Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

"НЛП по делу" Семинар on-line

 

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 37

 

 

"ФАНТОМНЫЙ РЕФЕРЕНТНЫЙ ИНДЕКС (ПАТТЕРН ТЫ ) - ДОПОЛНЕНИЕ К ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ МЕТА-МОДЕЛИРОВАНИЯ" Кудрявцев И.Б.

"Абдуктивное мышление" Роберт Дилтс, Джудит ДеЛозье

Материалы сообществ

Сведения о тренингах

 

 

ФАНТОМНЫЙ РЕФЕРЕНТНЫЙ ИНДЕКС (ПАТТЕРН ТЫ ) -

ДОПОЛНЕНИЕ К ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ МЕТА-МОДЕЛИРОВАНИЯ

Кудрявцев И.Б.

 

 

(Текст находится в печати “Сборника научных трудов Балтийского Русского института”, выпуск № 6).

 

Мета-модель и мета-моделирование – термины, известные из нейролингвистического программирования (НЛП). Мета-модель представляет собой практическую разработку, впервые описанную Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером в 1974 году. Основой для мета-модели послужили работы классика трансформационной лингвистики Наума Хомского (Noam Chomsky). Мета-модель определяет категории неполных или двусмысленных языковых паттернов (поверхностные структуры – ПС). Мета-модель основана на трансформационной грамматике и используется для того, чтобы распознавать обычные искажения, опущения и обобщения, делающие неясным действительный смысл высказывания (глубинные структуры – ГС). Мета-модель содержит вопросы для ее выяснения, с помощью которых можно восстановить этот действительный смысл. Мета-модель восстанавливает связи между языком и опытом и может быть использована для сбора информации, выяснения смысла, обнаружения ограничений и увеличения числа выборов. Процесс выяснения и опосредованного трансформирования глубинной структуры называется мета-моделированием.

Годы практического применения мета-моделирования внесли некоторую коррекцию в терминологическую семантику. Согласно теории Хомского, процессы, в которых участвуют люди, репрезентируя собственный опыт, описываются как совокупность глубинных и поверхностных структур языка. Под поверхностной структурой (ПС) следует понимать собственно текст, доступный для восприятия – устный или письменный. Под глубинной структурой (ГС) – лингвисты понимают действительный смысл высказывания. Заметим, что практикующие мета-моделирование – а это психологи, психотерапевты, педагоги, различного рода консультанты, специалисты по коммуникации – зачастую вкладывают в термины мета-модели несколько иной смысл.

Под ПС по-прежнему понимается текст, доступный для прямого восприятия, то есть - через обычные органы чувств. ГС же расшифровывается не только как скрытый смысл высказывания, но как некую недоступную для прямого восприятия и оценки совокупность комплексов бессознательного. В ходу метафорический образ дерева – если ПС есть листья и плоды, то ГС - то, что образовалось в результате взаимодействия семени, когда-то попавшего в почву (события реального мира), питательных соков той самой почвы и других её факторов (система представлений о мире, то есть личная карта, главный фактор апперцепции, сформированная более или менее жёстко, хотя и постоянно трансформирующаяся под воздействием внешней среды).

Причины человеческих проблем кроются в бессознательном. Согласно Хомскому – Гриндеру – Бэндлеру, неправильно сформулированные составные части личной карты не только дают выраженные нарушения в ПС – так называемую психотерапевтическую неправильность. ПС здесь лишь внешнее проявление ГС как комплекса, неосознанно управляющего как восприятием событий внешнего мира (апперцепция), так и поведением индивида. Авторы теории и практики мета-моделирования верят, что а) проявление ПС соответствует наличию в ГС идентично сформулированного убеждения, управляющего поведением человека и б) сила такого управляющего воздействия велика (нам также неоднократно приходилось убеждаться в этом на практике) – вплоть до соответствующего стратегического структурирования личных ценностей. Согласно этой теории, если мы наблюдаем в ПС, например, проявление генерализации – человек говорит: “все люди - свиньи, только одни чистые, а другие грязные”, то отношение такого человека к остальным людям подсознательно формируется именно как отношение к свиньям. Вопрос только, к кому он относит себя: вариант А – “если все люди свиньи, я тоже человек, значит – я тоже свинья” вариант Б – “все люди свиньи. НО ВОТ Я-ТО – НЕТ! Тяжело жить в свином стаде!”. Конечно, данный индивид, обладая некоторыми социальными навыками, всё же не проявляет себя как свинья. Более того, на прямой вопрос – а считаете ли вы себя и других именно свиньями – он скорее всего совершенно честно ответит отрицательно. Беда только в том, что бессознательное зачастую более эффективно управляет поведением, чем сознание. Можно не думать, что все есть свиньи, вернее, не осознавать этого, но в ГС такая вера есть, и работает она эффективно. У такого человека могут быть проблемы во взаимоотношениях с другими, выражающиеся, например, в недостатке доверия (“разве можно доверять свиньям!”), что приводит к состоянию хронического психологического стресса. Причём в данном случае человек не осознаёт и того, почему нет доверия к другим, это кажется естественным процессом. Хронический стресс является причиной заболеваний, с которыми такой клиент чаще всего и обращается на консультацию.

Составные части ГС (у Станислава Грофа есть для них удачное название – системы конденсированного опыта) не могут непосредственно восприниматься, а значит – и подвергаться непосредственной, осознанной коррекции. Однако принимая, что ПС и ГС есть части одной системы, то есть, связаны между собой и имеет место взаимовлияние одной части системы на другую, мы можем, воздействуя на ПС, произвести некоторое влияние на ГС. Влияние пусть и опосредованное, но по эффективности своей достаточно мощное. Изменяя ГС, мы воздействуем на причину проблемы – этиотропное воздействие.

Путём внимательного анализа ПС – в случае личного консультирования это прицельное слушание – может быть выявлена психотерапевтическая неправильность. Это нетрудно, надо только знать паттерны мета-модели. Затем производится непосредственное воздействие – то есть, задавание уточняющего вопроса с целью получить от клиента ответ нужной структуры. Надо заметить, что процесс мета-моделирования может быть весьма неприятным для клиента – у человека складывается впечатление, что его “хватают за язык”. Поэтому важно провести тщательную подготовку к процессу – описание таковой выходит за рамки данной работы.

Внешне схема мета-модели выглядит так – приводится список так называемых неправильностей ПС – их называют паттернами мета-модели, к каждому паттерну прилагается так называемая реакция мета-модели – варианты вопросов, которые следует задавать клиенту для выяснения действительного смысла высказывания или ГС. Выяснение истинной структуры ГС даёт ясность в понимании клиентом своих проблем, а также указывает на пути их решения, причём иногда решение принимается мгновенно, уже в процессе мета-моделирования.

Существует несколько схем (контуров) мета-модели, мы приводим обобщённый вариант, с нашей точки зрения, самый полный, применение его проверено как минимум семью годами практики.

 

I. Паттерны нарушения сбора информации.

 

Референтный индекс. Вообще референтный индекс (РИ) в предложении указывает на человека или предмет (референт), производящего действие или являющегося объектом действия (подлежащее). В мета-модели мы наблюдаем несколько видов паттернов, связанных с проблемами референтных индексов:

А) стёртый РИ – референт опускается из предложения вообще: “окно сломано”, меня обидели”, “мне сказано” и т.п. Предполагаемая проблема в ГС – нежелание, часто боязнь клиента вообще упоминать о референте, боязнь конфликта в реальности, распространяемая также и на мир бессознательного. Реакция мета-модели – запросить референта: “кто сломал?”, “кто обидел?”, “кто сказал?” и т.п. По выяснении референта производится его анализ на предмет выявления потенциальной опасности.

Б) неспецифический РИ – замена существительного местоимением “этот”, “это” и т.п. Реакция мета-модели аналогичная предыдущему случаю.

В) обобщённый РИ – слово обозначает группу или класс явлений: “мужчины сволочи”, “люди свиньи”, женщины – плохие водители”. Реакция мета-модели – уточнить референта: “кто конкретно?” и выяснить, почему было сделано обобщение.

Г) обратный РИ – говорящий как бы принимает возможное действие глагола в предложении, но сам не выполняет действия, выраженного глаголом: “меня ненавидят”, “все здесь только и думают, как меня обмануть”. Часто это проекция собственных переживаний клиента, перенос их на окружение. Реакция мета-модели – необходимо овладеть проекцией, то есть, повернуть вектор в сторону клиента: “скажите – “я ненавижу всех”, а потом сообщите, что вы испытали”.

 

Номинализация – это изменение активного процесса ГС, выраженного глаголом, на состояние ПС, выраженное существительным: “моё решение” (вместо “я решил”), “мне необходима любовь” (неясно даже – “я хочу любить”, или “я хочу, чтобы меня любили”), “у меня имеется необходимость в доверии” (вместо “я хочу, чтобы мне доверяли”). Клиент пребывает в состоянии неопределённости относительно собственной судьбы, и эта неясность чётко выражена в ГС. С точки зрения НЛП, например, любой медицинский диагноз является номинализацией, так как не показывает изменений, происходящих с течением болезни, но только фиксирует сознание клиента на некоем состоянии, не изменяющемся с течением времени. (Столь популярные в советское время формулировки типа “хроническая язвенная болезнь в стадии ремиссии (то есть, симптомов нет, но пациенту внушается, что он всё равно болен, или скоро заболеет!)” есть ни что иное, как номинализации, оставляющие пациента в состоянии неясности относительно собственного здоровья. Тогда эти номинализации выгодно использовались для так называемой всеобщей диспансеризации – даже практически здоровые пациенты состояли под наблюдением врача в течение долгих лет. Так исподволь напоминалось людям о всевидящем оке государства). Реакция мета-модели – перевести номинализацию в глагол: “вы решили?”, “как именно вы хотите любить, и кого?”, “кто должен доверять вам?”. Есть даже направление в психотерапии внутренних болезней, когда пациенту рекомендуется вместо “у меня гипертония” говорить “я гипертонирую”, вести дневник, куда особым образом записывается, что именно он сегодня сделал, чтобы “гипертонировать”, то есть, получить высокое артериальное давление.

 

Неспецифические глаголы. Здесь в ГС устанавливается ложная связь между действием и результатом, формируется представление о несуществующих действиях, направленных против клиента: “он меня раздражает”. Реакция мета-модели – уточнить, каким именно образом указанное действие производится: “какие именно приёмы раздражения вас он использует. И какого именно результата этим добивается?”. Так разрушается ложная закономерность ГС.

 

II. Паттерны нарушения расширения пределов карты клиента.

 

Модальные операторы (МО):

А) МО необходимости – использование сослагательного наклонения: “мне следовало бы быть более гибким”, “вам надо было знать это!”. Реакция мета-модели – “что будет, если вы не будете гибким?”, “что будет, если мы не будем знать этого?”. То есть, приблизить и конкретизировать неизвестное ожидаемое якобы трагическое событие. Часто оказывается, что, во-первых, бояться особо нечего, во-вторых, то, что сделал или может сделать клиент в данной ситуации является для него наилучшим возможным выбором. Ещё один вид МО необходимости – мнимая необходимость регулярного совершения неких действий: “я должен ходить на эту проклятую работу”. Реакция мета-модели – “что будет, если вы не пойдёте?”, или преувеличение: “всегда? Всю жизнь? Ходить на эту работу”, что может помочь клиенту осознать, что вечно это продолжаться не может. А возможная неявка на работу и последующее увольнение помогут ему стать свободным и найти, наконец, работу по душе.

Б) МО возможности – “я не могу (не смогу) сделать этого”. Реакция мета-модели -

“что мешает?” поможет уточнить ресурсы, необходимые для решения той или иной проблемы.

 

Универсальные кванторы (универсальные квантификаторы, универсальные количественные): “я всем это говорю, и мне никто не верит, так как все люди дураки”. Отличие от обобщённого РИ – в более выраженной универсальности, придаваемой словами “все”, “всем”. Реакция мета-модели – а) усиление: “всем – всем? И даже Борису Ельцину говорили, и даже он не верит?” или “Когда же вы успели рассказать это всем 6 миллиардам жителей Земли?”. Таким образом исключаются сначала некоторые персоналии, а затем и разрушается негативная генерализация, существовавшая в ГС и создававшая неосознанное состояние безысходности – попробуйте жить в мире, где вам НИКТО не верит! б) попросить клиента назвать случай, когда хоть кто-нибудь в чём-нибудь ему поверил, тем самым также разрушая негативную генерализацию.

 

III. Паттерны изменения значений.

 

1. Чтение мыслей. Клиент предполагает, что он знает, что думают другие: “я знаю, что вы тут про меня думаете!”, “вот, смотрит на меня волком, точно задумал какую-нибудь гадость!”. Реакция мета-модели – а)сверить мысли клиента и мысли того, кого клиент “разоблачил” - это позволит ввести в процесс других людей и разрешить ситуацию; б) спросить, а каким образом клиент это узнал – в наше время, когда многие ссылаются на телепатию, интуицию или ясновидение, такой вопрос может помочь клиенту установить, обладает ли он вышеупомянутыми сверхспособностями в действительности.

2. Причина и следствие. Паттерн проявляется в двух разновидностях:

А) клиент верит, что обладает некими способностями вызывать у других определённые состояния – “простите, что испугал вас” (= “я не заслуживаю такой власти над вами, простите, что использовал её”). Реакция мета-модели – похожа на ситуацию с неспецифическими глаголами, необходимо выяснить, какими именно методами клиент испугал другого, или нанёс ему какой-либо ущерб. Таким образом в ГС разрушается ложная закономерность, вызывающая у клиента неосознанный стресс, как “обладателя власти” или “разрушителя”;

Б) клиент верит, что кто-то обладает способностями вызывать у него некие состояния – “вы причиняете мне боль”. Реакция мета-модели – уточнить способ, каким люди делают это с клиентом. Таким образом в ГС разрушается ложное убеждение о беззащитности клиента перед другими людьми. (Именно в этом и состоит разница между неспецифическими глаголами и данным паттерном: в неспецифических глаголах акцент в ГС клиента делается на активных действиях против него, которые ведь могут и не достичь цели, а в данном случае на первый план выступает убеждение в собственной беззащитности, когда любой может его обидеть, даже случайно и нехотя).

3. Потерянный перформатив. Клиент высказывает генерализованные утверждения о мире, которые как бы внушены ему неким авторитетом: “Так не делается!”. “Нормальные люди не носят такие дурацкие штаны!”. В ГС как бы находится некий судия (перформатив), позволяющий себе безапелляционные суждения, которые весьма ограничивают свободу выбора клиента, но ничего он с ними поделать не может, потому что мнение авторитета обжалованию не подлежит. Реакция мета-модели – выявить авторитет вопросом “а кто сказал, что так нельзя делать?” и проверить данный авторитет на прочность.

4. Сравнение с умолчанием. Клиент стремится к достижению некоего результата, однако критерии его достижения не выработаны или не прояснены до конца: “Я хочу стать умнее (здоровее, красивее)!”. В ГС нет критериев улучшения искомого качества, а значит, клиент рискует так никогда и не узнать, стал ли он умнее, красивее или здоровее. (Часто используемый рекламный трюк: “Ваши волосы станут здоровее!” или “Знаете ли вы шесть симптомов поражённых волос? Наш шампунь справится со всеми!”. Непонятно, здоровее чего станут волосы и что это за шесть симптомов. Сознание клиента вынуждено искать критерии для сравнения в собственной ГС – это и есть так называемый трансдеривационный поиск, используемый в эриксоновском гипнозе). Реакция мета-модели – уточнить критерии: “по каким признакам вы узнаете, что ваши умственные способности улучшились?”

Многолетняя практика применения мета-моделирования как метода психотерапии, в частности, и так называемых психосоматических заболеваний показала его эффективность. Во многих случаях эффект наблюдался даже при изолированном применении мета-моделирования, без применения каких-либо других терапевтических средств. Причём в большинстве случаев клиенты обращались за консультацией по поводу проблем, внешне чисто соматических: головокружение, нарушение сна, боли в позвоночнике и др. Однако о деталях терапевтического применения мета-моделирования мы поговорим в другой работе. Сейчас хочется поделиться любопытным наблюдением.

Во многих случаях у клиентов наблюдалась такая форма ПС, при которой человек рассказывает о себе во втором лице: “Я тут на лыжах катался. Здорово. Едешь с горы, а у тебя ветер свистит в ушах” или “Недавно я стал жертвой мошенничества – когда у тебя украли деньги, ты чувствуешь себя последним идиотом”. В мета-модели такая форма паттерна ПС не описывается. Замечено, что наиболее часто форма смены лица встречается при описании клиентом либо интенсивных положительных переживаний, либо психотравмирующей ситуации. Можно предположить, что в данном случае может иметь место определённое нарушение в ГС, при котором клиент неосознанно разотождествляется с собственным опытом – то ли не считая себя достойным такого счастья, когда речь идёт о позитивном опыте, то ли отмежёвываясь от негативного опыта в случае перенесённых психотравм. Такое состояние ГС, по моему мнению, может приводить к ограничению способностей клиента к восприятию нового и переживанию необходимых для этого состояний. Мною давалось задание клиентам – как во время беседы, так и после неё (домашнее задание) следить за своей речью и говорить о себе и своём опыте только в первом лице. Клиенты отмечали улучшение самочувствия уже в первые дни применения этой методики, замечая при этом, что усиливалось их чувство ответственности за принятые решения.

Учитывая вышеизложенное, считаю, что данная форма ПС может считаться одним из паттернов мета-модели. Отнести его можно к референтным индексам, так как речь идёт именно о референте, то есть – самом клиенте. Поскольку опыт клиента как бы переносится на некий несуществующий в реальности объект – фантом, мы назвали данный паттерн “фантомный референтный индекс” или, в обиходе, “паттерн ты.

Применение как фантомного референтного индекса, так и других паттернов мета-модели в коммуникации связано с так называемой Милтон-моделью, или мета-моделью наоборот, разработанной Милтоном Эриксоном моделью языка гипноза. Если при мета-моделировании мы стремимся максимально точно структурировать ПС и внести ясность в мышление и поведение клиента, то в гипнозе преследуется цель прямо противоположная – сделать язык максимально неконкретным, расплывчатым. Таким образом, там, где мета-модель задаёт уточняющие вопросы, милтон-модель как раз возвращается к “неправильным” паттернам – это основной принцип эриксоновской методики вербального наведения гипнотического транса. Фантомный референтный индекс здесь может послужить фактором успешного косвенного внушения, когда гипнотизёр, как бы цитируя кого-то, может заставить клиента переживать состояние, внушённое именно в форме паттерна ты.

Впрочем, коммуникативные аспекты как мета-модели в целом, так и фантомного референтного индекса в частности, могут быть подвергнуты дополнительной проверке и доработке.

 

© Игорь Борисович Кудрявцев, сертифицированный врач, преподаватель кафедры коммуникации Рижского Университета им. Страдыня, директор “Центра Психологических исследований”.

Адрес: Igor Kudryavtsev, Department of Communication Sciences, Faculty of European Studies, Riga Stradins University, Dzirciema 16, Riga, Latvia. LV-1067.

E-mail: doctor@latnet.lv

URL: www.ltn.lv/~doctor , www.ttinform.lv/gymnastics

Тел-факс: (+371) 7373414, моб. тел. (+371) 9294116.

Источник: SciTecLibrary.com

http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/3398.html

 

"Абдуктивное мышление"

Роберт Дилтс, Джудит ДеЛозье

 

Перевод: Иван Зубакин

 

Абдуктивное мышление – абдуктивное мышление или “абдукция” по существу включает в себя умозаключения по аналогии. Это основа способности создавать сравнения и метафоры. Абдуктивное мышление может быть противопоставлено “индуктивным” и “дедуктивным” процессам. Индуктивное умозаключение включает в себя классифицирование частных объектов или феноменов в соответствии с общими признаками, которые они совместно разделяют – наблюдение, что все птицы имеют перья, например. Дедуктивное умозаключение включает в себя совершение предсказаний об объекте или феномене, основанных на их классификации; например: логическая модель “если – то”. Абдуктивное умозаключение включает поиск сходств между объектами и феноменами.

Грегори Бейтсон иллюстрирует различие между дедуктивной логикой и абдуктивным мышлением при помощи создания следующих высказываний:

 

Дедуктивное

Абдуктивное

Люди смертны

Люди смертны

Сократ – человек

Трава смертна

Сократ умрет

Люди – трава

 

Согласно Бейтсону, дедуктивное и индуктивное мышление больше фокусируется на объектах и категориях, чем на структуре и отношении. Бейтсон утверждал, что мышление исключительно через индуктивное и дедуктивное умозаключение может привести к его ригидности. Абдуктивное или метафорическое мышление способствует творческому процессу и может в действительности привести нас к открытию более глубоких истин о реальности. Бейтсон утверждал, что это было ключевой чертой Обучения II-ого типа (обучения тому, как учиться).

Метафорически ориентированная мыслительная стратегия абдукции, кажется, была главным инструментом, используемым многими наиболее творческими историческими учеными. Великий изобретатель Томас Эдисон, например, очевидно, достиг идеи движения картинок при помощи взятия аналогии с его же изобретения фонографа, заявляя: “Я экспериментирую на инструменте, который делает глазу то, что фонограф делает уху”. Альберт Эйнштейн заявлял, что он думает почти только в терминах метафорических образов или “специально воображаемых конструкций” с целью усовершенствовать свою концепцию релятивности, квантовой теории или четырехмерного пространства.

Абдуктивное мышление также является основной стратегией многих великих мировых коммуникаторов. Использование Иисусом притч и постоянное применение Милтоном Эриксоном аналогий и терапевтических метафор – является хорошим примером.

Упражнение: “Жизненные метафоры”

Следующее упражнение иллюстрирует, как бейтсоновская стратегия абдуктивного мышления может быть применена для решения проблем.

1. Подумайте о какой-нибудь проблеме, с которой вы хотели бы иметь дело по-новому.

Например: неспособность концентрироваться на учебе.

Зафиксируйте определенное физическое место впереди себя. Шагните в это место, ассоциируйтесь с проблемной ситуацией и прочувствуйте, что происходит.

2. Выйдите из проблемной ситуации в Метапозицию.

3. Подумайте о чем-то, что вы обычно делаете, что совершенно не относится к проблемной ситуации и является для вас ресурсом: например, деятельность или умение, которое действительно дает вам чувство индивидуальности, миссии, творчества, страсти и т.д.

Например: катание на лыжах

Зафиксируйте для этого ресурсного состояния другое физическое место впереди себя. Шагните в него и полностью ассоциируйтесь с ощущением умения выходить из трудных положений.

 

???”?”NZNЃN‚N€?°N†??NЏ

 

Рисунок 1: Метафоры могут быть использованы как способ преобразования ресурсов из одного вида деятельности в другой

 

4. Тщательно посмотрите на проблемную ситуацию с позиции своего ресурса. Создайте метафору для проблемной ситуации в контексте деятельности вашего ресурса. То есть, если бы проблема выражалась в контексте активности ресурса, что бы случилось?

Например: неспособность концентрироваться похожа на то, как если бы мои лыжи постоянно наезжали одна на другую.

5. Найдите настоящее решение метафорического представления проблемы в состоянии ресурсной активности.

Например: Если вы сфокусируетесь на контроле только за одной лыжей, другая последует за ней сама собой.

6. Шагните обратно в Метапозицию и определите, как бы вы перевели метафорическое решение в обстоятельства настоящей проблемной ситуации. Затем шагните в проблемную ситуацию чтобы убедиться, способны ли вы выйти из тупика.

Например: Фокусирование на контроле за моими лыжами подобно выяснению моих целей и мотивации обучения. Если ясно “зачем”, то “как” и “что” последуют сами собой.

7. Вы можете повторить процесс с другими ресурсными видами деятельности с целью усилить или углубить решения.

 

http://psyberia.ru/gloss/abduction

 

Новые материалы Cообществ

 

Питер М. Сенге "Интеллектуальные модели"

В статье имеются ссылки на модели системных архетипов, используемые Р. Дилтсом в его курсе "Системное мышление в бизнесе".
Каждый менеджер знает, что лучшие идеи зачастую никогда не доходят до внедрения. Блистательные стратегии оказываются нереализованными. Системные прозрения не находят воплощения в политике управления. Мы все больше убеждаемся в том, что знакомая ситуация "рано радоваться" имеет причиной не слабую решимость, не отсутствие воли и даже не отсутствие системного мышления, а определенные интеллектуальные модели. Точнее говоря, новые идеи не доходят до практики потому, что они вступают в конфликт с глубоко укорененными представлениями о мире, а это значит, что именно такие представления не выпускают нас за пределы привычных способов мыслить и действовать. Но раз интеллектуальные модели способны затормозить обучение — законсервировать отжившую практику управления, может быть, их можно использовать и для ускорения обучения? Оказалось, что в последние годы несколько организаций, действуя независимо друг от друга, серьезно проработали этот вопрос.  [Системное мышление в бизнесе. Тренинг on-line.]. >>>

 

Фритьоф Капра "Системный взгляд на жизнь"
Глава и предисловие из второй книги автора "Дао физики" - "Поворотный пункт". Системный взгляд рассматривает мир в терминах зависимостей и объединений. Системы есть интегрированные целые, чьи свойства не могут быть сведены к свойствам меньших единиц. Вместо того, чтобы концентрироваться на основных строительных блоках или веществах, системный подход придает особое значение базовым принципам организации.  [Человек и картины мира]

ФРИТЬОФ КАПРА "Шесть критериев нового мышления в науке"
Картезианская парадигма основывалась на вере в определенность научного знания, о чем однозначно и заявил Декарт. Новая парадигма признает, что все научные понятия и теории ограниченны и приблизительны. Наука никогда не обеспечивает полного и определенного понимания. Ученые не имеют дела с истиной (если под ней понимать точное соответствие между описанием и описываемым феноменом); они имеют дело с ограниченными и приблизительными описаниями реальности. Новая перемена мировоззрения требует коренных перемен и в системе ценностей — по существу, полной переориентации души: от намерения доминировать и удерживать контроль над природой пора отказаться в пользу сотрудничества и ненасилия. Такое новое отношение к природе по-настоящему экологично и — неудивительно — присуще духовным традициям. Прекрасно сказали об этом мудрецы древнего Китая: «Кто следует естественному порядку, тот следует потоку Дао».  [Путь Дзен]

 

 

Открыта новая рассылка (с применением техник НЛП для детей и родителей)

Школа Гарри Поттера (обучающий интерактивный курс) >>>

 

Набор детей в Санкт-Петербурге!

ШКОЛА ЧАРОДЕЙСТВА И ВОЛШЕБСТВА "ОСТЕНТУМ"

(Мир Гарри Поттера)

НЛП, квантовая психология, холодинамика, методики развития интеллекта и восприятия, навыки практической психологии для детей!

Подробности програмы >>>

 

Школа "Мир Гарри Поттера"!

Солнечный берег Крыма в бархатный сезон

гостеприимно открывает двери для маленьких волшебников, как прошедших 1 курс Школы, так и начинающих!  >>>


Будем рады видеть Вас с нами!

С уважением, директор Школы Елена Шугалей

 

Сведения о тренингах Санкт-Петербургского Центра НЛП


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР НЛП

Центр современных психотехнологий

 

Интеллект, память, скорочтение" - набор в группу на СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ! Ведущая - Шугалей Е. Приглашаются слушатели весеннего курса!"> Интенсивная программа "Интеллект, память, скорочтение" с применением техник НЛП

- набор в группу на СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ!

Ведущая - Шугалей Е.

Приглашаются слушатели весеннего курса! 

Начало занятий 21-22 сентября!

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

20 сентября, 25 октября.

НЛП, Холодинамика, СЭМ.

Начало в 19:00 в помещении офиса Центра НЛП:
станция метро "Нарвская", ул. Бумажная, 17, Центр "Другой мир", офис 601 (6 этаж)


НОВЫЕ ПРОЕКТЫ

 

28-29 сентября

Тренинг "Эриксоновский гипноз. 1-я ступень"

Данный тренинг открывает курс обучения эриксоновскому гипнозу. Он рассчитан на участников, не имеющих специальной подготовки и психологического образования. Основная цель - познакомить с элементами эриксоновскиого гипноза и научить базовым навыкам вызова и утилизации транса. А также показать, как гипноз может применяться для развития целостности личности.

Основные темы:
1. Теория гипноза.
2. Подстройка к позе, дыханию, движениям
3. Основы речи гипнотизера. Модальности. Базовые паттерны "Милтон-модели".
4. Признаки транса, гипнотические феномены.
5. Наведение и утилизация трансовых состояний. Семишаговая модель.
6. Использование естественных трансов. Двойное наведение.
7. Техника самогипноза.

Ведущий: Виктор Стрелкин, тренер НЛП, психолог-консультант

Предварительная запись и оплата обязательны.

 

Набор на тренинги (впервые в Санкт-Петербурге)

"Квантовая психология"

Новейшее направление практической психологии, объединившее в себе достижения естественных наук и современных психотехнологий.

Полезен всем заинтересованным в глубинных исследованиях своей личности и трансформации.

Ведущий - Шугалей Елена, автор методик развития интеллекта и активизации восприятия, директор Центра современных психотехнологий (г. Санкт-Петербург), М.А.NLP, старший преподаватель Московского Психологического Университета (Курс "Методы динамического обучения и психология творчества")

 

ПОСТОЯННЫЙ НАБОР НА ТРЕНИНГИ

 

Интенсивный курс развития интеллекта, восприятия и скорочтения

с использованием техник НЛП

 

"Магия Творчества"

Интенсивный тренинг развития творческих способностей с использованием новейших методик активизации интеллектуальных процессов, повышенного восприятия и психотехник индивидуальной самокоррекции.

В ПРОГРАММЕ ТРЕНИНГА
- Творческие принципы гениальности с проработкой стратегий признанных Мастеров (Леонардо да Винчи, Тесла, Эйнштейн, Нильс Бор и пр.)
- Навыки осознанной активизации творческих состояний сознания, включая ИСС (измененные состояния сознания) - работа с субъективным восприятием "растянутого" времени, состояние инсайта, "мозгового штурма", повышенной концентрации внимания, целостного восприятия и управления образной стихией сознания
- Приемы и принципы эффективного интеллектуального моделирования, блок практических упражнений
- Решение конкретных творческих задач участников (вы можете использовать в качестве базовой цели участия в тренинге любую творческую проблему - интеллектуальную, организационную, личностную или мировоззренческую).


ДРУГИЕ ТРЕНИНГИ ПРОГРАММЫ "ТВОРЧЕСТВО И ИНТЕЛЛЕКТ"
"Магия Творчества" (2 ступень)
"Системное мышление и восприятие"
"Квантовая психология и интеллект"

Интеллект-клуб "ЛИК" (клубная карта с системой скидок на тренинги Центра)
Ведущий - автор методик Шугалей Елена
Тел/факс (812)-550-8666, elena@humans.ru

 

 

 

Почтовый ящик проекта:

Международный Центр Развития center@humans.ru

 


-AdRiver-

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное