Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line


Служба Рассылок Subscribe.Ru

 

НЛП по делу" Семинар on-line

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

Выпуск 26

Джозеф 0'Конор и Брайен Ван дер Хорст "Нейронные сети и стратегии в НЛП"
ЛИТЕРАТУРА И НЛП: "Искусство Покупки" (Р. Брэдбери, из повести "Вино из одуванчиков")
ТАЙНА И ТАИНСТВО - Ежегодный Фестиваль новаторов NLP и психотехнологий

"Нейронные сети и стратегии в НЛП"

Джозеф 0'Конор и Брайен Ван дер Хорст


Правда в том, что наука Природы уже так давно создавалась только работой мозга и воображения, что сейчас время, чтобы вернуться к ясности и четкости наблюдений над материалом и очевидными вещами.
Роберт Хук, 1665.

 

Лень - это ни что иное, как привычка отдыхать прежде, чем вы устанете.
Ренард

 

Наши текущие модели внутренних когнитивных процессов основаны на системе двоичного компьютера, который воспринимает информацию в пошаговой последовательной процедуре. Современные достижения в нейробиологии, нейровычислениях и когнитивной науке продемонстрировали, что мозг является более взаимосвязанной, параллельной сетью обширно распространенных, децентрализованных, одновременно работающих процессов.
Не волнуйтесь. Мы намерены раскрыть это определение на примерах и некоторых основных разработках когнитивной науки.
Когнитивная наука - это междисциплинарное изучение мозга, которое базируется на нейрологии, лингвистике, искусственном интеллекте, психологии, антропологии, кибернетике и философии мозга. Если так, то значит существует много больше, чем мы можем изучить с помощью этих моделей и исследований. Как таковые эти области больше того, что заимствует у них НЛП, и больше того, что мы можем изучить при помощи их моделей и открытий.

"Архитектура фон Неймана" является сегодня стандартом для всех двоичных компьютеров и основой для модели Т.О.Т.Е., задуманной Миллером, Галантером и Прибрамом и адаптированной в НЛП в качестве структуры для изучения моделей мышления или стратегий.

Джордж Миллер датирует официальное проявление когнитивной науки 11 сентября 1956 года. В этот день на симпозиуме по теории информации Массачусетского Технологического Института ученые Ален Ньювел и Герберт Саймон продемонстрировали первое полное доказательство теоремы, проведенное на компьютере. Этому предшествовало исследование молодого лингвиста Ноама Хомского, представившего работу "Три модели языка", которая стала для НЛП открытием Мета-Модели, последовавшим за собственно миллеровской статьей "Магия числа 7±2".
Этот период в когнитивной науке часто называют когнитивной эрой или "кибернетической фазой когнитивной науки". Он характеризовался использованием математической логики для понимания работы нервной системы в терминах символических ментальных репрезентаций, становлением такой метадисциплины, как теория систем, использованием статистической теории стимул-отклик информации и первых примеров самоорганизующихся систем, В это время мышление определялось как информационный процесс: закономерное манипулирование символами. Мыслительные процессы считали непознаваемыми, бессознательными процессами.
В течение 40-х и 50-х годов начала развиваться другая область когнитивной науки - изучение критических свойств систем и связанность. Понятие "критичность" означает, что после пороговой точки система внезапно приобретает свойство, которое не могло быть предсказано из суммы ее частей. Например, каждый из ваших глаз в отдельности в состоянии видеть только в двух измерениях. Расположим два глаза вместе и voila (франц. "вуаля") - трехмерное зрение. Кто бы мог предсказать, что такой комплекс нервных клеток настолько расширяет эту категорию сознательного?
Грегори Бейтсон любил говорить, что где бы то ни было, где есть обратная связь и достаточная комплексность, вы найдете ментальные свойства. Нейрологи узнали о взаимосвязанности нейронов мозга через десятилетия. Вместо представления взаимодействия как прямо вперед, ячейка в ячейку, стимул-отклик, общая модель стала больше похожа на пересеченную звезду.
Когда люди ориентировались на модель одиночного нейрона, размышления о работе мозга рождали модели, похожие на ту, которую вы можете найти даже сегодня во многих психологических текстах.

Глаз принимает пучок света и отправляет сигнал в область таламуса, называемую литерально-гинекулярное ядро (лат.-LGN), и затем в визуальный кортекс для обработки.
Когда ученые и в частности Карл Прибрам, (который написал по крайней мере одну статью с Хомским), начали изучать зрительные процессы в мозге приматов, они столкнулись с несколько иным явлением. Было обнаружено, что зрительные функции взаимосвязаны со многими областями, которые распознавали элементы визуальной модальности, такие как форма, размер, цвет, отражаемость, трехмерная ориентация в пространстве, дистанция, траектория и поворот.
Нейрологи обнаружили, что ЛГЯ, вложенное в эту сеть, также отправляло в визуальный кортекс много разнообразных сознательных ожиданий и воспоминаний, хранящихся в гипоталамусе и лимбической системе. В НЛП мы называем их субмодальностями и убеждениями. Принятая карта визуальных путей в мозге не согласуется с традиционным взглядом последовательности действий,
По мнению когнитивного ученого и анатома Франсиско Дж Варела, недавние исследования показывают, что 80% того, что обрабатывает ЛГЯ, приходит не от retina, а от других глубоко взаимосвязанных областей мозга... Следовательно, поведение целой системы больше походит на разговор за коктейлем, чем на последовательность команд. Так, что бы ни видел мозг - это только около 20% сигналов из окружающего мира и 80% - от устойчивых фильтров, воспоминаний и убеждений, Варела отмечает, что это является общим принципом для всего мозга. Основной механизм распознавания визуальных объектов или отношений "может быть описан как появление общего состояния между резонирующими нейронными ансамблями".
Как когнитивные психологи обнаружили смысл этой симфонии сигналов мозга? В книге "Языки мозга" (1971 год) Карл Прибрам предложил голографическую теорию функционирования мозга. Как голограмма получается из резонанса взаимодействующих волн света, так распознавание может быть описано как слияние взаимодействующих волн мозга.
Эту следующую фазу когнитивной науки и нейровычислений обычно называют эрой "Взаимодействия". Одним из первых теоретиков этой эпохи был Джон Хопфилд, физик Калифорнийского Технологического Института, который начал изучать сходства и различия между биологическими процессами и электронными вычислениями.
Для физика-теоретика, обратившегося к нейрологам, было очевидно, что мозг является биокомпьютером, который выполняет коллективные вычисления. Хопфилд сделал для нейронных сетей то, что фон Нейман сделал для двоичного компьютера: он создал математическую модель нейронов как переключателей, которые могли бы работать как физическая система. Он также повторил и объяснил некоторые основные различия между биологическими и электронными вычислениями, о которых новое поколение когнитивных ученых кричало годами в глухие уши научного сообщества:
1. Мозг может допускать ошибки.
2. Мозг имеет возможность самоперестройки и самокоррекции, как мы часто говорим, учиться учиться.
3. Мозг может рассеивать свободную энергию, успокаиваться и возвращаться в состояние энергетической релаксации, устанавливая порог для менее и более важной информации, в отличие от перегрева и взрыва, как некоторые компьютеры, с которыми я работал.
4. Мозг способен делать много операций одновременно.
5. Мозг может мечтать. Воспоминания могут обрабатываться мозгом снова и снова, выстраиваясь по уровням важности (кратковременная и долговременная память).
6. Мозг может забывать. Люди имеют долгую и быструю память. Если мозг не использует достаточно часто или в течение определенного времени некоторую информацию, то он выносит ее обратно в бессознательное. Иначе нам бы пришлось обдумать все наше прошлое, чтобы вспомнить наш любимый цвет.
Хопфилд был намерен создать микропроцессор (совместно с AT&T), который мог бы делать большую часть из перечисленного. Но следующий вклад в нейровычисления, который мы бы хотели упомянуть теперь - это адаптивная резонансная теория, предложенная Стефаном Гроссбергом из Бостонского Университета.
В 1961 и 1964 годах Гроссберг впервые опубликовал серию дифференциальных уравнений, описывающих математику сетей. К 1970-му он предложил противоречивую объединенную модель теории обучения, нейрологии и математики.
Его модель была основана на нейрологической способности объединенных сетей к нахождению и установке устойчивых порогов восприятия и активности. Пороги отрегулированы так, чтобы мозг мог выделить контрасты и сравнения, важные для данного результата. Например, регулятор громкости в ухе может слышать легкие звуки ночью или выбрасывать не относящийся к делу шум во время уличного разговора; ночное видение человека настраивается таким образом, чтобы видеть больше при меньшем освещении,
В терминах НЛП, многие из возможных изменений в субмодальных вмешательствах являются функциями перехода от одного порога репрезентаций к другому.
Гроссберг интересовался процессом обучения мозга. Как физическое восприятие в краткосрочной памяти становится восприятием долгосрочной памяти? Как приходящие ощущения и память складываются в устойчивое сознание?
Согласно теории Гроссберга, внимание или сознание есть смесь резонанса между "сырым" восприятием в краткосрочной памяти с мириадами ассоциаций из долгосрочной памяти. Внимание является функцией настраивающихся фильтров для того, чтобы сделать нейронные сети чувствительными к категориям или кодам опыта с помощью перестройки весов и порогов сигналов, приходящих к данной сети.
Гроссберг предполагает, что глаз имеет тенденцию распознавать объекты и опыт во внешнем мире сравнением старых паттернов памяти с тем, что видит в данный момент. Для объяснения этого процесса он создал модель "сотрудничество/конкуренция" иерархий функций, которые соединяют сенсорные восприятия и мозг.
В своей теореме обучения "внешней звезды", Гроссберг предполагает, что мозг отправляет паттерны в глаз - выбирающий сигнал - или другому органу восприятия, который резонирует с приходящей нейронной активностью в сети для создания паттерна краткосрочной памяти, который имеет тенденцию затухать в течение примерно 15 секунд, если не передан в долгосрочную память.
Гроссберг предлагает дополнительную теорему "внутренней звезды" развития категорий, которая объясняет, как повторяемость, постоянство или интенсивность паттернов опыта включаются в долгую память с помощью перестройки синаптических весов нейронной сети и как осуществляется длительное обучение.
Другим ключевым параметром теории адаптивного резонанса является бдительность, которая устанавливает уровень сравнения или несовпадения между специфическим паттерном долговременной памяти и краткосрочных восприятий из внешнего мира. На рис.5 представлена диаграмма Гроссберговской Теории Модели Адаптивного Резонанса.
Здесь видны некоторые возможности для пересмотра модели стратегий НЛП. Компонента "бдительности" в этой модели могла бы соответствовать точке выбора в модели ТОТЕ, и формирование списка субмодальностей могло бы отражать функции обучения внешней звезды/внутренней звезды, которые мы обычно представляем как первый тест в стратегии (внешняя звезда) и окончательный тест (внутренняя звезда). Если мы учтем, какие несовпадения метапрограмм создают взаимодействия "несовпадение/перезапуск", мы получим даже большую предсказуемость в модели стратегий.
Мы не пытаемся объяснить такие элементы НЛП на нейрологическом уровне, а пробуем показать изоморфный паттерн. Простой пример. Один человек считал, что люди в основном недоверчивы, он не видел противоположных примеров. Эти примеры не принимаются в долговременную память для установки другого паттерна. Однако, будет достигнут порог, возможно, устанавливаемый мета-программой. Когда он видит достаточно очевидностей, он может перевернуть убеждение на противоположное, что люди в основном доверчивы. Или один очень яркий пример может также изменить его убеждение.
Мышление теперь определяется как накопление серии опытов, которая формирует структурную связь между сетью множества уровней взаимосвязанной, сенсорно-моторной подсети и суммы действий, происходящих в процессе эволюции индивидуальности. Варела, Томсон и Рош дают такой пример:
"В классическом эксперименте Хелд и Хейн выращивали котят в темноте, включая освещение при определенных условиях. Первой группе животных позволяли передвигаться свободно, но каждый из них был прикреплен к животному из другой группы с помощью простого приспособления. Таким образом, обе группы разделяли общий визуальный опыт, хотя вторая из них была полностью пассивна. Когда после нескольких недель животные были освобождены, первая группа животных вела себя нормально, но те, кого "водили", вели себя как слепые: они спотыкались и наталкивались на объекты. Этот опыт поддерживает точку зрения "активизации": мы видим объекты не визуальным выделением особенностей, а скорее визуальным руководством действия".
Лингвисты Джорж Лакофф и Марк Джонсон предположили то, что они называют экспериментальным подходом к когнитивному, который дополняет парадигму активизации. Они пишут: "Основная концептуальная структура вытекает из двух источников:
1) из структурной природы телесного и социального опыта и
2) из хорошо структурированных аспектов телесного опыта и опыта взаимодействия с абстрактными концептуальными структурами.
Рациональная мысль - это применение очень обобщенных когнитивных процессов - фокусирования, сканирования, создания суперпозиций, аннулирования основных образов и т.п. - к таким структурам".
Человеческие существа имеют тенденцию думать с помощью основных когнитивных конструкций и метафор, таких как "схемы кинестетических репрезентаций - это частично полные контейнеры или паттерн источник-путь-назначение, который реализуется в опыте тела," - спорит Джонсон.
Предположение о том, что разум обладает специфическими структурными свойствами, высказал также сторонник искусственного интеллекта Марвин Минский из Массачусетского Технологического Института, который вместе с Сеймуром Пейпертом критикует новую теорию познания, выдвинутую коннекционистами. Минский склоняется к предположению, что разум состоит из множества исполнителей, которые разбивают проблему мышления на микромиры управлений познанием, чтобы сформировать "общество разума".
Существует школа психоанализа, называемая "теорией отношения объектов", которая рассматривает человеческие существа как комплексы субидентичностей, Ддя Мелани Клейн основной ментальный процесс развития описывается как перемещение внутрь богатого массива важных в чьей-то жизни людей.
"Все во всем", - этот подход можно рассмотреть как изоморфность "модели частей" в НЛП, допускающей нас в область концептуального домена, в котором могут работать шестишаговый рефрейминг, В/К диссоциация и договор частей.
Последний пример. Родни Брукс в Массачусетском Технологическом Институте конструирует роботов, которые приближаются по интеллекту к насекомым. Его цель - найти выход из того, что мы называем "обман Искусственного Интеллекта", - тенденция интеллекта к абстрагированию для построения восприятий и моторных навыков. Его цель "построить совершенно автоматических роботов, подвижных агентов, которые сосуществовали бы с людьми и воспринимались бы этими людьми как интеллектуальные существа и на правах интеллектуальных существ". Его ключевое направление - это движение к цели разбивкой системы не по функциям, а по активности. "Каждая деятельная или поведенческая система индивидуально соединяет ощущения с действиями... Деятельность - это паттерн взаимодействия с миром. Другим названием деятельности может быть умение, подчеркивающее, что каждая активность может в конце концов post facto быть рационализована как преследование некоторой цели".
Подход Брукса дает удивительные результаты, и это пример эры активности в нейровычислениях, согласно которой разрешение работать и расширять реальный мир для хорошо разработанной системы создает новые возможности развития навыка и интеллекта. Не то ли это, что мы пытаемся делать с помощью стратегий НЛП?! Модель Брукса для построения роботов имеет сходство с "форматом действия" модели приобретения компетентности Лесли Кэмерон-Бэндлер, Дэвида Гордона и Майкла Лебау, прекрасно описанной в их книге "Метод Импринта" в 1984 г. Здесь авторы разукрупняют компетентность в терминах контекста времени, зависящих от результатов, активности и оценочных тестов. Уже 10 лет НЛП имеет модель, которая может быть использована для создания взаимодействующих параллельно работающих стратегий! Но лишь немногие попробовали применить свои разработки для обнаружения и дизайна стратегий.
Если мы в НЛП сможем использовать Модель Импринта с параллельными и одновременно взаимодействующими форматами действий и фактор различий в субмодальностях и метапрограммах, которые показывают, как люди двигаются от одного порогового состояния к другому, то мы будем иметь модель, которая будет ближе к тому, что сейчас знают ученые о работе мозга.
Это может быть проще, но все равно не просто. Многие из современных стратегий представляют собой упрощения ментальных процессов, просто "удобные функции". Стратегии памяти, произношения, принятия решения, мотивации и обучения, как мы теперь учим, могут быть объединены вместе в сети для описания одновременного процесса. Метастратегии, такие как генератор нового поведения, основы рефрейминга и другие протоколы, популярная Стратегия Уолта Диснея и другие проекты моделирования достигают результата, но часто требуют много визуализации для следования определенным шагам. Если вы хотите использовать гипнотический подход НЛП, то это возможно, но иногда приводит к непредсказуемым результатам.
Мы верим, что НЛП может найти преимущества с помощью более точных подходов к моделированию познания. Многие из инструментов уже разработаны. У нас есть способ записи стратегий и система различения в метапрограммах и субмодальностях, которые могут быть объединены с Методом Импринта и последними достижениями когнитивной науки.

 

Материала журнала Московского Центра НЛП "Вестник НЛП"


Полный текст статьи

 

Материалы дружественных сайтов

Варнаков И. "Границы Убеждений"

 

Характер связи, природа границ убеждений - нарушение осознания соотношений проявлений жизни. Следовательно, когда мы мыслим в категориях соподчиненности и наблюдаем жизнь, то любое проявление нарушения соотношений в этой жизни нас ставит на границы скрытых убеждений. И вопрос не в том, обнаружим ли мы эти убеждения сейчас, а вопрос в том, как мы отреагируем, откликнемся на новое явление, новое проявление жизни.

Однако, когда мы мыслим в категориях не соподчиненности, а СИНХРОННОСТИ, мы просто констатируем соотношения, сопоставляя с тем, что имели на данный момент, сохраняя самообладание и контроль и свои внутренние связи между состоянием и деятельностью, свою целостность и конгруэнтность. Таким образом появляются безграничные убеждения. Где есть синхронность - там нет границ! Где есть синхронность, там есть доверие. Рассинхронизация есть свойство или причина границ убеждений.Экстремальная ситуация есть конкретный случай, обладающий свойством рассинхронизации.Экстремальная ситуация есть пример или проявление границ убеждений.Конфликт, социальный или психологический тупик, нищета, бедность, болезнь - есть примеры границ убеждений. >>>


ЛИТЕРАТУРА И НЛП

 

В классической литературе мы находим настолько яркие, точные и полные описания различных процессов, изучаемых НЛП, что трудно объяснить их редкую цитируемость. НЛП традиционно использует литературные произведения как источник метафор, чаще всего обращаясь к их кратким формам. Признаные мастера Метафор (например, Эриксон, Гордон) не опасались "длиннот", но с их помощью выстраивали субъективную канву времени психотерапевтической коммуникации. Для того, чтобы стать гениальным психотерапевтом, наверное, нужно быть еще и сказочником, поэтом, мастером слова... Помните афоризмы Д. Гордона?

"Метафора создает и опыт, и изменение смысла. Это история, дающая такую возможность.
Волшебство не в самой истории, не в метафоре. Волшебство - это когда встречаются твой и мой опыт, соединяются друг с другом в виде нашей общей истории и этим создают новый смысл. Чувство - это бьющееся сердце метафоры."

 

"Искусство Покупки" (Р. Брэдбери, из повести "Вино из одуванчиков")

 

В тот вечер Дуглас возвращался домой из кино вместе с родителями и братом Томом и увидел их в ярко освещенной витрине магазина - теннисные туфли. Дуглас поспешно отвел глаза, но его ноги уже ощутили прикосновение парусины и заскользили по воздуху - быстрей, быстрей! Земля завертелась, захлопали полотняные навесы над витринами - такой он поднял ветер, так он мчался... Родители и Том шагали не торопясь, а между ними, пятясь задом, шел Дуглас и не сводил глаз с теннисных туфель там, позади, в полуночной витрине.
- Хорошая была картина, - сказала мама.
- Ага, - буркнул Дуглас.
Стоял июнь, давно миновало то время, когда на лето покупают такие туфли, легкие и тихие, точно теплый дождь, что шуршит по тротуарам. Уже июнь, и земля полна первозданной силы, и все вокруг движется и растет. Трава и по сей день переливается сюда из лугов, омывает тротуары, подступает к домам. Кажется, город вот-вот черпнет бортом и покорно пойдет на дно, и в зеленом море трав не останется ни всплеска, ни ряби. Дуглас вдруг застыл, точно врос в мертвый асфальт и красный кирпич улицы, не в силах тронуться с места.
- Пап, - выпалил он. - Вон там, в окне, теннисные туфли...
Отец даже не обернулся.
- А зачем тебе новые туфли, скажи, пожалуйста? Можешь ты мне объяснить?
- Ну-у...
Да затем, что в них чувствуешь себя так, будто впервые в это лето скинул башмаки и побежал босиком по траве. Точно в зимнюю ночь высунул ноги из-под теплого одеяла и подставил ветру, что дышит холодом в открытое окно, и они стынут, стынут, а потом втягиваешь их обратно под одеяло, и они совсем как сосульки... В теннисных туфлях чувствуешь себя так, будто впервые в это лето бредешь босиком по ленивому ручью и в прозрачной воде видишь, как твои ноги ступают по дну - будто они переломились и движутся чуть впереди тебя, потому что ведь в воде все видится не так...
- Пап, - сказал Дуглас, - это очень трудно объяснить.
Люди, которые мастерили теннисные туфли, откуда-то знают, чего хотят мальчишки и что им нужно. Они кладут в подметки чудо-траву, что делает дыханье легким, а под пятку - тугие пружины, а верх ткут из трав, отбеленных и обожженных солнцем в просторах степей. А где-то глубоко в мягком чреве туфель запрятаны тонкие, твердые мышцы оленя. Люди, которые мастерят эти туфли, верно, видели множество ветров, проносящихся в листве деревьев, и сотни рек, что устремляются в озера. И все это было в туфлях, и все это было - лето.
Дуглас попытался объяснить все отцу.
- Допустим, - сказал отец. - Но чем плохи твои прошлогодние туфли? Поройся в чулане, ты, конечно, найдешь их там.
Дугласу стало вдруг жалко мальчишек, которые живут в Калифорнии и ходят в теннисных туфлях круглый год; они ведь даже не знают, какое это чудо - сбросить с ног зиму, скинуть тяжеленные кожаные башмаки, полные снега и дождя, и с утра до ночи бегать, бегать босиком, а потом зашнуровать на себе первые в это лето новенькие теннисные туфли, в которых бегать еще лучше, чем босиком. Но туфли непременно должны быть новые - в этом все дело. К первому сентября волшебство, наверно, исчезнет, но сейчас, в конце июня, оно еще действует вовсю, и такие туфли все еще в силах помчать тебя над деревьями, над реками и домами. И если захочешь - они перенесут тебя через заборы, тротуары и упавшие деревья.
- Как же ты не понимаешь? - сказал Дуглас отцу. - Прошлогодние никак не годятся.
Ведь прошлогодние туфли уже мертвые внутри. Они хороши только одно лето, только когда их надеваешь впервые. Но к концу лета всегда оказывается, что на самом деле в них уже нельзя перескочить через реки, деревья или дома, - они уже мертвые. А ведь сейчас опять настало новое лето, и, конечно, в новых туфлях он опять сможет делать все, что только пожелает.
Они поднялись на крыльцо и вошли в дом.
- Копи деньги, - посоветовал отец. - Месяца через полтора...
- Да ведь тогда лето кончится!
Погасили огонь. Том уснул, а Дуглас все смотрел на свои ноги - они белели под лунным светом, далеко, в конце кровати, свободные от тяжеленных башмаков: только теперь с них свалились эти гири - остатки зимы.
- Надо придумать, почему нужны новые. Надо что-то придумать.
Ну, во-первых, всякий знает, что на холмах, за городом полным-полно друзей - они распугивают коров, предсказывают перемену погоды, с утра до ночи жарятся на солнце, так что кожа лупится и они обдирают ее клочьями, словно листки календаря, и снова жарятся на солнце. Если хочешь их поймать, придется бегать быстрей всех белок и лисиц. А в городе полным-полно врагов, они злятся из-за жары и потому помнят все зимние споры и обиды. Ищи друзей, расшвыривай врагов! Вот девиз легких как пух волшебных туфель. Мир бежит слишком быстро? Хочешь его догнать? Хочешь всегда быть проворней всех? Тогда заведи себе волшебные туфли! Туфли, легкие как пух!
Дуглас встряхнул свою копилку - в ней чуть звякнуло. Она была почти пустая.
Если тебе что-нибудь нужно, добивайся сам, подумал он. Ночью постараемся найти ту заветную тропку...
Огни внизу, в городе, гасли один за другим. В окно дунул ветер. Точно река течет - так бы пошел с нею...
Во сне он слышал, как в теплой густой траве бежит, бежит, бежит кролик.

 

Старый мистер Сэндерсон двигался по своей обувной лавке, точно по какому-то питомнику, где в конурках собраны со всего света собаки и кошки всевозможных пород; и на ходу он ласково гладил своих любимцев. Мистер Сэндерсон погладил каждую пару башмаков и туфель, выставленных в витрине, и одни казались ему собаками, другие кошками; он касался их заботливой рукой - где поправит шнурки, где вытянет язычок. Потом остановился на самой середине ковра, покрывавшего пол лавки, огляделся вокруг и с удовлетворением кивнул.
Вдалеке, нарастая, загремел гром.
Миг - и в дверях появился Дуглас Сполдинг. Он смущенно глядел вниз, на свои кожаные башмаки, точно они были такие тяжелые, что их никак не оторвешь от асфальта. Он остановился в дверях - и гром тотчас умолк. И вот, мучительно медленно, держа на ладони все свои сбережения и не решаясь поднять глаза, Дуглас шагнул из яркого полуденного света в лавку. Он осторожно разложил столбиками на прилавке медяки, монетки по десять и двадцать пять центов, словно шахматист, что ждет с тревогой - вознесет ли его следующий ход к вершинам торжества или погрузит в бездну отчаянья.
- Все ясно без слов, - сказал мистер Сэндерсон. Дуглас замер.
- Во-первых, я знаю, что ты хочешь купить, - продолжал мистер Сэндерсон. - Во-вторых, я каждый день вижу тебя у моей витрины. Ты думаешь, я ничего не замечаю? Ошибаешься. В-третьих, тебе нужны, называя их полным именем, "легкие, как пух, мягкие, как масло, прохладные, как мята" теннисные туфли. В-четвертых, у тебя не хватает денег, и тебе нужен кредит.
- Нет! - крикнул Дуглас, тяжело дыша, точно он бежал во сне всю ночь без отдыха. - Не надо мне кредита, я придумал кое-что получше, - выдохнул он наконец. - Сейчас я объясню, только сперва, пожалуйста, скажите мне одну вещь, сэр, мистер Сэндерсон. Вы помните, когда вы сами в последний раз надевали такие туфли?
Старик помрачнел.
- Ну, лет десять назад или двадцать, может быть, даже тридцать... Почему это тебя интересует?
- Знаете что, мистер Сэндерсон, если по-честному, вам надо и самому хоть примерить ваши теннисные туфли. Ведь вы их людям продаете? Вот и примерьте хоть на минутку, сами увидите, каковы они на ноге. Если долго чего-нибудь не пробовать, поневоле забудешь, как это бывает. Ведь хозяин табачной лавочки курит, правда? И кондитер всегда, конечно, пробует свой товар. Вот я и думаю...
- Ты, верно, заметил, я тоже не босиком хожу, - сказал старик.
- Но не в теннисных туфлях, сэр! Как же вы их продаете, если не можете даже как следует их расхвалить? А как вам их расхваливать, если вы их толком и не знаете?
Дуглас говорил с таким жаром, что Сэндерсон даже попятился и в раздумье поскреб подбородок.
- Н-да-а, пожалуй...
- Мистер Сэндерсон, - сказал Дуглас, - вы мне продайте одну вещь, а я тоже продам вам кое-что очень полезное.
- Но неужели для этой сделки необходимо, чтобы я надел пару теннисных туфель, дружок?
- Это было бы очень хорошо, сэр!
Старик вздохнул. Через минуту он уже сидел на стуле и, тяжело дыша, зашнуровывал на своих узких длинных ногах теннисные туфли. Туфли казались чужими и неуместными рядом с темными обшлагами его пиджака. Наконец он встал.
- Ну, как вы себя в них чувствуете? - спросил мальчик.
- Как я себя чувствую? Отлично. - И он хотел снова сесть на стул.
- Нет, нет! - Дуглас умоляюще протянул руку. - Теперь, пожалуйста, покачайтесь немного с пяток на носки, попрыгайте, поскачите, что ли, а я вам все доскажу. Значит, так: я отдаю вам деньги, вы отдаете мне туфли. Я должен вам еще доллар. Но, как только я надену эти туфли, мистер Сэндерсон, как только я их надену, знаете, что случится?
- Что же?
- Хлоп! Я разношу вашим покупателям на дом покупки, таскаю для вас всякие свертки, приношу вам кофе, убираю мусор, бегаю на почту, на телеграф, в библиотеку! Я буду летать взад и вперед, взад и вперед, десять раз в минуту! Вот вы теперь сами чувствуете, какие эти туфли, сэр, сами чувствуете, как быстро они будут меня носить! Ведь они на пружинах - чувствуете? Они сами бегут! Охватят ногу и уже не дают никакого покоя, им совсем не нравится стоять на одном месте. Вот я и буду делать для вас все, что вам не захочется делать самому, да знаете, как быстро! Вы сидите спокойно у себя в лавке, в холодке, а я буду носиться за вас по всему городу. Но ведь если по правде, это буду не я, это все туфли! Возьмут и помчатся по улицам как бешеные, раз-два - за угол, раз-два - обратно! Вот как!
Сэндерсона оглушило это красноречие. Поток слов захватил его и понес; он поглубже засунул ноги в туфли, пошевелил пальцами, повертел ступней, вытянул ногу в подъеме. В открытую дверь задувал ветерок, и мистер Сэндерсон тихонько покачивался, подставляя ноги под его свежее дуновение. Туфли неслышно тонули в мягком ковре, точно в бархатной траве джунглей, во вспаханном черноземе или в размокшей глине. Старик с серьезным видом привстал на носки, оттолкнулся пятками, словно от пышного теста, от податливой мягкой земли. Все его ощущения отражались у него на лице, как будто быстро переключали разноцветные огни. Рот приоткрылся. Он еще немного покачался на носках - все медленнее, медленнее - и наконец застыл; голос мальчика тоже умолк, и в глубокой, многозначительной тишине они стояли и смотрели в глаза друг другу.
По тротуару под жарким солнцем шли мимо лавки редкие прохожие.
А старик и мальчик все стояли друг против друга, и лицо мальчика сияло, а старик, казалось, обдумывал некое неожиданное открытие.
- Послушай, - сказал он наконец. - Не хочешь ли лет эдак через пять продавать у меня тут ботинки?
- Спасибо, мистер Сэндерсон, только я и сам еще не знаю, что стану делать, когда вырасту.
- Что захочешь, сынок, то и станешь делать, - сказал старик. - Ты своего добьешься. И никто тебя не удержит.
Он легким шагом подошел к стене, где стояло, уж наверно, десять тысяч коробок с обувью, и вернулся к прилавку с туфлями для Дугласа. Потом он писал что-то на листке бумаги, а Дуглас в это время надел туфли, завязал шнурки и теперь стоял и ждал.
Старик кончил писать и протянул ему листок.
- Вот тебе десяток поручений на сегодня. Когда все сделаешь, мы с тобой квиты и ты получаешь расчет.
- Спасибо, мистер Сэндерсон! - Дуглас кинулся прочь из лавки.
- Постой! - закричал старик.
Дуглас остановился и обернулся к нему.
- Ну, как туфли? - с интересом спросил старик. Дуглас поглядел на свои ноги - они были уже далеко, на берегу реки, среди пшеничных полей, на ветру, что гнал его из города. Потом вскинул голову и посмотрел на старика; глаза его горели, губы шевелились, но с них не слетело ни звука.
- Антилопы? - Старик перевел взгляд с лица мальчика на туфли. - Газели?
Дуглас подумал, помолчал в нерешительности и торопливо кивнул. И - исчез. Шепнул что-то, круто повернулся и исчез. Дверь - настежь, на пороге - никого. Быстрый шорох теннисных туфель растаял в тропическом зное.
Мистер Сэндерсон стоял в дверях, ослепленный солнцем, и прислушивался. С давних-давних пор, когда его еще одолевали мальчишеские мечты, он помнил этот звук. Под небом мелькали чудесные создания, скользили под деревьями и в кустах, убегали все дальше, и оставалось лишь еле слышное эхо...
- Антилопы, - повторил Сэндерсон. - Газели... Он нагнулся и поднял с пола брошенные зимние башмаки Дугласа, отяжелевшие от уже забытых дождей и давно растаявших снегов. Потом отошел в тень, подальше от слепящих лучей солнца, и неторопливо, мягко и легко ступая, направился назад, к цивилизации...


Источник и полная версия повести "Вино из одуванчиков" - Библиотека Артефакт, http://artefact.list.ru/library/bradbury.htm

 

ТАЙНА И ТАИНСТВО

Ежегодный Фестиваль новаторов NLP и психотехнологий

Уважаемые коллеги!
Предлагаем Вам участие в Ежегодном Фестивале новаторов NLP и психотехнологий 26-30 ноября 2001 г. и в группе экзистенциально-мифологической супервизии
24-25 ноября с.г.

Тема фестиваля: "Тайна и таинство"
Мифологическое название группы супервизии: "Прятки"

 

В Фестивале будут представлены авторские теоретические и практические работы участников, также общие занятия. И в конце каждого дня проводится супервизия раскрытия темы фестиваля. В этот раз Фестиваль продолжается 4 дня.

Участие в фестивале открытое, можно не только показывать свою работу, но быть и наблюдателем, и участником, и ранее не иметь никакого опыта в психологии и психотехнологиях. Времени хватит всем: и оглядеться, и подумать, и поспорить, и поработать и сопережить. А также хорошо отдохнуть!

Кто желает, может приготовить свою теоретическую или практическую презентацию, которая будет включена в программу фестиваля. Просьба о теме своей работы сообщить заранее.

Предварительно планируют свои выступления Римвидас Будрис (Литва, Паланга), Константин Коваленок (Россия, Смоленск), Галина Сартан (Россия, Москва), Юрий Живоглядов (Украина, Киев), Игорь Варнаков (Россия, Иваново), Данил Темкин (Россия, Тольятти), Людмила Гулина (Россия, Владимир), Павел Буков (Россия, Москва), Владимир Лебедев (Россия, Иваново), группа художников "Организм" (Россия, Иваново)...

Группа супервизии с тематическим названием "Прятки" является введением в Фестиваль. В ней могут участвовать только специалисты, имеющие свою практику. То есть психологи, психотерапевты, психиатры, психотехнологи, консультанты и ведущие групп. Для участия необходимо приготовить какой-нибудь случай из своей практики, который был чем-то сложен, проблематичен, неясен - для более глубокого и детального рассмотрения, раскрытия в нем экзистенциальных и мифологических пластов. Для рассмотрения каждого отдельного случая в группе супервизии выделяется 1,5 - 2 часа. Группа длится 2 дня по 8 академических часов.

 

Ведущие группы и последующие супервизоры Фестиваля: Римвидас Будрис и Игорь Варнаков.
Римвидас Будрис - Литва, Паланга, психолог по образованию, автор экзистенциально-мифологических групп, зам. директора института гуманистической и экзистенциальной психологии, ведущий регулярные группы супервизии в городе Клайпеда.
Игорь Варнаков - Россия, Иваново, психиатр, психотерапевт и тренер НЛП по образованию, один из основателей Дальневосточной коллегии консультантов.


Где и когда все будет происходить:
Город Суздаль. 200 км. от Москвы, Владимирская область. Как и в прошлый раз, жить, и работать будем в гостинице комплекса, в стенах монастыря, чья история длится более 900 лет.
Группа супервизии 24 и 25 ноября.
26 ноября выходной и день заезда для участия в фестивале.
27, 28, 29, 30 ноября - Фестиваль. 1 декабря - день отъезда.

 

Финансовые условия участия: орг. взнос.
- В группе супервизии эквивалент 30 у. е.
- В Фестивале эквивалент 60 у. е. Для тех, кто участвует и в группе супервизии, участие на Фестивале 45 у.е.
Стоимость проживания для участника от 150 рублей (день) в зависимости от поселения в одно, двух либо трехместном номере. Номера "полу люкс" - стоимость 500 - 600 рублей в день. Ваши предпочтения сообщите заранее.

Питаться будем в кафе гостиницы организованно, примерно 100-150 руб. в день (питание трехразовое).
Место прибытия: г. Суздаль, гостиница Ризоположенская, Коммунальный городок, д. 9.
Из Москвы следовать автобусом на Иваново до Суздаля со Щелковского автовокзала (м. Щелковская).
Запись на участие предварительная, для гарантии мест проживания не позднее 18 ноября 2001 года.


Дополнительные возможности:
Видеосъемка студии "Дубль", клип 5-го Фестиваля на CD, выставка художественных работ и учебных пособий. Оплата материалов отдельная, в орг. взнос не входит. По утрам возможны энергетические практики Тен-Сё, Ци-Гун и другие.

 

Ждем Ваших откликов, предложений, пожеланий.
С уважением, разработчик, организатор и ведущий фестиваля Игорь Варнаков, супервизор и ведущий фестиваля Римвидас Будрис, секретарь Елена Варнакова, администратор Михаил Алешунас

Телефон 0932 - 297867 Елена Варнакова
Пейджер 0932- 410909 абонент 1553
E-mail varnakov@indi.ru , на пейджер E-mail 1553@pager.indi.ru Телефон во Владимире 0922 - 247389 Людмила Гулина.
Информацию о предыдущих Фестивалях см. http://www.nlp.ru.

Материалы прошлогоднего Фестиваля http://www.humans.ru/humans/h_feniks


Сведения о тренингах

 

Тренинг Е. Шугалей "Интенсивный курс динамического обучения (память, восприятие, скорочтение)" 1-2 ступени и тренинг "Магия Творчества" во Владивостоке

с 3 по 16 ноября!


Впервые производится набор в детские группы в дни школьных каникул!

syntonee@mail.primorye.ru Телефон во Владивостоке (4232)-250269

 



 

Тренинги

"Мастерство Коммуникации-1"

Ведущий: Любимов Александр

С 29 октября. 29-го - демонстрационное занятие в центре "Магистр" на Тульской в 19.00
Тренинг: 19.00 – 23.00 по понедельникам, 8 занятий

 

Мастерство коммуникации-2

С 13 ноября, по вторникам, 19.00 – 23.00, 8 занятий

 

«Работа с аудиторией»
Ведущие: Любимов Александр, Катюхина Мария

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРЕНИНГА - Среда, 31 октября, Тульская, 19.00

ТРЕНИНГ- 10 - 11 ноября

 

Дополнительные сведения о тренингах >>>


 

 

Интенсивный курс развития интеллекта, восприятия и скорочтения
Центра Динамического и Системного Обучения (г. Санкт-Петербург)

 

Производится набор в детские группы в дни зимних школьных каникул!
Начало занятий 1 ступени - декабрь.

Участники предыдущих тренингов приглашаются для консультаций (без дополнительной оплаты).

Прошедшие 1 ступень приглашаются на предварительное собеседование (можно по электронной почте и по телефону) для уточнения индивидуальных пожеланий к программе 2 ступени.


Интенсивная программа для желающих повысить свой интеллектуальный потенциал, расширить возможности памяти и восприятия, овладеть техниками скорочтения. Формирует навыки эффективного взаимодействия с потоком информации любого объема. Особое внимание уделяется техникам концентрации внимания, работе со смысловыми структурами и активизации интеллектуальных процессов.
Ведущий - директор Центра, автор методик Шугалей Елена Викторовна.
Программы тренингов:
http://www.humans.ru/humans/65230
http://www.humans.ru/humans/30653
http://www.humans.ru/humans/30670
Запись и сведения по телефону (812)-550-8666

email: center@humans.ru; elena@humans.ru


Центр объявляет набор на интерактивные тренинги
"Интенсивный курс развития интеллекта и скорочтения online"

"Магия Творчества"

Тренинг посвящен развитию наших творческих способностей, построению эффективных интеллектуальных моделей и умению воспитывать в себе качества творческой личности с использованием примеров из стратегий признанных Мастеров.

и другие онлайновые тренинги - сведения http://www.humans.ru/humans/h_courses

 

ВСЕЛЕННАЯ - СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ!

Рассылки проекта Humans.ru

 

Возврат в начало


Почтовый ящик проекта: center@humans.ru

elena@humans.ru


-AdRiver-

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное