Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line


Служба Рассылок Городского Кота

НЛП по делу

Семинар on-line

Адрес проекта: http://nlp2000.cjb.net

Автор проекта:  Елена     elena@psycho.all.ru

 

 

ВЫПУСК 13

 

СИСТЕМНОЕ НЛП И МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ:

Уровни существования по Грейвзу (Ilya V. Goz)

ВОПРОСЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ:

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СУБЛИЧНОСТЕЙ Лекция 2

(Ирина Гаврилова)

ОБЪЯВЛЕНИЯ О ТРЕНИНГАХ

 

 


Уровни Грейвза


Клэр Грейвз (Clare W. Graves) - американский ученый, был профессором
психологии в Унион-колледже (штат Hью-Йорк).  Исследование, которое он
начал в 1952 г, и продолжал в течение трех десятков лет (практически вплоть
до своей кончины в 1986 г), имело своей целью "извлечь смысл из
противоречащих друг другу концепций в области науки о поведении человека".
Действительно, в этой области создано немало солидных, подкрепленных
многочисленными исследованиями теорий - какая из них "правильная"? (Ответ:
все правильные. Вопрос, в каком именно смысле они правильны и как они
соотносятся друг с другом?)

Грейвз решил выбрать некоторую область человеческого поведения,
относительно которой существуют серьезные разногласия, множество разных
точек зрения, и посмотреть, что можно сделать.  Он выбрал для этого
концепцию "психически здорового человеческого существа".  (Популярная тема
в 50-х гг в США -- тут можно вспомнить концепцию "самоактуализировавшегося
человека" по А.Маслоу, "полнофункциональной личности" по К.Роджерсу и т.п.)
Важно понимать, что Грейвза интересовало не столько содержание этих
концепций, сколько то, как они взаимодействуют между собой.

В качестве "подопытных" он использовал студентов, изучавших под его
руководством курс психологии личности.  В течение восьми лет (с восемью
разными наборами студентов) он собирал данные.  В первой части курса
студенты просто обсуждали между собой (и под наблюдением Грейвза) концепцию
"здоровой личности", формулируя свои мнения.  Затем они писали и подавали
ему изложение своей концепции.

Дальше начиналось самое интересное.

Грейвз случайным образом формировал из студентов группы, где каждому
предстояло защитить свою концепцию (сам исследователь обычно наблюдал за
этим процессом через зеркальное стекло, оставаясь невидимым для группы).
Потом студенты снова излагали на бумаге свою позицию, объясняя, как и под
влиянием чего она изменилась или же почему она осталась прежней.

Затем все повторялось еще раз, но теперь Грейвз знакомил студентов с
различными взглядами на этот вопрос, принадлежавшим признанным авторитетам
в данной области.

В заключение Грейвз лично беседовал со студентами, обсуждая, как и что в
течение данного курса влияло на изменение их убеждений.  Письменные работы
студентов он показывал независимым экспертам (каждый год разным), предлагая
"классифицировать эти взгляды -- по любому признаку, если это возможно."

Результаты были ошеломляющими.

В первых исследованиях большинство предъявленных концепций поведения
"здоровой личности" попадало в две категории с двумя подкатегориями в
каждой:

"жертвенная" категория ("меняю себя, приспосабливаясь к миру"):
    пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее ("нужно усердно
    работать, чтобы добиться чего-то; вести праведную жизнь, чтобы
    попасть в рай");

    пожертвовать чем-то, чтобы получить что-то другое сейчас же ("я иду
    в кино с другом, но не на тот фильм, на который хочу я, а на тот,
    на который хочет он, чтобы получить его признательность").

"экспрессивная" категория ("меняю мир, приспосабливая его к себе"):
    выразить, проявить себя, как я хочу, расчетливо и за счет других;

    выразить себя, как я хочу, но не за счет других людей.

В исследованиях начала 60-х гг. Грейвз получил доступ к более широкому кругу
испытуемых и ему удалось выделить еще одну "экспрессивную" категорию (следы
которой, фактически, присутствовали и в ранних данных), а именно: "выразить
себя импульсивно, любой ценой". ("Мир - это джунгли, где выживает
сильнейший, и каждый нормальный человек это знает") и получить данные,
указывавшие на "жертвенную" категорию, которую можно было бы описать как
"приспосабливаю себя к базовым, экзистенциальным принципам мира."

Анализируя данные, Грейвз выявил множество зависимостей поведения субъектов
от их убеждений о "нормальной личности".  Hапример, представители группы
"жертвую сейчас ради награды позднее" легче изменяли свои суждения под
влиянием мнения авторитетов.  А те, кто принадлежал к группе "проявляю себя
за счет других", изменялись лишь под влиянием информации, которую добывали
сами.  Принадлежащие к группе "выражаю себя, но не за счет других"
реагировали на информацию независимо от источника.

Однако удивительнее всего было другое.

Когда убеждения субъекта изменялись, то они изменялись не случайным
образом, а в определенной последовательности.

    Категория "выразить себя импульсивно, любой ценой" переходила в
    "пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее".  В свою
    очередь, эта категория переходила в "проявляю себя обдуманно, за
    счет других", она -- в "жертвую одним сейчас ради другого сейчас
    же", а эта -- в "выражаю себя, но не за счет других".

В течение нескольких лет Грейвз продолжал исследования своих "подопытных".
Он провел их через множество разнообразных психометрических тестов,
имитационных проблемных ситуаций и пр.  Особенно показательными оказались
результаты тестов на гибкость поведения (испытуемым предъявлялись
проблемные ситуации, у которых есть много возможных решений).  Результаты,
показанные испытуемыми, прямо зависели от того, где в последовательности
категорий они находились.

Так, группы, составленные из людей, относившихся к последней, шестой
категории ("выражаю себя, но не за счет других"), генерировали больше
решений проблемы, чем все остальные группы, вместе взятые!  Кроме того,
качество их решений было лучше, и приходили они к ним быстрее.  И при этом
результаты других тестов не показывали никаких существенных отличий ни в
интеллекте, ни в темпераменте, ни в чем-то другом.

Десятилетия дальнейших исследований привели Грейвза к построению того, что
он называл "скачкообразной, циклической, спиральной моделью развития
взрослой психобиосоциальной системы".  По мнению Грейвза, человеческая
природа движется по пути развития от одного равновесного состояния к
другому.  Каждое состояние добавляет новые элементы к тому, что было до
него, одновременно образуя базу для следующего состояния.  Каждый такой
"уровень человеческого существования" определяет свой уникальный набор
фильтров восприятия, предлагая конкретную систему взглядов на мир,
конкретную систему ценностей.  Что, в свою очередь, ведет к разным
процессам принятия решений, принципам организации, идеологии и т.п.

Вот краткое описание "уровней существования", проявившихся до настоящего
времени.

1. "Охотники-одиночки". Экспрессивный тип. Цель - биологическое
   выживание. Работают только базовые биологические инстинкты - голод,
   размножение и т.п.
2. "Племя". Жертвенный тип: индивидуальность приносится в жертву выживанию
   племени.  Цель - безопасность, выживание племени, семьи.  Мир
   воспринимается полным духов, загадочных сил, которые следует ублажать.
3. "Боги и герои". Экспрессивный. Попытка гиперреализации себя,
   импульсивно, любой ценой. Цель - личная власть, расширение сферы
   контроля. "Мир - это джунгли, выживает сильнейший".  Время великих
   путешественников и героев.
4. "Жертва ради идеи". Жертвенный. "Пожертвовать чем-то, чтобы получить
   награду позднее". Свои желания приносятся в жертву идее, высшему
   порядку.  Чувство долга. Цель - стабильность, порядок, соблюдение
   ритуалов.  Hа этом уровне появляются крупные религии, преследование
   ересей и т.п.
5. "Большая игра". Экспрессивный. "Проявляю себя обдуманно, в том числе и
   за счет других" Реализация себя в конкуренции с другими, причем
   собственно процесс ценится выше результата.  "Проигравшему потом
   возвращают проигрыш, чтобы сыграть еще раз."  Появляется
   профессиональный спорт, конкурсы красоты и т.п.  Цель - успех, влияние.
6. "Человек превыше всего".  Жертвенный. "Жертвую одним сейчас ради другого
   сейчас же".  Жизненное кредо - "бесплатных пирожных не бывает".
   Внимание к потребностям других людей.  Появляется концепция экологии.
   "Давайте лишимся завода, но будет чистый воздух".  Цель - гармония,
   взаимный рост, сотрудничество.
7. "Интеграция".  Экспрессивный. "Выражаю себя, но не за счет других."
   Стремление к интеграции конфликтов, удовлетворению всех потребностей.
   Цель - независимость, свобода, достоинство, интеграция в глобальную
   систему.  Системный подход, учет контекста.
8. "Глобальное сознание". Пока что характер этого уровня не вполне ясен.
   Жертвенный тип.  Приспособление себя к базовым принципам устройства
   мира.  Глобальное сообщество, восприятие человечества как целого,
   интеграция на уровне культур.

Теория Грейвза предполагает, что 7-й уровень является первым уровнем
"второго яруса" систем.  Если теория верна, то их должно быть тоже шесть, в
определенном смысле отражающих первые.

Каков механизм перехода биопсихосоциальной системы от одного равновесного
состояния к другому?  Грейвз считал, что функционирование каждого уровня
связано с определенными структурами человеческого мозга.  Так, поведение
системы на первом уровне (биологическое выживание) связано со структурами
мозга, отвечающими за периодические по своей природе, жизненно важные
физиологические потребности организма.  (Фактически, Грейвз еще в 1971 г
постулировал существование таких структур).  Он считал, что структуры
мозга, обеспечивающие функционирование уровней, различны и активизируются
существенно разными типами стимулов.

1-й уровень -- безусловные рефлексы, инстинкты.
2-й -- условные рефлексы (И.Павлов).
3-й -- инструментальное кондиционирование (Б.Скиннер)
4-й -- наказание и поощрение, вина (З.Фрейд)
5-й, 6-й -- обучение, социальное обучение (А.Бандура)

При подготовке использованы материалы http://www.spiraldynamics.com

Yr.
Obdt, Ilya V. Goz

The real reason psychology is hard is that psychologists are trying to
do the impossible.
--- ifmail v.2.14.os-p5
 * Origin: Eureka Station (2:5090/22.69@fidonet)




 

 

Возврат в начало


 

ВОПРОСЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ:

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СУБЛИЧНОСТЕЙ

Ирина Гаврилова

 

 

Лекция 2

 

Если анализ в контексте поведения прошел удачно, то можно переходить к рассмотрению состояний в социальном контексте. Здесь можно пойти разными путями, например, как и выше, рассмотреть полярные ситуации, или, как предлагает классическая психология, начать с того, что прописать на листочке основные социальные роли, которые Вам или Вашему клиенту приходится чаще всего играть в жизни. Здесь надо быть очень аккуратными, потому что бывает сложно различить в каком качестве выступает социальная роль как субличность или как роль, которую играет субличность в различных жизненных ситуациях. Поэтому я предпочитаю работать с контрастными ситуациями. Вопроса о том, как различать между собой субличности от ролей, я коснусь чуть позже. А сейчас я хотела бы рассмотреть конкретный пример выявления оператором (О) субличностей клиента (К).

 

О. Скажи пожалуйста, ведь в твоей жизни бывали случаи, когда ты испытывал определенные чувства, например, веселье. В каких обстоятельствах ты бываешь веселым?

К. Ну, когда я в гостях, когда собирается своя компания.

О. Ты часто ходишь в гости?

К. Когда меня приглашают.

О. И когда тебя приглашают в гости, ты собираешься и идешь?

К. Нет, я думаю, идти или нет.

О. И как ты принимаешь решение?

К. Я взвешиваю все за и против .

О. И кто же выдвигает тебе аргументы за и против ? Что за процесс происходит внутри тебя? Не мог бы ты дать этому какое-нибудь определение, может быть в метафоричной форме.

К. Во мне спорят две части. Одну из них я бы назвал Правильный он говорит мне, что надо выспаться, завтра на работу и т.д. А второй Гуляка. Он утверждает, что неплохо бы развлечься.

О. Как происходит принятие решения? Кто кого перекричит или у кого более веские аргументы?

К. Нет, решение принимает кто-то другой, я бы назвал его Генералом. Он выслушивает аргументы Правильного и Гуляки и принимает решение.

О. Как?

К. Иногда перевешивают чьи-то аргументы, но чаще всего Генерал бросает монетку.

 

Вот как бывает! И, сказать по-правде, такой вариант принятия решения не редкость, хотя и правилом это назвать нельзя. У меня, например, этот процесс протекает по-другому. Если ситуация для меня неопределe:нна, а мучающий вопрос не глобального судьбоносного характера, то я погружаюсь в свой внутренний мир, получая ответ сразу от всех субличностей, существующих во мне. Я слышу хор голосов, произносящий по очереди да и нет . По громкости, четкости, насыщенности и полноте звучания я взвешиваю эти да и нет , принимая сторону победителей .

Таким образом, я еще раз подчеркиваю, что процесс принятия решения сугубо индивидуален и у каждого он протекает по-своему.

 

Но вернемся к примеру, который мы начали рассматривать выше. Итак, оператор выяснил, как клиент принимает решение (осуществляет выбор): пойти или не пойти в гости.

 

О. Предположим, Генерал решил, что тебе надо отдохнуть и развлечься. Что происходит дальше?

К. Он отправляет Гуляку в гости.

О. Значит, если ты идешь в гости, с тобой всегда идет Гуляка?

К. Не знаю Не уверен Наверное, это зависит от того, куда именно я иду, в свою компанию или в чужую. В свою компанию, конечно, идет Гуляка.

О. А что происходит в чужой компании?

К. Ну, это зависит от того, какая компания ровесники, или люди старшего поколения.

О. Как ты внутри себя ощущаешь разницу между этими тремя компаниями своими, чужими ровесниками и старшим поколением?

К. В поведении, конечно. В своей компании я не задумываюсь о том, что я могу или должен делать. В чужой компании, где в основном ровесники, я насторожен, приглядываюсь. В обществе же старшего поколения есть вещи, которые я не могу себе позволить (в смысле поведения).

О. Скажи пожалуйста, вот в компании незнакомых ровесников ты приглядываешься, наблюдаешь. А были ли у тебя случаи, когда ты для себя решал: да, они классные ребята. Что тогда в тебе происходило?

К. Да, так было. Тогда я расслаблялся.

О. И на сцену выходил Гуляка?

К. Да.

О. Вспомни, пожалуйста, конкретный случай, когда так было, и ассоциируйся. Войди в картинку до того момента, как ты почувствовал, что освоился в незнакомой компании. (Я, как оператор, даю клиенту время и калибрую его вхождение в картинку.) Присмотрись к своим ощущениям, прочувствуй их, прислушайся к себе Кто в тебе приглядывается к незнакомым людям? Это Гуляка настороженно оглядывается по сторонам, или в тебе проявлена совершенно другая личность?

К. Нет, это все-таки Гуляка.

О. Ага, значит в свою компанию и компанию незнакомых людей, близких тебе по возрасту, ходит все-таки Гуляка. А как быть со старшим поколением? Как ты себя там чувствуешь? (Я вновь прошу клиента ассоциированно вспомнить несколько примеров.)

К. В обществе старших я в общем-то тоже могу расслабиться, приятно пообщаться и получить удовольствие. Но там существуют границы, переступить которые я не могу. Хотя, мне кажется, там тоже отдыхает Гуляка... Да, это не другая личность, это Гуляка.

 

Вот ОНО! Я хочу обратить на этот момент особое внимание. Под руководством оператора клиент сумел отделить субличность от исполняемой роли. Поясню: в случае с этим клиентом, в гости всегда ходит Гуляка, но в зависимости от ситуации, он вынужден играть определенные роли. Если компания ровестников, то роли меняются по мере сбора информации о незнакомых людях и делаемых выводов, а в обществе старшего поколения Гуляка всегда помнит о границах, установленных определенными моральными и нравственными критериями. И исполняя соответствующую данной ситуации роль, он не выходит за социальные рамки, но остается все тем же Гулякой, который может расслабиться, приятно пообщаться и получить удовольствие . Именно в этом состоит отличие роли от субличности роль играется, а внутреннее состояние не меняется.

И опять же, данный случай не есть правило. Я, например, на работе и в чужой компании ощущаю себя Успешной Женщиной: я собираю информацию, анализирую, общаюсь и получаю удовольствие от результата. А в своей компании я Творческая Личность, я наслаждаюсь. То есть карта не территория.

 

Хочу привести еще один пример разделения субличности и роли из собственного опыта.

 

Переговоры. Я общаюсь с представителями крупного банка. Моя задача показать, что сторона, которую я представляю, имеет все преимущества перед конкурентами, так же заинтересованными в подобных партнерах. И вдруг, как выстрел в тишине, - вопрос, в котором я не компетентна. Я не могу дать четкого ответа, и это выбивает меня из колеи.

И тогда происходило это

 

Оно просыпалось, медленно поднимая голову и расправляя худенькую спину. Оно тихо поднималось во мне и, вместе с тем, быстро заполняло все мое существо. Абсолютно беззащитное, оно тем не менее умудрялось моментально вытеснить со сцены все личности, присутствовавшие во мне до этого, заполняя меня изнутри зыбким и дрожащим серым туманом. Это Слабое Существо, стеснительное и боязливое, напрочь лишало меня контроля над ситуацией, бесследно растворяя в себе Успешную Женщину.

 

Как быть в такой ситуации? Ведь переговоры надо не просто довести до конца, но и получить желаемый результат, не показав своего замешательства. И тогда я начинаю играть роль Успешной Женщины, и мое соло уверенность. И пока я исполняю эту роль я нахожу ресурс для возвращения на сцену Успешной Женщины

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

 

И как всегда напоследок ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Проведите подобную сессию с собой. Возьмите любую ситуацию, когда вам приходилось колебаться в процессе принятия решения. Ситуация должна быть яркой, чтобы вы ее хорошо помнили. Можно взять и текущее состояние , задавшись вопросом : стоит ли тратить свое драгоценное время на занятия подобным самокопанием. Если считаете, что все-таки стоит, уединитесь на пол-часа, чтобы вас никто не потревожил и попробуйте проанализировать эту ситуацию с целью выявить собственную стратегию принятия решения. Уверяю вас, что вы обязательно узнаете о себе нечто новое и, возможно, очень удивитесь.

И конечно же, не забывайте об обратной связи что получилось, какие вопросы.

УДАЧИ ВАМ В ПРОДВИЖЕНИИ К СОВЕРШЕНСТВУ!!!

 

Ирина Гаврилова

irina_gav@mail.ru

 

 

Возврат в начало


 

 

СЕМИНАРЫ ПО ОСНОВАМ НЛП В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

КЛАСС ПРАКТИК НЛП

Ведущий: Виктор Стрелкин, тренер и консультант Центра современных психотехнологий , Мастер-практик НЛП, сертификат Канадского университета НЛП и Эриксоновского гипноза.

Цель: знакомство с идеями и техниками НЛП для профессионального и личностного роста, развитие речевой и поведенческой гибкости в консультировании.

Формат: теоретические сообщения, демонстрации, упражнения в небольших группах, обсуждение результатов.

Более подробно узнать о тренингах и предварительно записаться можно

по телефонам: (812) 275-0458, (812) 550-8666

E-mail: vstrelkin@mail.ru

 

 

ТРЕНИНГИ

Елены Шугалей

Гармония Семьи ,

Интенсивный курс развития восприятия, памяти, интеллекта (включает 2 ступень для прошедших курс скорочтения),

Системное мышление в бизнесе и актуальный менеджмент

во Владивостоке (октябрь)

syntone@mail.primorye.ru

 

 

ВСЕЛЕННАЯ СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ! :-)

 

Возврат в начало


Архив рассылок Игрушечное НЛП , Практическая психология для вас! , НЛП по делу. Семинар on-line , Метафоры : http://nlp2000.newmail.ru/arhiv.htm

Ведущий проекта:  Елена  elena@psycho.all.ru

 


RLE
Banner Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное