Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Скорочтение, память, диалектика...

Выпуск 60
11 900 подписчиков
18.06.2000

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая --
ей нечем кричать и разговаривать.

Владимир Маяковский 
"Облако в штанах"

Содержание

 

Продай себя

Конечно, важно быть умным и эрудированным специалистом, для того чтобы вам платили больше денег. Важно иметь память, хорошо развитое воображение. Но эти навыки будут лежать мертвым грузом, если вы не сможете продать результаты своих трудов. Давайте на страницах Вашей рассылки организуем тренинг по обучению продажам.

Первое учебное задание:

Что ответить редактору "желтоватой" газеты в ответ на его сомнение в том, что Ваш текст на темы Интернета подходит для опубликования, поскольку почти никто из читателей газеты не имеет компьютеров?

Предлагайте свои варианты. Вот для затравки мои варианты:

- "Посмотрите на конкурента А -- его совершенно не смущает тот факт, что у их читателей нет компьютеров".

- "Ваши читатели -- это мамы и папы, которые должны внушать детям, что нужно идти учиться. Публикуя статьи про Интернет, Вы будете нести миссию образования в массы".

- "Интернет -- эта столь же "жареная" тема, как некоторое время назад НЛО, барабашки, проблема 2000; не публикуя статьи Интернет-направленности, Вы упускаете читателей".

Иван Фалько nevton@mail.ru (журналист со стажем)

 

С какого возраста можно учить детей

Уважаемый Сергей!

Все мы сейчас или в будущем папы и мамы, бабушки и дедушки. Думаю, это будет полезно для всех.
Некоторое время назад в одном из печатных изданий Украины ("ФАКТЫ" от 26.04.2000) был опубликован интересный материал (привожу содержание статьи в свободном изложении). Основная идея этого очерка заключается в следующем: поднять на должный уровень вопрос о воспитании нашего будущего.
С какого возраста нужно учить детей читать? С трех месяцев! Это не шутка. Такую методику обучения чтению грудного младенца разработал и успешно опробовал на своей внучке агроном Василий Саввич Лищук (Украина, Хмельницкая обл.).

А начал он со своей дочери. Девочка в раннем возрасте перенесла травму, в результате которой возникло кислородное голодание головного мозга. Выводы специалистов были безрадостными -- возможна задержка развития умственных способностей ребенка. Но родители не захотели смириться с подобным поворотом судьбы своего ребенка и начали за него бороться своими силами. Василий Саввич начал учить трехлетнюю Олю читать.
Он сажал девочку на колени и ненавязчиво сначала просто показывал ей простейшие предметы домашнего окружения, внятно произнося их названия. Затем на листе бумаги крупными буквами писал, например, "ЯБЛОКО". Время занятий всегда ограничивалось интересом к нему самого ребенка. Василий Саввич всегда мог это почувствовать по поведению дочери. Он никогда не контролировал, что ребенок усвоил. Через некоторое время Оля сама обнаружила способность к чтению, прочитав название принесенной газеты. Ко времени поступления в школу она могла не только свободно читать, но и считать, а окончила ее с золотой медалью. Видя успехи дочери в обучении, ее отец попробовал по той же методике учить своего сына. Обучение началось с двух лет. В пятнадцать Сережа окончил среднюю школу и поступил в университет. Учится свободно, без особого труда и очень успешно.

Когда у Оли родилась дочь, Василий Саввич решил попробовать научить читать еще даже не говорящую внучку. Когда ей только исполнилось три месяца, он попросил знакомую испечь из теста крупные буквы. (гуттаперчевые, мягкие, крупные буквы, к сожалению, никто не производит. Белок и зайчиков делают, а вот буквы -- нет). Тесто не было крошащимся и потому не представляло для ребенка опасности. Ребенок играл этими фигурками, а дедушка знакомил ее с их названиями. Постепенно складывались небольшие слова. На табличках он писал названия и расставлял их на предметах. Таким образом абстрактный зрительный образ написанного слова "привязывался" к конкретному объекту в квартире, в огороде. Когда Карина пошла, они устраивали прогулки по этому своеобразному "Эрмитажу". Но как определить, что не говорящий ребенок читает? "Очень просто,-- говорит Василий Саввич.-- Я показывал ей табличку с названием предмета и говорил: "Карина, где это?" -- и девочка показывала предмет рукой. Называл слово -- и она вела меня к табличке. Все очень просто!"

Многие, наверное, помнят из опыта собственной семьи, как знакомят детей и внуков с окружающим миром: "Это папа. Это мама. Это Жучка" и т. д. "Покажи, где папа, мама, собачка?" И почему-то все на этом останавливались. Так же действовал и Лищук. Только он шел дальше -- создавал еще и зрительный абстрактный образ названия предмета, делая в обучении дополнительный шаг, многократно ускоряющий процесс обучения.

Чего он достиг? В два года и семь месяцев Карина читает на двух языках -- русском и украинском, свободно переходя с одного на другой, считает. Вот характеризующий ее развитие диалог. Василий Саввич берет лист и говорит: "Давай я нарисую тебе буковку". Пишет слово. Девочка молча наблюдает, потом вдруг: "Ты сказал, что нарисуешь одну букву, а нарисовал уже пять!" Ребенок способен не только сосчитать буквы, но и верно оценить поведение взрослого.
Она четко различает понятия по различным характеристикам, говоря: "Дай мне "Оболонь" (название воды, а не просто воду).

Не знакомый с такой методикой и впервые увидевший этого живого ребенка человек воскликнет: "Гениальный ребенок!" На что Лищук спокойно отвечает: "Да таких вундеркиндов могут быть миллионы. Только в нашей семье их уже трое".

Представляя свою методику в министерстве образования, он получил вполне предсказуемый отпор чиновника: "На, мужик, почитай, что умные люди пишут. Учить детей чему-либо рекомендуется с четырех лет!"

Сам же Василий Саввич убежден и на собственном опыте доказал иное. Если ребенка начать учить в четыре года, то это уже поздно. До шести месяцев мозг человека достигает 50% своего взрослого объема, а к трем годам -- 80%. Именно в период интенсивного роста мозга легче всего можно человека чему-либо обучить.

И он прав. Вспомним настоящих, не сказочных "маугли". Человеческие дети, воспитанные животными, ими и оставались. И общество людей для них навсегда остается непостижимым. Так с какого возраста нужно начинать учить ребенка?

Впервые ознакомившись с этим материалом, я очень пожалел, что не знал об этом 20 лет назад, когда мои сыновья были в самом "продуктивном" для обучения возрасте.

Хотелось бы, чтобы будущие папы и мамы не полагались на современные системы обучения, а занимались своими детьми сами, уделяя им максимум внимания и времени. И не отдавайте своего ребенка на воспитание телевизору!  А бабушки и дедушки еще могут исправить ошибки в воспитании своего будущего, занимаясь внуками.

Виталий Евгеньевич infovita@i.com.ua

Комментарий

Боюсь, мое предупреждение пропадет втуне, но все же попытаюсь. Существует, помимо "технологической" стороны вопроса, также проблема соответствия психического развития ребенка тем познавательным и образовательным процессам, которые он проходит и которым его подвергают.

Чтобы стало понятнее, приведу наиболее известный пример с исследованиями Пиаже. Он, исследуя закономерности развития детской психики, отметил (среди многого прочего), что все дети -- поголовно -- проходят через определенные этапы формирования представлений о размере, количестве и т. д., не вполне верных поначалу. И изменить в этом ничего нельзя (да и зачем? Это закономерно, неизбежно и преходяще).
Другой пример - больная ныне тема сексуального воспитания детей. Многие почему-то думают, что подача "сбалансированной" информации снимет проблему "на раз". Однако без учета этапов психологического развития детей преждевременно сообщенная информация "биологического" характера (подчеркну, поданная вполне корректно) приводит очень часто к нарушению равновесия и комфорта в детской психике (случаи известны).

Хотя сама описанная метода развития ребенка весьма симпатична, и, должна сказать, к подобным приемам я прибегала в воспитании своей дочери. Однако схема эта может быть применяема сугубо индивидуально, внимательными и чуткими родителями.

Впрочем, утешением служит то, что только такие родители и возьмутся следовать ей, потому что, несмотря на описываемую легкость, она требует постоянной кропотливой работы и внимания к ребенку.
Хотелось бы лишь, чтобы остальные не занимались демагогией, декларируя необходимость воплощения очередной "передовой методики" в широкую практику. К сожалению, более чем 20-летний опыт педагогов-новаторов показывает, что по каким-то причинам (видимо, весьма существенным) он -- этот опыт -- не может быть реализован в массовых масштабах. Приходится с сожалением констатировать, что еще не изобрели новую систему обучения, отличную от той, по которой учили всех нас, чтобы можно было последнюю заменить. После Яна Амоса Коменского, видимо, не было более гениального педагога.

Елена Мишурова itsme@online.sinor.ru

 

Метод Джека Лондона

Джек Лондон (а может быть, Мартин Иден, точно не помню) писал научные термины на листочках и развешивал их на бельевых веревках. В каждую свободную минуту он заглядывал в листочки и пытался вникнуть в смысл терминов. Мой друг медик учил латинский язык сходным методом. Моя сестра учила детей азбуке (русской и английской) так: выписывала буквы и слова на карточки, а потом показывала карточки детям. Сам я учил английский язык тем, что выписывал слова на карточки и потом просматривал их в каждую свободную минуту. Многие мои знакомые применяли этот метод.

Просто выпишите первые тридцать слов на листочки бумаги и положите на рабочем столе.

Сергей Михайлов mik@mail.kht.ru

Насчет заучивания слов по карточкам -- весьма эффективный метод. Я так учила китайский и итальянский. (Кстати, здесь же замечание по нижеследующему высказыванию о 25-м кадре -- забываются любые заученные вещи, если ими не пользуешься. Однако, если база была заложена хорошая, то при необходимости ее можно активизировать и вернуться к прежнему уровню. Я учила английский в спецшколе, и говорю это с уверенностью.) Карточки к тому же, в отличие от книг, гораздо более удобны для занятий в автобусе, о которых уже неоднократно в рассылке писалось.

Елена Мишурова itsme@online.sinor.ru

 

Компьютерная программа "Скорочтение"

Хочу поделиться достаточно важной информацией, соответствующей не только тематике, но также названию Вашей рассылки. Речь идет о скорочтении. Недавно, а именно в "Компьютерре" 17 за этот год я прочел статью об американской программе "Vortex". Задача программы заключается в последовательной подаче текста -- слово за словом -- на экран монитора. Имеется возможность регулировать скорость и размер шрифта. Суть не в тренировке скорочтения, а в непосредственном восприятии информации. Хотя элемент тренировки налицо. Текстовый блок информации помещается в программу через буфер обмена или непосредственно через "Файл -- Открыть". Далее начинается "чтение", более похожее на сопровождение мелькающих слов взглядом, выхватыванием слов, затем улавливанием смысла и т. д. Главная проблема, препятствующая скорочтению -- внутреннее проговаривание слов,-- решается мгновенно.
Такова идея, но сразу же появилась проблема:
"Vortex" упорно не хотел работать с кириллицей. Автор статьи объяснил этот факт проблемой установки шрифтов в окнах, т.е. у кого-то программа работает без проблем, у кого-то нет. Мне не повезло. Я пожаловался приятелю-программисту, и тот спокойно за два дня написал свою программу -- благо тема его заинтересовала. У меня со шрифтами все стало благополучно. Когда все технические проблемы были решены, первым делом я достал с полки двухлетней давности компакт-диск с текстами мировых авторов. За три дня (меньше часа в день) прочел или просмотрел три книги и остался весьма доволен. В общей сложности на 80 страниц текста у меня уходило около 40 минут. Это только начало. Вообще я не преследую цель гнаться за скоростью. Моя задача -- просто читать интересные книги, но читать быстро. Надеюсь, такой метод чтения постепенно отучит меня от внутреннего проговаривания, и со временем  мне удастся освоить скорочтение обычных -- печатных книг. А сейчас я в предвкушении знакомства с новыми авторами и открытий новых книг.

Еще несколько слов о программе. Автор будет доводить ее "до ума". Сейчас программа работает только с txt-файлами, и есть пожелание вывести все управление на "горячие клавиши". Я уже раскидываю программу друзьям-тестерам. Автор ожидает критику и предложения по усовершенствованию программы. Пишите и вы. Программа открыта для свободного распространения по адресу: http://www.chat.ru/~kvn_/Kvn01.htm

Андрей Бейфус г.Краснодар. mailto:beifus@comsys.ru

 

Занятия в транспорте

Еще несколько слов о заполнении времени в транспорте. У меня в сумке всегда лежит учебник английского или немецкого языка. На одну книгу уходит в среднем около двух-трех месяцев. За последние полгода я прочел два самоучителя по английскому. Теперь запускаю их же, но уже по второму кругу. Правда, не всегда удается в транспорте достать учебник из сумки. Но обычно это зависит только от моего желания. Еще раньше были учебники и худ..книги по немецкому. На подходе фрацузский или итальянский -- я еще не решил,что раньше. Вообще, учить одновременно несколько языков очень увлекательное занятие. Можно сравнивать, находить аналогии и даже увеличивать словарный запас, цепляясь ассоциациями известных слов из одного языка к другому и наоборот. Даже не знаю, как бы я учил язык, если бы не тратил по часу в день на транспорт.

Андрей Бейфус г.Краснодар. mailto:beifus@comsys.ru

 

Двадцать пятый кадр -- мнение пользователя

И, наконец, последнее о 25-м кадре. Однажды я уже писал в Вашу рассылку на эту тему. Я честно занимался почти полгода и потом урывками еще несколько лет. Выучить 4,5 тысячи слов за два месяца -- блеф. Однажды я понял, что можно выучить и тут же забыть сколько угодно слов. Только то запомнишь по-настоящему, что выстрадано тобой лично. Проникновением в свою душу ежедневным трудом и работой с конкретными текстами, имеющими важный для тебя смысл. Только когда ты встречаешь эти слова в рабочих текстах, только тогда у них будет шанс не угаснуть сразу. И надо будет еще не раз каcаться этих слов, раскачивая их маятником.А если движение слов-маятников остановится -- ты опять все забудешь. Когда я стал работать с текстами, слова стали оставаться в голове. Единственное, чем помогли мне компакт-диски с 25-м кадром -- произношение слов.

Андрей Бейфус г.Краснодар. mailto:beifus@comsys.ru  

 

Дополнение

Смотрите страничку, посвященную суггестивным методам изучения иностранных языков, сделанную на основании откликов подписчиков и собранной мной информации
http://suggestia.narod.ru/  mik@mail.kht.ru

Смотрите отчет по запросу о программах систематизации информации на компьютере, который был выдан сервером freeware.com http://www.citycat.ru/iq/bib/06040.html

 

Как помнить без лекарств

Здравствуйте, Сергей!

В Ваших тренингах присутствует деление на развитие визуальной, ассоциативной и других видов памяти. С этими видами проблем у меня, по счастью, вроде бы нет. Я читаю много книг, но когда начинаю вспоминать, не помню, что в них было написано; какие-то сведения, услышанные от людей, тоже не запоминаю, часто забываю слова. Мне прописывали лекарства, улучшающие мозговое кровообращение, но потом выяснилось, что мне их нельзя по другим показателям. :)

Я думаю, что с помощью упражнений все-таки можно память хотя бы немного улучшить, но пока не нахожу таких.  Может, действительно, лекарства?

P. S. Недавно мне сказали, что английские ученые выделили в жизни женщины период "беременной амнезии" (не уверена, что она так и называется, но как сказали :)) Может начаться во время беременности и продолжаться примерно год после родов. Вроде по Вашей специальности такая новость (если, конечно, новость :)). Я сама родила год назад и склероз был - ой-ей-ей :)))

Спасибо, Маша.

Комментарий

Может быть, Вы не можете запомнить содержание книги, поскольку информация не выделяется эмоционально? А может быть, Ваше сознание занято более важными делами, чем запоминание книг?   Я, например, не могу вспомнить, выполнял ли я некоторые рутинные операции. Например, я часто не могу вспомнить, посылал ли я письмо конкретному адресату. Я не вижу в этом ничего плохого, поскольку дела идут сплошным потоком, и письма, особенно при массовых рассылках, мало чем отличаются друг от друга. Забывчивость -- нормальный процесс.   Попробуйте "красить знания" во все  цвета радуги, и Вы обязательно запомните данные. Попытайтесь "пробовать" факты "на вкус", подумать, какие они "на ощупь".

Сергей Михайлов mik@mail.kht.ru

А возможно, на самом деле Вам недостает определенных веществ, особенно если недавно родился ребенок. У меня самой порой бывают проблемы с запоминанием, и при всех, безусловно полезных, приемах тренировки, надо учитывать, что у наших женщин почти поголовно дефицит витаминов и микроэлементов в организме, так что соответствующие пищевые добавки будут весьма полезны -- сужу по своему опыту.

Елена Мишурова itsme@online.sinor.ru

 

Адрес проекта www.citycat.ru/iq/, почтовый ящик проекта mik@mail.kht.ru
Партнер проекта http://www.psycho.all.ru/ "Психология -- Вся Россия".

Рассылка составлена Сергеем Михайловым mik@mail.kht.ru
(Продвижение проектов в Интернете.)

Рассылка отредактирована Еленой Мишуровой itsme@online.sinor.ru
(Профессиональное редактирование текстов. Образовательным проектам скидки.)



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное