Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

"НЛП по делу" Семинар on-line

 

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 39

 

 

 

Дорогие Друзья!

Поздравляем вас с наступающим Новым Годом и Рождеством!

Любви, Счастья, Дружбы, Творчества и Мира в новом году! :-)

 

Питер Врица "Карты за пределами Разума: НЛП и духовность" (I часть)

Новогодняя метафора: Хорхе Луис Борхес "А БАО А КУ"

Сведения о тренингах

 

 

Карты за пределами Разума: НЛП и духовность

Питер Врица

 

 

Питер Врица - дипломированный тренер НЛП с опытом работы в дюжине стран в течение последних двадцати пяти лет. Он написал много статей по НЛП и родственным предметам. Вслед за исследованиями роли опыта в высших состояниях сознания в творчестве писателей и художников, в последние несколько лет он исследовал познание и писал о нем; его книга "Живое Осознавание" ("Living Awareness") опубликована в 1996 г.

 

Введение
Наконец-то у тех, кто имеет отношение к НЛП, появился растущий интерес к области духа. Это естественно. Теперь мы описываем нашу область как "исследование структуры субъективного опыта", а духовные формы составляют важную часть человеческого опыта. Действительно, в области духа мы приближаемся к областям, куда, как высказался Бейтсон (цитируя Александра Поупа) "ангелы боятся вступать".
Прежде всего, духовное (spiritual) это, возможно, та область человеческого опыта, в которой уже было проведено обширное моделирование. Все основные религии мира - Буддизм, Христианство, Индуизм, Ислам, Иудаизм разработали карты духовного и пути его достижения, иногда в качестве части своего магистрального направления, как в случае буддизма, иногда в эзотерическом и скрытом виде, как в случае суфизма (даже традиционный восточный метод следования гуру включает расширенное интуитивное моделирование во второй позиции).
Помимо основных религий множество учителей и учений предложили свои собственные карты и методы. Например, столь модные теперь, шаманские и анимистические традиции во всем мире, предлагают обширный свод знаний и мудрости о теле, душе и духе. Мы со своим НЛП не более чем нахальные пришельцы в стране с великой историей.
Во-вторых, духовное порождает великие страсти. Прямо и косвенно, через окостеневшую структуру организованной религии, духовное вызывает яростные конфликты, часто ведущие к брутальной нетерпимости. Смешение карт и территорий изобилует в этой области и несет много возможных устрашающих последствий в виде напряжения внутри сообществ и подавления личности.
В третьих, многие аргументировали бы, что НЛП - это ментальная дисциплина, идущая от сознающего разума и, как таковая, она плохо приспособлена для того, чтобы иметь дело с духовным, которое, как они полагают, касается сферы откровения, превосходящей наш обычный опыт и реорганизующей его. Вспоминается теолог тринадцатого века Аквинат, один из великих умов христианской традиции, который писал после мощных духовных откровений, достигнутых к концу своей жизни, что "все, что я написал, никуда не годится". Для многих наш подход к священному и невыразимому мог бы быть упрощающим. Возникает множество вопросов: может ли аналитическое моделирование дать подтверждение "трансцендентальному" опыту? Может ли последний быть выражен в терминах субмодальностей? Если мы хотим познать Бога, достаточно ли это для того, чтобы изменить наше состояние? Или это всего лишь "переливание из пустого в порожнее" на несоответствующем логическом уровне?
Мой собственный взгляд состоит в том, что для нашей дисциплины есть место в кодировании и моделировании духовного опыта таким образом, что он оказывается лучше понятым и более легко доступным для тех, кто уже готов для путешествия в область духа. Но мы должны продвигаться сверхосторожно, ступая даже легче, чем ангелы, если мы хотим разрешить проблему смешения карт - территорий, а не усугубить ее.
Я надеюсь, что, в конце концов, будет возможно провести более тонкие различия, чем я делаю здесь.
В настоящее время в НЛП существует единственная широко принимаемая карта человеческого опыта, которая признает духовное, а именно нейро-логические уровни Роберта Дилтса. Его модель предлагает по сути гуманистический и неохристианский взгляд на духовное. Дилтс различает пять мирских "логических уровней" опыта: Среда, Поведение, Способности, Убеждения и Ценности, Идентичность. Он добавляет ряд надмирских уровней, которые он именует "спиритуальными", такие как Семья, Сообщество, Страна, Планета и Космос. Он определяет их путем ответа на вопрос "Кто еще?", т. е. кто или что находится за пределами нашей самоидентичности. Он разумно маскирует подразумеваемую теистическую направленность своих вопросов указанием на наш опыт в отношении других людей. Слово "Бог" скрыто и не употребляется, делая модель условно приемлемой как для верующих, так и для неверующих.
На первый взгляд духовные уровни Дилтса являются частью среды, в которой мы находим самих себя, и которая влияет на наше "я". Что делает их спиритуальными, так это дополнительное измерение трансперсональной связанности, присутствующее в особых моментах, таких как рождение ребенка, глубокая любовь или смерть. (Согласно современному опросу Newsweek 68% американцев чувствуют священное во время рождения ребенка; 26% процентов во время сексуального контакта)1.
В то же время подобный опыт образует лишь небольшую часть возможных значений, которые люди придают понятию "духовное". Расширение наших личностных границ через отношения с другими не является ни достаточным, ни необходимым для духовного опыта.
На Международной Конференции по Психотерапии и Духовности, состоявшейся на Бали в июле 1994 г. несколько тренеров НЛП использовали простые вопросы НЛП для того, чтобы поликультурная группа, состоящая из европейцев, выходцев из Азии и американцев (северных и южных) определили бы, что слово "духовный" ("спиритуальный") означает для них, и что в этом общего с другими. Люди были в некоторой степени удивлены, что слово, которое, как они думали, они все понимают, имеет столь различные значения. Я заметил, что люди стремились отнести слово "духовное" к пяти типам и контекстам опыта, а именно: к чудесам в проявлениях природы, включая опыт глубокой связанности с другими, в частности в рождении, смерти и любви; соприкосновение с Верховным Бытием; опытом "магических" и "психических" явлений; религиозным опытом; и глубоким трансцендентальным опытом во время медитации.
Я сгруппировал пять этих видов опыта под заголовками:
- Трансфигурации Природного Мира
- Соприкосновение с Божественным
- Окна в Иную Реальность
- Религиозная Жизнь
- Пробуждение к Трансцендентальности


Первые три категории, хотя и включающие значительное разнообразие опыта, укладываются в духовные уровни Дилтса, четвертый охватывает многие уровни, включая особые случаи среды и поведения, верования и ценности вплоть до подлинного духовного опыта, в то время как пятый оказывается вне рамок всех логических уровней вместе взятых.
Эти пять видов опыта превосходят культурные различия. Хотя содержание и акценты в них могут различаться, многое из того, что имеет структурное сходство, повторяется в различных частях света. Эти различия образуют основу для простой модели духовного опыта, которая, как я думаю, охватывает более широкий круг явлений, чем исходная карта Дилтса, будучи при этом совместима с его кодификацией.
Я надеюсь, что моя модель может обеспечить рамки, которые помогут переосмыслить некоторые из наиболее важных вопросов в изучении духовного опыта, таких как: Каковы взаимоотношения между теистическим и нетеистическим опытом? Являются ли глубочайший опыт личностным или неличностным, недуалистическим или дуалистическим, имеющим форму или не имеющим ее? Как обладающие и не обладающие содержанием понятия духовного относятся друг к другу?

 

Карта и территория
Прежде чем более детально исследовать эти категории, рассмотрим кратко некоторые неизменные вопросы карт и территорий, которые могут легко запутать эту область.
Майкл Пэффард отмечает в Inglorious Wordsworths: A Study of Transcendental Experiences in Childhood and Adolescence, что очень большая часть людей испытывала состояния расширенного сознания в самых разнообразных ситуациях. Он проводит важное различие между опытом и убеждением в существование опыта. То, как люди реагируют на опыт и описывают его, зависит в большой мере от системы их убеждений. То, что для стороннего наблюдателя представляется весьма схожим опытом, может быть интерпретировано в совершенно различных терминах. Например, то, что кто-то рассматривает в качестве "духовного" опыта, для другого может представляться как "эстетический" опыт. Есть разница между опытом самим по себе и значением, придаваемым ему.
Догматическое давление, в частности в религиях (таких как Христианство и Ислам), возникших на Среднем Востоке, может также оказать воздействие на то, что испытывающий опыт будет приспосабливать язык для того, чтобы перевести опыт в термины, приемлемые для религиозных авторитетов. Неортодоксия может означать изгнание из клуба, как в случае с популяризатором "духовности, акцентированной на творение" ("creation-centered spirituality") доминиканским теологом Мэттью Фоксом. В менее милосердные времена и в более жестоких странах это может быть фатально.
Как мы знаем из НЛП, слова - суть не то, к чему они относятся. Более того, люди обычно находят, что качества духовного опыта часто трудно выразить. Успешные высказывания, в то же время, обычно предполагают смесь метафор и абстракций, таких как у св. Иоанна Дамаскина: "Иду я в путь незнаемый". Часто метафоры зависят от эпохи и культуры. "Царство Небесное", например, сейчас может иметь значение, весьма отличное от того, что было вначале. Возможно, очень важно знать, как исходно кодировались слова и фразы.
Люди обычно с трудом понимают опыт, которого они сами не имели. Может показаться, что язык, которым описывается опыт идет весьма кружным путем, пока сходный опыт не сделает его более исчерпывающим. Во многих случаях духовного опыта разум и чувства превосходят самих себя в повышении осознания, что совершенно необычно для нашего нормального бодрствующего состояния. Вы должны также оказаться там, чтобы по-настоящему знать это.
Личностные убеждения относительно значения опыта являются важным, но не обязательно решающим фактором в исследовании духовного опыта. В моделировании опыта других важно понять, что как наши собственные, так и их системы убеждений могут тормозить понимание опыта. Это не препятствует нам при приближении к опыту, затрагивающему священное, понять, что взаимосогласование в данном случае потребует вторжения в сферу таких ценностей и состояний, которые увлекут нас далеко за пределы нашего обычного бодрствующего сознания.
Мое намерение здесь заключается не в том, чтобы втягиваться в споры, какой опыт является более действительным или настоящим, но оставаться как можно ближе к используемому в НЛП понятию полезности. Я предполагаю, что духовный опыт является как важным, так и полезным. И хотя он не может быть полностью отделен от системы убеждений, которая окружает его, мы можем начать, как если бы мы собирались понять их структуру и взаимоотношения между ними, искать пути к пониманию процесса раскрытия того, кто мы и что мы, в согласии с тем весьма спиритуалистическим понятием, что все ресурсы уже есть внутри нас.

 

Трансфигурация природного мира
Дилтсовская исходная категория духовного охватывает класс опыта, масштабы которого как бы выпадают из области нашего зрения, слуха и восприятия сердцем, обнаруживая новое измерение более глубокого значения, которое имеют люди, места и даже предметы. Я обозначил такой опыт как "Трансфигурация Природного Мира".
Природа
В некоторых случаях опыта люди наполнены Вордсвортов-ским благоговением и почтением к невидимому присутствию, ощущаемому в сердце природы. В западной Европе, такого рода опыт был инициирован той красотой и величием природы, которые стали общим местом в романтизме. Однако мы находим их выраженными на более теистическом языке и в более ранний период - в традиции идущей, по меньшей мере, от Хильдегарда Бингенского и великолепных "Гимнов Тварей Божьих" св. Франциска.
Подобного рода опыт затрагивает внутренний настрой через то, что мы видим и слышим, и что может быть впоследствии возвышено. Люди сообщают об ощущении такого в природе, так, как будто это был пожар: "Каждый куст воспламеняется от Бога", - так можно сказать, перефразируя Элизабет Бэррет-Броунинг. Мир, "костер Природы" (Хопкинс) может казаться пульсирующим и накаляющимся светом и творческой энергией. Для поэта-мистика семнадцатого века Томаса Трэйрна (Thomas Traherne) даже улицы были вымощены золотом.
Животные
Опыт трансфигурации природного мира может также захватывать других существ. Чудесное в красоте и фации животных может вызвать чувство тайны творения и невидимой руки творца за ней. Стихотворения Рильке о животных в его Neue Gedichte (Новые Стихи) с чередованием пантер и фламинго "проникающих в представимое" предполагают его проникновение как исследователя в иную жизнь, с которой мы делим нашу планету. В своих письмах он описывает как это внимание, проникающее в самый центр существа, которое он наблюдает, пробуждает чувство того самого момента, когда творец реализует свое творение и "видит, что это хорошо".
Искусство
Свидетельства присутствия провидения и трансцендентального благоговения в природе часто приводят к попыткам заново вызвать этот опыт через искусство и поэзию. Получившееся в результате произведение искусства может само по себе стать вторичным посредником для такого рода опыта, пробуждая чувство чуда, почтительности и благоговения в ощущающем. В Японии традиционно короткие стихотворения "хайку" использовались для того, чтобы поймать и сообщить острое и стремительно ускользающее чувство, "чувство момента" в природе. В обратном процессе Джудит Делозье использует эстетическое признание каких-то частей природы, того, что она называет "Искусством Бога", и идентификацию с мастером-художником для того, чтобы пробудить что-нибудь из такого опыта.
Другие
В контексте других людей, трансфигурация природного мира часто встречается в ключевых точках перехода рождения, контакта с новорожденным, моментами, проведенными с умирающими, и с пробуждением любви. В такие моменты люди могут пробуждаться к чувству другой личности как бесконечной во времени духовной целостности, независимой от тела.
Коллективное сознание
Среди такого опыта, мы можем выделить чувство человеческого бытия, разделяемого в общей душе или сознании, как если бы время от времени часть из нас отрывалась бы от наших отдельных тел, чтобы достичь общего объединяющего нас человеческого бытия. Такой опыт включает чувство нашей принадлежности к гораздо большему коллективному сознанию, где "Я" и "Ты" образуют "Мы", которое содержит нас обоих2. Таким образом, мы можем быть маленькой группой, объединенной некоторый глубокий момент, или >jce это может быть расширено так, чтобы включить чувство единения со всеми существами на планете. Понятие "мистического тела Христа" в Католической Церкви и "Ноосферы" Тейяра де Шардена, поле сознания, окружающего планету и возникающего от сознания каждого из нас, предполагают именно такой опыт.

Пространство "Мы" (предлагаемая четвертая позиция восприятия) обсуждается во втором номере NLP World в статье Яна Ардьюи (Jan Ardui, "Unravelling Perceptual Positions").

 

Продолжение в следующих номерах рассылки

 

Новогодняя метафора:

Хорхе Луис Борхес "А БАО А КУ"

 

Каждый человек, знакомый с НЛП, оценит мастерство этой многомерной метафоры...

 

Мы хотим познакомить вас с удивительным Существом, живущем в человеческом Со-Знании, и желаем вам в новом году прекрасных сияющих красок жизни, радости, счастья, новых знаний и стремлений, дел, "не отбрасывающих тени" - и радостного подъема на вершину Башни Победы!

Давайте вместе порадуем А БАО А КУ, поздравим его с Новым годом и улыбнемся ему :-).

 

Если вы пожелаете увидеть прекраснейший в мире пейзаж, вам надо подняться на верхушку Башни Победы в Читоре. Там с кругового балкона открывается вид на все стороны света. К балкону ведет винтовая лестница, но взойти по ней дерзают лишь те, кто не верит легенде. А легенда гласит следующее:
Испокон веков на винтовой лестнице Башни Победы живет некое существо, чувствительное ко всем оттенкам человеческой души и известное под именем А Бао A Ку. Обычно оно спит на нижней ступеньке, но при приближении человека в нем пробуждается таинственная жизнь, и тогда в недрах этого существа начинает теплиться внутренний свет. Одновременно его тело и почти прозрачная кожа приходят в движение. Однако сознание пробуждается лишь тогда когда кто-либо поднимается по винтовой лестнице, - тогда А Бао А Ку, чуть не прилипая к пяткам поднимающегося, следует за ним, держась того края ступенек, где они сильней всего стерты поколениями паломников. С каждой ступенькой окраска А Бао A Ку становится все более явственной, форма - более определенной и излучаемый им свет - более ярким. Но окончательной завершенности А Бао А Ку достигает лишь на верхней ступени, если тот, кто поднялся на нее, сподобился нирваны и дела его не отбрасывают тени. В противном случае А Бао А Ку останавливается словно парализованное, не достигнув вершины, - тело его остается незавершенным, голубая окраска блекнет, излучаемый свет, мерцая, гаснет. А Бао А Ку страдает от невозможности достигнуть совершенства, и его стоны - едва различимый звук напоминающий шелест шелка. Вспышка жизни в нем коротка: как только паломник начинает спускаться, А Бао А Ку скатывается вниз на первую ступеньку и там, угасшее и утратившее определенность очертаний, ждет следующего посетителя. Говорят, будто его щупальца становятся видны лишь тогда, когда оно достигает середины лестницы. И еще говорят, будто А Бао А Ку способно видеть всем своим телом и на ощупь напоминает кожуру персика.
За многие века А Бао А Ку поднялось на балкон всего однажды.


Эту легенду приводит С.С.Итурвуру в приложении к его ставшему классическим трактату "О малайском волшебстве" (1937).

 

Метафоры других Cообществ

 

Дуглас Монро "Девять Эахтр Мудрости друидов"

Девять Эахтр Мудрости взяты из различных источников, где описаны кельтские мистерии. Если их собрать вместе, эти девять отрывков образуют особую группу стихов-уроков, используемых в друидических Корах. Термин "эахтра" - очень древнее друидическое литературное понятие, означающее Приключение, или, более конкретно, посещение Волшебного мира, откуда герой или рассказчик приносит какое-то сокровище знаний, которое он завоевал на пути.

Приятного новогоднего Путешествия! :-)

 

 

6. Эахтра Семи Цветов

 

Я - камень, спрятанный под землей!

Я - пурпурная глубина моря!

Я - волна с голубым гребнем под Луной!

Я - древний изумрудный лес!

Я - желтая слеза Солнца!

Я - оранжевая репа в поле!

Я - пылающая дверь!

 

(Если мы хотим набраться энергии, данная эахтра читается в прямом порядке, если хотим успокоения и умиротворения - в обратном: "Я - пылающая дверь!..." и т.д.)

 

Полный текст >>>

 

Сведения о тренингах


Центр современных психотехнологий

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР НЛП

 

Интеллект, память, скорочтение" - набор в группу на СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ! Ведущая - Шугалей Е. Приглашаются слушатели весеннего курса!">Интенсивная программа "Интеллект, память, скорочтение" с применением техник НЛП

- набор в группу на время каникул!

Ведущая - Шугалей Е.

 

Набор на тренинги (впервые в Санкт-Петербурге)

"Квантовая психология"

Новейшее направление практической психологии, объединившее в себе достижения естественных наук и современных психотехнологий.

Полезен всем заинтересованным в глубинных исследованиях своей личности и трансформации.

Ведущий - Шугалей Елена, автор методик развития интеллекта и активизации восприятия, директор Центра современных психотехнологий (г. Санкт-Петербург), М.А.NLP, старший преподаватель Московского Психологического Университета (Курс "Методы динамического обучения и психология творчества")

 

ПОСТОЯННЫЙ НАБОР НА ТРЕНИНГИ

 

Интенсивный курс развития интеллекта, восприятия и скорочтения

с использованием техник НЛП

 

"Магия Творчества"

Интенсивный тренинг развития творческих способностей с использованием новейших методик активизации интеллектуальных процессов, повышенного восприятия и психотехник индивидуальной самокоррекции.

В ПРОГРАММЕ ТРЕНИНГА
- Творческие принципы гениальности с проработкой стратегий признанных Мастеров (Леонардо да Винчи, Тесла, Эйнштейн, Нильс Бор и пр.)
- Навыки осознанной активизации творческих состояний сознания, включая ИСС (измененные состояния сознания) - работа с субъективным восприятием "растянутого" времени, состояние инсайта, "мозгового штурма", повышенной концентрации внимания, целостного восприятия и управления образной стихией сознания
- Приемы и принципы эффективного интеллектуального моделирования, блок практических упражнений
- Решение конкретных творческих задач участников (вы можете использовать в качестве базовой цели участия в тренинге любую творческую проблему - интеллектуальную, организационную, личностную или мировоззренческую).


ДРУГИЕ ТРЕНИНГИ ПРОГРАММЫ "ТВОРЧЕСТВО И ИНТЕЛЛЕКТ"
"Магия Творчества" (2 ступень)
"Системное мышление и восприятие"
"Квантовая психология и интеллект"

Интеллект-клуб "ЛИК" (клубная карта с системой скидок на тренинги Центра)
Ведущий - автор методик Шугалей Елена
Тел/факс (812)-550-8666, elena@humans.ru

 

 

 

Почтовый ящик проекта:

Международный Центр Развития center@humans.ru

 


-AdRiver-

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное