Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Зависимости


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

"НЛП по делу" Семинар on-line

 

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 44

 

 

С.В. Ковалев «ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ, ФОБИЙ И ПСИХОТРАВМ»

 

"В любой неприятности искать смысла - занятие, лишенное смысла".

Б. Грасиан

 

Необходимость работы с проблемными состояниями. На первый взгляд, то, что изложено в этом разделе -- работа с навязчивыми состояниями, фобиями и психотравмами -- не очень-то и относится к основной теме данной книги: перепрограммирования своей жизни и судьбы. Но это только так кажется, и сейчас я поясню, почему. Скажите, у вас дома есть ковры? Да? Тогда ответьте мне: а вы их чистите -- достаточно регулярно или хотя бы тогда, когда этого уже просто никак нельзя не сделать? Тоже Да? Ну тогда что же вы удивляетесь тому, что в эти опус и главу я включил раздел о навязчивых состояниях, фобиях и психотравмах? Ведь они -- так самая пыль, забивающая уже не ковер и легкие, но нашу голову; не дающая легко и жить и дышать; а заодно еще и искажающая чистое зеркало нашего восприятия, сиречь туннеля реальности. Ведь какое бы сильное желание самосовершенствоваться вы не испытывали, вам не удастся отменить известный психологический "закон фигуры и фона", согласно которому если нечто в нашем восприятии и сознании становится "фигурой", все остальное уходит в "фон". А это значит, что когда, например, в вашей голове вертится какая-то навязчивая мысль, именно она оказывается "фигурой" для вашего сознания, а все самосовершенствование уходит в "фон". Так что отнеситесь ко всему, описанному далее, максимально серьезно.

 

Микронавязчивости и их репрезентация. Возьмем типичную ситуацию из серии "не могу об этом не думать!" Скажите, сколько раз некоторое проблемное событие, мысль или чувство накрепко застревало в вашей голове и мучило вас неограниченно долго, несмотря на все ваши истерические вопли "не вспоминать!" -- "не думать!", обращенные к самому себе? Ладно, не считайте, а то собьетесь. Своеобразные микронавязчивости, постоянно возвращающиеся по поводу имевших место или будущих травмирующих нас ситуаций -- тревога, досада, страх, обида, гнев, стыд и/или вина (нужное подчеркнуть, недостающее вписать) -- являются постоянными спутниками нашей жизни. Это так называемые проблемные состояния и ситуации, с ними связанные. Избавиться от них путем полезных советов самому себе (типа "не стоит об этом беспокоиться!") практически невозможно. Так что давайте посмотрим, чем здесь может помочь самоперепрограммирование -- прежде всего "в режиме" НЛП.

Для начала вспомним, что любая неприятность кодируется нашим мозгом либо в визуальной (чаще всего), либо в аудиальной (значительно реже) модальностях, к коим присовокупляются "кинестетически-модальные" чувства и ощущения (которые, однако, могут выступать и как самостоятельные). Первенствует здесь безусловно визуальная репрезентация, в которой неприятные или проблемные воспоминания или представления отражаются либо в виде отдельно взятого образа ("картинка"), либо в виде серии статичных образов ("фотороман" -- но один из образом все равно остается ключевой "картинкой"), либо в виде динамичной последовательности образов ("кинофильм").

Образы эти могут быть или ассоциированными (вы видите ситуацию как бы из своих глаз) или диссоциированными (вы видите в ней себя -- как бы со стороны). "Ассоциированность" в фиксации неприятности означает вашу психотравматическую

вовлеченность в нее. Так что первое, что вам всегда нужно делать -- так это мысленно как бы выйти, вышагнуть из неприятной ситуации, оставив, однако, там себя самого, более молодого. То есть диссоциироваться и посмотреть на все это со стороны.

 

Простые техники избавления от микронавязчивостей. Однако одного только диссоциирования от проблемной ситуации может оказаться явно недостаточно -- особенно если она будет репрезентироваться не только (и не столько) визуально, но и (сколько) кинестетически (неприятные ощущения) и даже аудиально ("жуткие" звуки и слова -- например, "Позор Иванову!"). В этом случае вам может помочь очень простая техника избавления от проблемных состояний и микронавязчивостей, основанная на "аудиалке" и "кинестетике".

 

Представьте полный или частичный VAKD вашей проблемной ситуации или состояния (просто вспомните о том неприятном, что возвращается вновь и вновь -- или о "свежей" неприятности, которую вы не ходите сделать навязчивым воспоминанием). "Повспоминав" достаточно для того, чтобы почувствовать себя не ахти как, отбросьте воспоминание.
Теперь примите позу уверенности и силы (вашу собственную или чью-нибудь -- Шварценеггера, Петра Первого работы Церетели и т. п.).

Вспомните какую-нибудь бодрую мелодию, которую вы в состоянии воспроизвести (очень хорошо "работает"здесь входной марш из кинофильма "Цирк"). И, вновь представивVAKD своей проблемной ситуации или состояния, в позе уверенности и силы под напеваемую вами бодрую мелодию начните энергично шагать -- на месте или куда-то вдаль.
Делайте это в течении одной -- двух минут, после чего проверьте результат. Скорее всего, VAKD проблемной ситуации попросту развалится. Если нет или недостаточно, повторяйте пункт 2 до тех пор, пока это не произойдет.


Обычно эта несложная техника завершается... хохотом. Сие естественно, если учесть, что по словам одного из классиков марксизма-ленинизма, человечество смеясь расстается со своим прошлым. И может быть поэтому в еще одной простой технике "лечения" микронавязчивостей и проблемных ситуаций/состояний "по НЛП" -- технике "Троица "любовь, свет и смех", каковую я вам сейчас опишу, смех играет очень важную роль в аудиальной модальности изменения вашего негативного опыта.

Я почерпнул эту технику в материалах одного из давнишних семинаров по нейролингвистическому программированию ИГИСП, так что, к сожалению, не могу указать автора ее описания.

 

1. Войдите в следующие состояния, сделайте их полными и заякорите:

а. Кинестетическое переживание любви Дополните, заякорите.

в. Визуальное переживание видения света. Дополните, заякорите.

с. Аудиальное состояние смеха.

Слушайте мир через фильтр смеха. Чтобы это произошло, например, замените все согласные звуком "X" и поварьируйте ритм или темп. Также заякорите.

2. Проверьте себя и найдите оптимальную для вас последовательность:

Любовь -- свет -- смех /Любовь -- смех -- свет Свет -- любовь -- смех / Свет -- смех -- любовь Смех -- свет--любовь / Смех -- любовь -- свет

3. Возьмите проблемную ситуацию или состояние и:

а. Осветите ее и наложите визуальный якорь. Направьте на нее свет, чтобы сделать ее более ясной. Измените несколько раз соотношение фона и переднего плана. Сфокусируйте свет последовательно на разных деталях. Заметьте все сочетания.

в. Посмейтесь -- и наложите аудиальный якорь. Услышьте проблемную ситуацию с комической точки зрения. Подставьте "X" на место всех согласных. Представьте себе, что ее изображает ваш любимый комик.

с. Испытайте состояние любви и наложите кинестетический якорь. Почувствуйте эффект любви в себе; в другом, в отношениях между вами и другим (и).

Наложите эти три репрезентативных системы -- то есть переживите эту ситуацию, освещенную нелюбовью и смехом.
Войдите в нее снова и подстройте ее к будущему.


Техника расширения восприятия.

Теперь можно вернуться к визуальной модальности и расширить собственное восприятие -- дабы извлечь из своей неприятности урок и смысл, а заодно и (если она до сих пор не разрешена) отыскать альтернативы и решения. Дело в том, что наш драгоценный и горячо любимый мозг частенько не слишком удачно шутит с нами, заставляя видеть в ситуации только то, на что мы его запрограммировали. Ведь даже в обычном -- хорошем -- состоянии мы обычно созерцаем не реальность, а только то, что допустили из нее в наше поле осознавания многочисленные "фильтры" типа репрезентативных систем (если вы визуал, до вас не вполне дойдет аудиальная и кинестетическая информация) и субмодальностных ограничений (если вас мотивирует яркое и блестящее, вы равнодушно отвернетесь от тусклого и матового) -- и массы других, о которых я просто не могу вам сейчас рассказать. В результате поле ("карта") нашего восприятия оказывается зачастую суженным до нельзя, и в него просто "не влазят" свойства, альтернативы и решения, которые позволили бы нам с блеском выйти из трудной ситуации. Однако мы вполне можем существенно расширить наше сознание и осознавание, воспользовавшись техникой переферийного процесса1.

Делается это так.

 

Вспомните ситуацию, которая была или является в каком-нибудь смысле проблемной для Вас. Увидьте ее в виде картины или фильма.
Сфокусируйтесь на ощущениях вашего тела. Как вы себя ощущаете вспоминая эту ситуацию?
Просмотрите картину или фильм вновь. В картине увидь те себя со стороны. Фильм же превратите в серию маленьких, объемных черно-белых картинок, заключенных в рамку.
Просмотрите картину или фильм опять. Увидьте себя в них и установите периферийное зрение. Для этого сделайте рамку при помощи рук, а затем раздвиньте ее в стороны так, чтобы краешками глаз видеть свои руки. Не смотрите прямо на периферию -- продолжайте смотреть перед собой.

Просмотрите эти картинки или фильм снова -- и диссоциированно, и так, как если бы вы были внутри опыта (то есть не видя себя самого). Сохраняя периферийное зрение, связь с телом и замечая сходство и различия. Спросите себя "Чьи ценности я использую?" "Чему я могу научиться?" Если ценности, которые вы используете, ваши собственные, спросите себя "Как я могу стать другим в будущем?"

 

По М. Аткинсон, результатом такого процесса является то, что люди часто создают "Большую, более полную картину". И буквально начинают видеть отношения главного объекта своего внимания с другой точки зрения. Между элементами человеческого опыта возникает как бы больше баланса и все его составляющие выстраиваются в перспективу.

Я почти всегда начинаю с этой или аналогичной техники -- во всех случаях, когда мне кажется, что клиент как-то неполно или искаженно воспринимает свою проблему (а если это действительно проблема, он обязательно воспринимает ее неполно и искаженно). Прошу пациента вспомнить и увидеть свою проблему -- не важно как. Определить, что именно он увидел -- отдельную картину, несколько картин ("фотороман") или фильм. И показать мне размеры этих самых изображений -- отдельной картины, серии картин или же "экрана", на котором он видит этот "фильм" своей проблемы.

А дальше прежде всего в тех случаях, когда размеры эти небольшие и достаточно четко очерчены -- приступаю к вышеописанной технике. Предлагаю клиенту вытянуть руки и глядя прямо перед собой начать их разводить до тех пор, пока он еще может их видеть. И сохраняя такой вот странный характер своего взгляда, когда экран восприятия в результате осуществления действа стал не просто широким, но панорамным, снова вспомнить "картинки" или "фильм" проблемы и заново их рассмотреть или просмотреть -- входя в это "изображение" и выходя из него.

После этого остается только поинтересоваться тем, что произошло. Кое у кого картинка или фильм просто исчезают, а на место проблемы приходит решение. У других происходит видоизменение образа проблемной ситуации, и они начинают видеть

то, что раньше было "скрыто за кадром". И все без исключения обретают возможность исследовать свою проблему более широко, трезво и беспристрастно...

 

Источник: С.В. Ковалев "Перепрограммирование собственной судьбы", М.: "КСП+", 2002

 

Новые материалы сообществ проекта: "ЧеловекИ":

 

С.В. Ковалев «Теория Внутренних Наставников (Наставники Круглого Стола)»
внутри пространства нашего бессознательного пребывают масса самостоятельных существ, выполняющих различные функции и в разной степени компетентных. Наиболее глубоко в бессознательном - почти на уровне архетипов — находятся те из них, которых психологи (прежде всего — представители психосинтеза) окрестили Внутренними Наставниками. Если хотите, то можете считать, что это тоже всего лишь символы — Мудрости вашего бессознательного. Символы, которые позволяют получить доступ к безграничному знанию, заключенному в вашем Высшем Я, но не представленные в виде самостоятельных существ. Суть данного вопроса в его чисто практическом смысле от этого не изменится. А суть эта заключается в том, что мысленно вызывая образы своих Внутренних Наставников, вы получите доступ к глубинным источникам мудрости и силы, заключенным в вашем бессознательном. И воссоединитесь с потрясающими возможностями своей психики, от которой человек обычно бывает отрезан.
Как правило, Внутренний Наставник в нашем воображении принимает облик какой-то весьма уважаемой и достаточно авторитетной фигуры (обычно мудреца или старой мудрой женщины). Однако в качестве такого вот Советчика могут выступать животные, цветы, явления природы и вообще все, что угодно.
Опишу несколько основных техник, позволяющих вступить в контакт со своими Внутренними Наставниками... >>>

 

Джин Шинода Болен ЗНАЧИМАЯ ВСТРЕЧА И СИНХРОНИЧЕСКАЯ "СВАТЬЯ" Иллюстрация из "Splendor Solis" "Солнечный Король и лунная Королева выполняют 7 притч".
Случайные встречи, приводящие к значимым союзам между людьми. Иногда синхроничность прокладывает дорогу важным узам. Когда я смотрю на события, в которых происходит важная для двух людей встреча или их начинает объединять чувство, я часто замечаю тонкое воздействие судьбы, синхроничности или Дао - все равно какое имя мы дадим этой "сватье". Когда происходит случайная встреча, являющаяся ответом на наше внутреннее состояние, в такой ситуации происходит значимое совпадение или синхроничное событие >>>


Из книги "Дао Психологии: юнгианский анализ и даосская мудрость"

"СКОРОЧТЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ, ПАМЯТЬ" в Санкт-Петербурге!

Желаем Вам творческих успехов

в Пространстве Любви, Интеллекта, Культуры! :-)

 

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное