Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

"НЛП по делу" Семинар on-line

 

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 40

 

 

Майкл Холл "От удовольствия — ввысь к наслаждению" (Веская причина овладеть собственным мозгом)

А. Зай "Психотипы в истории программирования"

Материалы сообществ : Роберт Дилтс

Сведения о тренингах

 

"МАГИЯ ТВОРЧЕСТВА"

в Санкт-Петербурге

 

Тренинг 7-9 февраля

7 февраля с 19:00-22:00, 8-9 февраля с 11:00-20:00
м. "Нарвская", ул.Бумажная, д.17, центр "Другой мир",ауд. 302

 

Подробности программы в конце рассылке >>>

 

Начало модифицированного интенсивного курса

"СКОРОЧТЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ, ПАМЯТЬ"


Ведущий - Шугалей Елена, автор методик развития интеллекта и активизации восприятия, директор Центра современных психотехнологий (г. Санкт-Петербург), М.А.NLP, старший преподаватель Московского Психологического Университета (курс "Методы динамического обучения и психология творчества")

По решению группы возможны дополнительные занятия с электронными носителями информации по интерактивным программам, занятия по психокоррекции, индивидуальные консультации.
Слушатели обеспечиваются всеми пособиями.

Приглашаются слушатели предудыщих курсов для закрепления навыков (бесплатно)!

На первые занятия необходимо принести калькулятор, ручку и хорошее настроение! :-)

Контактные данные:

Санкт-Петербург: (812)-550-86-66

elena@humans.ru

Майкл Холл "От удовольствия — ввысь к наслаждению" (Веская причина овладеть собственным мозгом)

 

http://www.nlpcenter.ru/

От удовольствия -- ввысь к наслаждению

 

Веская причина овладеть собственным мозгом

Как бы вы описали различия между удовольствием и наслаждением? На первый взгляд, чувства, испытываемые нами в том и другом случае, очень похожи. Даже мысли внутри обоих состояний могут казаться очень похожими. Но когда дело касается эмоционально-ментальных состояний удовольствия и наслаждения, они оказываются различны.

Удовольствие, например, представляет собой простое первичное состояние разума, тела и эмоций. В удовольствии мы получаем определенную чувственную радость от вида, звука, ощущения, запаха, вкуса и т.д. Наслаждение, с другой стороны, - это не первичное состояние, а мета-состояние. Оно включает в себя на мета-уровне мысли и чувства об определенном первичном состоянии, обычно о состоянии удовольствия, но не ограничено этим.

 

Удовольствие как первичное состояние сознания

Удовольствие, безусловно, -- это основной компонент переживания высококлассной жизни. Оно представляет собой один из самых фундаментальных критериев жизни -- континуума боли и удовольствия, по которым мы делаем так много основных оценок и оценочных суждений. В детстве критерий боль/удовольствие был нашим основным способом различения "зла" и "добра".

Удовольствия, которое мы находим и испытываем во сне, при отдыхе, еде, сексе, от красоты, тепла и т.д., дают нам основные гомеостатические переживания. Вспомните, какое удовольствие приносит ночь отличного сна. Вызовите в памяти изысканное удовольствие спокойного полдня на солнечном пляже. Полностью вспомните время, когда вкус и запах какого-то блюда порадовали вас по-особенному. Вспомните телесное удовольствие от сексуальной стимуляции.

Эти сенсорно основанные удовольствия оставляют нас с чувством прелести жизни. "О, как здорово!" И тем не менее они не обязательно ведут нас в состояние счастья. Счастье или наслаждение как состояние сознания включает в себя больше чем простое удовольствие. Удовольствие происходит преимущественно на сенсорном уровне от сенсорной стимуляции: запаха, вкуса и вида мягкой, сочной отбивной; тепла горячей ванны, расслабления мышц, запаха мыла.

Удовольствие обычно происходит без всяких усилий, когда мы воспринимаем определенные стимулы в разных сенсорных модальностях. Иногда, когда мы заставляем себя задуматься над удовольствием и пытаемся понять его, проанализировать его, продиагностировать -- ощущение удовольствия исчезает. Мы можем ощущать удовольствие в восприятии настоящего момента - с едой, отдыхом, упражнениями, красотой, запахами, прикосновениями, картинами, звуками и т.д. - отдельно от разума.

Удовольствия также кажутся ограниченными во времени. Они длятся какое-то время и испаряются. Удовольствие от еды в начале обеда кажется чем-то очень отличным от удовольствия или неудовольствия, когда мы уже наелись. Удовольствие от купания на солнце ранней весной кажется чем-то отличным от того же удовольствия поздним летом. Удовольствие, кажется, теряет свою остроту после короткого времени. И поэтому мы говорим: "Больше это не приносит мне такого удовольствия".

Это частично объясняет, почему мы в конце концов скучаем от чего угодно! Нигде это не проявляется так ярко, как в жизни богатых и знаменитых людей, которые часто замечают: "Это такая скука, дорогие мои".

Чем больше мы исчерпываем гамму удовольствий, тем больше мы ощущаем разочарование, скуку и пустоту. Продолжительное удовольствие, кажется, выпивает нас.

В удовольствии мы получаем ощущения стимуляции, радости здоровья и т.п. Оно заставляет нас ощущать себя более живыми, крепкими и расслабленными. Поэтому оно функционирует как встроенная награда для того, чтобы мы продолжали делать то, что делаем. И это до определенной степени объясняет, как оно может вызывать зависимость - мы находим в этом удовольствие. Но зависимость возникает, только если мы перемещаемся в мета-состояние и развиваем мысли о значимости того, что делаем - еде, питье, сексе и т.д. (см. ниже).

На базовом уровне ни одно из этих удовольствий не вызывает зависимости. Попробуйте сами. Мы находим, что каждое удовольствие имеет встроенный порог. Слишком много солнца - и это становится больно! Съешьте слишком много пищи -- и вы получите боль в животе, покалывание в сердце и т.п. Слишком много музыки, купания в ванной, секса...Слишком много удовольствия приносит боль (если вы не перекрываете ее мета-состоянием).

Некоторые теоретики пытаются объяснить существование "удовольствия", апеллируя к его ценности для выживания. Они рассматривают удовольствие как эволюционное приспособление, которое позволило нашему виду выжить. Боль сигнализирует нашей нервной системе о том, что нужно прекратить и обратить внимание на опасность, а удовольствие награждает нас, чтобы мы продолжали.

Но такая теория выживания не может объяснить ширину и глубину удовольствия. В конце концов, большинство видов удовольствия прямо-таки перегружено своей способностью радовать. Мы не просто едим. Мы находим удовольствие в тысячах комбинаций запахов, консистенций, температур огромного количества еды. У нас есть аппетит для бесчисленных комбинаций запахов, вкусов, видов, звуков и т.д.

 

Наслаждение как переживание мета-состояния

Для того, чтобы "насладиться", требуется "разум" или сознание. Это требует внимания, осознавания и более высокого уровня понимания ценностей и верований. Это значит, что наслаждение заключает в себе большую степень сложности, чем простое удовольствие.

Чтобы почувствовать наслаждение, человек должен иметь ощущение контроля над удовольствием. У нас есть ощущение, что мы "имеем" удовольствие (и справляемся с ним), а не удовольствие "имеет" нас. Это позволяет нам дальше строить и развивать свою способность наслаждаться так, чтобы мы могли позже применить ее к тому, что бы ни случилось. Это дает нам способность применять наслаждение - феномен более высокого уровня - к большому количеству ежедневных вещей. И стратегия наслаждения позволяет нам наслаждаться большим количеством вещей, чем те, которые доставляют нам удовольствие.

Наслаждение отличается от удовольствия тем, что по своей природе включает роль сознания ("разума"). У нас есть мысли в форме ценностей, верований, пониманий и т.д., об удовольствии и даже о деятельности, удовольствия не приносящей.

 

MS:

Ценностные мысли

об

PS:

определенном удовольствии
или другом событии

 

Когда мы применяем "разум" к огромному разнообразию жизненных переживаний, мы находим себя достаточно сильными, чтобы испытывать радость и удовольствие от практически чего угодно. Это объясняет, почему некоторые люди наслаждаются от самых странных вещей.

Лично я не понимаю, как можно назвать удовольствием лазание по льду при сорока градусах ниже нуля, когда в лицо вам дует ветер шестьдесят миль в час и вы одеваете кислородную маску - для того, чтобы забраться на самую высокую вершину мира. Моя нервная система не назвала бы это источником наслаждения.

Точно так же ни нервная, ни лингвистическая системы во мне не позволят мне присоединиться к Клубу Полярных Медведей, чтобы ходить посреди зимы со смерзшейся задницей. Я могу пойти на лыжах или читать перед горящим камином в горной хижине. И тем не менее у меня есть друзья, для которых такое чтение явилось бы пыткой или чем угодно, но уж явно не удовольствием.

Таким образом, хотя мы все обладаем достаточно схожими нервными системами и сенсорными рецепторами для того, чтобы от одних и тех же вещей получать удовольствие, когда мы переходим к мета-состоянию наслаждения - разница между нами взлетает экспоненциально! На этом уровне наслаждение, красота и счастье действительно находятся "в глазах" их владельца (на самом деле, в "разуме" нейро-семантических оценок). Что дает вам наслаждение? В чем вы черпаете радость? Сделайте список. Остановитесь сейчас и быстро закончите это утверждение: "Что на самом деле приносит мне наслаждение - это..."

Теперь посмотрите на свои ответы. То, что дает вам наслаждение, целиком зависит от вашей семантики - тех значений (убеждений, пониманий, лингвистики), которые вы приписываете вещам, разве нет? Обычно то, что вы цените как имеющее ценность, важность и значение, затем становится вашей нейро-семантикой наслаждения.

На мета-уровне значений мы превращаем свои удовольствия (и другие переживания) в переживания наслаждения. В качестве мета-состояния у вас есть внутренние репрезентации слов, которые объясняют ценность и важность этих радостных переживаний. У вас есть объяснения, причины, понимания и верования, которые кодируют для вас значение этого. И чем большее значение вы приписываете опыту, тем больше наслаждения он вам приносит. Это переносит нас из мира животных (и мира маленьких детей), где правит удовольствие, в истинно человеческий мир наслаждений. Здесь мы наделяем свои переживания нейро-семантикой и порождаем драйвы (движущие силы) на мета-уровне. У нас появляются драйвы не только в отношении еды, питья, воздуха, тепла, комфорта и т.п., но еще и для приключений, творчества, взаимоотношений, мудрости и т.д. Эти "драйвы" могут пересиливать действия драйвов низшего порядка.

Это также приводит нас на уровень человеческих зависимостей. Здесь, если мы перегружаем базисное удовольствие слишком большим количеством значений - мы можем впасть в зависимость от этого и получать удовольствие от опыта через долгое время после того, как опыт завершен. Какое значение вы приписываете еде? Выпивке? Табаку? Сексуальным отношениям? Бегу? Социальному статусу? Превратили ли вы какое-нибудь из этих удовольствий в зависимость? Оставляют ли в вас эти зависимости чувства опустошения (отрицательная зависимость) или ресурсности (положительная зависимость)?

Наша способность ценить и оценивать вещи лежит в корне наших переживаний удовольствия. Другая сторона этого проявляет себя в "ангедонии" - невозможности найти удовольствие ни в чем. Еще одно мета-состояние. У людей обычно развиваются подобные состояния, когда они подавляют (дословно, "депрессируют") свои мечты, надежды, желания, энергию и т.д. Они не ценят ничего. Они ничего не наделяют значением. Они выключают свою энергетику удовольствия.

Учитывая элемент времени в удовольствии/наслаждении, когда мы испытываем удовольствие здесь и сейчас, мы можем не чувствовать наслаждения и обнаружить его только позднее. Только тогда, когда мы посмотрим назад на это и не найдем в этом ценность. Тогда мы восклицаем что-нибудь типа: "Боже, вот это было время!" Затем мы начинаем стремиться к тому, чтобы пережить это заново. Наслаждение в тех переживаниях может включать в себя понимание того, что достигнуто что-то важное.

После события, принесшего наслаждение, мы можем начать понимать, что мы сами изменились после этого. Мы понимаем, что наше "я" в каком-то отношении выросло и что в результате мы стали более сложным существом.

Конечно, те действия, которые приносят нам удовольствие, также могут приносить наслаждение, но все же эти две вещи не обязательно совпадают. Мы можем испытать удовольствие без какого-либо вложения своей психической энергии - без использования собственного мозга. Наслаждение, с другой стороны, наступает только после того, как вложено необычайно большое количество психического внимания. Это, на самом деле, объясняет его мощь -- мы вкладываем вместе с действием свое сознание.

Поскольку мы можем ощущать удовольствие с очень малыми затратами усилий, если мы не знаем о различии между удовольствием и наслаждением, мы можем считать, что точно так же мы можем получить наслаждение без сознательных усилий.

Неверно! Для того, чтобы насладиться игрой в теннис или в футбол, насладиться чтением книги, интенсивным разговором, бегом, походами, чтобы насладиться расширением себя ради другого в любви, - эти виды человеческой деятельности требуют, чтобы мы "владели собственным мозгом" с достаточной энергией и порядком, так, чтобы мы могли предоставить достаточно внимания и концентрации для наслаждения.

Это дает одну очень значимую причину для того, чтобы люди управляли собственным мозгом. Люди могут испытывать перебегающую гамму удовольствий без этого умения, но они никогда не "будут счастливы так, как они готовят себя", как сказал Абрахам Линкольн, пока они не научатся эффективно управлять собственным разумом. А это уменьшит их способность к наслаждению и счастью. (Звучит как отличная причина для тренировки НЛП для меня!)

Чикзентмихальи (1991) в своей книге о "потоке" описал феноменологию наслаждения в следующих словах, которые дают много компонентов для стратегии наслаждения:

"Как предлагают наши исследования, феноменология наслаждения имеет восемь компонентов. Когда люди описывают свои чувства при самых приятных переживаниях, они упоминают как минимум одно, а часто и все характеристики:

Первое: опыт обычно происходит, когда мы сталкиваемся с задачей, в которой мы можем рассчитывать на хорошее решение (контекст).

Второе: мы должны быть способны сконцентрироваться на том, что делаем (требуемое состояние).

Третье и четвертое: концентрация становится возможной потому, что задача имеет ясные цели и дает непосредственную обратную связь (желаемый результат и обратная связь).

Пятое: человек действует с глубокой, но не требующей специальных усилий включенностью, которая удаляет из сознания заботы и разочарования обычной жизни (тотальный фокус).

Шестое: это позволяет человеку испытать чувство контроля над своими действиями (мета-состояние самоконтроля).

Седьмое: исчезает забота о себе, но парадоксальным образом ощущение себя после усиливается (опыт обогащает семантику самого себя).

Последнее: изменяется ощущение длительности времени. Часы проходят мгновенно, а минуты могут казаться часами (искажение времени). Комбинация всех этих элементов вызывает чувство глубокого наслаждения, которое дает людям почувствовать, что они потратили свою энергию правильно".

Итак, наслаждение, в отличие от удовольствия, требует вложения психической энергии. Высшее наслаждение наступает, когда мы вкладываем свое сознание целиком и полностью. Тогда наше внимание фокусируется, как пучок лазера, на чем-то, что представляет для нас ценность. Эта полная включенность не позволяет нам фокусировать излишки сознания в сторону. В результате у нас развивается чувство, что мы отлично поработали и что наши цели представляют собой что-то действительно ценное для нас.

Чикзентмихальи (1991) подчеркивает, что наслаждение происходит из "повышенного чувства контроля" и особенно от работающего контроля или, как мы говорим в НЛП, от управления своим собственным разумом и своими состояниями.

Мы переживаем мета-состояние наслаждения так же, как мы переживаем потерю самосознания. Когда мы полностью вовлекаемся в какое-то дело, представляющее для нас истинную ценность, у нас не остается возможности для того, чтобы ругать себя. Поскольку такая озабоченность собой поглощает уйму психической энергии, у нас есть меньше энергии для концентрации.

Феноменология наслаждения соотносится с тем, как мы испытываем само-трансцендентацию ("возвышение над собой"). Мы отходим от "я". Мы также возвышаемся над еще одной умственной абстракцией - временем. В переживании наслаждения мы теряем "время". Мы переживаем искажение времени, так что оно либо бежит, либо замедляется. В наслаждении включенность заменяет отделенность, интерес заменяет скуку, чувство контроля заменяет собой рассеянность и беспомощность, и чувство возвышения над собой заменяет самосознание.

 

Обобщение:

Используя модель состояний в НЛП и технологии сенсорного осознавания, мы можем двигаться от скуки, ангедонии, пустоты и т.п. к удовольствию. А используя модель мета-состояний НЛП, мы можем двигаться от удовольствия на более высокий логический уровень наслаждения и счастья. Мы можем так организовать свой разум, чтобы найти больше смысла и радости в жизни. Для меня звучит хорошо. И ощущается здорово!

 

 

Психотипы в истории программирования

А. Зай

 


Tак уж случилось, что программирование в истории прошедшего века стало явлением не только научным и технологическим, но также и психологическим, и культурным. А раз так, то к нему может быть применено не только техническое, но и психологическое рассмотрение. Мне бы хотелось взглянуть на историю программирования через призму Юнговских психотипов. Но я понимаю, что эта задача слишком велика для отдельной статьи, и потому ограничусь только одним признаком - экстраверсией/интроверсией. Рассмотрев, как сказывается проявление этого признака на разных этапах истории программирования.

Понятие экстраверсии/интроверсии в Юнгианской психологии несколько отличается от бытового представления об этих признаках и потому я начну с того, что приведу слова Юнга:"Термины и понятия, под которыми понимается механизм интроверсии и экстраверсии, всегда приспособлены к точке зрения индивидуального наблюдателя. Несмотря на различие формулировок, мы постоянно видим один и тот же общий принцип в основном понимании вопроса, а именно: в одном случае движение интереса направлено на объект, а в другом случае оно отворачивается от объекта и направляется к субъекту, на его собственные психические процессы."

Это определение является слишком общим для задач нашего рассмотрения, и я (следуя замечанию Юнга) "приспособлю" его. Однако стремясь избежать излишне субъективных трактовок, использую приложение общего определения к конкретному случаю, сделанное самим Юнгом. А именно - его рассмотрение противостояния античных философских школ по вопросу "универсалий" (родовых понятий). В этом примере Юнг определяет признаки интровертного подхода в идеях Платона, с его независимым существованием "идей", и экстравертного - у его критиков. "Мышление Платона абстрагируется от множественности вещей и создает синтетические конструктивные понятия, определяющие и выражающие, в качестве истинно сущего, общие согласованности вещей. Их невидимость и сверхчеловечность являются диаметральной противоположностью конкретизму, которым отличается принцип присущности, стремящийся свести материал мышления к неповторяемому, индивидуальному, вещественному."
Эти философско-психологические рассуждения с возникновением программирования напрямую оборачиваются нюансами технологии. Поскольку те самые "универсалии" (как-то: "человек", "энергия", "товар") зачастую оказываются основными действующими понятиями конкретных программ, в которых вопрос о их существовании уже отпадает сам собой. Так можно ли на этом основании назвать тип "идеального программиста" интровертным? Будь это на самом деле так, история программирования была бы куда проще... и совсем другой.
Однако, если мы посмотрим на программирование шестидесятых-семидесятых годов, на то, что иногда называют "золотым веком" программирования, мы увидим некую подобную картину. Расхожие анекдоты о программистах того времени лишь довершают картину. Это действительно была "интровертная установка" в программировании, которая породила много поистине гениальных концепций и понятийных систем. Родила целый веер языков программирования. Воспитала людей, которые легко оперировали одновременно многими из них. Но эта же "интровертная установка" оставила в стороне конечного пользователя и реальный прагматический мир за стенами комьпьютерных залов. Причем дело здесь было даже не в технических ограничениях, а именно в психологии. Достаточно обратить внимание на тот факт, что возникновение "экранного доступа" к вычислительным машинам не привело к возникновению "экранного интерфейса". На двумерных экранах очень долго использовался строчно-командный (по сути одномерный) интерфейс. Фокус внимания, сосредоточенный на концепциях, упускал из внимания внешнее ("неповторимое, индивидуальное, вещественное").
Со сменой исторической ситуации изменилась и судьба программирования. Старое "замкнутое в себе" программирование больше не имело шансов на выживание. Маятник психических установок качнулся в другую сторону. Под коммерческими лозунгами "удовлетворения желаний заказчика" в программирование пришла экстравертная установка. И определила следующий этап в истории программирования. Это произошло еще до появления персональных компьютеров, но их появление сделало экстравертную установку абсолютно явной и господствующей. Теперь уже не рождались в таком количестве новые оригинальные концепции и парадигмы, но с огромной скоростью начал развиваться пользовательский интерфейс (став основной по сложности частью программ). Можно было бы предположить исчерпание запаса основных идей, однако это предположение отпадает, если расмотреть неравномерность перехода к экстравертной установке в разных странах - там, где сохранялась интровертная установка, продолжали формироваться и новые концепции. А там где переход к экстравертной установке произошел - фокус внимания переместился на индивидуальные, специфические для каждой задачи, пользовательские интерфейсы. Разнообразие интерфейсов нарастало лавинообразно, вызвав потребность в стандартизации. Но и здесь экстравертная установка оказалась "у руля" и в качестве стандартов были приняты "прямые отражения" конкретных вещей. Документы, кнопки, закладки... Да, на первый взгляд это был абсолютно правильный путь - привычные предметы, перенесенные в виртуальный мир, облегчали понимание этого мира. И все шло хорошо, пока сложность операции в виртуальном мире не сравнялась (а потом и превзошла) со сложностью старых "предметных" операций, сводя на нет эффективность внедрения систем автоматизации. В принципе такой итог можно было предвидеть, поскольку экстравертная установка, отражая чувственный предметный мир, отражает и все концептуальные ограничения предметного мира. Экстравертная установка порождала разнообразие продуктов, подобных по своим возможностям и при этом несовместимых между собой. Каждый такой продукт отражал свой маленький кусочек "чувственного мира" так, как его воспринимал коллектив разработчиков. Надо сказать, что множественные попытки стандартизации дали здесь весьма малый результат. То же самое, что и с конечными продуктами, произошло и со средствами разработки. Достаточно посмотреть два-три десятка библиотек разработчика (для любого распространенного языка программирования), чтобы увидеть, сколь мало они отличаются концептуально. Да и крайне бедны эти концепции. Многие идеи первого периода программирования так и остались невостребованными в пыльных сборниках статей да на бумажных лентах. Можно говорить (и говорят) о падении грамотности программистов, однако, как и прежде, программисты обучаются в первую очередь в реальной работе и видать такова эта реальность второго этапа истории программирования, что концептуальные вопросы уходят из поля зрения молодого поколения.

На мой взгляд, в настоящее время второй этап истории программирования подходит к концу. Раздробленность частных реализаций "вещно-чувственного" подхода к программированю достигла предела. Предела экономической целесообразности. Можно сказать большое спасибо этому второму этапу за концепции интерфейсов, за поворот лицом к экономической реальности и к конкретным людям, и двигаться дальше... Вот только куда?

Давайте прикинем, что получится, если присмотреться внимательно к этапам разработки коммерчески успешных программ в наше время. Тех, что показали "неожиданно высокий" коэффициент эффективности. У истоков большинства из них стоял какой-нибудь один автор, пусть даже с помощниками, которые подключились потом. Я ограничусь случаями "малых программ", полностью выполненных одним человеком, чтобы исключить из рассмотрения влияние "внутрифирменных технологий" на процесс программирования. Какие шаги при этом проходит человек от возникновения внешнего заказа до создания продукта, являющегося ответом на него?

1)Изучение и формулировка потребностей заказчика. Слово "потребностей" здесь существенно - именно потребностей, а не требований. Поскольку одна и та же потребность может быть удовлетворена различными способами, а именно ее итоговое удовлетворение и является существенным. То есть "свобода средств" остается на этом шаге еще открытой. По своей сути это интровертный шаг - обращенный к часто неосознаваемым субьективным потребностям заказчика.

2) Шаг, который порой кажется излишним, но о котором в той или иной форме мне довелось слышать от всех разработчиков "гениальных" программ. Поиск аналогичных потребностей, возникающих ранее у других заказчиков (для которых, возможно, уже были написаны программы), или которые когда-то обдумывали и отказались от заказа разработки. Неважно, возможно ли получить от них заказ, важна информация о "поле потребностей". Ощущение и представление этого поля. Это огромный массив информации, это слухи, разговоры, мнения, это чужие написанные программы. Но тем не менее это вовсе не "маркетинговое исследование", которое может быть заказано сторонней фирме. Это именно "сырые данные" и непосредственные личные мнения. Они в основном не подлежат вербализации и формулированию, по ним не пишут отчетов... Это экстравертный шаг, ориентация в чувственном пространстве.

3) Формулирование "универсалий" данной предметной области. Формулирование концептуального пространства и определение действующих в нем сущностей. В этот момент происходит "свертка" всей информации, накопленной на предыдущем шаге. Получающееся концептуальное пространство отражает не только один конкретный заказ, но все поле сходных потребностей. И в то же время это концептуальное пространство достаточно просто, поскольку свободно от потребности прямо отражать чувственно-предметное окружение конкретного заказчика или любую иную "объективную реальность". Это ярко выраженный интровертный шаг.

4) Описание на общедоступном (порой полухудожественном) языке сформировавшегося образа виртуального мира. Иногда здесь производится согласование с заказчиком требований заказа. То есть перевод заказа из описания потребностей к описанию требований к конкретной реализации. Выбор путей реализации, поиск аналогий в концепциях других продуктов. Возможно, некоторая коррекция понятийного пространства, если находятся аналоги выбранным понятиям, которые можно использовать. Экстравертный шаг.

5) Программная реализация "универсалий". Прописывание их "абстрактной жизни". Интровертный шаг.

6) Создание "индивидуальных настроек" или индивидуального интерфейса, конкретизирующего абстрактный виртуальный мир под требования конкретного заказа. Экстравертный шаг.


Легко заметить, что эта последовательность шагов никак не вписывается ни в первый - интровертный этап истории программирования, ни во второй - экстравертный. Этот второй этап тоже подходит к концу, и глядя на "гениев сегодняшнего дня", мы можем немножечко заглянуть в будущее. Каково оно, это будущее? Приведенная последовательность шагов кажется противоречащей Юнговскому мнению об устойчивости психотипа у каждого конкретного человека. Как же реализовать ее? Может, разделить между разными людьми? Такие попытки были, но достаточно безуспешные. Дело в том, что объем информации на 2-3-4 шагах превышает возможности вербализации и, следовательно, не может быть передан другому человеку без существенных потерь. По крайней мере эта часть последовательности шагов может быть выполнена только "в одной голове". Как же быть в этом случае с противоречивыми требованиями по интроверсии-экстраверсии? Придется обратиться снова к опыту тех людей, которые это все-таки сделали. И во всех известных мне случаях я наблюдаю один и тот же метод - контролируемый транс. "Измененные состояния сознания", в которых признак вертности меняется на противоположный. "Контролируемость" его выражается в возможности сознательных переходов между состояниями, в зависимости от нюансов решаемой в текущий момент задачи. Это углубленная внутренняя медитация экстравертов, это внешне-ориентированный транс, близкий к "аптайму" боевых искусств у интровертов. Но в любом случае, это навык управления работой своего сознания в различных состояниях. Похоже, что этот навык становится профессиональным требованием к программистам-разработчикам на новом этапе истории программирования. Является ли это требование уникальным? - Ни в коей мере. Писатель, завершивший хотя бы одно художественное произведение от жизненных наблюдений и идеи сюжета до шлифовки деталей, знает эту смену внутренних состояний. И сейчас, возможно, приближается время, когда один хороший законченный фантастический рассказ может стать лучшей рекомендацией для программиста при устройстве на работу, чем несколько изученных по книжкам программистских инструментов. Неужели программирование снова возвращается к своему предначальному, не упомятутому мной ранее этапу своей истории - этапу искусства? Или мы научимся управлять своей психикой с надежностью отработанной технологии? Не знаю...
http://www.az.rest.ru/nlp/a.htm

18.03.2002

 

Новые материалы Cообществ

 

Роберт Дилтс "ТВОРЧЕСТВО И ЛИДЕРСТВО: МАСТЕРСТВО ЖИТЬ В БУДУЩЕМ"

Новаторство и творчество являют собой ведущую силу для изменения, приспособления и эволюции. Творческое начало человека - это источник новых возможностей и надежды, мечты и действия. Однако оно может также быть причиной ощущения неопределенности и незащищенности. Воображение и творчество могут порождать множество проблем, если ими неправильно управлять.
В последние годы, с развитием высоких технологий стало очевидным, что способность управлять процессом творчества становится главным ключом к успеху и выживанию. Члену системы нужен определенный минимум гибкости, чтобы эффективно развиваться, приспосабливаться и выживать. Окружающая среда меняется, и если мы будем использовать те же методы, которые могли приводить нас к успеху в прошлом, в настоящем и будущем они могут не дать желаемых результатов.

Лидерство становится одним из главных навыков в меняющемся мире. НПЛ рассматривает лидеров не как "начальников" или "командиров", а скорее как людей, которые "создают мир, в котором хотят жить". Такое лидерство является результатом конгруэнтности, собранности и в меньшей степени силы. Оно подразумевает управление взаимоотношениями и взаимодействиями в рамках организации, сети или социальной системы в целях продвижения к высокой цели.
В некоторые моменты нашей жизни каждый из нас чувствовал в себе желание "изменить мир" или "сделать мир лучше". Эта мечта обычно возникает из предположения о том, что наша жизнь или наш мир каким-то образом может стать лучше. Такое видение будущего часто дает направление нашей жизни и работе, создавая мотивацию для изменений на многих уровнях.
НЛП разработало модели для многих важных навыков, которые требуются для того, чтобы вызвать изменения и "создать мир, в котором хочется жить" - это навыки "лидерства преобразования". Они относятся к формированию и прояснению собственных мечтаний и идей, к возможности поделиться этими мечтами и идеями с другими, к преобразованию их в действия и к возможности получить помощь и поддержку других по претворению этих идей в жизнь. Такие навыки включают в себя мастерство общения и управления взаимоотношениями внутри организации или социальной системы с целью продвижения к намеченной цели.

Полный текст статьи и рисунки >>>

 

 

Сведения о тренингах

 

МАГИЯ ТВОРЧЕСТВА

 

ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА

Тренинг посвящен развитию наших творческих способностей, особенностям взаимодействия с бессознательными ресурсами, построению эффективных интеллектуальных моделей и умению воспитывать в себе качества творческой личности с использованием примеров из стратегий признанных Мастеров. На примере решения конкретной творческой задачи каждый участник получает практические навыки управления творческими состояниями сознания и их практической реализации, вырабатывает собственные стратегии творчества.

В качестве базовой цели участия в тренинге вы можете использовать любую творческую проблему - интеллектуальную, организационную, практическую, личностную или мировоззренческую. Свое творческое задание вы можете не формулировать вслух, если оно имеет интимный характер.

На тренинге мы рассмотрим "квантовую" составляющую индивидуального восприятия, творческих стратегий и метапрограмм, особый акцент сделаем на возможностях и способах Со-Знательного обучения, без которого невозможно само Творчество. С точки зрения НЛП на тренинге будут представлены интегральные методы, объединяющие техники системного НЛП, элементы DHE, а также холодинамики, квантовой психологии, феноменологии и методик развития восприятия, активизации творческих процессов.
За счет приобретения индивидуальных стратегий навыки носят устойчивый характер.

 

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

· Первичные сведения об основных методах активизации творческого потенциала (обзор современных достижений практической психологии в контексте творчества). Коллективное бессознательное, индивидуальное и коллективное сознание. Квантовые принципы личностного роста.
· Групповая и индивидуальная работа с ограничивающими блоками.
· Методы релаксации и обращения к бессознательным ресурсам. Состояния мотивированности к творчеству.
· Основы системного мышления. Поляризация и снятие противоречий через интеграцию дуальных пар. Стратегия Нильса Бора (принцип дополнительности). Субъективный опыт состояний позитивного обучения и целостности. Восточные традиционные техники.
· Субмодальные характеристики индивидуальных творческих состояний.
· Архетип Self. Поиск ресурсов "Идеального Я". Матрица взаимоотношений с надсистемами.
· Индивидуальная система ценностей, способы описания и интеграции с ценностями надсистем. Ключевая Триада ценностей. 3-х и 4-х позиционное описание взаимоотношений с ключевой Триадой. Субмодальные характеристики.
· Основные модели дефектов структур (по Минченкову) и практические методы их оптимизации. Выравнивание логических уровней из будущего.
· Нейронные контуры и способы их гармонизации (методы холодинамики, квантовой психологии и системного НЛП).
· Психосинергетические эффекты в творчестве. Закономерности активного восприятия. Выявление ключевых аттракторов в индивидуальных ментальных стратегиях. Взаимоотношения хаоса и точек упорядоченности на различных этапах творческого процесса.
· Модель периодов профессионального роста, кризисные точки и уровни поддержки (кривая Бандура и соответствующие нейрологические уровни поддержки).
· Взаимодействие с основными архетипами коллективного бессознательного. Ресурсы Стихий.
· Навыки осознанной активизации творческих состояний сознания, включая ИСС (измененные состояния сознания) - работа с субъективным восприятием "растянутого" времени, состояние инсайта, "мозгового штурма", повышенной концентрации внимания, целостного восприятия и управления образной стихией сознания.
· Методы активизация бессознательных ресурсов. Рефрейминг творчества и рефрейминг творчества по логическим уровням.
· Взаимоотношения с мыслеформой Времени и "линией жизни" (топология субъективного времени - toptime).
· Творческие принципы гениальности с проработкой стратегий признанных Мастеров (Леонардо да Винчи, Тесла, Менделеев, Дисней, Эйнштейн, Нильс Бор и пр.).
· Приемы и принципы эффективного интеллектуального моделирования, блок практических упражнений из сферы системного НЛП, новейших достижений квантовой психологии, холодинамики, феноменологии, авторских техник активизации восприятия.
· Интегративные состояния сознания, взаимодействие с Будущим. Расширение творческой Задачи.
· Групповая работа, поддерживающий синергетический процесс ("Благодарение").

 

Формат тренинга:
1 вариант: 20 часов (3 + 9 + 9);
2 вариант (углубленный): 36 часов (3 x 12 или 4 x 9).

 

Ведущая - Шугалей Елена, директор Центра современных психотехнологий г. Санкт-Петербурга, автор методик активизации восприятия и динамического обучения, старший преподаватель Московского Психологического Университета (курс "Динамическое обучение и психология творчества"), M.A. NLP.

Контактные данные:
(812)-550-8666; e-mail: elena@humans.ru
http://www.humans.ru

 


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР НЛП

 

Объявлен набор на курс

"НЛП-Практик"

28 февраля-2 марта состоится 1-я ступень

 

Ведущий: Виктор Стрелкин

Преимущества и формат:
- курс соответствует требованиям качества Международной Ассоциации НЛП
- продолжительность курса - 7 ступеней по 3 дня, 210 академических часов
- в конце курса проводится независимый поведенческий экзамен и выдается сертификат "НЛП-Практика"


Для получения дополнительной информации
пришлите запрос по e-mail: info@nlpcenter.spb.ru
позвоните по телефонам 159-13-89 или 907-07-07
приходите на презентацию 5, 12, 15 или 19 ноября , начало в 19:00
договоритесь о встрече по адресу:
метро "Нарвская", ул. Бумажная, 17, Центр "Другой Мир", офис 601

 

 

 

Рассылки Международного клуба ЧеловекИ:

В сентябре открылся новый интерактивный курс "Школа Гарри Поттера" (с применением техник НЛП и других практических направлений психологии). Занятия будут проходить в форме общих и индивидуальных заданий (платный курс с обязательным выполнением домашних работ и личным консультированием). Предварительно дети и родители проходят диагностическое анкетирование, в том числе с применением проективных методик.

Подписаться на рассылку интерактивного курса >>>

Школа Гарри Поттера (обучающий интерактивный курс)

 

Постоянный набор в Школу Добрых Волшебников:

В Санкт-Петербурге: (812)-106-15-79, 994-91-79 (Елена Шубина)

В Москве: (095)-427-33-31 (Светлана), 447-35-38 (Центр "Золотое Сечение")

В Симферополе: (10-380-652)-23-45-59 (Наталья Высоцкая)

Во Владивостоке: (4232)-25-02-69, 26-77-65 (Центр "Синтон")


Голос и Успех. Три секрета настройки голоса. Дистанционный курс
НЛП по делу. Семинар online
Метафоры
Игрушечное НЛП
Практическая психология - для Вас!

Школа Гарри Поттера (обучающий интерактивный курс)


Ваш
e-mail: 

 

Почтовый ящик проекта:

Международный Центр Развития center@humans.ru

 


-AdRiver-

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное