Сегодня мы продолжим темы, начатую в прошлый раз – тему менеджмента в стиле коучинга.
Что выделяет коуча, является важными чертами его личности?
На мой взгляд, это несколько основополагающих качеств, которые и формируют образ коуча. Среди них:
1. Искренний интерес к человеку. Достигается это очень просто! Если вы на самом деле считаете, что в человеке скрыт некий потенциал, то искренний интерес появляется сам по себе. Вам же интересно узнать, на что способен ваш сотрудник?!
Менеджер, практикующий коучинговый стиль взаимодействия со своими подчиненными, верит, что в каждом из них скрыт потенциал, используя который, можно получить огромные выгоды. Это и новые решения, и новые подходы, и нестандартные продукты…
Если традиционный руководитель, в лучшем случае, готов делиться с подчиненными своими наработками и опытом, то руководитель, использующий коучинговый подход, стремится задействовать потенциал подчиненного, чтобы обогатить и свой опыт, дать новый импульс развитию организации.
2. Умение отставить в сторону свою программу действий.
Как это бывает сложно! Вспомните, бывало ли так, что в ответ на рассказ о своем опыте, вы слышали: «Я бы на твоем месте…», «Тебе следовало сделать…»?
Лично я часто слышал именно это.
И такая реакция иллюстрирует неспособность человека освободиться от привычных для него стереотипов. Если руководитель оценивает не только результат деятельности подчиненного, но и способ достижения желаемого результата, можно сказать, что он далек от менеджмента в стиле коучинга.
Вы можете возразить: «Но способ достижения тоже важен! Ведь подчиненный может избрать такой способ, который способен принести вред».
Это действительно так. Исполнитель, выбирая способ достижения необходимого результата, должен оставаться в определенных рамках – рамках законности, например. Но это рамки либо задаются в корпоративной культуре компании, либо специально оговариваются менеджером, при постановке задачи. И они не должны быть очень узкими! Внутри этих рамок подчиненный волен действовать по своему усмотрению. И менеджер, применяющий в управлении коучинг, видит в такой свободе подчиненного не угрозу, а
возможности – сотрудник может предложить свой способ решения задачи, который окажется лучшим, более эффективным, по сравнению с тем способом, который избрал бы менеджер.
3. Способность отказаться от оценочных суждений.
Я опять хочу обратиться к вашему опыту. Согласитесь, в нашей культуре повседневного общения, считается нормальным в ответ на рассказ о каком-то своем поступке, услышать: «Это правильно/неправильно», или «Так нельзя поступать/говорить/думать», или «Ты поступил как мужчина» и т.п. Вообще мы часто даем оценки всему, происходящему вокруг нас.
А если речь идет о руководителе, то тут, как бы само собой, возникает оценка. И это, с одной стороны, действительно так – менеджер оценивает деятельность своих подчиненных, а с другой – ситуация постоянной оценки имеет свои негативные последствия. Подчиненный перестает проявлять инициативу, становится более осторожным, стремится не выделяться. Потому что, если он не уверен в положительной оценке, то ему проще вообще избежать оценки, чем рисковать получить негативный отзыв
от своего руководителя.
Менеджер, руководствующийся в своей деятельности принципами коучинга, прежде чем применить оценочное высказывание, хорошенько подумает, а надо ли это именно сейчас? Какого эффекта можно ожидать от оценочного высказывания в данной ситуации?
4. Открытость новым знаниям, новому опыту.
Все, о чем шла речь выше – оценочные высказывания, приверженность привычной программе действий, отсутствие интереса к себе, как к личности, на многое способной – являлось неотъемлемой частью атмосферы, в которой мы выросли. И находясь среди них, мы привыкли их не замечать. Нарастили такой защитный панцирь. И этот панцирь делает нас менее гибкими, менее открытыми, менее восприимчивыми к новому.
Если менеджер стремится применять коучинговый подход в своей практике, ему необходимо снять с себя этот панцирь, выбраться из оболочки собственных ограничений.
Вот четыре основополагающих качества, которые формируют коучинговый стиль менеджмента. В следующем выпуске мы поговорим о том, как проявляются эти качества в поведении руководителя.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 1: Ваше письмо будет опубликовано! Если хотите сохранить анонимность, сделайте соотвествующие пометки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 2: Возможности заочной консультации ограничены! Консультаныты не могут знать ВСЕХ Ваших обстоятельств. Бездумное использование заочных советов врача, психолога, строителя и т.п. может быть опасным!
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 3: Мы не можем гарантировать ответов на все вопросы, так же как не можем гарантировать сроков ответа. Если Ваш вопрос действительно важен, подумайте об очной консультации.