Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы любителям апгрейда

  Все выпуски  

Советы любителям апгрейда . Вечные Ценности


Информационный Канал Subscribe.Ru

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Как и обещал, предлагаю вашему вниманию очередной выпуск рассылки. Пожалуй, ее текст будет попривычнее, нежели интервью с Жириновским :)

Для любителей не только читать, но и смотреть картинки, вот здесь доступна иллюстрированная версия. Любителей народного творчества, возможно, заинтересуют следующие ветки форума рассылки:

Обсуждение привода NEC 3500A

Различные мнения о Москве и москвичах

Заодно (не могу удержаться! :) полюбуйтесь на обсуждение беседы с Жириновским

В общем, читать подано!


Лучшим эпиграфом к сегодняшней рассылке будет цитата из песни Сергея Чигракова, чьей команде «The Chizh&Co» не так давно исполнилось десять лет. Помните? «И стал делать деньги вчерашний бунтарь и вчерашний певец, в его уютной квартире есть газ, телефон и вода».

В конце прошлого века главным апологетом свободного распространения музыки считался Интернет-сервис Napster. Прогрессивные аудиофилы со всего мира, устанавливая небольшую программку-клиента, получали доступ практически к любым альбомам и компиляциям, не платя за это ни гроша – не считая, разумеется, затрат на доступ в Интернет. Редчайшие композиции, приличная скорость скачивания, удобный интерфейс – всё это в итоге привлекло не только коллекционеров, но и представителей звукозаписывающих компаний. Последние же, хоть и не устают жаловаться на бедность, свои юридические отделы закрывать даже не планируют. Поэтому стоило альтруистическому бизнесу ребят из Napster’а достичь определенных высот, как на него спустили свору профессионалов, в считанные месяцы поставивших проект в позу «гю». Доведя Napster до предбанкротного состояния, его по дешевке купила компания Roxio, известная нам по EasyCD Creator, и теперь «вчерашний бунтарь» настолько легален и законопослушен, что диву даешься. Другой вопрос, что и популярность его сразу упала на порядок, но это абсолютно нормальное явление: после того, как советская супергруппа «Машина Времени» легализовалась, перейдя в 1979 году под крыло «Москонцерта», с ней тоже начало происходить что-то странное, позволившее вырваться на первые места питерским командам «Аквариум», «Кино» и прочим «Зоопаркам».

Во времена независимости Napster’а в определенных кругах серьезной популярностью пользовалась программка CloneCD, которая, при наличии в пишущем приводе поддержки субкодов, позволяла копировать лицензионные диски даже с самой забористой защитой. Разумеется, бытовое пиратство – это нехорошо, но я тогда в жил в Израиле, где даже самая простенькая компьютерная игра стоит от 20 долларов. Если это продукт уровня GTA3, то, будьте уверены, я за него и полтинника не пожалею, а если всего лишь FIFA 2005, в которой с двухтысячного года меняются только музыка да щиты на стадионах? Поставить же новую версию все равно хочется, но платить за три минуты игры и мгновенную деинсталляцию приличную сумму, согласитесь, не слишком правильно даже по капиталистическим понятиям. Можно, конечно, скачать демоверсию, но в случае FIFA2005 это 80 мегабайт, на которые потребуется истратить не меньше 7 часов далеко не бесплатного dial-up’а. Заметьте, что 80 мегабайт – далеко не рекорд: новая демка продолжения сериала «Prince of Persia» от Ubisoft тянет на 256 мегабайт, а Total Club Manager 2005 от все той же Electronic Arts – аж на 500 с лишним.

В общем, CloneCD был весьма полезным инструментом, и мне было крайне неприятно, что довольно крутой по тем временам домашний рекордер Panasonic 7586, умеющий записывать CD аж на восьмой скорости, с субкодами работать не хотел, и потому программой CloneCD не поддерживался. Разумеется, следующий рекордер был куплен с учетом этого нюанса, но к тому времени я уже перебрался в Москву, где, по понятным причинам, доступ к новым играм и программному обеспечению значительно облегчился.

Но не стоит думать, что в Москве есть абсолютно все и задешево. В этом нетрудно убедиться, если начать искать какие-то конкретные вещи, даже зная правильные места. Так, около года я не мог найти в столице DVD «Elvis’68 Comeback Special». То есть вообще – ни в оригинальном, ни в пиратском исполнении. Пару раз попадались видеокассеты, но мне, к сожалению или к счастью, уже года три их не на чем просматривать. А фильм, между прочим, очень интересный. Десять лет, с 57 по 67 годы, Элвис Пресли практически не давал концертов, полностью сосредоточившись на кинокарьере. Сначала все шло неплохо, но, погнавшись за увеличением доходов, его менеджер принял решение снимать только малобюджетные фильмы, которые, благодаря обаянию Элвиса, должны были собирать в прокате десятки миллионов долларов. Задумка, конечно, была неплохой, когда б не один нюанс: Элвис, при всех его достоинствах, был весьма посредственным киноактером, а в окружении команды малоталантливых (а то и просто бездарных) коллег и режиссера-халтурщика это было заметно особенно хорошо. Поэтому первые фильмов пять прошли успешно, а потом машинка начала сбоить. Сборы падали от фильма к фильму, саундтреки продавались хуже и хуже, а качество вышеперечисленного снизилось до уровня утренника в больнице для тружеников села, пострадавших во время восстания ржавых молотилок. То есть все широко улыбаются, прыгают и бьют в ладоши, но со стороны это шоу выглядит довольно печально. А тут еще утренники поставили на поток и за 10 лет наклепали около 30 поделок. Понятное дело, что началась своего рода инфляция, и у менеджера – Полковника Паркера – дебет перестал сходиться с кредитом, даже несмотря на смешные даже по тем временам бюджеты лент. Самому Элвису тоже становилось понятным, что Кларка Гейбла из него не получается, а голливудская реальность страшно суетлива и надоедлива. Поэтому было принято решение о возобновлении концертной деятельности, и, чтобы поддержать ее начало, на телеканале NBC сняли специальное шоу – то самое Comeback Special. Судя по отрывкам, которые попадались в разных сборниках, шоу удалось, и мне очень хотелось посмотреть его целиком. Отчаявшись купить его в России, я достал из замаскированного сейфа особую карточку MasterCard Virtual, предназначенную специально для покупок в Интернете, и набрал адрес www.amazon.com.

Вот уж где с Элвисом все в порядке – так это на Амазоне. Только в разделе DVD там предлагают 79 позиций, так или иначе связанных с именем Пресли, а в другие я даже заглядывать не рискнул (Когда уже закончил статью, не удержался и заглянул в раздел VHS – там их аж 169. И еще можно потратить недельку на выбор новогоднего подарка среди 517 AudioCD). Оказалось, что буквально несколько дней назад в продаже появилась «deluxe»-редакция искомого «Comeback Special» - аж на трех DVD, включающих само шоу и дикое количество исходного материала, из которого потом смонтировали передачу. Не уверен, что когда-нибудь буду смотреть 14 дублей песни Guitar Man или 13 - Let Yourself Go, но цена трехдисковой версии была всего на десятку больше однодисковой, так что решил в кои-то веки не экономить. В комплекте с «Comeback Special» Амазон предложил взять такую же, «дэлюксовую», версию «Aloha From Hawaii» - шоу семьдесят третьего года, которое транслировалось в прямом эфире одновременно на 28 стран мира. Честно говоря, в 73-м Элвис был уже не в лучшей форме, но Амазон скинул 8 долларов, да и не может полноценная коллекция включать только хитовые вещи – решил купить. Ну и финальным аккордом стало приобретение DVD «That’s The Way It Is» - нарезки из совершенно потрясающих концертов, которые Элвис дал в Лас-Вегасе летом семидесятого года.

Покупки вместе с доставкой потянул почти на 90 долларов. Кстати, последняя вместо заявленных двух недель заняла полтора месяца, и я уже начал всерьез волноваться, когда пришло приглашение посетить почтовое отделение.

Собственно о содержимом дисков рассказывать не буду – ценители знают его и так, а всех остальных я, наверное, и так уже несколько утомил подробностями из жизни Элвиса Пресли. Скажу лишь, что оно меня весьма и весьма порадовало, поэтому уже на следующий день было принято решение срочно продемонстрировать обновки друзьям и знакомым. Но вот в чем беда: коробки дисков так красиво оформлены, что очень не хотелось бы повредить их во время транспортировки. Кроме того, у многих моих знакомых есть маленькие дети, которые, как известно, очень любят порисовать на красивых коробочках или искупать их в раковине. Поэтому единственный выход из этой ситуации – снять с диска копию и выдавать для просмотра именно ее. Несложное исследование показало, что полученные из Штатов оригиналы имеют всего один слой и, следовательно, могут быть легко скопированы на стандартную болванку.

Тут же из Сети была скачана свежая версия наследника легендарного CloneCD – программа CloneDVD. Я вставил в DVD-ROM оригинал, снабдил DVD-рекордер чистым диском и нажал кнопку «Клонировать диск». На это программа выдала совершенно хамское окошко, что защищенные диски она-де копировать не станет, потому что DVD- ROM отказывает ей в доступе к ним. Больше всего задело, что вместо стандартного «ОК» для закрытия окошка надо нажимать на слово «Понятно». Не менее законопослушным, но чуть более вежливым оказался Nero Burning Rom, который при попытке скопировать тот же диск отделался лаконичным «Этот DVD защищен от копирования и не может быть прочитан». Очевидно, что подобной реакции следовало ждать и от других законопослушных утилит, поэтому я не стал тратить время на опыты и обратился за помощью к участникам подшефного форума компьютерной тематики. Те быстро присоветовали несколько утилит, из которых наиболее удобной мне показалась DVD Decrypter (www.dvddecrypter.com). Работает она элементарно: вставляем в привод любой DVD, вне зависимости от разновидности защиты, указываем директорию, куда записывать «беззащитные» файлы. После этого их можно просто скопировать на болванку, а можно пропустить через уже упомянутую CloneDVD. Последняя, несмотря на законопослушность, весьма полезна в доведении сырого материала до ума. Например, она позволяет скопировать содержимое двуслойного диска на однослойный, выкинув лишние звуковые дорожки, фильмы про создание фильма, рекламные ролики и слегка пережав видеофайлы. Это не единственная программа с такими возможностями, но, пожалуй, наиболее удобная: все необходимые функции присутствуют, реализованы они внятно и, что самое главное, действительно работают, а не делают вид. Именно с ее помощью я в итоге сделал копию DVD «That’s The Way It Is», а потом переписал на однослойные болванки второй сезон сериала «The Simpsons», каждая часть которого тянет на 6.4-6.8 гигабайт, изначально требующих диск типа DVD-9 (Односторонний диск с двумя рабочими слоями и максимальной емкостью 8.5 Гбайт). Выкинул две лишние звуковые дорожки, натравил на остальное встроенный кодер – и все прекрасно уместилось на диск за 32 рубля, а разница в качестве очевидна разве что на очень хорошем телевизоре с большой диагональю. Правда, в деле ужимания контента очень важно не увлечься: если показатель «Качество» в CloneDVD опускается ниже 75-процентного уровня, результат вряд ли порадует даже снисходительного зрителя.

Будем надеяться, что двуслойные болванки скоро подешевеют, хотя надежда очень призрачна – со следующего года вступают в силу новые таможенные правила, из-за чего импортные носители могут стать ощутимо дороже. Одна надежда на Mirex…

Завершая беседу о DVD-рекордерах, начатую еще в прошлом месяце, с удовлетворением отмечаю, что выбор в пользу NEC-3500A оказался правильным. Записано около трех десятков DVD, примерно столько же CD – и ни один носитель не пал жертвой разборчивости привода. Сегодня эту модель можно приобрести всего за 85 долларов, и если вы созрели до необходимости записывать DVD в домашних условиях – даже не сомневайтесь, покупайте.

А я между тем подверг свою домашнюю систему серьезному, но, к великому сожалению, временному апгрейду. Российское представительство компании Sapphire, известного производителя видеокарт и материнских плат, предложило мне познакомиться поближе с Radeon X800 XT Platinum Edition собственного производства. Оговорив, что знакомство продлится не меньше двух недель, я встретился в метро с Костей Мартыненко, чью должность в российском Sapphire - Technical Marketing Manager – до сих пор не могу адекватно перевести на русский язык. Получив из его рук большую коробку с видеокартой, я осторожно поинтересовался – а сколько, собственно, зверушка стоит в близлежащих ювелирных лавках? Оказалось, что никак не меньше 550 долларов, и поэтому по дороге домой я сначала нервно оглядывался по сторонам, а потом и вовсе спрятал коробку под пальто.

К апгрейду приступил на следующий день, в канун выходных. Казалось бы, замена видеокарт из одного семейства – дело простое и потому не способное вызвать катастрофических последствий для системы. Особенно если речь идет о качественном железе, а не плоде проказливых ручонок многочисленного семейства По Че Сун из проклятого всеми сервисными отделами городка в Юго-Восточной Азии. Вместе с тем, чем проще кажется апгрейд, тем больше хлопот он вызывает – и наоборот. Исключения лишь подтверждают правило. Сначала все шло подозрительно гладко: расборка-сборка системного блока заняла несколько минут, компьютер включился с первого же раза, драйвер с прилагаемого диска встал, как влитой, а FarCry и Doom 3 продемонстрировали себя во всей красе. Но когда я попытался проверить почту, The Bat отрапортовал, что невозможно открыть соответствующий socket. Перезагрузился – socket продолжал стойко держать оборону. Несколько раз подсоединился к Интернету и отключился – socket не давал слабины. Попробовал зайти в Интернет, но браузер информировал меня о невозможности открыть какую бы то ни было страничку. Попытался подключиться к районной сети – она была недоступна. Снова нажал кнопку проверки почты – в служебной строке появлялись новые сообщения о стойком и таком недоступном socket’е.

Тогда я позвонил своему коллеге Денису Степанцову. На часах было уже около 11 вечера, но Денис, как коллега по душевной болезни, понял бы меня и в четыре утра. Мы вместе исследовали системные события Windows XP за последние несколько дней – там не обнаружилось ни одной, даже самой мелкой ошибки. Пробежались по настройкам TCP/IP, но и там не нашли чего-то подозрительного. Распрощались в недоумении. Я уже собрался позвонить в службу поддержки «Стрим», но перед этим воспользовался системной утилитой System Restore и превратил операционную систему в нее же саму, но днем раньше. И о чудо! Зловещий socket растворился в недрах компьютера, а Интернет и районная сеть прекрасно заработали. Успокоенный, я снова установил драйвер X800X XT, и стоит ли говорить, что сразу после этого Интернет и сеть отрубились напрочь. Не прошло и получаса, как ваш покорный слуга сидел за полностью рабочей системой и набивал письмо Степанцову с описанием проблемы. Оказалось, что отключение сетевых возможностей вызывала установка WDM-драйвера для Rage Theater - чипа, отвечающего за функции TV-входа и выхода. Не спрашивайте меня, я и сам не понимаю, что общего могли найти вспомогательный чип на видеокарте, внешний ADSL-модем Zyxel и встроенный в материнскую плату сетевой адаптер. Одно знаю точно: заставить систему работать нормально я смог только после насильственного отключения Rage Theater в Панели управления. Если знаете адрес человека, отвечающего в ATI за написание драйверов – пришлите, пожалуйста. Хочу написать ему обидное письмо (Известный многим Сергей Леонов, когда я рассказал ему эту историю, объяснил причину произошедшего очень просто. Оказывается, виноват кривой инсталлятор, который поставил в среде Windows XP WDM-драйверы, предназначенные, вообще-то, только для Windows 9x/Me. Попадая же в непривычную среду, WDM-драйверы начинают вести себя подобно слону в посудной лавке. Дорогой Sapphire, надо быть тщательнее!).

Впрочем, драйверы для видеокарт ATI в наше время не самая большая проблема. Хочешь – скачивай с сайта производителя официальную версию со всеми бонусами и дополнениями, а не хочешь – поищи в Сети альтернативный пакет, в котором лишнее выкинули, а все остальное пропатчили и перепаковали. Таких пакетов в последнее время развелось порядочно, но я бы рекомендовал использовать драйвер Forsage от HardwareLab.ru: во-первых, он регулярно обновляется с выходом новых версий Catalyst’ов, а во-вторых, при весьма богатом функционале, размер пакета Forsage всего лишь 4.3-4.5 мегабайта. Для сравнения, официальные драйвера «весят» 26-44 мегабайт, в зависимости от комплектации, и скачивать их с помощью обычного модема не всякому понравится. Кстати, на HardwareLab.Ru есть альтернативные драйверы и для видеокарт на базе чипсетов NVidia. Оттестировать их лично, к сожалению, не удалось по причине отсутствия соответствующего оборудования, но отзывы слышал весьма благоприятные.

Но давайте перейдем собственно к видеокарте. Как и полагается топовому продукту, Sapphire Radeon X800XT Platinum Edition упакована весьма серьезно – причем как в прямом, так и в переносном смысле. В большой коробке с откидывающимся верхом, позволяющим лицезреть виновницу торжества, находится полный комплект разнообразных переходников и шнурков, а для демонстрации возможностей X800 XT в поставке присутствуют полные версии игр Prince of Persia:Sands of Time и Tom Clancy’s Splinter Cell: Pandora Tomorrow. Между нами говоря, этим игрушкам для полной демонстрации своих красот с лихвой хватает и Radeon 9600 XT, но, в любом случае, подарки полезные. Сама видеокарта выглядит солидно и аккуратно. Занятно, что несмотря на, мягко говоря, приличную частоту работы памяти, чипы последней не снабжены дополнительными радиаторами. Очевидно, видеопамять GDDR3 греется слабее предшественниц, но я бы все равно потратил 150 рублей и купил набор специальных радиаторов для видеокарт от Zalman или Thermaltake – для полного спокойствия. Все же эффективная частота 1120 мегагерц (т.е. больше гигагерца!), согласитесь, достойна такого проявления уважения. Сам чип работает на частоте 520 мегагерц. Для сравнения, это на 200 мегагерц больше, чем у Radeon 9800 Pro, но мы любим его не только за это. Дело в том, что новый чип R420 содержит в себе шестнадцать конвейеров рендеринга вместо «жалких» восьми в предыдущем флагмане Radeon 9800XT. В переводе на человеческий язык это означает следующее: даже если бы R420 работал на частоте R360, используемого в 9800XT, в отдельных приложениях он демонстрировал бы производительность ровно в два раза большую, чем предшественник. Слово «отдельных» не зря выделено курсивом: на практике многое зависит от особенностей конкретного графического пакета или игры. Судя по моим тестам, средний прирост составляет те самые 100 процентов, но только с учетом возросшей частоты. При ее понижении до уровня 9800 XT можно рассчитывать лишь на 70-процентный результат, хотя, разумеется, никому в голову не придет покупать флагманскую карту и унижать ее таким жестоким способом.

О качестве двухмерной картинки, с вашего позволения, распространяться не буду, потому что оно сейчас довольно приличное у всех видеокарт, за исключением совсем беспородных. Если ваша «мылит» даже рабочий стол– она либо бракованная, либо ей на заводе привили отвращение к конкретной модели (а то и экземпляру) монитора. А вот в играх после установки X800 XT PE все стало настолько хорошо, что рука сама было потянулась к бумажнику. Только представьте: FarCry в разрешении 1280х1024 со всеми возможными графическими опциями на максимуме, включая анизотропную фильтрацию и 16-кратное сглаживание. Вода лучше реальной, трава на ветру колышется, цветочки повсюду, как настоящие, разве что не пахнут, а вокруг них стрекозы глазастые мельтешат. И вся эта красота на X800XT PE даже для виду не притормаживает – летает, аки Doom 2 на i486 DX4/100. Замечу, что даже на обычной версии X800XT, без слов «Platinum Edition» на конце, картина точно такая же: снижение частоты чипа и памяти, соответственно, до 500 и 1000 мегагерц даже в самых свежих играх малозаметно.

Впрочем, есть одна игра, в которой даже флагманские модели ATI выглядят довольно бледно, и вы ее знаете. Трудно сказать, каким именно способом авторы Doom 3 оптимизировали свое детище для видеокарт Nvidia, но в деле своем они явно преуспели – картинка на X800XT дергается будь здоров, причем не только при графических настройках игры уровня «Ultra High». Будем надеяться, что после очередного патча маркетинговые изыски будут нивелированы, но пока, к сожалению, для игры в Doom 3 лучше купить представителя семейства GeForce 6800.

И, кстати, о покупке. Я в Doom 3 не играю, а вот FarCry запускаю частенько – пейзажами полюбоваться да рыбку в речке гранатами поглушить. На 9800 Pro, если поставить все настройки на максимум, игра работает очень медленно, а на средних настройках детализация картинки ощутимо ниже – например, куда-то улетают все местные стрекозы. Но, несмотря на все красоты, которые подарила мне видеокарта Sapphire, купить я ее пока не смогу: как уже говорилось, минимальная цена X800 XT Platinum Edition в столичных магазинах равна пяти с половиной сотням североамериканских долларов. Отказ от «платинового» постфикса серьезной экономии не дает – стандартный вариант X800 XT стоит всего на 25 долларов меньше. Можно, конечно, долларов за 420 купить X800 Pro, но это уже 12 конвейеров рендеринга вместо 16 у XT, да и четыре сотни тоже сумма изрядная. Помнится, в 1998 году, когда появились первые VooDoo 2 от ныне покойной 3DFx, стоили они максимум 260 долларов, хотя компания-производитель уже вовсю играла в монополию и на рынке присутствовало, если мне не изменяет память, всего 3 производителя ускорителей VooDoo. Теперь же видеокарты делают десятки компаний, а цена флагманов растет, как на дрожжах – просто экономический парадокс какой-то. Хочется надеяться, что сразу после победы над терроризмом мировое сообщество обратит внимание на жадность советов директоров некоторых известных фирм и буквально на перекрещенных пальцах объяснит им всю неправильность нынешнего поведения.

А пока подождем. Через 6-8 месяцев появятся новые флагманы, а цена Radeon X800 XT и GeForce 6800 Ultra опустится до уровня 250 долларов. К тому же времени на продукты middle-end (150-250 у.е.) начнут ставить hi-end чипы, лишь ограничивая возможности последних с помощью нехитрых (и потому легко разгадываемых) фокусов в BIOS или драйверах. Я и мои коллеги уже писали, как из Radeon 9800SE в домашних условиях получается 9800 Pro, а из GeForce 5900XT – 5950 Ultra, и будем надеяться, что в ближайшем будущем такие подарки для продвинутых пользователей не исчезнут с прилавков близлежащих магазинов.

Резюме по Sapphire Radeon X800XT Platinum Edition будет коротким: однозначно рекомендуется к покупке… через полгода. А если число 550 со перечеркнутой буквой S на конце не вызывает у вас смущения или внутреннего дискомфорта при мысли расстаться с ним – то и прямо сегодня. Кстати, попавший ко мне экземпляр видеокарты имеет интересную особенность – его пропеллер при вращении слегка пощелкивает наподобие школьного кинопроектора. Я сначала полагал, что имею дело с мелким производственным дефектом, но через несколько дней устыдился своих мыслей. Дело тут вот в чем. Уже года два на презентации очередной модели видеокарты принято недвусмысленно намекать, что-де еще немного, и компания A или N предъявит пользователям монстра, на котором можно будет рендерить в реальном времени сцены воистину кинематографического качества. Даешь, говорят, «Терминатора 3» в домашних условиях! Так вот, наверное, действительно до светлого будущего остались считанные месяцы, потому что Sapphire уже сегодня устанавливает на свои видеокарты специальные системы охлаждения, которые обучены подчеркивать «кинематографический» эффект легким пощелкиванием. И, что характерно, за денег за эффект Sapphire не берет, как и положено хорошему «народному» бренду.

На сим позвольте откланяться. В следующий раз начнем с беседы о положении на рынке современных процессоров, а также новом представителе этого класса компьютерных комплектующих в моей домашней системе. Другие темы раскрывать пока не стану, но, будьте уверены, в преддверие Нового года они будут особенно актуальны и познавательны.

Искренне Ваш, Сергей Вильянов


Ваши советы и вопросы присылайте по адресу serge@citycat.ru
(c) Сергей Вильянов, 1999-2004


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: hard.upgrade
Отписаться

В избранное