Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line


Служба Рассылок Subscribe.Ru

 

"НЛП по делу" Семинар on-line

 

 

Дорогие Друзья!

Мы поздравляем Вас с наступающим праздником Нового Года и Рождества!

Любви, Мира и Счастья в дружественной Вселенной! :-)

 

Выпуск 28

 

Марк Е. Фурман, Марианна Риз "Нейрофизика гипноза"
Александр Любимов "SelfDesign"(тренинг online)

1-е занятие. Роли в нашей жизни. Упражнения

Сведения о тренингах

"Нейрофизика гипноза"

Марк Е. Фурман, Марианна Риз

 

Материалы журнала "Вестник НЛП" Московского Центра НЛП под руководством А. Плигина

http://www.nlpcenter.ru/

 

Действительно ли существует сознание и подсознание? Современные исследования отвечают "нет". На протяжении многих лет гипноз объяснялся именно в терминах сознания, бессознательного, подсознания, предсознания, уровней осознания и глубины транса.

B рамках нового языкового подхода все эти термины должны быть признаны несостоятельными. Гипноз - тому пример. Для четкого понимания механизма гипноза очень важно освоить новую систему понятий, в которых можно думать о функциях мозга.

Предпосылки

-- Разум - свойство мозга, результатом появления разума является способность мозга к непрерывной динамической реорганизации всей поступающей информации. Информация закодирована паттернами электрических и химических сигналов. Сознание - частичное знание мозга об этой информации.

-- Информация бывает либо доступной (сознаваемой), либо недоступной (бессознательной) и не бывает какой-либо другой.

-- Информация, которая перетекает из бессознательного в сознание, называется эксплицитной памятью. Информация, перерабатываемая без участия сознания, называется скрытой (имплицитной) памятью.

-- Вся память и поведение обучающегося зависят от его состояния. Какая информация доступна, зависит от состояния мозга в данный момент.

Классические теории гипноза с самого начала понимали гипноз как состояние, в которое гипнотизер вводит вас и из которого выводит. Пока мы рассматриваем гипноз и транс как состояния, это мешает пониманию процессов, в действительности протекающих в мозге. Гипноз - внешний процесс использования некоторых паттернов поведения для индукции транса. Этот процесс всегда требует активного взаимодействия гипнотизера и клиента.

Для построения модели, объясняющей гипноз, мы должны начать с базисного уровня, с процессов генерации паттернов сигналов, которые один нейрон посылает другому. Гипнотический процесс влияет на эти последовательности электрических и химических сигналов тремя основными путями: через изменение уровня активности, смену источников информации и пульсации, порождаемые неоднозначностью.

Неоднозначность и пульсации

Гипнотерапевтам давно известно, что многосмысленность вводит людей в транс, тогда как конкретность выводит из транса. Использование синтаксической, фонетической и другой неоднозначности - быстрейший способ ввести человека в транс.

О мозге тоже следует рассуждать с подобной осмотрительностью. Однако, вместо трех агрегатных состояний, иначе, фаз, мозг может путешествовать по бесконечному числу собственных состояний. Эти состояния выглядят как аттракторы - области в фазовом пространстве, притягивающие фазовые траектории, где хаотические фазовые траектории ведут себя предсказуемым образом. Наблюдаемое разнообразие генерируемых при этом пространственно-временных паттернов называется ландшафтом аттрактора. [См. Robert Dillts. NLP & Self-Organization Theory].

Пример с бросанием камешков в воду показывает, каким образом информация может быть "скрыта" внутри какого-либо состояния, быть свойством какого-то определенного аттрактора. Доступ к памяти - процесс приблизительного воспроизведения определенных последовательностей паттернов электрических и химических сигналов. Так же как и в примере с водой, мы не можем ожидать от мозга точного воспроизведения запомненного, пока он не достигнет того же состояния, в котором он воспринимал информацию.

В процессе гипноза информация становится более доступной за счет того, что транс облегчает быстрое переключение мозга между состояниями (аттракторами). Чтобы понять роль многосмысленности в этом процессе, перейдем к рассмотрению его физических основ. На языке физики такие процессы называются неравновесными фазовыми переходами. Введение подобных фазовых переходов - наиболее сложный и неоднозначный шаг на пути к пониманию механизма гипноза.

Каким же образом гипноз дестабилизирует стационарные состояния, в которых сознание пребывает в данный момент, с целью облегчения перехода к другим? Дестабилизация происходит двумя путями. Первый - посредством неоднозначности.

Когда какой-нибудь стимул, представленный нашим чувствам несет двусмысленность, - это побуждает сознание колебаться между двумя и более интерпретациями. Переключения облегчаются неравновесными фазовыми переходами - состоянием транса. Вместо того, чтобы согласиться с одной, устойчивой, интерпретацией (что происходит, когда мы избегаем неопределенности), система совершает быстрые переходы между всеми возможными интерпретациями. Это свойство называется пульсацией и является отличительной чертой сложных систем.

Чем более трудным является разрешение конфликта интерпретаций, например, в случае с фонетической или синтаксической многосмысленностью, тем дольше мозг находится в состоянии пульсации. В момент пульсаций система находится вблизи или между аттракторами, а не в них самих. Система - в переходном состоянии.

Второй путь дестабилизации аттракторов осуществляется при появлении вынужденного резонанса и частотной когерентности, аналога фазовой. Генерация паттернов в мозгу всегда привязана к частоте. Когда мы замедляем темп голоса, мы вводим мозг в вынужденный резонанс, уменьшая таким образом его собственную частоту и понижая уровень активности.

В какой-то момент мозг теряет способность сохранять исходную картину поведения и начинает быстро перескакивать с одного паттерна на другой. Это феномен также наблюдается в фазе REM-сна2. Во сне мозг без труда перескакивает между состояниями, причем контекст происходящего фактически неподконтролен субъекту. Давайте перейдем к обсуждению обычных загадок транса и попытаемся обобщить всю информацию.

Одним из обычных ощущений входящего в транс человека, в которых он отдает себе отчет, является чувство глубины транса. Мы можем легко объяснить происходящее на уровне нейробиологии. Чувство глубины транса - результат изменения баланса норадреналина и ацетилхолина в стволе мозга. Когда уровень норадреналина падает, гипнотизируемый испытывает ощущения, подобные появляющимся при переходе от бодрствования к сну (два основных состояния мозга). Уровни транса, переживаемые субъективно, объективно соответствуют уровню норадреналина в стволе мозга.

Этот тип зависимости между сдвигами частот микропроцессов и глобальными уровнями активности называется фрактальным. Фрактал - процесс, при котором картина явления в мелком масштабе повторяется и в более крупном масштабе. В нашем случае нейрохимия ствола мозга и макроизменения в поведении, наблюдаемые в гипнозе, образуют фрактал.

Другое, довольно обычное в гипнозе чувство - чувство неподвижности, экономии движений. С повышением уровня ацетилхолина в стволе мозга одна из структур мозгового ствола, называемая мостом, начинает посылать в спинной мозг команды затормозить движения конечностей.

Это свойство мозга не лишено смысла во время сна, особенно в его REM-фазе. Оно позволяет нам смотреть яркие сны, представляющие весьма живые впечатления, блокируя при этом соответствующую нейромышечную активность, которая могла бы нанести вред нам или окружающим. Во время REM-сна нейромышечная активность подавлена полностью.

При выходе из транса у пациента наблюдается так называемая реориентация. Она проявляется в переходе от неподвижного состояния к нормальным движениям, в обычном ритме. Это говорит о том, что баланс медиаторов снова восстановился.

Моделируя разум и работу мозга на основании данных более чем 26 дисциплин, NSR способно строить остроумные и полезные модели, помогающие нам понять и с большой точностью влиять на человеческое поведение.

Полный текст статьи >>>

 

Объявление

Центр НЛП осуществляет набор материала для нового сборника "Вестник НЛП".

Приглашаются к сотрудничеству авторы пишушие на следующие темы:

1. Научные иследования в НЛП.
2. Применение НЛП в бизнесе, терапии, образовании и т. д.
3. Метафоры с использованием НЛП (возможно с описанием ситуации клиента, симптомов и результатов работы).
4. Статьи для тех, кто только знакомиться с НЛП.
5. Обратная связь о семинарах, проходивших в Центре.

 

Курс "НЛП-тренер"

Московского Центра НЛП под руководством А. Плигина

Объявляется сегмент курса "НЛП-тренер" (по подготовке тренеров Спец. курсов и тренеров курса "НЛП-Практик"). Приглашаем:
тренеров Спец. курсов
участников тренерского курса
Мастеров НЛП

 

Организационная информация:

Первое занятие : 19 декабря
График : 6 вечерних занятий в месяц; по 4 академ. часа каждое занятие (с 18.00 до 21.00).
Занятия проходят в следующем режиме: понедельник и четверг на одной неделе, среда на следующей неделе.
Продолжительность : с декабря 2001 по май 2002
Колличество участников : не более 35 человек
Стоимость : 100 у.е. в месяц.
Структура: первые месяц-полтора будет проводиться работа над "формой" тренера (стиль, состояния группы и тренера и т.д.). Остальное время посвящается гармонизации "формы" и "содержания" тренера, благодаря подробному изучению содержания основных тем курса. Каждый участник, индивидуально или в паре, делает часовую презентацию одной из тем курса, далее запускается групповая процедура ОСВК, затем в мини-группах разрабатываются дополнительные упражнения и улучшения к заданной теме.

 

Сведения http://www.nlpcenter.ru/

Факторы Фаррелли

Д.Холландер

 

Jaap Hollander, Ph.D. jaap@iepdoc.nl
Оригинал:
http://www.iepdoc.nl/farrellyfactors.htm
Перевод: Илья Гоз ivg@kras.ru

С удовольствием представляю вам еще одну переведенную мной статью. Hа этот раз она посвящена взгляду со стороны HЛП на провокативную терапию Фрэнка Фаррелли.

 

Об авторе

Джаап Холландер -- голландский психолог, HЛП-тренер, один из основателей IEP, первого в Голландии института HЛП. Он разработал несколько техник HЛП, в том числе "Прагмагические паттерны", основанные на моделировании магических ритуалов некоторых традиционных культур Африки и Латинской Америки, в частности,
музыкально-танцевальных трансовых ритуалов кандомбле (одна из религий, основанных в Латинской Америке вывезенными из Африки рабами-неграми) и гнава (негритянская этническая группа на территории Марокко, их религия представляет собой одну из традиций ислама). Автор нескольких книг.

О чем эта статья?

"Факторы Фаррелли" представляют собой 39 поведенческих, стратегических и ментальных паттернов, которые Фрэнк Фаррелли (Frank Farrelly), основатель провокативной терапии, использует при работе с клиентами. Они были выявлены д-ром Джаапом Холландером (Jaap Hollander), при участии д-ра Грэхема Дейвиса (Graham Dawes) и Рене Дюба (Rene Duba). Описываемые факторы отличаются по своему
уровню абстрагирования и важности для терапии, но все они являются практическими. Это означает, что все они описывают реальные действия на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях, которые может выполнять человек, занимающийся провокативной терапией.
Хотя данный список не является исчерпывающим, мы полагаем, что он дает детальное описание входной стадии процесса провокативной терапии. (Следующими шагами в нашем изучении провокативной терапии и провокативного консультирования должны стать аналогичные описания стадий обработки и результата в общем контексте провокативного стиля).


* Входом (Input) мы называем сами действия провокативного терапевта (то, что
описано в этой статье).
* Обработка (Processing) - это то, что происходит в разуме и теле
клиента.
* Результат (Output) - изменения в биопсихосоциальном состоянии
клиента.


Обращение к провокативным терапевтам.

Я с удовольствием приму от специалистов в области провокативной терапии комментарии по поводу этой работы.
* Упустили ли мы из виду какие-нибудь важные аспекты провокативной терапии?
* Можете ли вы добавить какие-нибудь факторы к нашему списку?
* Что из того, что вы находите важным в провокативной терапии, не
вошло в список?
* Что является наиболее важным? Существует ли иерархия от более
важных к менее важным факторам?
* Как бы вы рассортировали эти элементы - так же, как мы, или иначе?
Комментарии направляйте по адресу:
Jaap Hollander
e-mail: jaap@iepdoc.nl


Семь категорий
Мы сгруппировали факторы по семи категориям:
1. Постоянные поведения (то, что провокативный терапевт проделывает постоянно или большую часть времени)
2. Условные поведения (как провокативный терапевт реагирует на определенные поступки клиента; условия типа "если клиент делает X, то терапевт делает Y")
3. Hеспецифические средства провокации (то, что провокативный терапевт делает время от времени)
4. Реагирование на заявления о проблемах
5. Реагирование на заявления о самооценке
6. Внутренние процессы терапевта/консультанта (ментальные процессы, позволяющие
провокативному терапевту делать то, что он делает)
7. Стратегические паттерны

 

Постоянные поведения
1. Физический контакт
Поддерживайте как глазной, так и физический контакт (повторяющиеся прикосновения, поглаживания, похлопывания по плечу, дружеские подталкивания и т.д.)
Hаклоняйтесь по направлению к клиенту.
Проделывайте это постоянно, и особенно тогда, когда клиент хочет уклониться от глазного контакта, потому что смущен или испытывает сильное эмоциональное переживание.
2. Тон голоса
Используются три основных тона голоса:
* Шутливый
* Гипнотический
* Притворно-расстроенный.
Шутливый.
Как правило, разговор начинается в шуточном, несерьезном тоне, с подтекстом вроде "ну, мы-то с вами знаем..."
Гипнотический.
Когда клиент оказывается в замешательстве, растерянности, изменяйте тон голоса.
Hачинайте предлагать позитивные внушения пониженным, гипнотическим тоном голоса.
Здесь могут использоваться "вечные терапевтические истины" абстрактного характера, наподобие "людям нужно уметь постоять за себя, не то мир будет вытирать о них ноги". Хорошо, если темп соответствует дыханию (или другим физическим процессам) клиента.
Притворно-расстроенный.
Если клиент продолжает повторять одни и те же утверждения, начинайте говорить в притворно-расстроенном тоне. "Hет, нет, я старый, усталый терапевт, я не в состоянии справиться с вашим случаем".
3. Hевербальное отражение.
В точности отражайте некоторые невербальные особенности поведения клиента (поза, тон и темп голоса, типичные жесты). Фрэнк не проделывает этого сознательно, но это становится очевидно при наблюдении за ним. Используйте невербальную подстройку, во-первых, для раппорта, и, во-вторых, для стимулирования ассоциации с эмоциональным состоянием и основными убеждениями клиента.
4. Используйте анекдоты.
Иллюстрируйте затрагиваемые вопросы короткими метафорами, цитатами, афоризмами и анекдотами.
У меня дома остались кое-какие детективные книжки, которые читал Фрэнк. Во время чтения он подчеркивает особо удачные, афористичные фразы. Собирайте подобные фразы и используйте их. Hе бойтесь повторяться. Ведь, как сказал однажды знаменитый голландский писатель Джерард Реве: "Вы говорите, что я стал повторяться, но скажите, неужели я должен повторять кого-то другого?"
Когда Фрэнк слышит хорошую шутку, анекдот, видит в фильме удачную сцену, он любит представлять, как он использует ее при работе с клиентом.
5. Фокусируйте внимание на клиенте.
Полностью сосредоточьте свое внимание на клиенте. Игнорируйте все побочные стимулы.
Вероятно, так поступает большинство хороших терапевтов и тренеров. Один из наших мастеров смоделировал аналогичный процесс, изучая Альберта Пессо [известный психотерапевт, работает в области телесно-ориентированной терапии. См. http://www.pbsp.com -- прим.пер.].

Он называет это "конвертом". Концентрируйтесь на клиенте. Представьте, что вы разминируете бомбу... Вот таким должен быть ваш уровень сосредоточенности.
6. Hе помогайте клиенту!
Hе пытайтесь быть полезным клиенту. Hе придумывайте никаких серьезных решений для проблем. Hе давайте никаких серьезных советов!
7. Hе придерживайтесь строго намеченного плана.
Вставляйте не относящиеся к делу замечания, отвлекайтесь от темы, забывайте, что было сказано минуту назад.
8. Отвлекайтесь легко. Притворяйтесь глупцом.
Реагируйте на заявления, которые клиент особенно выделяет или в которые вкладывает сильные эмоции, в диссоциированной, отвлеченной манере.
В то же время, особенно сильно реагируйте на заявления, которые кажутся вам важными, но которые клиент высказывает походя, небрежно, как будто хочет сказать "Сейчас я не хочу об этом говорить" или "Вообще-то, это неважно." С другой стороны, на утверждения, которые клиент акцентирует, реагируйте противоположным образом: повторяйте их без энтузиазма, скучным тоном голоса, забывайте их, спрашивайте о неважных деталях (показывая, что вы их не понимаете) и так далее.
Фрэнк предполагает, что клиент не многому научится, если будет повторять то, что он и так знает.
Hе будьте слишком умны или интеллектуальны. Согласно положениям провокативной терапии, интеллектуальный анализ проблемы ценен, только если сочетается с сильным эмоциональным состоянием.
9. Помните, что вы провоцируете желаемое поведение.
Слово "провокация" происходит от латинского "provocare", что значит "выявлять, вызывать". Провокативная терапия является отличным примером старого положения HЛП о том, что "смысл коммуникации -- это ответ, который вы получаете". Какие результаты вы хотите вызвать? Hапример:
* Уверенное поведение
* Позитивные убеждения
* Адекватную самозащиту
* Связь с психосоциальной реальностью
* Выражение заботы, дружбы, влечения, любви

Когда вы вызовете намеченные результаты, вы будете знать, что сеанс прошел успешно.


Полный текст статьи >>>

 

 

Александр Любимов "SelfDesign"

(тренинг online)

 

Человек - это очень сложное, многогранное существо и поэтому очень трудно создать некое "полное" его описание, "полную" модель, скорее всего практически невозможно. Но при этом иногда полезно просто взять некий образ, метафору и при ее помощи попробовать представить какую-то часть жизни. Например, один из способов описания нашей жизни, нашего поведения - это ввести понятие Роли.
Роль - это то, во что мы играем, она как бы имеет свою цель, свою направленность. С одной стороны, это очень удобно: Роль имеет более-менее подходящий для многих ситуаций набор вариантов поведения. Вернее, Роль - это шаблон, по которому строится поведение в данной ситуации. Плюс еще то, что Роль - это не мы. И ошибки сделанные при исполнении это не наши ошибки. Это виновата Роль.
Проблема Роли - ее узкая направленность и, очень часто, отсутствие гибкости и замкнутость. Обычно, наработки и достижения одной Роли не доступны другой.
Еще одно: обычный человек привык играть 3-4 Роли. Хороший актер имеет в своем репертуаре 7-9 типажей.
Но очень большой плюс Роли это то, что они хорошо известны. Их наборы правил поведения и цели регулярно рассказываются друзьями и знакомыми, обсуждаются в прессе и показываются по телевиденью. Огромное число писателей посвятили себя описанию наиболее часто встречающихся Ролей и их конфликтов между собой. (Как вы понимаете, в некоторых Ролях записано, что они совершенно не выносят некоторые другие Роли).
Итак, можно сказать, что Роль - это шаблон.
И я хочу сразу отметить, что лично я не считаю, что Роль - это что-то плохое и неправильное. Это очень удобная вещь, вопрос только в том, что бы научиться пользоваться ею с максимальной эффективностью.
И как у любого шаблона у нее есть свои достоинства и недостатки. И я ни в коей мере не предлагаю отказаться от Ролей (если вообще такое возможно).
Вопрос только в том, кто кем управляет: вы Ролью или она вами.

 

Упражнения


Упражнение "Список ролей".
Составьте список ролей, которые наиболее часто встречаются в нашей жизни.
Здесь совершенно не важно - есть ли эти Роли в вашем "репертуаре" или нет. Просто составьте список ролей, которые вам встречались в жизни.
Для каждой Роли опишите контекст, в котором она чаще всего встречается, придумайте имя и лозунг. Лозунг - это фраза, которая описывает саму идею данной роли, ее базовое мировосприятие.
Контекст - Имя - Метафора
Семья - Усталая Домохозяйка - Это мой крест…
Работа - Трудоголик - В жизни есть только работа, все остальное - мелочи!
Не менее 15 ролей.

Упражнение "Выгоды роли".
Каждая Роль, какой бы странной она не казалась со стороны, с одной стороны дает определенные выгоды, с другой - имеет недостатки.
Выгоды должны быть обязательно - иначе бы эту Роль никто никогда не играл бы.
Например, есть забавный факт. Роль Жена Алкоголика очень тяжела и непонятна. Но если вдруг муж- алкоголик перестает пить - кодируется, зашивается, просто применяет к себе силу воли - его жена начинает себя вести так, чтобы он пить опять начал.
Если говорить о выгодах роли Жена Алкоголика это может быть: ощущение принесенной жертвы; социальная поддержка ("Да, мы понимаем как Марине трудно…"); четкая и простая жизнь (все зависит только от состояния мужа - запил или нет); знание того, кто во всем виноват; богатая эмоциональная жизнь (скандалы, всплески любви и т.д.). Естественно есть и минусы: необеспеченность, ненадежность партнера (в определенном смысле), ограниченный выбор, скандалы, постоянные трудности.
Заполните таблицу. Учтите только, что плюсы и минусы любой роли - понятие очень субъективное. Так что пишите просто о своем представлении об этом.
Роль - Плюсы - Минусы
Успешный - Бизнесмен - Высокий социальный статус, обеспеченность, интересная работа, уважение. Регулярные стрессы, мало времени на остальное (семья и проч), высокие требования к исполнению роли.
Великий Неудачник - Низкая ответственность, жалость со стороны окружающих, оправдание собственной бездеятельности. - Низкий социальный статус, часто подавленное состояние, несостоятельность.
Не менее 7 ролей.


Упражнение "Ваши роли в жизни".
Нашу повседневную жизнь можно разделить на четыре основные области (четыре базовых контекста:
Личный - это то, что касается в первую очередь только вас.
Семейный - это то, что связано с семьей (даже неофициальной).
Профессиональный - работа, учеба…
Общественный - наша жизнь в обществе. Друзья, знакомые, соседи, клубы, дискотеки, политика и т.д.

Естественно, эти базовые области очень широки и поэтому отнесение конкретной ситуации к каждому из них довольно условно. Просто определитесь, к чему в большей степени относится данная ситуация:
Чтение книги - личный.
Покупка кастрюли - семейный.
Знакомство на улице с девушкой (молодым человеком) - личный.
Поездка за грибами с друзьями - общественный.

Сделайте список ваших основных ролей в каждой контекстной области. Для каждой роли пропишите:
1. Имя.
2. Контекст. (Имеется в виду конкретная ситуация - разговор с начальником. А контекстная область - профессиональная).
3.Лозунг.
4. Плюсы и минусы.

Не менее 5 ролей для каждой контекстной области.

Александр Любимов

E-mail: alubimov@mail.ru

 

СВЕДЕНИЯ О ТРЕНИНГАХ:

Программа НЛП-практик!!!

Мастерство Коммуникации - 1
По пятницам, с 25 января.
Демонстрационное занятие

Мастерство Коммуникации - 2
По понедельникам, с 14 января.

ПсихоТехнология Успеха - 1
По четвергам, с 17 января
Демонстрационное занятие


Дополнительные сведения о тренингах >>>

Сведения о тренингах

 

Тренинги Международного Центра Развития (г. Санкт-Петербург)


"НЛП-Практик"

Сертификационный курс

Ведущий - Виктор Стрелкин, М.А. NLP, тренер НЛП


БЕСПЛАТНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА: 18 января 2002 года в 19:00
1-я ступень НЛП-Практик: 19-20 января 2002 года
Продолжительность курса - десять ступеней, 196 академических часов
Подробности по телефону (812) 553-81-51,

e-mail: vstrelkin@mail.ru и на сайте www.humans.ru

Интенсивный курс развития интеллекта, восприятия и скорочтения

Производится набор в детские группы в дни зимних школьных каникул!
Начало занятий 1 ступени -январь.

Участники предыдущих тренингов приглашаются для консультаций (без дополнительной оплаты).

Прошедшие 1 ступень приглашаются на предварительное собеседование (можно по электронной почте и по телефону) для уточнения индивидуальных пожеланий к программе 2 ступени.


Ведущий - автор методик Шугалей Елена Викторовна.
Программы тренингов:
http://www.humans.ru/humans/65230
http://www.humans.ru/humans/30653


Центр объявляет набор на интерактивные тренинги
"Интенсивный курс развития интеллекта и скорочтения online"

"Магия Творчества"

Тренинг посвящен развитию наших творческих способностей, построению эффективных интеллектуальных моделей и умению воспитывать в себе качества творческой личности с использованием примеров из стратегий признанных Мастеров.

и другие онлайновые тренинги - сведения http://www.humans.ru/humans/h_courses

 

 

 

ВСЕЛЕННАЯ - СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ!

Рассылки проекта Humans.ru

 

Возврат в начало


Почтовый ящик проекта: center@humans.ru

Ведущий проекта Елена Шугалей elena@humans.ru


-AdRiver-

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное