Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

"НЛП по делу" Семинар on-line

 

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 38

 

 

А. Зай: "О забытом Свидетеле..."

"Ловушка ясности"

"Универсальный ключ" А. Левенчук, М. Гринфельд

Материалы сообществ : Синхронистичность

Сведения о тренингах

 

 

Интенсивный курс

"СКОРОЧТЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ, ПАМЯТЬ"

с использованием техник НЛП

Санкт-Петербург
6 ноября в 19-00 (ауд. 504)

7 ноября в 14-00 (ауд. 305)
м. "Нарвская", ул.Бумажная, д.17, центр "Другой мир"

 

ВЛАДИВОСТОК

с 14 ноября


Ведущий - Шугалей Елена, автор методик развития интеллекта и активизации восприятия, директор Центра современных психотехнологий (г. Санкт-Петербург), М.А.NLP, старший преподаватель Московского Психологического Университета (курс "Методы динамического обучения и психология творчества")

По решению группы возможны дополнительные занятия с электронными носителями информации по интерактивным программам, занятия по психокоррекции, индивидуальные консультации.
Слушатели обеспечиваются всеми пособиями.

Приглашаются слушатели предудыщих курсов для закрепления навыков (бесплатно)!

На первое занятие необходимо принести калькулятор, ручку и хорошее настроение! :-)

Контактные телефоны:

Санкт-Петербург: (812)-550-86-66,

Владивосток: (4232)-25-02-69, 26-77-65 (Центр "Синтон")

elena@humans.ru

 

О забытом Свидетеле...

А. Зай

 

"... наипервейшее - это стремление к отношению, это рука, протянутая на встречу пред-стоящему, которое как бы заполняет углубление ладони, округленной в жесте приятия; второе же - это отношение к пред-стоящему, бессоловесный прообраз изречения Ты..."
(Мартин Бубер)
"... Первое время я думал, что это цифры "ноль" и "три", и только много лет спустя сообразил сопоставить эти буквы с эпиграфом на внутренней стороне клапана папки: ...у гностиков Демиург - творческое начало, производящее материю, отягощенную злом."
(АБС)


Я впервые столкнулся с этим при проведении НЛП-шных техник интеграции частей... Вот две части слились в одно, радость и облегчение, голубое небо и яркость заката, блеск звезд. Но проходит время и по темному ночному небу начинает ползти туча, стирая звезды. На сцену выходит Тень.
Раньше или позднее, в том или ином образе, но Тень приходит. Просыпается древний архетип Сатаны - Противостоящего. И чем ярче сияло солнышко после интеграции, тем гуще покрывало Тени.
Как же так? Ведь экология проверена (и перепроверена на несколько раз), было абсолютно конгруэнтное "Да". И возражений не было... Или все-таки мы их не услышали? А какое возражение мы вообще способны услышать? В НЛП пресуппозируется, что любое... точнее - любое существенное. Вот здесь-то, похоже, и порылась собака. Мы можем услышать возражение любой достаточно мощной структуры бессознательного (части или тенденции). Да только вот Тень не имеет структуры, пока не воплотилась в образе. Архетип Тени - это изнанка, оборотная сторона, архетип Сатаны - противостоящее. Противо-стоящее в принципе, оборотная сторона любой тенденции. И как же? Получается, что интеграция любых двух частей всегда создаст некую выделенную тенденцию, нарушающую равновесие бессознательного. И в ответ на это нарушение равновесия, проснется Тень, создавая Часть противостоящую. Разумеется, ее тоже можно интегрировать. И Тень ее приходит снова. И так по кругу, до тех пор, пока мы не остановимся на какой-то точке, на каком-то противостоянии, свернув с пути интеграции на путь выбора.
Есть ли иной путь? Мне кажется, что да. Путь интеграции частей не друг с другом, а с "центром". С базовой точкой равновесия самого бессознательного. Но только вот где эта базовая точка? Рассматривая любой внутренний конфликт сам по себе, мы теряем эту точку из виду. Где она? Пожалуй, только само бессознательное может дать ответ на этот вопрос. И даже не бессознательное конкретного человека - для выделения системы координат нужна более широкая рамка, нужно рассмотрение системы следующего уровня. Нужно обращение к архетипу Самости. И здесь уже радикальнейшим образом смещаются акценты, поскольку в рассмотрение входит система большая, чем клиент и НЛП-ист (как по отдельности, так и вместе взятые). И мы можем лишь _пригласить_ Самость посмотреть на то, что делаем, предоставив ей соответствующий образ и выразив "намерение" видеть Самость в качестве свидетеля.
Предположим, что на нашу просьбу откликнулись, - что меняется при этом? Прежде всего, любые противо-стоящие части или тенденции - все они становятся пред-стоящими, стоящими перед лицом образа Самости (архетип которой включает в себя все противоположности одновременно). В системе появляется абсолютный центр, интеграция с которым не только сохраняет, но и укрепляет равновесие. Изменяется и проверка экологии, поскольку экологические вопросы идут уже не к отдельным обособившимся частям-тенденциям, а к образу Самости непосредственно.
Но что это за образ Самости, и почему он выпал из классических схем НЛП-шных техник? Мне кажется, что это два взаимосвязанных вопроса. Вспомним слова Юнга, о том, что "субъективно, образ Самости и образ Бога неотличимы". Вспомним, сколь многие НЛП-шные техники были смоделированы с религиозных мистерий и шаманских ритуалов. Я рискну предположить, что авторы моделей намеренно хотели избавиться от "религиозной мистики", сделать результат более технологичным, более переносимым. И это им удалось. Но только при этом из пути интеграции исчез Свидетель. Мы получили технику решающую локальные задачи, но потеряли Путь. Поскольку влюбленные протягивают друг другу руки "перед Богом" (как бы они этого Бога себе ни представляли) и поскольку "все пути ведут в Рим". Я не знаю, каким образом вернуть Свидетеля в НЛП-шные техники, сохранив их техничность. Я даже не знаю, возможно ли это. Я лишь хочу сказать, что пока свидетель отсутствует, это если и "путь в Рим", то путь Демиурга, со всеми своими плюсами и минусами.

 

 

"Ловушка ясности"

А. Зай

 

Cейчас НЛП уже достаточно четко оформилось как школа и как метод. А потому возникает желание внимательнее присмотреться к тому, что оно может, а что нет. В чем его сильные и слабые стороны. Каковы возможные результаты и каковы опасности. К сожалению, большинство статей на эту тему носят полемический или рекламный характер. Но уже сам накал полемики показывает важность вопроса.
Как же характеризуют НЛП сами его основатели?

"НЛП для меня, как для одного из людей, создавших его - это искусство моделирования совершенства: выявлять людей, которые делают что-то очень хорошо, узнавать у них, как же они это делают, причем зачастую используя огромное количество бессознательных знаний и, в конце концов - создать четкую репрезентацию опыта, закодировав его и составив описание, понять, в чем же разница между возможностью делать что-то совершенно и делать то же самое обычным способом." (Дж. Гриндер)

Итак - "искусство моделирования совершенства". Выглядит очень заманчиво. И основные споры идут вокруг возможности его или невозможности, работает оно или не работает, а также вокруг различных этических вопросов, связанных с техниками НЛП. Подобные обсуждения и споры вполне понятны в отношении любого нового (и еще не испытанного долгой практикой) направления. Особенно если оно предлагает передать в ваши руки нечто, считавшееся ранее исключительно "даром Божьим", счастливым случаем или судьбой. А здесь просто - "взвесьте мне, пожалуйста, пару килограммчиков таланта..." Судить по результатам оказывается достаточно сложно, поскольку кратковременные результаты есть (и обнадеживают), но именно в силу своей кратковременности они представляют лишь относительный интерес. А с долговременными результатами и "отложенными эффектами" далеко не все ясно, прежде всего потому, что сам метод достаточно молод.

Что же нам остается? Следить за развитием событий и ждать проверки временем того, "чего еще никогда не было" (как порой утверждает реклама)? А действительно ли ничего подобного никогда не было? Хорошо ли мы присмотрелись к прошлому?

Тени прошлого

Обратим внимание на Париж 1532 года, где в стенах университета собирается группа студентов, позднее давшая начало ордену иезуитов, и где Игнатий Лойола создает свои "Духовные упражнения". Мало известная в широких кругах страница прошлого, которую порой достаточно сложно рассмотреть через занавес сплетен, окружающих историю ордена. Однако рассмотрим подробнее эти самые "Духовные упражнения" - текст, заложивший основу ордена. Вот мнение о них Генриха Бемера:

"...маленькая, совсем незаметная книга, которая, несмотря на свои небольшие размеры, принадлежит к числу книг, оказавших большое влияние на судьбу человечества, которая перепечатывалась бесчисленное количество раз и породила более 400 комментариев, основная книга иезуитов и в то же время резюме долгого внутреннего развития их учителя..."

И ведь действительно "резюме", а точнее - модель. Внимательно вчитываясь в текст "Упражнений", сильнее ощущаешь даже не аналогию, нет - читаешь описание чисто НЛП-шной модели, сделанное несколько другим языком. Она является таковой и по задачам и по средствам. Но надо сказать, что задачи Игнатий ставил достаточно глобальные - создать переносимую модель "идеального христианина", верующего, которой можно было бы обучать и достигать гарантированных результатов. То, что в качестве объекта моделирования Игнатий взял самого себя, вряд ли можно считать неожиданностью. Во все времена достаточно сложно оценить уровень чужой Веры, и чужого Понимания. Да и к тому же Игнатий действительно был верующим христианином. Нам сейчас интереснее методы, которые были использованы для формализации и перенесения полученной модели, а также некоторые результаты поставленного им над человечеством эксперимента.

Если переводить на современный язык, то основной рамкой "Духовных упражнений" являлся "импринт-метод", с некоторыми элементами "логических уровней", "личностной истории", "пороговых" и "субмодальных" техник... Более того, Игнатий позаботился даже о "поднятии" визуальной модальности до начала основной работы у тех, у кого она недостаточно тренирована:

"...Игнатий знал, что сила воображения оказывает такое воздействие на волю только в том случае, если видения самостоятельно возникают в сознании человека, или если, в случае искусственного привнесения их их извне, фантазия вынуждена воссоздавать их. Потому-то он и налагает на посвященного трудное обязательство создавать в самом себе [...] определенные образы без использования каких-либо внешних средств. Однако Игнатий отдавал себе отчет в том, что очень немногие люди способны самостоятельно сделать это. [...] Он предлагает неофиту сначала представить себе вполне реальную определенную местность, затем поместить в ней образы конкретных лиц и, наконец, проиграть целую драматическую сцену, то есть заставить говорить и действовать тех лиц, которых он видел. Но в то же время он советует не останавливаться слишком долго на композиции каждой картины..." (Г. Бемер "Иезуиты")

А дальше начинаются сами "упражнения", идут строго определенные цепочки образов, к которым в конкретные (описанные) моменты подключается звук или кинестетика. В тексте прослеживаются аналогии многих техник смены рамки и работы с линиями времени.

"...Он [выполняющий упражнения] внезапно возносится в самые высшие слои эфира. Отсюда, паря между небом и землей, он обозревает человечество во всем многообразии рас, нравов, условий жизни: здесь мир, там война; здесь рождение, там смерть; здесь слезы, там смех."

"...Пятое вечернее упражнение носит другой характер. [...] перед взорами созерцающего открывается ад. [...] Созерцающий видит, слышит, чувствует запах, вкушает ад, он переживает его всеми своими чувствами во всей его материальной реальности. Но созерцающий не одинок в этом [...] путешествии: все время с ним рядом Христос." (Г.Б.)

Наверно можно было бы говорить о "неэкологичности" используемых Лойолой приемов. Однако и это не так. Неэкологичные изменения достаточно быстро были бы "отменены" бессознательным, а это противоречит целям Игнатия. Поэтому над всеми "упражнениями", занятиями и тренировками установлены правила проверки:

"Он определяет их ценность на основании вполне определенных критериев: 1) по действию, которое они оказывают на [...] душу; 2) по внешним обстоятельствам, среди которых они происходят. Если за ними следуют томление и упадок сил, если они [...] нарушают порядок дня или жизненные планы, он рассматривает их как искушение..."

"Из этого, сначала неопределенного, представления он скоро вывел очень важное правило поведения: отдаваться лишь тем планам, мыслям и чувствам, которые могут привести его душу в состояние длительного радостного напряжения." (Г.Б.)

И эти же правила действуют и в "Духовных упражнениях". Это не "проверка на экологию", как ее сейчас понимает НЛП, а проверка на ресурсность и эффективность. От проверки на экологию ее отделяет разница в некоторых базовых пресуппозициях (в частности - "о дружественной вселенной"). Ниже я остановлюсь на этом подробнее...

Уроки

Что мы имеем в результате? Получается, что Лойола создавал свой орден, применяя технологии, во многом подобные НЛП. При этом цели, преследуемые "Духовными упражнениями" рассчитывались весьма и весьма надолго - моделирование "идеального христианина" - как цель системы упражнений, а в программных целях самого ордена стояло ни много ни мало как "стать всем для всех и приобрести сердца всех". И четыре с половиной века существования ордена - достаточно долгий срок для проявления отдаленных последствий и побочных эффектов. Было бы большим расточительством игнорировать подобный урок.

Что мы можем сказать, глядя на историю ордена от его основания до современности? Даже данный пример (а он далеко не единственный) дает понять, что метод обучения через перенос моделей оказался достаточно эффективен при массовом применении. Достаточно, чтобы применяться даже во времена, когда орден и используемый им метод осуждался обществом. А ведь и НЛП применяют в наше время вне зависимости от того, нравятся нам или нет его результаты, и что мы по его поводу думаем...

Более того, существующие у некоторых НЛП-стов надежды на "встроенную экологичность" НЛП скорее всего иллюзорны. И что обычным образом понимаемая "экологичность" (как учет интересов ВСЕХ элементов системы) по меньшей мере не единственно возможный вариант. И НЛП-шные техники, построенные над другими базовыми пресуппозициями, могут оказаться столь же эффективными.

Это то, что мы можем вывести из истории расцвета ордена иезуитов... А какие уроки мы можем извлечь из периодов его упадка?

"Ордену ставили в вину, что среди огромного числа иезуитов, которых он так тщательно рекрутировал и так долго и интенсивно воспитывал, он не воспитал ни одного гениального человека. [...] Этот упрек был предьявлен ордену уже в XVII веке, и списки великих иезуитских философов, ученых и писателей, составленные Черутти в "Апологии иезуитов", лишь подтверждает его справедливость. Наиболее замечательный проповедник и писатель, которого дал орден Франции, Бурдалу, является выдающимся психологом и логиком, но посредственным мыслителем. [...] Общество Иисуса не создало ни великих мыслителей, ни великих художников, ни даже великих аскетов! Но разве для того оно было основано?" (Г. Моно)

Моно в этой цитате объясняет замеченную закономерность тем, что орден иезуитов был создан именно как религиозный орден. Но и он указывает на свое удивление тем фактом, что среди иезуитов не оказалось религиозных талантов. Хотя бы приблизительно того же уровня, как сам основатель ордена. Я склонен предполагать, что причина заключается не в целях, а в методе. В самом методе переноса способностей через моделирование. И если это так, то история ордена - серьезное предостережение для лихих НЛП-стов.

Когда человек развивает некую способность, реализует некий свой талант "с нуля", с самых простейших действий, с самых первых проб и ошибок, то к тому времени, когда он выходит на уровень "таланта", у него уже есть большой опыт "удержания курса в нештатных ситуациях". Он достаточно легко может сделать следующий шаг. Этот шаг не слишком отличается по сложности от предыдущих (для того, кто учился с нуля). И совсем другая ситуация возникает, когда человеку дан этот же самый навык, эта же способность в готовом виде - как модель. Он сам не создавал ее, он сразу оказался на этой высоте... но какова для него сложность следующего шага? (Представьте, что в некой компьютерной игре вы попали сразу на N-ный уровень...)

И это только одна сторона медали. Вторая же состоит в том, что при моделировании из первоначального навыка были удалены "лишние элементы", возникшие в ходе его формирования. Разумеется, модель работает и без них. Точно так же как выступы и утолщения на стволе лианы излишни в обычных условиях. Но эти выступы и утолщения могут прорезаться новыми корнями и побегами в нештатной ситуации. Оба эти эффекта приводят к тому, что человек получивший навык через НЛП-модель, сразу выходит на достаточно высокий уровень в соответствующей области, но порой замирает на нем, боясь сделать шаг в сторону. Поскольку в этой стороне лежит неожиданное и непредсказуемое, требующее изменения того, что он умеет, переработки, укоренения в новых местах. Кто-то сможет отложить в сторону готовый шаблон и, временно забыв все то, что он умеет, начать сначала. Сомневаться в каждом пункте своего навыка, пока не пройдет весь путь сам, используя модель только в качестве компаса. Но опыт ордена иезуитов показывает, что такие случаи крайне редки, и модель (любая - хоть "христианской веры", хоть "эффективности в социуме") очаровывает простотой получаемого результата.

Противоядие к такому эффекту я вижу пока только одно - наличие у человека некоего навыка работы с самими моделями. Навыка, отличного от создания или освоения их. Такого, который бы давал свободу от готовых решений, свободу от собственной эффективности. Навык быть дураком и начинать с нуля. Навык падать и подниматься, оставаясь живым и радостным. Я вижу этот навык у всех основателей НЛП. Но я не видел его ни в одном учебном курсе или программе НЛП-семинара. И до тех пор пока он там отсутствует, предостережение, которое являет собой история ордена иезуитов, остается актуальным.

02 апреля 2001

Зай

 

"Универсальный ключ"

А. Левенчук, М. Гринфельд

Язык гуманитарных технологий не зависит от областей их применения.
Гуманитарные технологии (ГТ) и, в том числе, их немедийные инструменты, успешно используются для продвижения товаров или услуг. Этой точкой зрения с нами поделились люди, которые не считают себя гуманитарными технологами, однако определяют сущность своей деятельности практически так же:
"алгоритмизированное описание маркетинговых коммуникаций" и "работа с нормами и ценностями людей..."
Приведенный ниже текст - выдержки из дискуссии Михаила Гринфельда, бизнес-консультанта www.nlp.ru, Координатора Совета Тренеров НЛП, и Анатолия Левенчука, президента Techinvestlab.com.

В гуманитарной сфере границы условны

А.Л.: У меня есть отвертка. Я могу сказать, что отверточные технологии бывают автомобильными или мотоциклетными, то есть определить эти технологии через области, где я могу использовать отвертку. Но в то же время я могу сказать, что отвертка предназначена для откручивания болтов - и это называется отверточная технология, а применяется она в следующих местах - ...

Так же и с гуманитарными технологиями: они применяются в работе с людьми. Я могу сказать, что если мне удается работать так, что результаты моей работы воспроизводимы, то это означает, что есть возможность передачи содержания. При этом абсолютно неважно, кто использует это содержание: журналисты или специалисты в сфере маркетинга, рекламы и т.п. Кроме того, для меня также не имеет значения различие (которое активно обсуждают специалисты) между рекламой, маркетингом и управленческим консультированием. Если я владею гуманитарными технологиями, то они будут работать одинаково, в какую бы отрасль я с ними ни пошел.
М.Г.: Индифферентность к содержанию - один из главных признаков технологии. Если то, чем вы владеете - социально-экономическая и гуманитарная технология, то вы можете достаточно просто применить его к маркетинговым исследованиям, продажам, рекламе. Имея этот инструмент, вы можете заняться управленческим или психологическим консультированием. Однако я выделил бы еще несколько признаков технологии и дал бы следующее определение: Социально-экономической и гуманитарной технологией называется такой способ описания успешного опыта в социально-экономических (маркетинг и менеджмент) и гуманитарных областях (психология, педагогика), у которого присутствуют следующие свойства: ориентация на результат, алгоритмизированность, отделимость от личности, индеферентность к содержанию, собственный язык описания и устойчивая повторяемость в достижении хороших результатов при применении.
При этом я бы разграничил три понятия: гуманитарная технология, социально-экономическая технология, PR-технология. Гуманитарные технологии, алгоритмизировано описывают опыт в гуманитарных областях. Социально-экономические - в маркетинге и менеджменте, PR-технологии способны алгоритмизировать только различные виды PR. Социально-экономические технологии могут интегрировать маркетинговые коммуникации, а PR-технологии не в состоянии это сделать. Я считаю, что различные виды PR являются подсистемами маркетинга и менеджмента. PR имеет двойную природу - социальную (человеческую, общественную) и экономическую (финансовую). Как мне кажется, определение PR как социально-экономической дисциплины могло бы существенно повысить качество подготовки PR-специалистов и PR-кампаний.
Различие между PR, рекламой, маркетингом заключается во многом средствах их описания, и границы между этими маркетинговыми коммуникациями носят преимущественно терминологический характер. Попробуем использовать пример из математики. В математике различают "четкие множества", границы которых легко определяются, и "нечеткие множества", границы которых размыты. Ключевым отличием гуманитарных и социально-экономических областей от сферы точных наук я считаю то, что эти области могут быть описаны только как нечеткие множества.
Когда готовится акция sales-promotion, никто не может четко провести границу, где заканчивается sales-promotion и начинается PR. В определенный момент разница начинает ощущаться, но говорить здесь о границах можно достаточно условно.

А.Л.: Если границы размыты, зачем вообще надо знать эти термины: реклама, маркетинг...?
М.Г.: Мы должны учитывать ментальную модель тех, с кем мы имеем дело, учитывать то структурирование маркетинговых коммуникаций, которое у них существует, и вписываться в него.
А.Л.: Гуманитарные технологии первичны, а "ярлычки" PR, маркетинг, реклама - вторичны и важны только для принятия различных ролей по отношению к другим людям. На уровне гуманитарных технологий я могу, определив, что хочет услышать от меня собеседник, говорить, что я работал или в PR или в маркетинге. Если я обладаю знаниями в области коммуникации, то я совершенно спокойно могу заниматься и психологическим консультированием, и проведением рекламных кампаний. Если ты умеешь писать - неважно, какие тексты ты пишешь, потому что ты владеешь технологией письма. Но есть некоторые "мантры", с которыми заказчику удобнее оперировать. Например, если заказчик работает с целевыми аудиториями, мы будем использовать именно это понятие.
М.Г.: Я бы не сводил это до уровня действий. Задача не только в том, чтобы подстроиться, наладить взаимопонимание. Важно также признание права на существование других языков описания.
А.Л.: Я могу легко пристыковывать к своему базовому знанию о гуманитарных технологиях все эти области и быть технологичным, получать неизменно превосходный результат. При этом я просто буду использовать терминологию тех людей, которые привыкли говорить так или иначе. Мы никогда не будем разрабатывать универсальный язык, а будем уважать терминологию тех людей, которые потратили много времени на овладение ею.
М.Г.: Мы будем работать, признавая и ценя их видение. Надо стремиться к множеству, а не к единичности. Если ты владеешь несколькими языками описания, различными технологиями, то они увеличивают твои ресурсы. Если немного перефразировать Теорему Геделя, то можно сказать: нет единственно правильного описания системы; наиболее полным будет ее описание с точки зрения различных надсистем.
А.Л.: Если вы выполняете заказ, в котором задействован маркетинговый отдел: promo-сайты, sales promotion, то вы должны использовать язык маркетингового отдела, чтобы улучшить коммуникацию между людьми, и ваши решения станут более технологичными. Заказчик заключит с нами контракт, потому что мы обладаем знаниями, но как только мы начнем беседовать с его людьми, нам придется перейти на другой язык. Нужно разговаривать, используя терминологию людей, с которыми мы общаемся. Но то, что мы делаем, мы сможем выразить и на нейтральном языке гуманитарных технологий, нейтральном в отношении этих областей применения. Попытаюсь проиллюстрировать. Есть очень хороший прием, специалисты по гуманитарным технологиям поймут - это матрица, где очень легко определить, кто главный. Мы бы нарисовали точно так же. Есть ГТ, а есть области их применения. K ГТ относятся НЛП, психологические модели, меметика, методология и многое другое. А области применения: это PR (GR, IR, HR), маркетинг, реклама...

 

Двойственная сущность технологий

М.Г.: Любая технология имеет двойную сущность: деятельностную и описательную, каждая из которых дополняет другую. Поэтому можно говорить не только об областях применения, а об областях описания.
Есть еще одна вещь, которая играет важную роль в методологическом плане. Ограничения и достоинства любых описаний заложены в языке, на котором происходит описание. Они определяются наличием или отсутствием термина, а также его свойствами. Описание осуществляется через трансляцию термина на предметную область. Если у нас есть термины реклама, PR, маркетинговые исследования и т.п., то мы начинаем при помощи них называть (описывать) отделы в компании, разделы бюджета, наконец, свои действия и появляется рекламная деятельность, PR-деятельность и т.д.
Если в нашей терминологии есть термин маркетинговые коммуникации и единая структура, то отдел у нас будет называться "отдел маркетинговых коммуникаций", соответственно и раздел бюджета, и наша маркетинговая деятельность изначально будет интегрированной. Язык описания способен существенно изменять предметную область и характеристики различных видов деятельности.
Как мне кажется, при подготовке специалистов в области маркетинговых коммуникаций нужно учить их не только тем или иным видам маркетинговой деятельности, но и различным видам их алгоритмизированного описания.

 

Источник: http://www.nlp.ru

Новые материалы Cообществ

 

Случаи синхронистичности (не поддающиеся объяснению с точки зрения теории вероятностей совпадения событий во времени) все больше привлекают внимание психологов. Одним из первых объяснения синхронистичности с точки зрения архетипов коллективного бессознательного предпринял К.Г. Юнг.

Мы будем рады любым материалам по этой теме, включая личные впечатления, размышления и гипотезы. Благодарим А. Савенкова (Санкт-Петербург) за его работу с архивами и присланную подборку.

 

Материалы по теме:

К. Г. Юнг "Синхронистичность"

Жан Шимода Болен "Юнг, синхронистичность и истинное Я (Self)"

 

Мария-Луиза фон Франц «Прорицание и синхрония. Психология значимого случая.» Лекция 1: Архетип Числа
Взгляд на мир, который пытался сформулировать Юнг и на котором, главным образом, основано прорицание, выражает собой синхронию. Юнг четко формулирует различие между каузальным и синхронистическим мышлением. Доказано, что каузальность является способом мышления, позволяющим мысленно охватить некоторую совокупность физических явлений, но не дающим доступа к глубинным основам законов природы. С другой стороны, синхронистическим мышлением можно назвать «пространственное» мышление (field thinking), центрованное относительно времени. Научной математической базой синхронистического мышления являются ряды натуральных чисел, что можно обнаружить во всех техниках прорицания. Возможно, человек создает математику подобно тому, как он создает музыку. Это один из творческих видов деятельности человека.
По представлению китайцев, существовало два аспекта времени: время, лишенное времени, и вечность, с наложенным на нее циклическим бременем. Мы живем, согласно китайским представлениям, в циклическом времени, однако под ним располагается вечное время. Используя определение Бергсона, его можно назвать творческим временем или временем созидания.
>>>

 

Случаи синхронистичности

"Зловещие совпадения или нечто большее?"

Случаи феноменальных по масштабам и невероятности катастроф на море вызывают массу необъяснимых вопросов. Был, впрочем, в прошлом веке случай, который не попадает ни под какую "классификацию" благодаря своей полной уникальности, нелепости и абсолютной - хотя, кто знает? - нелогичности.
В октябре 1829 года капитан Сэмюэль Нолброу вывел свою шхуну "Мермэйд" из порта Сидней, имея на борту 18 человек команды и груз. Дальнейшее не могло привидеться морякам даже в самом кошмарном сне.
Шли Торресовым проливом, держа курс в залив Рафлз. В районе между Австралией и Новой Гвинеей, крайне тяжелом для судоходства, на сильном течении в густой туман сели на рифы. Спасать корабль было бесполезно, судно пошло ко дну за считанные минуты. Люди, однако же, смогли по большей части, вылезти из воды на рифы, где на голых камнях без воды и пищи просидели трое суток. На четвертые счастье, казалось бы, улыбнулось морякам - их принял на борт проходивший мимо барк "Свитшоу". Однако 14 членам экипажа барка не могло и помыслиться, какой черный шлейф морского рока несут на себе все 18 спасенных с "Мермэйда".
Спустя двое суток при совершенно схожих условиях "Свитшоу" налетает на подводные камни и тонет. Опять на крохотном островке без пищи и воды расположились в полном составе две команды. Через некоторое время шхуна "Говернор Рэди", идущая в Папуа, берет на борт всех потерпевших. Восторгу спасенных нет предела, особенно рады моряки с "Мермэйда" - все позади, ничего плохого, по всем приметам, уже быть не может. Впрочем, судьба непредсказуема - шхуна едва отходит от острова, как на ней вспыхивает пожар. Несколько часов все три команды борются с огнем, но - безуспешно. На трех шлюпках шхуны "Говернора Рэди" от места катастрофы уходят все 64 человека с тремя капитанами во главе.
Через некоторое время дрейфующие шлюпки были замечены с военного корабля "Комет". На его борт принимаются все потерпевшие крушение; их рассказ воспринимается военными моряками с понятным недоверием - столь невероятного совпадения быть не может.
Ах, если бы! Внезапный шторм, которыми славятся те широты, без видимых причин топит внешне абсолютно надежный "Комет". В страшную штормовую погоду, на четырех перегруженных шлюпках, 18 часов дрейфуют уже 85 матросов и четыре капитана.
Спасение приходит в виде небольшого парусника "Юпитер". Он едва смог разместить всех спасенных, но рок еще не взял всю дань с мореплавателей - парусник "Юпитер", как и "Мермэйд" со "Свитшоу", проламывает днище на рифах… Снова на скользких скалах держались несчастные моряки - теперь уже 123 матроса и пять капитанов.
И только шхуна "Сити оф Лидз", шедшая в Австралию со 100 пассажирами на борту, смогла спасти участников столь необычной серии катастроф и благополучно доставить их в Австралию.
Подобная закономерность труднообъяснима. Хотя история мореплавания знает примеры роковой судьбы не только судовых команд или конкретных кораблей, но даже отдельных людей. Вице-адмирал английского флота Джон Байрон, дед великого поэта Джорджа Байрона, получил от коллег прозвище "Скверная погода". Он писал, что не припомнит ни единого (!) случая, когда бы ему приходилось плавать в хорошую погоду. Более того, она немедленно портилась, как только его судно выходило в море. В результате вице-адмирал постоянно попадал в аварии, был свидетелем гибели множества судов, имевших несчастье плавать вместе с ним.

 

А. Савенков, Санкт-Петербург, на основе материалов "Морского альманаха" и "Истории мореплавания"

Сергей Выгонский "Психиатрия недооценивает интернет-зависимость"

Психиатр Сергей Выгонский считает, что общество до сих пор в полной мере не осознало, насколько влияет Интернет на его развитие, что юзеры - носители парадоксального мышления, а веб-сёрфинг - это разновидность медитации.
По мнению Сергея, среди юзеров начинает распространяться интернет-зависимость, которую традиционная психиатрия недооценивает.

- Обладает ли какими-либо психологическими особенностями человек, постоянно находящийся за компьютером?
- Как-то мне попался на глаза так называемый "тест хакера". Хакером в нём назван человек, большую часть времени пребывающий в компьютерном мире. Тест должен был определить степень оторванности от реального мира и погружённости в компьютерный.
В пункте о социальных связях человека были следующие варианты ответов: "Знаете ли вы лично более 12 человек?", "более 6 человек?" и, наконец, "знаете ли вы вообще кого-либо?".
Далее по тесту шло выяснение неординарности восприятия информации. Например, был вопрос: "можете ли вы насвистеть или настучать код, передаваемый модемом?".
Вообще, замечу, что подобные задания типичны для восточных тренингов, связанных с активацией творческих способностей и налаживания контакта с собственными психическими структурами.
Основная задача таких упражнений - введение в состояние транса и активизация парадоксального мышления. Личность в этом специфическом состоянии способна решить проблемы, неподвластные нашему рациональному уму.
У меня сложилось впечатление, что "компьютерщиков" в каком-то смысле можно назвать обладателями нестандартного восприятия, подобного парадоксальному. Они, действительно, обладают своеобразной, изменённой психикой.
- Вероятно, эти психологические особенности переносятся и на компьютерные творения - программные продукты?
- Все ячейки компьютерных баз данных пронизаны единой связью, и вся информация едина во времени. Для человека, напротив, привычен последовательный ход событий. Таким образом, в структуре баз данных осуществляется мифологическая идея о едином мировом принципе, едином перводвигателе. В ещё большей степени этот принцип реализован в гиперссылках. Вся связанная между собой информация существует как бы в едином моменте времени и может быть проявлена практически мгновенно. >>>


Эрих Нойманн "Миф о трансформации: Пленница и сокровище"

Мифологической целью сражения с драконом почти всегда является дева, пленница, или, более широко, "трудно достижимое сокровище". Анима всегда имеет характер "высшей женственности", потому что анима-сестра, как пленница, ожидающая освобождения и как помощница, связана с высшей мужественностью героя, то есть с активностью его Эго-сознания.Только связь пленницы с "трудно достижимым сокровищем" раскрывает ее сущность, ибо пленница сама является сокровищем или каким-то образом связана с ним. Сокровище наделено магическими свойствами: нашедший его обретает способность колдовать, исполнять желания, становиться невидимым и неуязвимым, менять свою форму, иметь откровения, покорять пространство и время, становиться бессмертным. >>>

 

Сведения о тренингах Санкт-Петербургского Центра НЛП


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР НЛП

 

Объявлен набор на курс

"НЛП-Практик"

22-23 ноября состоится 1-я ступень. 5, 12, 15 и 19 ноября - презентации

 

Ведущий: Виктор Стрелкин

Преимущества и формат:
- курс соответствует требованиям качества Международной Ассоциации НЛП
- продолжительность курса - 7 ступеней по 3 дня, 210 академических часов
- в конце курса проводится независимый поведенческий экзамен и выдается сертификат "НЛП-Практика"


Для получения дополнительной информации
пришлите запрос по e-mail: info@nlpcenter.spb.ru
позвоните по телефонам 159-13-89 или 907-07-07
приходите на презентацию 5, 12, 15 или 19 ноября , начало в 19:00
договоритесь о встрече по адресу:
метро "Нарвская", ул. Бумажная, 17, Центр "Другой Мир", офис 601


 

 

 

Рассылки Международного клуба ЧеловекИ:

В сентябре открылся новый интерактивный курс "Школа Гарри Поттера" (с применением техник НЛП и других практических направлений психологии). Занятия будут проходить в форме общих и индивидуальных заданий (платный курс с обязательным выполнением домашних работ и личным консультированием). Предварительно дети и родители проходят диагностическое анкетирование, в том числе с применением проективных методик.

Подписаться на рассылку интерактивного курса >>>

Школа Гарри Поттера (обучающий интерактивный курс)

 

Постоянный набор в Школу Добрых Волшебников:

В Санкт-Петербурге: (812)-106-15-79, 994-91-79 (Елена Шубина)

В Москве: (095)-427-33-31 (Светлана), 447-35-38 (Центр "Золотое Сечение")

В Симферополе: (10-380-652)-23-45-59 (Наталья Высоцкая)

Во Владивостоке: (4232)-25-02-69, 26-77-65 (Центр "Синтон")


Голос и Успех. Три секрета настройки голоса. Дистанционный курс
НЛП по делу. Семинар online
Метафоры
Игрушечное НЛП
Практическая психология - для Вас!

Школа Гарри Поттера (обучающий интерактивный курс)


Ваш
e-mail: 

 

Почтовый ящик проекта:

Международный Центр Развития center@humans.ru

 


-AdRiver-

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное