Я недавно работаю в школе психологом и не знаю, как поступить
Вопрос читателя:
Добрый день.
Подскажите, пожалуйста, я недавно работаю в школе психологом и не знаю, как поступить.
Во-первых, ко мне обратились друзья одной из учениц 9 класса с жалобами на обидчивость своей подруги. После наблюдения стало понятно, что подросток находится в депрессивном состоянии, но на контакт она на идет! "У меня все хорошо! Все Ок" - все, что она говорит! Ее мама живет отдельно, и на предложение о содействии не откликается.
Как наладить с ней контакт? Как вывести ребенка из кризисной ситуации?
Во-вторых, она в разговоре часто косвенно косается тему смерти. Как оценить вероятность совершения ею суицида?
Девочка всегда была активная, ударница, всегда вокруг нее толпились ребята, а сейчас она намеренно не хочет сближаться с ними!
Подскажите, пожалуйста, как быть!
Заранее спасибо,
Светлана
Ответ консультанта:
Здравствуйте, Светлана!
Понятно Ваше желание помочь девушке и, насколько ясно это из письма, Вы уже предпринимали шаги для того, чтобы девушку уговорили с Вами общаться (мама, друзья). Но она имеет полное право отказаться получать психологическую помощь, и мы в таком случае бессильны доказать ей, что эта помощь ей нужна. Конечно, психолог школьный может проинформировать о своих наблюдениях классного руководителя и директора школы, выступить на педсовете и выслушать мнение педагогов. Совместно с классным руководителем
составляется план действий: классный руководитель говорит с девочкой и теми взрослыми, которые ее опекают (если мама не отзывается, то папа, тетя, бабушка и т. д.); после такой беседы она же предлагает семье побеседовать с психологом; после этого только они вместе попадают к Вам в кабинет.
Психолог в школе работает в тесном сотрудничестве с педагогами и завучем по воспитательной работе, так как психолог не является инстанцией, которая устанавливает правила нахождения детей в школе. Если школа может позволить себе роскошь иметь психолога (!), то это значит существует и цепочка рабочая, в которую этот психолог включен в качестве звена, таким образом, как Вы решаете такие вопросы, как организована Ваша работа с педколлективом и администрацией?
Если друзья детей обращаются с жалобами на другого подростка\ребенка: в этом случае желательно разобраться, с чем у них связаны жалобы и кого они в Вас хотят увидеть? Часто под такими обращениями скрываются разные чувства и желания (наказать, с помощью психолога объявить товарища больным на голову, объединиться с Вами против одноклассника, скрыть тайну неприятную, в которой все участвовали и много другое).
Психолог школьный не имеет соответствующего образования, чтобы диагностировать что-либо (депрессия, пишете Вы), психолог описывает происходящее с точки зрения развития ребенка\подростка и конфликта, который она или он могут переживать. Если у Вас есть основания предполагать, что девушке желательна медицинская помощь, то опять же информируете классного руководителя, директора, врача школьного, и они просят старших родственников подойти к Вам или прямо обратиться к психиатру.
Желаю Вам удачи,
Сизикова Ирина sizikovaiv@yandex.ru, детский психолог, психотерапевт, клинический психолог, Член Общества Психоаналитических Исследований, автор программы "Рисуем вместе", сотрудник "Психологического Центра на Пятницкой", +7 (495) 951-54-54.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 1: Ваше письмо будет опубликовано! Если хотите сохранить анонимность, сделайте соотвествующие пометки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 2: Возможности заочной консультации ограничены! Консультаныты не могут знать ВСЕХ Ваших обстоятельств. Бездумное использование заочных советов врача, психолога, строителя и т.п. может быть опасным!
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 3: Мы не можем гарантировать ответов на все вопросы, так же как не можем гарантировать сроков ответа. Если Ваш вопрос действительно важен, подумайте об очной консультации.