Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
НЛП по делу
Семинар on-line

Адрес проекта: http://nlp2000.cjb.net

Автор проекта:  Елена     elena@psycho.all.ru



ВЫПУСК 11

СИСТЕМНОЕ НЛП И МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ:

МОДЕЛЬ SCORE (Р. Дилтс)
Пример использования модели SCORE в решении проблемы
(В. Стрелкин)

СЕМИНАРЫ ПО ОСНОВАМ НЛП В САНКТ- ПЕТЕРБУРГЕ:

КАК ПЛАНИРОВАТЬ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ;

КЛАСС ПРАКТИК НЛП ведущий Виктор Стрелкин vstrelkin@mail.ru

НОВОСТИ: CD с записью семинаров Р. Дилтса и Д. Гордона Московского Центра НЛП http://www.nlpcenter.ru



Модель SCORE:

использование стратегий Аристотеля для определения "проблемного пространства"
Р. ДИЛТС

Одним из простых, но мощных способов применения Аристотелевых стратегий для определения "проблемного пространства" является сведение их в матрицу с моделью SCORE (Dilts & Epstein, 1987, 1991). Модель SCORE является в НЛП преимущественно моделью решения проблем, которая определяет первичные компогненты, необходимые для эффективной организации информации о проблемном пространстве, относящемся к конкретной цели или процессу изменений. Название модели состоит из первых букв слов Symptoms, Causes, Outcomes, Resources и Effects (соответственно симптомы, причины, результаты, ресурсы и эффекты). Данные элементы представляют собой то минимальное количество информации, которое необходимо собрать для эффективного обращения с проблемным пространством.

1. Симптомы (symptoms), как правило, являются наиболее заметными и осознанными сторонами представляемой проблемы или текущего состояния. Определение признаков влечет за собой выяснение "сдерживающих причин", то есть действующих отношений, предположений и ограничивающих условий (либо. отсутствия границ) в пределах системы, сохраняющей настоящее или "симптоматическое " состояние.

2. Причины (causes) у это основные элементы, отвечающие за создание и поддержание симптомов. Как правило, они менее очевидны, чем порождаемые ими признаки. Определение причин влечет за собой выяснение "предшествующих" или "ускоряющих причин", то есть прошлых событий, действий или решений, влияющих на нынешнее или "симптоматическое" состояние через непрерывную линейную последовательность "действий и противодействий".

3. Результаты (outcomes) у это конкретные цели или желаемые состояния, которые должны прийти на смену симптомам. Определение результатов влечет за собой выяснение "формальных причин", то есть определение, в каком именно виде будет получен результат и как именно можно узнать о том, что он достигнут. Выяснение результатов является важной составной частью задания проблемного пространства, поскольку именно разрыв между нынешним и желаемым состоянием определяет границы проблемы.

4. Ресурсы (resources) у это основные элементы, ответственные за устранение причин симптомов и выражение и поддержание желаемых результатов. В каком-то смысле, определение ресурсов влечет за собой поиск "средних", относящихся к достижению желаемых результатов и преобразованию причин симптомов.

5. Эффекты (effects) у это более долговременные следствия достижения конкретного результата. Положительные эффекты, как правило, сами по себе являются причиной или мотивацией достижения результата (предполагаемые отрицательные эффекты могут вызывать сопротивление или экологические проблемы). Какие-либо особые результаты обычно являются "мостиками" к достижению более долговременного эффекта. Определение эффектов включает в себя выявление "конечных причин", то есть будущих целей, задач или намерений, которые дают направление или оказывают влияние на систему, определяя, таким образом, смысл, целенаправленность или уместность текущих действий.

В качестве примера рассмотрим ситуацию, когда кто-то волнуется накануне публичного выступления. Изучение симптомов потребует выяснения сопутствующих беспокойству обстоятельств и стесняющих факторов внешнего окружения и поведения. К примеру, что именно может вызывать беспокойство: величина аудитории, ее состав или рассматриваемый вопрос? Имеет ли оно отношение к таким неблагоприятным факторам, как временные рамки и ограниченное пространство? Стесняет ли человека его поза, характер дыхания или манера держать себя? Какие именно внутренние переживания, мысленные образы и внутренний диалог сопровождают беспокойство?

Исследование причин симптомов потребует уделить пристальное внимание предшествующим причинам беспокойства. Всегда ли человек испытывал беспокойство в подобной обстановке? Когда впервые проявилось беспокойство? Связано ли оно с особыми ассоциациями или "якорями", например, какими-либо убеждениями или воспоминаниями (т.е. прошлыми унижениями или провалами)? Чем именно представлены данные убеждения или воспоминания? Чувственными переживаниями? Образами? Речью? Запахами? Каковы отношения субмодальных качеств, ассоциирующихся с данными убеждениями или воспоминаниями, что заставляет их казаться неприятными или болезненными? Если присутствуют образы, движущиеся они или неподвижные? Цветные или черно-белые? Яркие или тусклые? Если слышится речь, громкая она или тихая? Звучит она на высокой ноге или на низкой? Ритмично или монотонно? Если присутствуют кинестетические ощущения, в холодных они тонах или теплых? Жесткие или мягкие? Тяжелые или легкие? Какие из "общих свойств" будут наиболее подходящими? Где располагаются образы, звуки, ощущения, запахи и т.п.? Перед человеком? Позади него? Над ним? Под ним? Подвижные ли они? Переживает ли человек воспоминания "во времени" или "сквозь время"?

При исследовании результата потребуется ясно и четко определить основную форму желаемого состояния, которое должно заменить беспокойство перед публичными выступлениями. Какую реакцию человек предпочел бы вместо беспокойства? Как он определит, что не испытывает беспокойства? Что ему следует изменить в своей позе, характере дыхания и манере держать себя перед аудиторией? Как изменятся его внутренние ощущения, мысленные образы и внутренний диалог? Как я уже упомянул ранее, форма результата определяет границы и уровень проблемы. То есть, если результат состоит только в том, чтобы чувствовать себя комфортней во время выступления, то границы проблемы будут по-прежнему сосредоточены на уровне способностей и поведения. Если предполагаемый результат у стать тренером или политиком, то проблемное пространство будет, по-видимому, также включать вопросы, касающиеся убеждений и личности в целом.

Исследование желаемых эффектов повлечет за собой определение долгосрочных целей и позитивных результатов от умения хорошо выступать перед публикой. В чем заключаются положительные эффекты, преимущества и "награды", связанные с компетентными публичными выступлениями? Какие еще перспективы, возможности и виды деятельности открывает умение выступать перед публикой? Какие главные ценности и убеждения можно реализовать благодаря таким способностям? Как может человек добиться более полной самореализации благодаря успешным выступлениям перед публикой? Кто еще из близких ему людей может испытать позитивное влияние от его способности выступать публично? Будет ли проявляться и в какой мере (среди прочих долговременных результатов успешного выступления перед публикой) чувство исполненного долга, удовлетворенности и уверенности в себе? Может ли человек выразить данные позитивные убеждения, ценности и ожидания в виде ощущений, образов или слов? Какие субмодальные качества сделают эти эффекты еще более желанными?

Хотя в качестве иллюстрации мы использовали случай, связанный с одним лицом, данный процесс может применяться и в других "проблемных пространствах", касающихся целых групп или организаций, где признаками могут быть, к примеру, снижение производительности или заинтересованности в работе. В подобном случае предшествующие причины могут находиться в широком диапазоне у от борьбы за лидерство до отсутствия взаимопонимания. Для определения нужных результатов потребуется наметить особые цели, касающиеся заинтересованности и производительности. Эффекты и конечные причины должны включать долгосрочные преимущества (например, возрастание доходов) и самореализацию группы или организации. Ресурсами могут быть изменения в технологии или производственном процессе, осуществление программ переподготовки персонала или других программ повышения образовательного уровня организации в целом и т.д.
В итоге процесс сводится к следующим основным этапам:

1. Определение симптомов и "сдерживающих причин", связанных с сохранением нынешнего состояния.
Что является "симптомом " в данной проблеме? Какие сдерживающие факторы, взаимосвязи, пресуппозиции и ограничивающие условия (либо отсутствие таковых) ассоциируются с симптомом?

2. Определение "предшествующих причин", относящихся к истории зарождения и развития симптома.

Какова "причина" этого симптома в данной проблеме? Какие события, действия или решения из прошлого вызвали его появление?

3. Определение результата и основополагающих формальных характеристик, свидетельствующих о его достижении.

Каков желаемый "результат" (или цель), который должен прийти на смену симптому?

Какие основополагающие предположения и восприятия определяют данный результат? Какие визуальные, аудиальные или кинестетические свидетельства позволят вам сделать вывод о достижении желаемого состояния?

4. Определение желаемых эффектов или "конечных причин" достижения результата.

Каковы будут долговременные "эффекты" достижения данного результата?

5. Изучение относящихся к посылкам "причин" и "средних" с использованием слов-подсказок (например, "потому что") с записью возникающих ассоциации. Дальнейшее использование подсказки после каждого ответа.

а) Для изучения сдерживающих причин можно использовать слова "в то время как" или "когда бы то ни было".

б) Для изучения ускоряющих причин, возможно, потребуются слова "ранее" или "после".

в) Для изучения формальных причин можно попробовать использовать слова "таким же самым образом, как" или "если".

г) Для изучения конечных причин можно подставить "таким образом, что".

д) Для изучения потенциально противоположных примеров и сдерживающих факторов с целью проверки надежности причинно-следственных посылок можно подставить "хотя".

К этому можно добавить сенсорно ориентированные термины, такие как: "поскольку я вижу" или "после того, как я почувствовал" и т.д., чтобы исследовать различные сенсорные каналы и перспективы.

6. Последовательное прочтение предложений/мыслей в том порядке, как они записаны, с исключением соединительных слов. Если записанное не вполне адекватно представляет все имеющиеся на этот счет мысли, необходимо повторить процесс с начала с другим набором подсказок. Если поток идей представляется удовлетворительным, их можно подкорректировать и оформить в отдельный параграф.

7. Когда исследование всех четырех начальных предложений закончено, потребуется новый набор из трех примеров, обладающих тем же самым качеством. Во всех этих примерах необходимо установить общий элемент и найти характеристики, сходные для двух различных подборок примеров.

Определение системы причин в проблемном пространстве

Другой путь применения данного метода для исследования потенциальных причин и проблемного пространства состоит в систематической проверке всех соединительных слов с целью выявить все подходящие ассоциации, предположения или убеждения. Например, исследование проблемного пространства такого симптомa, как беспокойство, связанное с выступлением перед аудиторией, можно начать с изложения проблемы или признака примерно в такой форме: "Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией". Не внося изменений в данную формулировку проблемы, следует применить к ней все соединительные слова, чтобы целиком исследовать "пространство" причин, относящихся к данному симптому. Например:

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией, поскольку __________________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией до того, как __________________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией после того, как _______________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией в то время, как _______________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией, как только __________________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией таким образом, что ______________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией, если __________________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией, хотя __________________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией таким же образом, как _______________________________________

 

Для более тщательного исследования проблемного пространства можно добавить различные перспективы, репрезентативные системы и временные границы. То есть, воспользовавшись ранее приведенной таблицей, можно поочередно применять различные подсказки, например: "Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией после того, как услышу, что...", или. "Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией, поскольку они все выглядят, как будто..." или "Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией точно так же, как..." и т.д.

Можно повторить данный процесс, начиная с изложения результата для обозначения потенциальных желаемых эффектов и конечных причин. Таким образом, если результат излагается в такой формулировке: "Я хочу чувствовать себя спокойно и уверенно, когда выступаю перед большой аудиторией", у то нам следует, сохраняя утверждение неизменным, применить к нему всю совокупность соединительных слов:

Я хочу чувствовать себя спокойно и уверенно, когда выступаю перед большой аудиторией,

поскольку___________________________________________

до того, как ________________________________________

после того, как в то время, как только _________________

таким образом, что если _____________________________

хотя ______________________________________________

таким же образом, как _______________________________

 

Можно выявить ресурсы, слегка изменив формулировку результата и повторив процесс. В этом случае следует сказать:

Я могу/буду чувствовать себя спокойно и уверенно, когда выступаю перед большой аудиторией,

поскольку до того, как _______________________________

после того, как _____________________________________

в то время, как только ______________________________

таким образом, что если ____________________________

хотя ______________________________________________

таким же образом, как _______________________________

 

Таким же образом приведенная таблица может использоваться для исследования различных перспектив, репрезентативных систем и временных границ в целях еще более тщательного изучения желаемого состояния и потенциального "пространства решений".

С помощью такого рода вербальных "подсказок" можно обуздать и поставить на службу повседневным нуждам и проблемам стратегию Аристотеля во всей ее силе и утонченности.

Этот метод настолько прост, что под силу даже ребенку. У меня есть опыт использования данной стратегии при решении проблем, связанных с литературным творчеством детей и взрослых. В этой разработке слова-подсказки находились на разных гранях специального вращающегося многогранника и открывались в строго определенном порядке. Метод с успехом применялся как для обучения детей и взрослых, едва владеющих пером, так и для повышения мастерства профессиональных писателей.
Источник: Р. Дилтс Стратегии гениев, т.1 , М., Независимая фирма Класс , 1998.

СПАСИБО, РОБЕРТ!

Возврат в начало

Модель SCORE (пример практического применения)
В.Стрелкин

Источники:
1. Книга Роберта Дилтса Стратегии гениев , том 1
2. Участие в тренинге Р.Дилтса в Москве 2-3 марта 1999 г. в ИГиСП
3. Собственные идеи в применении данной модели для индивидуальной работы 4. Материал тренинга Как планировать и осуществлять изменения

Предлагаю Вам использовать модель SCORE для определения пространства, в котором существует и проблема, и решение.

Для этого воспользуйтесь предложенной таблицей:

Возникающие мысли и озарения
Causes (причины) Symptom (симптомы) Outcomes (результаты) Effects (эффекты)
Resources (ресурсы)
 

Пример конкретного использования данной модели для нахождения решения в ситуации, которая возникла после увольнения с работы.
Возникающие мысли и озарения

Необходимо составить четкий план действий на полгода так, чтобы один проект поддерживал другой, чтобы каждый проект был самостоятельным и, вместе с тем, мог в будущем быть частью большего проекта
Causes (причины) Увольнение с работы Обида Не достижение поставленной цели Symptom (симптомы) Отсутствие денег Сокращение участия в тренингах Чувство ненужности Угнетенность Outcomes (результаты) Постоянный приток денежных средств Клиенты, занятия, клуб Уверенность в настоящем Самореализация Effects (эффекты) Реализация жизненных планов Дом, обучение, семья Поездки за границу Известность Счастье, любовь
Resources (ресурсы) Опыт создания фирмы Знание бухучета Владение ПК 7 лет участия в тренингах Проведено несколько десятков психологических тренингов Опыт ведения психологического клуба Поддержка любимого человека Материалы тренинга и видеокассеты Контакты, связи, успешная работа с клиентами
 

Для заполнения каждой графы потребовалось около 10-15 минут честного осмысления.

Я начал с описания симптомов, потом причин и перешел к описанию желаемого результата и того, что случится, если они будут достигнуты (эффекты). А также описание ресурсов имеющихся навыков и достижений. По ходу выполнения данной работы возникали дополнительные мысли и идеи, которые тут же записывались.

Заполнение данной таблицы является подготовительной частью работы для выполнения техник музыкальный SCORE , танцующий SCORE или их модификаций (см. книгу Роберта Дилтса Стратегии гениев , том 1).

В результате для интуитивного разума возникло направление, в котором нужно двигаться и вокруг которого важно организовывать события моей жизни. Ее темп в течение месяца резко изменился. Вместо ежедневных 10-12 часов сна и вялотекущей работы я стал спать по 5-7 часов в сутки, и после 1-2 часов сна просыпался ночью, совершенно отдохнувший и готовый к труду. Резко возросло количество контактов с людьми, которые настроены со мной на одну волну . Возросло количество реализуемых проектов, их качество и самое главное - мои ощущения от жизни. Жизнь заиграла яркими красками , и каждый день наполнен до краев событиями, мыслями и чувствами.

Возврат в начало

СЕМИНАРЫ ПО ОСНОВАМ НЛП В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Впервые в Санкт-Петербурге 17-18, 24-25 июня 2000 года тренинг
Как планировать и осуществлять изменения

Мощные и экологичные технологии работы с сознанием. Четыре интенсивных дня - обучение современным методам организации изменений, исследование ограничений и ресурсов своего внутреннего мира, создание результатов.

Ведущий Виктор Стрелкин

Тренер Центра современных психотехнологий , мастер-практик НЛП.

Что Вас ждет на этом тренинге:
1. Карта внутреннего мира: базовое, сознательное и высшее Я.
2. Символический поиск решений, оценка отношения к проблемам.
3. Четыре уровня восприятия реальности.
4. Метод паучих карт . Выявление значимых элементов убеждений для уточнения цели и способа ее достижения. Создание позитивного верования и реализация ритуала.
5. Исцеляющий тоннель. Освобождение от ограничивающих отношений в прошлом.
6. Игра тотемное животное . Анализ игровой роли, выявление своих сильных сторон.
7. Теория самоорганизации. Создание устойчивых состояний для достижения цели.
8. Модель SCORE. Соматический синтаксис (язык тела) использование движений и ощущений, как символов, организующих изменения и движение к цели.
9. Метод Естественный цикл изменения убеждений . Замена неэффективных бессознательных принципов, организующих поведение.
И многое другое

Пожелания к участникам

1. Приветствуется опыт участия в тренинговых программах, особенно в области НЛП - 70% материала связаны с освоением продвинутых техник НЛП.
2. Необходима готовность к внутренней работе. Основной принцип тренинга - внутренние изменения порождают изменения во внешнем мире .

Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Пусть в вашей жизни будет больше здоровья, больше счастья и любви. До встречи!

Виктор Стрелкин, играющий тренер

Дополнительная информация и предварительная запись по E-mail: vstrelkin@mail.ru

Телефон (812)-275-0458, (812)-550-8666

КЛАСС ПРАКТИК НЛП

Ведущий: Виктор Стрелкин, тренер и консультант Центра современных психотехнологий , Мастер-практик НЛП, сертификат Канадского университета НЛП и Эриксоновского гипноза.

Цель: знакомство с идеями и техниками НЛП для профессионального и личностного роста, развитие речевой и поведенческой гибкости в консультировании.

Формат: теоретические сообщения, демонстрации, упражнения в небольших группах, обсуждение результатов.

Более подробно узнать о тренингах и предварительно записаться можно

по телефонам: (812) 275-0458, (812) 550-8666

E-mail: vstrelkin@mail.ru

Ссылка: Развивающие истории для детей Интернет-тренинг Светланы Эльм на конструирование метафор, книги Дорис Бретт "Жила-была девочка, похожая на тебя", Марты Ф.Виглсуорт "Вилли и его друзья", история из книги Д.Миллс и Р.Кроули "Терапевтические метафоры для детей и "Внутреннего ребенка" http://www.childstories.newmail.ru


НОВОСТИ !

CD с записью семинаров Московского Центра НЛП http://www.nlpcenter.ru:

Роберт Дилтс - Системное мышление и применение НЛП в бизнесе - $110.

Вышел в свет долгожданный мультимедийный семинар Роберта Дилтса ! Комплект состоит из десяти дисков. На каждом диске примерно час видео и текстовые материалы по соответствующей теме.
Основные темы дисков:
CD1 - Обучающиеся организации
CD2 - Кривая Бандуры

CD3 - Системы убеждении и изменение
CD4 - Уровни процессов и организации
CD5 - Навыки системного мышления
CD6 - Система архетипов Сенджа
CD7 - Модель Т О Т Е , Метакарта
CD8 - Демонстрация техники создания Метакарты
CD9 - Модель решения проблем SOAR
CD10 - Модель SCORE, Интервидение - создание множественных перспектив Проблемного Пространства .
В качестве бонуса, бесплатного дополнения на каждом диске находятся материалы по двум прошедшем впрошлом году конференциям НЛП, электронные версии Вестника НЛП , на девятом диске, посвященном модели SOAR, находится программа, позволяющая моделировать пространство SOAR на компьютере


Дэвид Гордон - Эффективное конструирование метафор и их применение в терапии, бизнесе, политике - $80.

Вышла в свет видеоверсия семинара Дэвида Гордона!

Эффективное конструирование метафор и их применение в терапии, бизнесе, политике Комплект состоит из восьми дисков.

Темы дисков:

CD1 - Выступление Дэвида Гордона на конференции НЛП. Начало семинара.

Введение. История НЛП. Метафора Человек в Пустыне (начало).

CD2 - Рамка семинара, о разнообразии опыта, о фильтрах восприятия.

О связи опыта, смысла и изменения. Продолжение об опыте-смысле , метафора Человек-вокзал , краткая структура метафоры, окончание объяснения рамки семинара. Структура изоморфной метафоры.

CD3 - Структура изоморфной метафоры. (Продолжение, начало на предыдущем диске).

Еще о структуре изоморфной метафоры. Пример создания метафоры: История о щенятах CD4 - Метафора Рождество . Дэвид о себе: Детство в LA, скорпион .

Продолжение объяснений структур изоморфных метафор.
Метафоры женщина и маятник , экономика .
Прямые предложения и Прозрение . Аналогии с животными
CD5 - Дэвид о себе: Поход в горы . Демонстрация работы с клиентом по созданию метафоры.

CD6 - Комментарии к демонстрации.- Метафора Женщина и балет .

Структура метафор, создание новых убеждений и перспектив CD7 - Пример использования метафор: История о парализованном человеке.

Дэвид о себе: Обряд посвящения . Об экологии.

CD8 - Создание Метафоры для группы. Завершение метафоры Человек в Пустыне .

Стоимость - $90.

J           Для участников

семинара Джудит Делозье

и конференции НЛП в России

установлена специальная цена на видеосеминары Коллекции Мультимедийных тренингов :

Роберт Дилтс - Системное мышление и применение НЛП в бизнесе - $100.

Дэвид Гордон - Эффективное конструирование метафор и их применение в терапии, бизнесе, политике - $80.

Центр НЛП. http://www.nlpcenter.ru

Для желающих получить CD в г. Санкт-Петербурге - заказ по телефону (812) 275-0458, (812) 550-8666 или по e-mail проекта elena@psycho.all.ru

 

ВСЕЛЕННАЯ СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ! :-)

 

 

Возврат в начало

 


Архив рассылок Игрушечное НЛП , Практическая психология для вас! , НЛП по делу. Семинар on-line , Метафоры : http://nlp2000.newmail.ru/arhiv.htm

Ведущий проекта:  Елена  elena@psycho.all.ru




Приглашаем посетить!

Информационный Рекламный Развлекательный
Портал
http://temernik.ru

Copyright © 2000 child2000@temernik.ru  
Автор проектов:

http://child2000.cjb.net
"Планета Subj"
www.skol.aaanet.ru

Красное платье фотографа:
http://ck.temernik.ru/rasko/





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное