Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы любителям апгрейда

  Все выпуски  

Советы любителям апгрейда. Seagate GoFlex


Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Не знаю, радует ли вас наступление отнюдь не теплого октября, но у меня в квартире достаточно тепло, и если что - можно открыть форточку и пустить холодку. После совершенно безумного августа, когда в ванной даже не запотевало зеркало, это очень, очень приятно.

На следующей неделе планирую ненадолго оказаться в Самаре, где был всего один раз и, честно говоря, остался слегка разочарован городом. Надеюсь, в этот раз будет интереснее. А еще через неделю снова отправлюсь в Нижний Новгород. Февральский визит туда удался, но из-за дикого мороза не удалось как следует погулять по этому замечательному городу. Глядишь, на сей раз не замерзну. Ну и в ноябре - вроде бы - долечу до Новосибирска, но до этого еще больше месяца, дожить надо.

По складывающейся традиции выкладываю сразу два текста. Первый - в рассылке. Иллюстрированную версию читайте тут

Второй - довольно фундаментальное исследование на тему "Android, каким мы его не знали". Альтернативные прошивки, root, архиполезные программы, украшательства - все это можно почитать и посмотреть здесь. В рассылку текст не пойдет, потому что без иллюстраций он малополезен, а с ними письмо будет слишком большим.

Традиционно заманиваю в свой блог на Intel Software Network, где в последнее время стал больше писать об играх (в частности, Mafia II и Civilization V). Ну и Дневник любителя апгрейда жив-здоров и регулярно пополняется записями.

Приятного чтения и до скорых встреч.


Seagate GoFlex: внешние диски со сменными интерфейсами


На рынке внешних жестких дисков царит уныние. Вроде и продажи хорошие, и рост сохраняется, а радости от этого никакой. Все потому, что в «производители» внешних дисков сейчас записываются все подряд. Вроде раньше бренд только на дешевых электрочайниках да утюгах встречался, и вдруг видишь его в компьютерном магазине на коробке с жестким диском. Такие ребята обычно яростно демпингуют, словно все компоненты достались даром, а за попадание на магазинную полку платили не они, а им. В подобных случаях старожилов и просто знаменитые компании выручает сила марки и репутации, за коктейль из которых можно брать немного дороже. Но вот беда: главный компонент, жесткий диск, у всех примерно одинаковый, потому что их делает всего пять компаний. Разница же, по сути, только в коробочке и качестве реализации интерфейса. Но и тут гранды терпят неудачу: они-то вынуждены подбирать приличные материалы и волноваться о скорости контроллера, тогда как бодрые китайцы на такие мелочи не размениваются. Покупатель же, смекнув, что при самом плохом раскладе он просто разберет коробочку и считает данные напрямую, голосует рублем за самое дешевый вариант, и на нем, как правило, написано не WD, не Seagate и даже не Samsung.

Казалось бы, производители собственно жестких дисков могли бы не нервничать и, забыв о собственных амбициях, поставлять свою продукцию всем, кто пожелает остаться участвовать в драке. Но за пятилетку безудержного роста продаж (до 100 процентов в год, что просто немыслимо по меркам индустрии HDD) и весьма ощутимой прибыльности, за внешние диски внутри компаний стали отвечать специальные подразделения – со своими вице-президентами, секретаршами, инженерами и другими хорошими людьми. Можно предположить, что им (и особенно вице-президентам) не очень хочется остановиться на достигнутом и откатиться назад, в подчинение к коллегам из других подразделений. Поэтому, когда в 2009-м темпы роста замедлились, они начали лихорадочно придумывать что-нибудь эдакое, позволяющее выделить свою продукцию на фоне всех остальных предложений и увеличить маржу. Мы пока не знаем, чего придумали в WD, в свое время первой выпустившей бюджетные внешние диски под своей маркой и снявшей все сливки с их популярности. Но изобретение Seagate сейчас у меня в руках – это семейство GoFlex.

Разделяй и властвуй?

Предлагаю вашему вниманию часть стенограммы презентации, состоявшейся в начале 2009-го в Скотс Валли, чудесном маленьком городке в штате Калифорния, откуда за несколько минут можно добраться до чистых безлюдных пляжей на берегу Тихого океана. Слушали ее топ-менеджеры Seagate, а зачитывал, скорее всего, Дэйв Мосли (Dave Mosley) – самый главный маркетолог компании, отвечающий также за продажи и развитие продуктовых линеек. Разумеется, меня на этой презентации не было, но при внимательном взгляде на GoFlex слова, произнесенные на ней, буквально встают перед глазами. Поэтому если ошибусь, то в числе восклицательных знаков, а суть передам точно.

Итак, понедельник, нераннее утро, уважаемые люди в VIP-переговорной обсуждают погоду и вчерашние партии в гольф. Большой Маркетолог, взглянув на часы, включает проектор и в мгновенно наступившей вежливой тишине звучит его хорошо поставленный голос .

-Господин президент, коллеги, вы все знаете – какие трудности стоят на нашем пути. Во-первых, наши друзья с не нашим разрезом глаз наловчились давать такие скидки, что иногда хочется купить у них сотню тысяч внешних дисков, разобрать, и, продав содержимое по нашим стандартным ценам, получить ощутимую прибыль. Как им это удается – непонятно, но конкурировать с ними трудно. Во-вторых, у нас отсутствует такая вещь, как жесткая привязка к бренду. Внешние диски стали слишком одинаковыми, и даже если кто-то уже является счастливым владельцем нашего продукта, невозможно гарантировать, что и следующий диск он тоже купит у нас.

Разумеется, мы пытались бороться со всем этим безобразием. Например, есть опыт удержания пользователя при помощи платных подписок на онлайновые и оффлайновые приложения для бэкапа, а также средств удаленного доступа к данным, хранящихся на дисках. Я вынужден признать – у нас не получилось. Есть альтернативы лучше и дешевле, а иногда и просто бесплатные. Я считаю, что мы в первую очередь «железная» компания, и не наш путь конкурировать с разработчиками ПО. Давайте делать то, что у нас получается лучше всего – наши легендарные диски!

Рад сообщить, что мы смогли вычислить корень всех трудностей. По данным исследования, в котором приняло участие пять тысяч человек, пользователи обычно воспринимают внешний диск, не как самостоятельную сущность, а лишь в качестве одного из аксессуаров своего компьютера. Перестал устраивать один – можно купить другой.

И мы придумали - как обойти это существенное ограничение. Разрешите представить вам концепцию GoFlex.

Суть ее настолько проста, что даже странно – почему мы не создали GoFlex раньше. Кто сказал, что собственно накопитель и его внешний интерфейс представляют собой единое целое? Просто задумайтесь над этим, и вы почувствуете всю противоестественность данного «единства». Человеку хочется большей скорости – он должен покупать новый накопитель. Он хочет больший объем – изволь доплатить за интерфейс. А что, если мы предложим ему сочетание большей свободы и экономии? Представьте – как красиво это будет смотреться в рекламе!

У тебя диск с самым быстрым на свете интерфейсом, но туда уже не все влезает? Не переплачивай - купи еще одну милую коробочку Seagate, внутри которой живет только большой и быстрый HDD, подключи к привычному интерфейсному кабелю, и нет проблем.

У соседа появился диск с FireWire 800, а свой ты подключаешь к «маку» по USB? Просто купи новый интерфейс за тридцатку, подключи к своему диску, и нет проблемы!

Хочешь сетевой диск? Купи нашу док-станцию с Ethernet-разъемом, воткни в нее свой GoFlex (а лучше докупи еще один, дырки-то две!), подключи к роутеру, и нет проблемы!

Надоело, что все твои внешние накопители такие разные? Покупай только Seagate GoFlex, экспериментируй с расцветками, сохраняя единый дизайн – и нет проблемы!

Коллеги, я не буду зачитывать все шестьсот тридцать восемь подобных ситуаций, которые мне подготовил наш креативный отдел. И так вижу по вашим горящим глазам, что зацепило. Я давно понял, что за свободу и экономию люди готовы платить очень, очень дорого. Так давайте же дадим им такую возможность!

(одобрительный гул)

Подведу итог. Переведя наши внешние накопители на концепцию GoFlex, мы получим следующее:

1. Существенное удешевление производства. Ведь собственно накопитель превращается в HDD, установленный внутри пластиковой коробочки, и безо всякой капризной электроники. А кабели мы можем заказывать где угодно, благо компоненты там все стандартные, и вопрос только в том, кто сделает дешевле. Продавать же будем по цене, соответствующей нашей марке.

2. Привязка потребителя к бренду. Имея на руках аксессуары для серии GoFlex, пользователь «соскочит» с гораздо меньшей вероятностью – кому-то не позволит бережливость, а кому-то упомянутое выше чувство прекрасного. Постоянно выпуская новые аксессуары, от медиаплееров до изящных полочек для наших дисков, мы укрепляем привязанность год от года.

3. Создается новый дополнительный рынок аксессуаров для дисков Seagate. Учитывая, что подделать их из-за электронной начинки сложновато, китайские фирмы – по крайней мере, поначалу – мешать нам не будут. Плюс их охотно будут покупать и те, кто раньше предпочитал различные «боксы» для внутренних накопителей, ведь через стандартный SATA-интерфейс к кабелям можно подключить что угодно. А вот наши диски в коробочках к обычным кабелям не подключишь, не разломав коробочки.

А сейчас наш уважаемый финдиректор озвучит некоторые цифры по планируемой прибыли и мы проголосуем…»

(на этом восстановленная часть стенограммы обрывается)

Судя по тому, что с лета 2010-го продукты семейства GoFlex стали поступать в продажу, все проголосовали «за». Действительно, в теории концепция выглядит очень красиво и навевает воспоминания о том, как грамотно была «продана» идея экономии на раздельных картриджах для струйных принтеров! Люди радостно покупали новые принтеры и комплекты одноцветных чернильниц гораздо дороже, чем многоцветные картриджи, меняли их по одной, и даже не обращали внимания, что при инициализации каждого новичка чернил расходуется больше, чем раньше выбрасывалось неиспользованными.

С маркетинговых небес на землю

Я бы, наверное, с большим энтузиазмом отнесся к GoFlex, когда б не подарок, полученный на случившийся весной день рождения. Им стал внешний жесткий диск объемом 2 Тбайт с интерфейсом USB 2.0. Честно говоря, поначалу на дарителей даже обиделся – показалось, что прокачать такой гигантский объем через тоненький по нынешнем меркам канал будет занятием долгим и неприятным. Ну хотя бы FireWire 400 или eSATA! Однако, начав использовать диск, очень быстро убедился, что для задач, под которые обычно и берутся внешние решения (бэкап, перенос файлов, хранение медиаколлекций и т.д.) старого доброго USB 2.0 вполне достаточно. Нет, было бы приятно получить некоторое ускорение, но $20 за шнурок eSATA и $40 за FireWire 800… Ну, разве что, заказать на следующий день рождения, а сам точно не куплю. Очень сильно подозреваю, что абсолютному большинству покупателей GoFlex за глаза хватит кабеля или док-станции USB 2.0, идущих в комплекте со всеми версиями, за исключением drive-only. Что же до шансов продать кабели отдельно для подключения к ним обычных HDD, то они очень невысоки, потому что у китайцев все равно получается дешевле. Настолько, что магическая сила бренда не поможет (для сравнения, GoFlex Net media sharing device, док-станция на два диска, стоит от $100, тогда как азиатские бренды второго эшелона легко укладываются в половину этой суммы).

Далее, дизайн. Не секрет, что наиболее падки на IT-прибамбасы пользователи компьютеров и ноутбуков Apple. Так вот они просто лопнут от негодования, если им предложить воткнуть в миленький гламурненький модуль HDD голубенького, красненького или серебристого цвета грубый черный кабель сугубо «компьютерного» вида. С черным корпусом связка смотрится более-менее пристойно, но такую скукотищу «яблочники» не возьмут даже бесплатно.

Сами кабели выглядят довольно добротно, но все мы знаем – какие неприятности случаются даже с самыми толстыми и качественными из них. Так вот в случае с кончиной/утерей кабеля от GoFlex пользователю придется потратить на новый не $3-4, как в случае со стандартными mini- и microUSB, а $20-50. Да еще и не факт, что они будут продаваться в каждом магазине рядом с домом. Остаться же без доступа к любимым данным хотя бы сутки – это врагу не пожелаешь.

Вне зависимости от интерфейса, все кабели выглядят одинаково скучно. Кроме того, если не присматриваться, их очень легко перепутать.

Вспомним и о цене билета до покупателя. Все мы знаем, что место на магазинных полках не резиновое, и за каждый сантиметр пространства приходится очень жестоко бороться. Так вот представьте, что в магазин привезут не 5-6 разных коробочек, а целых 19, по нынешнему числу представителей семейства GoFlex. Не попросят ли с Seagate каких-нибудь бонусов, которые потом придется компенсировать за счет цены?

И самое важное. Когда речь заходит о хранении данных, мы внезапно становимся очень консервативными. Что-что там за «гоуфлекс» такой? Что за сменные интерфейсы? Что такое интерфейс? Нет, дайте-ка мне вон ту черненькую коробочку с USB, и я пойду на кассу. Я, знаете ли, диск покупаю, чтобы файлы и киношки на нем хранить, а не тыкать туда всякое.

Подводим итог. Seagate сделала действительно красивую попытку превратить внешний накопитель в «нечто большее». Однако концепцию GoFlex явно не продумали до конца. Черные шнурки, скучные однотонные коробки, чрезмерное изобилие интерфейсов, чьи названия ничего не говорят широкой публике, наконец – невозможность купить диск СРАЗУ в комплекте с FireWire или eSATA… Для традиционной аудитории Seagate это сложно и, пожалуй, дороговато,а для пришельцев с планеты Apple – недостаточно красиво и просто. Нет сомнений, что поначалу GoFlex вызовет интерес у любителей всего нового и необычного, но продажи-то делают не они.

Если Seagate удастся «дожать» концепцию, устранив явные несуразности, со временем GoFlex удастся завоевать место под солнцем. Пока же она воспринимается лишь как забавная новинка, предлагающая необычный вектор развития индустрии внешних накопителей, по которому могут прогуляться Apple и традиционные производители аксессуаров для «яблочной» продукции. Жаль только, что автор идеи получит от этой прогулки разве что моральное удовлетворение.


Ваши советы и вопросы присылайте по адресу vilianov@gmail.com
(c) Сергей Вильянов, 1999-2010


В избранное