Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы любителям апгрейда

  Все выпуски  

Советы любителям апгрейда. Жесткие вопросы


Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Уходящая неделя выдалась очень тяжелой, поэтому буду краток.

Иллюстрированная версия этого выпуска доступна по адресу http://helpix.ru/upgrade/20070530.html

Занят сейчас переходом с пары КПК+телефон на коммуникатор с Windows Mobile 6.0 на борту, поэтому особенно интересуюсь мобильными операционными системами от Microsoft. Товарищи по оружию прислали мне подробнейшее руководство по WM 6 - девяносто пять страниц мелким шрифтом со скриншотами, который я выложил в своем Дневнике Любителя Апгрейда. Если интересно - скачивайте на здоровье.

Ну и письма пишите, конечно!


Жесткие вопросы

Сколько проживет ваш винчестер при жаре и почему новые игры так некачественны?

Гуляя в этом году по выставке CeBIT, я, не побоюсь этого слова, наслаждался внешностью новых видеоускорителей. Эти роскошные решетки медных радиаторов, прозрачные кулеры со встроенными светодиодами, полуобнаженные нимфы на упаковке… Они так радуют глаз, что даже не хочется вспоминать о горькой судьбе бабочки-однодневки, которая ждет каждую из этих новинок. Только продвинутые геймеры накупили себе «продвинутых» 8800 за страшные сотни долларов, как Nvidia уже разработала и даже разослала всем партнерам опытные партии чипсетов 8600, лучшие образцы которых будут мало чем уступать в производительности старшим братьям. И ничего, что шина памяти урезана до 128 бит: нынешняя DDR3 может разгоняться до эффективной частоты два гигагерца и выше, а это практически устраняет искусственно созданное «бутылочное горлышко». По идее, линейка GeForce 8600 еще официально не представлена, и показывать ее на выставке производители не имели права, но смелая компания MSI обошла запрет, вывесив на стенде сэмплы 8600 GT и GTS с лаконичной подписью «Новая графическая карта с поддержкой DirectX 10». Особенно любопытным журналистам секретные названия, частоты, параметры памяти и прочие вкусности выдавались устно нужными порциями.

Быстрое обновление поколений видеокарт, в свою очередь, поощряет разработчиков игр забывать об оптимизации кода и выпускать на рынок настоящих монстров, непонятно зачем подгребающих под себя все имеющиеся системные ресурсы. Я не любитель жанра RPG, но, поставив недавно игру Gothic 3, сначала восхитился демонстрируемыми там пейзажами и даже потратил на нее несколько дней, а потом разозлился и стер это наваждение с глаз долой. Нет, ну серьезно! По уровню графики эта игра мало чем отличается от ветхозаветного FarCry, причем последний местами смотрится даже красивее. Так вот почему тогда FarCry у меня носится, как оглашенный, а «Готика», при далеко не предельных значениях графических настроек, кое-как ковыляет, погружаясь в ступор при появлении на горизонте какого-нибудь кустика или, чего доброго, зверушки. И это, между прочим, уже после установки щедрой пригоршни патчей, тянущей на шестьдесят с лишним мегабайт, которую мне скачать и установить совсем нетрудно, в отличие от человека с dial-up соединением, купившим вполне лицензионную копию «Готики» в Костроме или Пензе.

Говорят, на GeForce 8800 игра работает нормально, поэтому поклонники игры копят деньги, предвкушая радостные мгновения пробега по игрушечному лесу без странных рывков и подергиваний. А еще к тому времени обязательно напишут патч мегабайт на семьдесят, который исправит проблему с исчезающими текстурами зданий - и тогда все вообще будет замечательно! А то, что Pirahna Bytes выпустила на рынок полуфабрикат, не постыдившись брать за него полную цену, так это пустяки, дело житейское. Вон, веселые украинцы из GSC Game World шесть лет недоедали и недосыпали, все трудились над игрушкой S.T.A.L.K.E.R. Наконец, выпустили свой «шедевр» на рынок, а тут вдруг обнаружилось, что перечень багов и недоделок, обнаруженных в нем только в первые дни продаж, занимает два листа мелким шрифтом. Причем баги все, как на подбор, очень трогательные. Чего стоит хотя бы первый в списке: «Кнопки остаются нажатыми и значение параметра в Опциях игры меняется само по себе». В переводе с секретного языка разработчиков это означает: «Мы еще два года назад выгнали всех QA-специалистов (Специальных людей, которые на профессиональной основе занимаются тестированием бета-версий программного продукта в целях выявления максимального числа ошибок), потому что они мешали программистам спокойно пить слабоалкогольные напитки в свободное от отдыха время». Причем извиняться за свою, с позволения сказать, оплошность в GSC Game World не стали, а просто выпустили 11-мегабайтный патч, после установки которого все сохраненные ранее игры перестают работать, так что вам придется проходить все заново. Больше того, разработчики предупредили, что такая же проблема будет наблюдаться при установке всех последующих патчей (которых, надо думать, напишут пару десятков), и они даже подумывают выпустить специальный конвертер, переделывающий старые «сэйвы» в новый формат. Жаль только не назначили хотя бы приблизительную дату его явления народу. (в итоге эту несуразицу вылечили. Но другие остались. - С.В., 8 июня)

К великому счастью, мне и многим другим геймерам, с интересом (а кто и с нетерпением) ждавшим выхода долгостроя S.T.A.L.K.E.R, все эти проблемы с патчами и «сэйвами» абсолютно параллельны, потому что, за исключением аутентично-советской графики, игра ничем похвастаться не может. Играть в нее, конечно, можно, но за три часа я насладился этим процессом на всю оставшуюся жизнь. Очень хочется верить, что неминуемый S.T.A.L.K.E.R–2 окажется более завершенным и просто продуманным продуктом.

Кстати, именно к выходу S.T.A.L.K.E.R’а я планировал апгрейд до GeForce 8800, но, к счастью, семейный бюджет тревожить не пришлось: во-первых, игра очень резво бегает на слегка разогнанной 7900GS в разрешении 1280х1024 и на почти максимальных графических настройках, а, во-вторых, читайте предыдущий абзац. Осталось проверить, насколько требователен к железу долгожданный Command&Conquer 3 от Electronic Arts, как и все игры этой компании вышедший четко в срок, но тоже успевший буквально за неделю обрасти тремя патчами.

Вот интересно, если ситуация с качеством написания компьютерных игр и их непомерными системными требованиями так раздражает меня, старого любителя покопаться в компьютере, то что же должен испытывать нормальный человек, который хочет просто хочет поиграть в свое удовольствие? Сначала ему предложат воткнуть в компьютер карту долларов за триста, а лучше – за пятьсот, дабы игра более-менее ворочалась и выглядела симпатично. Потом дружески порекомендуют докупить звуковую карту, потому что со встроенными в материнскую плату решениями не все игры работают корректно. Еще надо купить многоканальный набор акустики или, на худой конец, наушники 5.1, потому что без них «не круто». Понятное дело, нужен еще монитор с коротким временем отклика, а то некрасиво. Не помешает привод, справляющийся со всеми капризами потрясающе надежной системы защиты от копирования StarForce, которую пираты почему-то ломают еще до появления игры на прилавках. Наконец, собрав этот конструктор воедино, надо установить игру и покопаться в ее графических настройках, которые вроде бы несложны, но одна-единственная галочка, поставленная в неположенном месте, способна без видимых последствий для качества картинки превратить игровой процесс в дергающееся слайд-шоу. Ну и, понятное дело, надо разобраться в настройках клавиатуры, которая для комфортной игры не предназначена в принципе, и только мы, маньяки со стажем, умудряемся этого не замечать.

Не удивительно, что число желающих поиграть на компьютере с каждым годом сокращается, а все чаяния игрописателей устремлены в сторону приставок. Шутка ли, за цену топового видеоускорителя можно купить отличную консоль с целым ворохом лицензионных игр, причем последние будут работать быстро и без сбоев. Я уж не говорю о том, что через полгода приставку не придется апгрейдить, потому что какой-нибудь лентяй-игродел поленился тратить время на оптимизацию кода. Будьте уверены, и Sony с Nintendo, и присоединившаяся к ним Microsoft, подобную провокацию засекут на дальних рубежах и безжалостно изгонят провинившегося из рядов «своих» разработчиков. На PC горе-писателей воспитывать некому, и, по ощущению, очень скоро все эти прекрасные, горящие медью, видеоускорители, которых так любят показывать на выставках, будет не для чего покупать. Сам уже решил, что при первой же возможности постараюсь мигрировать на Nintendo Wii, потому что чудо как хороша получилась эта малютка.

Но пока время столь жестких перемен не наступило, я продолжаю обустраивать свой домашний мегакомпьютер. Вот уже несколько недель общий объем жестких дисков в нем заметно превышает терабайт, потому что к моим собственным Western Digital и Maxtor (320 и 300 Гбайт соответственно) на время подселился тестовый WD 5000AAKS (500 Гбайт), о котором я писал в прошлом выпуске. Радоваться бы этому простору, но одна странная дисгармония здорово испортила мне настроение.

Помните мои рассказы о том, как винчестеры с одинаковой скоростью вращения шпинделя, оказавшись рядом друг с другом, начинают с периодичностью примерно раз в десять секунд издавать странный низкочастотный звук? Всегда считал, что это двигатели входят в резонанс, и лечил его перемещением винчестеров по трехдюймовой «корзине» внутри корпуса. Правда, в последние года три с этим явлением сталкиваться не приходилось, и я уж было подумал, что проблема ушла в прошлое, но когда нынешняя троица собралась вместе, ей тут же нашлось о чем… погудеть. Каюсь, я полагал, что резиновые прокладки по бокам «корзины» - панацея от неприятностей такого рода. Однако практика показала обратное, и, подвывая в тон винчестерам, ваш покорный слуга стал думать думу.

Первое, что пришло в голову – немного открутить болты, держащие винчестеры, чтобы резина смогла эффективнее сыграть свою роль. Увы, это не оказало на гул никакого влияния, тем более, что болты и раньше были затянуты не очень туго. Затем я перевел 500-гигабайтный винчестер в отделение для пятидюймовых устройств, но туда не «добивает» 12-сантиметровый пропеллер с лицевой панели, и диск стал заметно греться. Гул, что интересно, все равно не исчез. На третью попытку фантазии не хватило, и тогда я решил посоветоваться с людьми, заведомо знающими о винчестерах больше моего. А именно с Андреем Состиным из Hitachi GST и Олегом Леонтьевым из Western Digital.

Стоит отметить, что мне пришлось довольно долго объяснять суть проблемы обоим собеседникам, из чего можно сделать вывод об относительной редкости возникновения проблемы. Наверное, немногим приходит в голову запихать в компьютер столько новых жестких дисков, хотя, судя по моей почте, некоторые люди жалеют выбрасывать даже 10- гигабайтные раритеты и в одном корпусе можно встретить экземпляры с разницей в годе выпуска на 7-8 лет. Но коллекционерам проще, потому что шпиндели старых винчестеров обычно вращаются со скоростью 5400 оборотов в минуту, и ни о каком резонансе не может быть и речи. С другой стороны, по мере снижения цен на винчестеры и роста популярности RAID-массивов в домашних системах, мои вопросы могут оказаться совсем не праздными.

Андрей Состин с ходу посоветовал воспользоваться утилитой Hitachi Feature Tool, которая, несмотря на название, позволяет управлять акустическими параметрами винчестеров всех производителей. Разумеется, если они вообще поддерживают данную опцию – об этом стоит заранее справиться у продавца или на фирменном сайте. Благодаря манипуляциям, можно практически полностью избавиться от шума головок, пожертвовав за это порядка десяти процентов производительности. Правда, управлять скоростью вращения шпинделя ни эта, ни аналогичные программы (HDD Life, например) не умеют, а значит в моем случае проку от них немного. Хотя рецепт этот на заметку взял: резвость нужна только системному винчестеру (или их паре в случае RAID-массива), а все остальные лучше «приглушить» во имя тишины и понижения рабочей температуры. Кстати, попутно узнал от Андрея, что для продукции Hitachi дополнительное охлаждение не требуется, если температура корпуса винчестера не переваливает за 55 градусов Цельсия. По крайней мере, заявляемое фирмой время наработки на отказ (MTBF) он продержаться просто обязан.

Олег Леонтьев из WD первым делом усомнился в том, что винчестеры вошли в резонанс, потому что, судя по моему музыкальному подвыванию в трубке, речь идет о звуковой волне. Устранить ее можно двумя способами – либо менять диски местами, пока в одной из комбинаций им не разонравится гудеть, либо попробовать максимально жестко зафиксировать их в «корзине». Первый мне подходил не очень: из-за длины видеокарты я не могу использовать все вроде бы свободные гнезда, так что в итоге пришлось бы плясать вокруг одной и той же комбинации. А вот второй вариант взял, да и сработал! Оказывается, волновые завывания были вызваны тем, что жестким дискам не хватало жесткости.

Заодно я полюбопытствовал у Олега – а какую температуру можно считать нормальной для продукции Western Digital? Оказалось, что компания рассчитывает время наработки на отказ для своей продукции при 50-ти градусах Цельсия. Если пользователь подсуетился и купил правильный корпус, где винчестер греется только до сорока градусов, ресурс его увеличивается вдвое. Сбегал в магазин за специальной нашлепкой с пропеллером, которая понизила температуру до тридцати – ресурс удвоился еще раз. Приятно? Да не то слово! Как мы знаем, стандартное MTBF современного винчестера обычно составляет шестьсот пятьдесят часов или, проще говоря, семьдесят четыре года (у дорогих моделей, предназначенных для использования в серверах, MTBF достигает миллиона двухсот часов). Пара несложных манипуляций – и вот уже в нашем распоряжении, страшно сказать, двести девяносто шесть лет (!) непрерывной работы.

«Позвольте», - недоумевает читатель, - «Но почему тогда мой предыдущий винчестер отдал концы всего через полтора года после начала эксплуатации?». К сожалению, причин тому может быть множество. Во-первых, далеко не все «железо», попадающее в Россию, первосортное. Не перевелись еще коммерсанты, закупающиеся по принципу «числом поболе, ценой подешевле», и потому на прилавки наши просачивается некондиционный товарец. Внешне он может ничем не отличаться от своих полноценных собратьев, но на практике обязательно выкинет какой-нибудь фортель, вроде безвременной отправки к праотцам. Во-вторых, винчестер – устройство довольно нежное, а расстояния, преодолеваемые ими по российским просторам до своих будущих владельцев, достигают сотен и тысяч километров. Вы, к примеру, уверены, что грузовичок с разными железками, следовавший с финского склада в Москву, основательно не тряхнуло на паре колдобин, а водитель перед выездом тщательно закрепил все коробки в кузове? Кто даст гарантию, что проводница Любовь Сергеевна из скорого поезда «Саратов-Москва» номер семнадцать, уже не первый год работающая курьером многих саратовских компьютерных фирм, не шарахнула сумку с винчестерами об пол, когда засовывала очередную посылку на верхнюю полку своего тесного купе? Ладно бы нам еще предлагали выбор между винчестерами в OEM и Retail версиях – продуманная упаковка, обязательная во втором случае, позволяет свести к нулю воздействие дорожных неурядиц. Но от чего, скажите мне, может защитить обычный пакетик, в большинстве случаев еще и вскрытый представителем поставщица для записи серийного номера? Это ж слезы, а не защита… Третий фактор, сокращающий жизнь винчестера – некачественное питание. Если у вас корпус из разряда «тридцать долларов вместе с четырехсотваттным блоком питания», советую делать бэкап с регулярностью один раз в час, ну или просто не храните на жестком диске ничего ценнее экранной копии фильма «Такси 4». Наконец, последнее: говоря о шести сотнях тысяч часов, производитель имеет в виду непрерывную работу, тогда как каждый цикл включения/выключения укорачивает жизнь винчестера примерно на тринадцать часов. Поэтому даже если вы включаете компьютер на полчаса в день, только за месяц ресурс винчестера сократится почти на четыре сотни часов.

В то же время комфортный температурный режим продлит жизнь даже винчестеру- подранку, и если программа SpeedFan (или ее многочисленные аналоги) говорят вам, что диск регулярно прогревается до сорока пяти градусов и выше – не пожалейте триста рублей на покупку принудительного охлаждения. По моим наблюдениям, с разгоном горячего воздуха справляется даже самый маломощный пропеллер, так что нет особого смысла выбирать вариант с несколькими источниками шума.

Что же до меня, то на выставке CeBIT я буквально влюбился в один из сэмплов на стенде компании Titan, известной в России, главным образом, своими кулерами. Новый продукт представляет собой наглухо закрывающийся алюминиевый бокс для жестких дисков. Стенки у него довольно толстые, а сверху и снизу прикреплены пластины из какого-то пластичного и слегка липкого вещества с великолепной теплопроводностью. Бокс крепится в пятидюймовый слот компьютерного корпуса и позволяет не только полностью избавиться от шума, издаваемого винчестером, но и обеспечить довольно эффективное охлаждение последнего, работая одним большим радиатором. Мне обещали прислать с Тайваня экземпляр из первой серийной партии этих чудо-коробочек, так что надеюсь в ближайшем времени проверить рассказы представителя компании на практике. Очень хочется верить, что результат меня не разочарует.

И в заключение, чтобы уж окончательно доконать вас темой хранения данных, расскажу о своем близком знакомстве с несколькими свежими представителями племени мобильных винчестеров. Не секрет, что производители в последнее время уделяют им особое внимание. Люди постепенно отказываются от покупки «настоящих» компьютеров в пользу ноутбуков, и многие из них вскоре сталкиваются с нехваткой места на жестком диске. Это в десктопе все просто – взял, да и поставил еще один рядом, гигабайт эдак на четыреста. А в корпусе ноутбука место под второй винчестер обычно не предусмотрено, за исключением редких пока экземпляров, вроде Toshiba Satellite A135. Остается только замена диска на более емкую модель, однако здесь любителей покачать всякие интересности из сети, вроде BitTorrent, ждет жестокое разочарование – даже на самых емких из выпускаемых сейчас мобильных винчестеров не уместится больше 160 гигабайт. Не говоря уже о том, что флагманские модели до недавнего времени стоили совсем не «бюджетно». Но вот потихоньку технология перпендикулярной записи подешевела, модельные линейки обновились, и пришло время снижать цены. Сейчас 160-гигабайтный мобильный винчестер можно купить за $120-150. Это все равно в два раза дороже, чем за обычный «трехдюймовик» той же емкости, но уже и не две с половиной сотни, которые просили за первые экземпляры 160-гигабайтных Seagate Momentus прошлым летом.

А еще в магазинах стали появляться 2.5-дюймовые винчестеры со скоростью вращения шпинделя 7200 оборотов в минуту, то есть, по идее, мало чем отличающиеся в плане производительности от старших братьев. Разбираться во всем этом многообразии по пресс-релизам стало совсем скучным, и, кинув клич правильным людям, я скоро держал в руках два винчестера Hitachi и один Western Digital. Сначала в ноутбук временно переехал самый интересный представитель этой троицы – «семитысячник» Hitachi Travelstar 7K100 емкостью 100 гигабайт. Внешне он ничем не отличается от менее скоростных собратьев, и, по идее, его можно установить в любой мобильный компьютер, поддерживающий интерфейс SATA. Однако такой апгрейд надо делать с большой осторожностью, потому что этот зверь за $150 так вибрирует и звенит головками, словно внутри ноутбука насмерть бьются два взвода оловянных солдатиков. Производительность, конечно, радует – по данным SiSoftware Sandra 7K100 выжимает 52 мегабайта в секунду при среднем времени доступа 8 мс. Для сравнения, примерно такая же производительность у моего Maxtor MaxLine Plus III, который полтора года назад был одним из самых быстрых винчестеров на рынке. Но шум, вибрация и склонность к довольно сильному нагреву (до 50 градусов под нагрузкой при комнатной температуре) заставили меня исключить данную модель из wish-листа до момента покупки какого- нибудь гигантского ноутбука с 19-дюймовой матрицей. Вот там, затерявшись где-то в недрах корпуса, ему и его собратьям самое место, а для действительно мобильных компьютеров лучше присмотреть что-нибудь более традиционное.

Например, Hitachi TravelStar 5K160, который, как и другие продукты Hitachi, отличается очень понятным индексом модели, содержащим ее основные параметры: 5400 оборотов шпинделя в секунду (5К) и 160-гигабайтную емкость. И еще он самый дешевый из всех: в Москве данную модель можно найти всего за $120. Производительность у него неплохая – 41 мегабайт в секунду при среднем времени доступа 15 ms, однако при таких скоростях он шумит головками ничуть не тише собрата-«семитысячника». Это лечится: достаточно воспользоваться услугами Hitachi Feature Tool, и работа 5K160 станет практически бесшумной. За «визит доктора», правда, придется заплатить снижением скорости процентов на десять, что неприятно, но вполне переносимо. Мне еще не очень понравилась привычка 5K160 ощутимо нагревать поверхность корпуса ноутбука над тем местом, где крутятся диски, но Андрей Состин из Hitachi GST заверил, что «миллионы заказчиков пока не жаловались» на эту шероховатость, а устранить нагрев можно, еще раз воспользовавшись фирменной утилитой. Добавлю от себя, что, вернувшись из ноутбука в свой пакетик, винчестер вел себя идеально тихо и абсолютно не грелся.

Третий винчестер, Western Digital Scorpio WD1600BEVS, появился на рынке позже всех, однако очень быстро подешевел с $165 до $125, и сегодня вовсю конкурирует по цене с Hitachi. Это первый мобильный накопитель от WD, поддерживающий технологию перпендикулярной записи, и Sandra присвоила ему индекс производительности 46 мегабайт в секунду при среднем времени доступа 11 ms. При этом он практически не греется (42 градуса под хорошей нагрузкой), а шум работы представляет собой тихий шорох, словно кто-то быстро пролистывает толстую старинную книги. И, заметьте, это безо всяких умных утилит и принудительного снижения скорости.

В общем, когда б мне сегодня понадобился емкий винчестер для своего маленького друга, я бы купил «Бивиса». Именно так называют 160-гигабайтный Scorpio в российском представительстве Western Digital, и у меня нет ни малейшей догадки – кто бы мог указать сотрудникам на забавное созвучие буквенного индекса данной модели? Правда, проверенные люди на CeBIT’е рассказали мне, что скоро в ноутбуках не будет никаких винчестеров и останется одна только флэш-память, но это тема уже совсем другой рассылки. И вряд ли «скоро» в данном случае означает меньше трех лет.

Искренне Ваш, Сергей Вильянов


Ваши советы и вопросы присылайте по адресу serge@citycat.ru
(c) Сергей Вильянов, 1999-2007


В избранное