Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы любителям апгрейда

  Все выпуски  

Советы любителям апгрейда. Metro 2033, Max Payne на нетбуке и The Bat!


Доброго времени суток, уважаемые читатели! Минувший месяц получился у меня непростым и насыщенным. Во-первых, я ушел из "Компьютерры", где проработал больше восьми лет, и сейчас заступаю на вахту в 3DNews.ru. На новом месте у меня будет возможность побольше писать и заниматься железками, что очень и очень здорово. Первый опыт - видеообзор долгожданного iPhone 4G - можно посмотреть уже сейчас. Только имейте виду, что снимался он к первому апреля :)

Во-вторых, пользуясь возможностью, я в марте изрядно отдохнул и даже слетал в Израиль, где было... замечательно.. О том, насколько замечательно, можно почитать на Vilianov.com и даже посмотреть картинки.

В-третьих, я наконец-то завел собственный Твиттер. Честно говоря, не знаю, насколько оно полезно, но мне пока нравится. Заходите, приследуйте - www.twitter.com/vilianov.

И вот вроде все хорошо, но одна вещь изрядно омрачала настроение: в марте не удалось написать ничего для рассылки. И вот сегодня утром я воскликнул: "Как это ничего? А посты в Intel Software Network, которые, как на подбор, получались вполне и весьма рассылочными?". В итоге отобрал три самых, на мой взгляд, подходящих и предлагаю их вашему вниманию. Но больше суррогатов подсовывать не буду, честное слово. Благо уже кое-что написано, да и идей в голове хватает.

Если этих трех текстов покажется недостаточно - заходите сюда, есть еще.

Приятного чтения и до скорого!


«Метро 2033», или старый S.T.A.L.K.E.R на новый лад

Недавно меня пригласили на презентацию игры «Метро-2033». Учитывая, что книга, по которой ее сделали, крайне популярна, а издателем в России выступила уважаемая мной компания «Акелла», решил сходить. Плюс не стоит забывать, что 3D-шутеров в нашей стране выходит ох как немного, особенно в последние два года. В результате каждый оказывается событием – пусть и не всегда со знаком «плюс».

Забегая немного вперед, должен сказать, что, купи я игру в магазине или скачай в Steam, этот пост получился бы совсем другим. Все же отечественный продукт, вышедший в тяжелое время; продукт не идеальный, но и не сказать, чтобы плохой. И даже есть за что похвалить. Но люди, сидевшие в президиуме, сделали одну не очень правильную вещь: расхваливая свой товар, они задрали планку ожиданий от «Метро 2033» буквально до небес. Я был спокоен, пока представитель «Акеллы» рассказывал о грядущем безоговорочном лидерстве по продажам в ближайшие месяцы, и о намерении продать в России 300 000 копий игры. Ему виднее, в конце концов. Но когда разработчики на голубом глазу заявили, что «Метро 2033» является САМОЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ИГРОЙ В МИРЕ, мне как-то резко поплохело. Данный тезис базировался на двух китах – поддержке DirectX 11 и врожденной способности работать с 3D-очками. Благодаря первому киту, лица и морды персонажей обретают дополнительную естественность и округлость. 3D-очки, в свою очередь, делают игровой мир почти настоящим, увеличивая степень погружения пользователя в процесс блуждания по туннелям.

Звучит, конечно, устрашающе, но, как говорят в Одессе, есть нюанс. Во-первых, даже DirectX 10 полноценно поддерживают пока только очень немногие игры, тогда как абсолютное большинство честно строгает продукты на «девятке», добавляя пару рюшечек из десятой версии. Почему? Да потому что большинство пользователей до сих пор упорно сидит на Windows XP, где DirectX 10, к сожалению, не работает. Равно как и 11-й. Видеокарт с эффективной поддержкой DirectX 11 тоже, мягко говоря, не густо, а значит на старте продаж (и в ближайшие полгода, как минимум) чудеса графики сможет увидеть лишь ничтожная доля покупателей. Нужно ли такое «совершенство»? Не знаю, не знаю.

Во-вторых, с 3D-очками тоже все не очень гладко. Я во время презентации своими глазами наблюдал, как при переходе в 3D-режим игра мало того, что вылетала, так еще и погружала в беспросветно синий экран Windows 7. А это, между нами говоря, не так-то просто. Потом, правда, все запустилось, и я смог оценить объемную картинку, нацепив на нос еще одни очки. Да, она и впрямь объемная, но как-то… по-игрушечному. Создается ощущение, что часть объектов принудительно оттаскивают назад, и в результате хорошо смотрится передний план и задний, а посередке чувствуешь какой-то вакуум. Впрочем, не исключаю, что виновата не игра, а особенности моего зрения. Между тем, разработчики мило похихикали над движком Crysis 2, известным, как CryENGINE 3 – дескать, их детище может все то же самое, а закрытые пространства отрисовывает гораздо, гораздо лучше. Тут же почему-то прозвучало уточнение о чуть более худшей, чем в Call of Duty, анимации, что сторицей компенсируется непередаваемой «атмосферностью» игры. Тут голова окончательно пошла кругом и при первой же возможности я инсталлировал игру на домашний компьютер, дабы составить свое впечатление от «Метро 2033».

Итак, со всей ответственностью заявляю, что «Метро 2033» не «самая высокотехнологичная в мире игра», ибо:

- Что бы там не говорили разработчики, их новое детище представляет собой пусть и изрядно перелицованный, но без труда узнаваемый S.T.A.L.K.E.R. Удивляться этому не надо: «Метро 2033» делали те же люди, что и первую часть легендарного долгостроя. Кого-то объемы «цитирования» порадуют, кого-то огорчат, но не стоит забывать главное: тот «Сталкер» вышел ровно три года назад, да еще и изрядно задержался в пути. Наверное, «самой высокотехнологичной в мире игре» по чину не положено базироваться на разработках такой давности.
- Количество багов вполне обычно для отечественного продукта, но чрезмерно для «самой высокотехнологичной в мире игры». Все перечислять не рискну, потому что пост и без того получается длинноватым, но летающие по воздуху стаканы с водкой и экранные заставки, не влезающие в экран с пропорциями 4х3, очень удивили.
- AI в игре представляет собой один большой баг, в нем очень много искусственного, но почти нет интеллекта. Орды врагов «думают» скриптами, которые вдобавок еще и не всегда срабатывают.
- Возможно, графика в игре действительно очень хороша, но так как основная часть действия идет в кромешной тьме, разглядеть ничего толком не получается. То же, что видно, до боли напоминает S.T.A.L.K.E.R, вышедший, напомню, три года назад.
- Наконец, «самая высокотехнологичная в мире игра» должна эффективно использовать многоядерные процессоры. И вот тут-то меня ждал главный сюрприз. Дело в том, что Андрей Прохоров, глава компании-разработчика 4A Games, специально упомянул о «многопоточности» движка. Ведь «Метро 2033» выходит и на Xbox 360, а там требования по данному пункту весьма суровые. Так вот. По моим замерам, даже в очень насыщенных сценах уровень загрузки процессора не превышал… 20%, а время от времени умный Core i7 даже сбрасывал частоту, потому что ему некуда было девать свою мощь. Это, извините, что такое? Неужели с производительностью все слишком хорошо, и процессор попросту нечем занять? Так ведь нет, без GeForce 275 GTS в «Метро» лучше и не соваться. Тогда что? Очередной баг? Забывчивость, которую исправят в грядущем патче? Или я просто ошибся в замерах?

Наверное, глупо недооценивать свои достижения, но чрезмерная их переоценка вызывает смесь раздражения и сочувствия. Конечно же, «Метро 2033» имеет право на существование и, скорее всего, продастся хорошим тиражом. Но, наверное, более спокойная презентация не спровоцировала бы ряд журналистов на нервные рецензии, вроде этой.

Max Payne: маленькое возвращение

В субботу у меня внезапно случился самый настоящий выходной - первый за очень долгое время. В связи с суровым графиком лет эдак с двенадцати, отдыхать я толком не научился, а ради одного выходного овладевать этим прекрасным мастерством, пожалуй, не стоило. Поэтому решил сделать давно задуманное, а именно установить на нетбук игру Max Payne. Точнее, первую часть, вышедшую в далеком 2001-м.

В силу склада характера и все той же нехватки времени я крайне редко пересматриваю старые фильмы, и, тем более, не прохожу по десятому разу старые игры. Но Max Payne - одна из двух немолодых игрушек (вторая C&C:Generals), всегда живущих у меня на винчестере. Да, мне самому странно, но продукт, выпущенный без малого девять лет назад, и с тех пор пройденный мной не раз и не два, умудряется "цеплять" по-новой, стоит лишь не поиграть в него с годик. С момента последнего запуска "Макса" набежало уже года полтора, а раз так - самое время освежить ощущения, заодно проверив, как игра поведет себя на самом маленьком из моих компьютеров.

С установкой Max Payne на нетбук Acer D250 проблем не возникло: у меня есть чудесный бокс с USB-интерфейсом, куда воткнут обычный DVD-ROM. Р-раз, и игра уже на жестком диске. Ставим патч с последней на данный момент (и навсегда) версией 1.05, отключаем USB-привод, кликаем по ярлыку на рабочем столе... Опа, а без диска игра запускаться не хочет! Оно и неудивительно: в 2001-м году было трудно представить времена, когда ноутбуки будут тянуть трехмерные игры, а CD-ROM отомрет вслед за флопповодом. Только что же делать? Таскать с собой внешний привод - мягко говоря, не вариант, если только вы не купили что-то легкое, сделанное специально для нетбука. Интересная штука - своеобразные док-станции, которые подсоединяются к нетбуку по USB, и позволяют ему обрести еще один жесткий диск и DVD-RW. Но, при всем уважении к Максу, ради него я такую не куплю, а по другим поводам потребности как-то не возникало. Подумав, я скачал еще один патчик, отучающий игру от привычки проверять наличие диска. Нехорошо, согласен. Но виноваты в этом сами разработчики, о чем, впрочем, чуть ниже.

После патча игра запустилась и не просто забегала на Intel Atom и встроенной графике, а ЗАЛЕТАЛА. Мне такая производительность в 2001-м и не снилась, хотя в компьютере стояла вполне актуальная на тот момент GeForce 2 GTS с 64 мегабайтами оперативной памяти и процессор Intel Pentium III-833. Подключил к нетбуку мышку и с лету прошел два уровня, не обращая особого внимания на то, что картинка... гм... растянута. Как сейчас трудно представить нетбук с экраном 4х3, так и в 2001-м пропорции 16х10 были той еще редкостью. Сама-то игра делает вид, что поддерживает 1024х600, однако и сам Макс, и все его враги выглядят забавными толстяками, а все предметы оказываются неприятно растянутыми.

Обычно в таких случаях помогает редактирование INI-файла или установка еще одного патчика, однако Макс оказался крепким орешком. Никаких способов вернуть ему нормальные пропорции на широком экране так и не придумано, хотя над задачкой бились лучшие умы человечества, включая суровых ребят с Widescreen Gaming Forum. Недобрые комментарии пользователей стали главной причиной исчезновения первой и второй частей "Макса Пэйна" из магазина STEAM, где они было появились под фанфары в позапрошлом году. А ведь это был единственный способ легально установить игры на компьютер без оптического привода! Но то ли для поддержки широких экранов потребовалось слишком много доработок, то ли нынешний владелец франшизы (Rockstar Games, на минуточку) предпочитает тратить ресурсы на третью часть, однако второе пришествие оригинального Max Payne не состоялось. И придется мне в командировках управлять толстячком...

Но нет худа без добра, и эта история натолкнула на идею. В магазине STEAM продается целая куча бодрых старичков по 5 баксов, которые с большой вероятностью заработают на машинках с Intel Atom без особых проблем. Так что мешает слегка подрихтовать игру, дабы она легче управлялась с тачпада, не жрала попусту энергию и не удивлялась особенностям Windows 7, а потом сделать к ней еще пяток новых миссий, и продавать в том же AppUp как конечным пользователям, так и производителям компьютеров? Вот честное слово, если я пойду в магазин выбирать нетбук и, среди их однообразия увижу нечто с наклейкой "Max Payne Netbook Edition Inside", куплен будет именно он. Даже если компьютер предназначается дочке. И, наверное, таких странных папаш наберется немало. Плюс добавьте к ним толпы командировочных, ищущих развлечение в дорогу, и вот он - profit.

А пока ничего подобного не наблюдается, вернусь-ка к маленькому толстячку...

Прощай, The Bat!

Часто приходится слышать и читать словосочетания, вроде "культовый фильм", "культовый альбом", "культовый журнал" или «культовая игра». В последнее время, пожалуй, даже слишком часто. А вот объявлять культовым ПО не спешат даже вечно начинающие девушки-пиарщицы. И это странно, потому что в моем понимании программа, написанная в одиночку или группой единомышленников, является самым настоящим произведением искусства. И ничто не мешает украсить ее ярлыком из арсенала маскульта. В конце концов, мало кто из нас будет смотреть «Криминальное чтиво» по 12 часов в сутки, или годами слушать только альбом L.A.Woman группы The Doors. А вот IM-клиентом Miranda я пользуюсь уже много лет, и помню, как мне стало нехорошо, когда AOL вдруг объявила войну альтернативным клиентам. Еще я искренне не понимаю, как можно нормально пользоваться видеокартой, если в системе отсутствует утилита RivaTuner. Не могу обходиться без CPU-Z, SpeedFan, Everest и Total Commander. Перечисленные продукты настолько вошли в мою повседневную жизнь, что мне бы хотелось встретиться с их разработчиками и взять у них автограф. Не отказался бы почитать биографии этих замечательных парней, дабы понять – откуда берутся такие идеи, как их взрастить внутри себя?

Но как и в случае с музыкой или кино, интерес к творцам ослабевает, если после действительно хороших вещей они начинают гнать нечто невнятное, состоящее из самоповторов и ремейков. Иногда первоначальный задел бывает настолько огромен и значим, что позволяет обленившемуся или просто уставшему от жизни творцу удерживать вокруг себя волшебную ауру довольно долго, но финал всегда один. Аура тает, спрос падает, и скоро культовый разработчик забрасывает свое детище, а порой и работу вообще. Сегодня я окончательно утвердился в мысли, что компания RITLabs, разработчик действительно культового почтового клиента The Bat, находится в конце этого пути.

Я уже писал о своих взаимоотношениях с Bat в блоге, не буду повторяться. Просто сегодня утром на компьютер была установлена самая свежая версия почтового клиента на данный момент, 4.2.23. Специально пропустил много билдов, хотелось почувствовать хоть какую-то разницу. Ведь логично предположить, что если ты ставишь 4.2.23 после 4.2.6, в программе должны произойти некие изменения?

Увы и ах. Ребята даже не вылечили ветхозаветный баг, из-за которого при установке новой версии поверх старой в системе начинает жить две The Bat, конфликтующих между собой. Интерфейс, толком не изменившийся со второй версии, продолжает радовать "удобством" и "простотой": чего стоит хотя бы процесс добавление письма в список спамерских, когда надо сначала вызвать одно большое меню, найти в нем совершенно неочевидный пункт «Специальное», открыть еще одно подменю, и только тогда, тогда! Не без волнения запустил я процессы сжатия папок и бэкапа базы, но все осталось по-прежнему: вот уж 2010-й год на дворе, а платный почтовый клиент ($25 или 35 за копию, в зависимости от версии) упорно использует лишь одно ядро процессора! Это можно было терпеть, пока другие клиенты были столь же архаичны. Но ведь новая версия (3.0.3) совершенно бесплатного Thunderbird использует все ядра сразу, причем очень умно – загружая каждое из них на 35-40 процентов. Наверное, при желании, можно поднять уровень загрузки вручную (это же опенсорс!), но мне даже нравится, что при несомненно большей эффективности работы система не перегружена, и позволяет абсолютно комфортно работать с другими приложениями.

Не знаю, может быть мое сознание уже трансформировалось под влиянием Intel Software Network, но, попробовав «новую» версию The Bat, я решил больше не ставить этот почтовый клиент на свои компьютеры и не тратить деньги на покупку лицензий. Да, 12 лет назад в RITLabs сотворили маленькое чудо, немного опередившее время. Но в последние лет пять программисты борются с одним им известными демонами, тогда как интересы пользователя и поддержка современных технологий переехали куда-то на очень задний план.

Так не пойдет.

No more money for The Bat!


Ваши советы и вопросы присылайте по адресу vilianov@gmail.com
(c) Сергей Вильянов, 1999-2010


В избранное