо мне и думаешь подобно мне, я могу верить, что ты этого не забудешь" . Я могу любить своего ближнего, как самого себя только после того, как поделюсь самим собой с моим ближним и сам почувствую, каково быть на его месте. Подобные динамические конфликты могут происходить и семье, и в отношениях руководителей с подчиненными. Чем чаще отец говорит сыну: "Давай же действуй, ты способный, не глупи и ничего не бойся, не будь слабаком, ты совершаешь ошибку, тебе не следует чего-то бояться", - тем чаще сыну приходится доказывать, что ему следует чего-то бояться, и т.д.

Другими словами, чем меньше сын находит понимания, тем сильней он должен придерживаться своих убеждений, чтобы сохранить свою идентичность. И, разумеется, чем сильнее он их придерживается, тем сильнее давит на него отец. Отец создает контекст, в котором сыну, чтобы преуспеть в данном деле, приходится жертвовать взаимоотношениями. И таким образом, каждый из них подталкивает другого к еще большему отчуждению, не отдавая себе в этом отчета.

Но если они сумеют перейти на уровень общих ценностей, то, возможно, обнаружат, что собой представляют их убеждения друг о друге, и таким образом они получат новые представления, исходя из которых, смогут найти какое-то решение.

Из метапозиции нам открывается новая перспектива, при которой обеим частям ясно видно, что они и в самом деле имеют общие ценности. Они не являются различными "я" и различными идентичностями. На самом деле они связаны, и на уровне идентичности являются одним и тем же. Они являются "мною" - все это является "мною".

Из метапозиции мы можем видеть, что более молодое "я" обладает ресурсами, которыми другое "я" может воспользоваться или чему-то у них научиться. Но и более взрослое "я" также обладает ресурсами, которыми может воспользоваться более молодое "я". Решением будет не то, что говорит более старое "я": "Не глупи, ты совершаешь ошибку, не удерживай меня", а "У тебя есть что-то, чего мне недостает, я никогда не оставлю тебя".

Иногда жаждущие успеха члены системы полагают примерно следующее: "Если только я начну грустить или чего-то бояться, то потерплю неудачу". Они не осознают того, что эти чувства придают успеху гораздо большую глубину. Многие люди твердят без устали: "Успех, успех, успех...", - не желая замечать наиболее важную сторону жизни - ее глубину. Чувство печали или даже ощущение слабости увеличивает ее глубину. Глубина переживаемого страха придает глубину и успеху. Если я точно знаю, на что иду, то могу испытывать чувство страха, чувство печали, и тем не менее двигаться вперед.

Но подлинная глубина в том, чтобы ни от чего не отказываться, ибо сама жизнь в этом и заключается. И если вы не можете почувствовать свою слабость, если вы не можете обратиться к этому чувству страха, к этому чувству печали в других людях, то как вы сможете помочь им добиться успеха?

Дон Хуан сказал Карлосу Кастанеде: "Быть воином - значит быть способным вынести без остатка как ужас, так и чудо, которые являет собой жизнь человеческая".

Если вы обратитесь только к одной стороне, то потеряете глубину. >>>

Новые материалы сообществ проекта "ЧеловекИ":

TOGETHER IN CRIST Джудит Делозье

Джудит Делозье является одним из создателей и ведущим тренером НЛП. Очень много занималась аптропологией, историей религий и психологией. Много времени посвятила исследованию транскультуральных различий. Большая часть ее работ была сделана в «первозданной культуре» в Африке и на острове Бали. Участвовала в создании первых книг по НЛП: «Изучение структуры субъективного опыта», «Там черепахи до самого низа». Последнее время Джудит активно сотрудничает с Робертом Дилтсом в университете НЛП.
Мы представляем интервью Джудит Делозье редактору издательства "Свет Православия" игумену Евмению.

Полный текст статьи: >>>

 

"Танец психотерапевтичен?" Юрий Полозов
Как с помощью танца сделать свою жизнь богаче и радостнее.
Что поможет танцу быть инструментом консультанта?

Полный текст статьи: >>>

"СКОРОЧТЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ, ПАМЯТЬ" в Санкт-Петербурге!

Желаем Вам творческих успехов

в Пространстве Любви, Интеллекта, Культуры! :-)

 

 

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: help.nlp
Отписаться

В избранное