Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скорочтение, память, диалектика 05 февраля 2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

Электронная рассылка
"Скорочтение, память, интеллект..."
Развитие
интеллектуальных
возможностей
человека
www.citycat.ru/iq                             Составитель Сергей Михайлов mik @ mail.kht.ru

 

Обложка диска "Скорочтение - шаманство над книгой"

Диск + Книга "Скорочтение - шаманство над книгой"
 

Гипнопедия

Илья Шальнов:   Метод обучения во время сна известен c глубокой древности. Наши современники также пользуются им время от времени. В фильме «Большая перемена» Леднев (Леонов) во сне «записал на корочку» урок истории… Как сейчас помню: «В середине 19 века, Германия оставалась преимущественно аграрной страной…» Записал Леонов на корочку не совсем то, метод был объявлен сомнительным, практиковать его не стали. И напрасно...

Лет двенадцать назад читал я Агату Кристи со словарем. Незнакомые слова выписывал в тетрадку. Потом надиктовывал их на магнитофон таким образом: слово на английском, его перевод, повтор на английском. Затем следующие слово-перевод-слово и так далее...

Потом свою запись я прослушивал по несколько раз. Обнаружилось, во-первых, что заучивать слова таким способом можно сотнями. Во-вторых, что состояние дремоты при прослушивании напрашивается само собой. Приятной дремоты, сродни той, что возникает при аутогенной тренировке.

Итак, можно дремать и слушать сквозь сон. Кому-то под музыку и радиопередачи спится даже лучше, чем под тишину. У тех же, у кого со сном все слишком хорошо, кто привычно с первых минут в сон проваливается, метод может по началу не пойти.

Это не правда, что во сне мы ничего не слышим. Мы все слышим, но мало чего осознаем - входящая информация анализируется бессознательно. Именно поэтому возможно пробуждение по условному сигналу, возможен гипноз, возможно обучение во сне. Возможен также и разговор со спящим, находящимся в осознанном сновидении – но это уже о другом…

С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт, потому человек может поддерживать контакт (раппорт) с окружающим миром. Сон со сторожевым пунктом будет частичным. Но дело в том, что всякий сон частичен, во всяком сне мозг работает, как работают сердце, легкие и другие органы, управляемые тем же мозгом.

Итак, простая работа, запоминание слов, к примеру, во время сна происходит сама собой, не требуя контроля со стороны сознания. При этом мы не только не устаем во время работы, но отдыхаем, высыпаемся... Неутомимость – это не особенность обучения во сне. Это особенность правильного выполнения любой рутинной работы. Правильно организованная работа не утомляет, а приносит отдых. Во время сна труднее заниматься неправильно, то есть бороться против собственной природы, потому утомление во сне менее вероятно. Оно возможно, если человек все-таки берет с собой в сон неправильные подходы.

Хотя утомление не возникает, все же с какого-то момента, мы чувствуем, что с уроками достаточно. То же мы чувствуем и наяву при правильной работе (а при неправильной мы это чувствуем еще до начала работы). Возникает чувство заполненности информацией, которой надо дать время уложиться…

Я работал с магнитофоном, умеющим копировать записи с двойной скоростью (и воспроизводить на двойной скорости, стало быть).

Слова, воспроизведенные с двойной скоростью, чуть труднее воспринимаются на слух, особенно первое время. Вообще же двойная скорость очень скоро перестает восприниматься, как двойная. Соответственно скорость заучивания возрастает в 2 раза и более. Почему более? Потому что паузы, во время которых происходит забывание материала, сокращаются.

Материал, записанный со спешкой, воспринимается как слишком быстрый, и работа с ним утомляет. Материал, записанный неторопливо, неторопливым воспринимается и на двойной скорости – двойная скорость просто не замечается. Видимо, субъективная скорость зависит не столько от реальной скорости, сколько от соотношений пауз и проговоров, отрывистости речи и других аналогичных моментов.

Почему я со временем отказался от заучивания слов по такой системе? Потому, что работа с карточками в двойной ротации оказалась эффективней.

Двойная ротация – это когда карточки разбиты на 2 стопки (обе держатся в руке). В одной стопке находится основная масса карточек, штук 200, к примеру. В другой - штук десять. Эти десять и перебираются, пока какое-нибудь слово не выучивается. Тогда это слово идет вниз большой стопки, а с верху этой стопки берется новая карточка и переносится в малую… Теперь перебираются десять карточек, в которых на место заученной карточке пришла новая. И так до тех пор, пока через заучивание в малой стопке вся большая стопка не проходит.

Кстати, в режиме двойной ротации можно заучивать не только отдельные слова, но и связные тексты… Надо только чуток позаботиться о том, чтобы порядок карточек не сбивался.

Так вот, двойная ротация оказывается эффективней. Важно только транскрипцией не злоупотреблять – но это особая тема для разговора…

Можно ли совместить заучивание во сне с двойной ротацией? Можно, но на надиктовку уйдет как раз столько времени, сколько потребуется для заучивания. То есть, это имеет смысл лишь в том случае, если надиктованным материалом пользуются много пользователей, а не только тот, кто надиктовал. Или же, если «карточки» перебирает и читает вслух компьютерная программа…

Такие компьютерные программы мы, собственно, уже написали. Почти полный автомат. Можно даже выписывать незнакомые слова из текста в автоматическом режиме… Загрузил текст – готов словарь. Загрузил словарь – учишь себе во сне в режиме двойной ротации… Да, возможно это, хотя и звучит невероятно.

Но оставим заучивание слов. Просто слушание во сне радиопередач – прекрасная языковая практика. Не обязательно во сне – в полудреме можно (и даже в бодрствовании). Подходит тем, кто уже может читать без словаря, и понимает о чем идет речь, даже при том, что незнакомые слова встречаются достаточно часто.

BBC транслируется 24 часа в сутки и всё на английском. На другой частоте ВВС часть времени транслируется на русском. NPR – 24 часа в сутки американского английского…

Передачи повторяются время от времени, постепенно заменяясь новыми - прямо двойная ротация, оптимальный вариант для обучения. Всегда современно, интересно.

Качество приема должно быть хорошим. У меня стоит спутниковая тарелка. Телепередачи я не смотрю, но радиопередачи слушаю. По ночам в наушниках.

Теперь появились новые коротковолновые цифровые приемники с очень высоким качеством приема. Но они пока еще дороги. Скоро, однако, новое радио завоюет мир. Этот факт - дополнительный мотив для освоения языков.

Во сне у меня сохраняется восприятие на уровне звуков, слов, словосочетаний, предложений. Иногда английская речь встраивается в сновидения. Тогда снится человек, говорящий на уверенном английском, и я чувствую, что вроде понимаю его, но, о чем он говорит, понять не могу… То есть, полное понимание еще не присутствует. Когда чувствую, что достаточно наслушался – отключаю, не насилую свою психику.

Засыпается под радио хорошо. Для кого-то гипнопедия может быть средством от бессонницы. Под радио многие и засыпают, но чаще всего под свое, под родное.

Чуток преувеличивая, скажем: чтобы освоить иностранный, нужно пропустить через себя гигабайт «распознанного» текста (тысячу толстых книжек). Благо English - язык динамичный, стремительный – раза в два быстрее русского. Без слушания (аудирования) не обойтись. Почему бы ни делать этого во сне?

И, конечно, не следует сводить процесс освоения языка к прослушиванию. Тексты нужно и читать время от времени. Новая лексика, к примеру, усваивается именно в процессе чтения. В процессе чтения мы можем выбрать собственный темп работы с материалом. И тут важно не спешить…

Даже человек, способный читать без словаря, сначала не понимает почти ничего - только отдельные слова. Со временем «распознанные» слова начинают встречаться все чаще и чаще. Потом распознаются отдельные предложения. Потом приходит понимание, о чем идет речь. Потом полное понимание, с затрудненным еще запоминанием. Наконец, полное понимание и запоминание…

Анализатор работает сам собой. Кто понимает, уже не может произвольно отключить понимание (этот трюк доступен только йогинам).

Способность анализатора не возникает вдруг. Развитие анализатора - процесс, требующий времени. Он подобен процессу роста дерева, который можно замедлить, но можно ли искусственно ускорить? Сколько времени требуется, чтобы тексты, понимаемые при чтении, стали хорошо понимаемы и на слух? Быть может год… Пока не могу сказать определенно по причине своего очень постепенного входа в гипнопедическую практику. Определенно могу сказать, что гипнопедия работает.

Илья Шальнов
http://studynlp.narod.ru/english.html
shalnov@oss.ru

Вживание в язык

Сергей Михайлов:   Думаю, что описанный Ильей метод является простейшим способом вживания в язык. Илья перепробовал множество способов, и последний способ дал неожиданные всходы. Является ли он самым действенным? Может быть, для Ильи он стал последней каплей переполнившей стакан...

Сейчас, как мне кажется, я читаю и говорю на хорошем уровне. Правда, этому уровню есть простые объяснения. Во-первых, я занимался английским 25 лет (с 10 лет). Во-вторых, я компьютерщик, а следовательно должен уметь читать документацию на английском языке. В третьих, я никогда не упускал возможности поговорить с американцами (если доводилось, то переводил переговоры или был гидом для туристических групп). В-четвертых, мне повезло - я провел в Америке пару месяцев. Потом были еще пункты, когда жизнь меня заставила писать по-английски.

Из схожего с Ильей способа могу привести свой: каждый день читать статью с www.cnn.com . Уже через полгода ежедневных тренировок по 15 минут я стал ощущать, что почти свободно понимаю смысл без перевода на русский язык. Чем не гипноз, а? Однако, успех не был бы успехом, если бы не весь предыдущий опыт изучения языка и не периодическая сверка со словарем.

Хочу отметить, что я специально не учу (тренируюсь, изучаю, зубрю) английский язык. То есть фразу "я занимаюсь английским языком 25 лет буквально воспринимать не нужно". Есть возможность - использую. Я так же 25 лет учусь рисовать, 20 лет тренируюсь в программировании, 5 лет учусь писать книжки :).

Окопы в полый рост

ГО:   А вот у меня был такой случай в Германии... Я уже почти спросил у одной дамы "а Вы откуда приехали?" (у эмигрантов это означает "из какого города Вы в России?"), но как-то сдержался и вместо этого спросил "у Вас русский родной язык?". Выяснилось, что она урожденная немка, в России никогда не была, а русский выучила в немецком университете. И как выучила! Я спросил ее "а как Вас учили?". Мы в это время в машине ехали, она за рулем. Отвечает "все шесть лет учебы нас до одурения заставляли русские сказки нараспев читать", - при этом у нее выражение лица было такое страдальческое, что без слов было видно, как жестоко их заставляли. А выучила она русский безукоризненно, - всевозможные идиомы выдавала еще так!! Я принял ее за русскую эмигрантку...

ГО:   Уважаемые! Вопрос в одном, - что лучше, 25 лет по чуть-чуть или три месяца в полный рост? Если Вы выбираете второй вариант, тогда Вам иняз в самом деле нужен. А что значит "в полный рост"? Да это мне один мужик рассказывал, как он окопы рыл, когда я его спросил, как это ему удалось три войны пройти и живым остаться... Он сказал так, - "когда лейтенант говорил рыть окопы в полный рост, все рыли в полный рост, а когда лейтенант говорил рыть лежачие окопы, то я все равно рыл в полный рост, даже если грунт был голый камень". Так что, уважаемые, путь в иняз лежит только через "окопы в полный рост". И вопрос лишь в том, отроете Вы свой окоп в полный рост сейчас или через 10 лет? Саперную лопатку дать?

ГО:   Да, кстати! Недавно по технологии иняз-спорта одна женщина начала тренировать японский. Посмотрим, что получится.

Вся школьная математика - за 7 дней

ГО:   Сообщаю, что желающих получить "лист математического чистописания" оказалось 78. Из них 12 читателей включились в обсуждение вопроса по существу, а еще несколько прислали свои реплики. Все это я собрал и обработал в связный диалог, - с некоторыми из включившихся в работу мы успели перекинуться письмами несколько раз. Получилось чистого текста аж 21 Кб, что в рассылку, конечно, никак дать невозможно. Поэтому те, кому интересно участвовать в создании технологии, могут запросить у меня полный текст обсуждения, - на этот раз без подвохов, сразу вышлю.

ГО:   Структура технологии выглядит следующим образом. За 7 дней натренировываются необходимые и достаточные для понимания всей математики навыки, позволяющие:

  • владеть архитектурой формул
  • проводить доказательства (доказывать)
  • преобразовывать словесный текст в формульный (аналитический) и схемный (и обратно)
  • конструировать, трансформировать и измерять объекты

Никаких других навыков для полного владения математикой не требуется. За 7 дней эти навыки натренировываются до полного осознания и автоматизма. Тренировка происходит по специально подобранному временному графику со сменой видов тренировки каждые 10-15 минут.

Кстати! У читательницы Елены есть причина сделать "лист химического чистописания"... Она написала "у сына с химией проблемы, а я и сама ее в школе терпеть не могла, так что помочь обычными родительскими способами не могу". Другие читатели пишут о том, что они не видят никаких препятствий к тому, чтобы аналогичным образом сделать тренировки по другим школьным предметам.

Коллеги! Есть тут среди нас жители Донецка? Надо наработки В.Ф. Шаталова в дело подключать!! Он практически по всем предметам (а если не он, то его последователи) сделал такие листы. Торопиться нужно, пока Шаталов еще с нами. Книги его нужно собрать. Архивы сберечь. Если есть жители Донецка, то прошу откликнуться, чтобы наладить контакт и кооперацию с Шаталовым. Возможно, нас читают учителя, которые давно работают в своих предметах по технологии Шаталова? Откликнитесь!

У нас есть все необходимое для создания чудесных технологий обучения! Чтобы дети наши не мучались в школе так, как пришлось нам. Чтобы они могли радостно овладевать гораздо большим (в 5 раз) за гораздо меньшее (в 2 раза) время.

Подписаться на рассылки, в которых мы обсуждаем технологию "вся школьная математика - за 7 дней", можно здесь. Там же можно в разделе "легко учиться" пройти по ссылке "им в самый раз вся математика - за 7 дней" туда, где выложен лист математического чистописания и лекция к нему.

Напоследок. Если у кого-то есть желание делать также и другие курсы-предметы "за 7 дней", то буду рад кооперации.

 
Книга "ИНО СТРАННАЯ РЕЧЬ. САМО УЧИТЕЛЬ" содержит полное описание тренировок. Делая простые тренировки, Вы осваиваете тот иностранный язык, который Вам необходим. Цена 99 евро. Запросить условия покупки книги

Рассылка составлена: Сергеем Михайловым mik @ mail.kht.ru
и Григорием Громыко mailto:info@paarschool.com?subject=Chitaja rassylku Skorochtenie reshil(a) napisat&body=Menja osobenno interesuetChto???

Ссылка на сайт www.citycat.ru/iq/ при перепечатке обязательна.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: help.memory
Отписаться

В избранное