Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы любителям апгрейда

  Все выпуски  

Советы любителям апгрейда . Сага о видеокартах


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Добрый вечер!


«Советы любителям апгрейда», приходящие читателям под разными названиями
вот уже больше двух лет, всегда отличались одним свойством: каждый выпуск
был написан на тему, которая волновала автора в данный отрезок времени
более всего.

О видеокартах я ничего не писал больше года. После рассказа в двух частях
о GeForce 256 DDR от Creative возвращаться к теме не было желания. Когда
все работает хорошо, и писать как-то не о чем. Отличное качество 2D
картинки, вообще свойственное продуктам Creative, очень радовало глаз.
Великолепное (другого слова не подберешь) качество драйверов, которым я
просто наслаждался три года (с осени 1998 года, когда купил первую TNT
от Creative), заставляло просто молчать в благоговении. Скорость в
трехмерных играх на максимальном для моего тогдашнего монитора
разрешении 1024х768 более года оставалась удовлетворительной даже для
такого максималиста, как я.

Отмечу, что я действительно максималист. В любой игре все настройки
качества ставлю на высшие отметки, и при этом число кадров в секунду,
меньше 55 (лучше – 65), считаю жутким торможением. Здесь стоит отметить,
что подобной чувствительностью отличаются далеко не все. Стоит мне
пожаловаться, что какая-то игрушка жутко тормозит (по моим меркам,
разумеется) на моей не самой слабой конфигурации, как приходит
писем пять от читателей, обвиняющих меня в неумении настроить систему.

Скажем, уже довольно старая, но не сдающая позиций игра Soldier of
Fortune, при установке всех настроек на максимум, начинала тормозить
при наличии в системе только 128 мегабайт памяти. После увеличения
последней до 192 мегабайт, торможения исчезли. Я использовал этот
пример несколько раз, и после каждого случая читатели сообщали об
ИДЕАЛЬНОЙ работе Soldier of Fortune на 64 мегабайтах оперативной
памяти, и даже не на GeForce, как у меня, а на Vanta с 8 мегами на борту.

Что тут скажешь? Можно лишь позавидовать семье, где живет такой
неприхотливый пользователь Энергичного Вымогателя Мзды (ЭВМ).
Моим родственникам повезло меньше. Впрочем, мы здорово отвлеклись.

Итак, до августа 2001 года проблема видеокарт меня не волновала.
Прозвенел, правда, в апреле звоночек в виде игры Undying, которая
отказывалась бегать нормально в 1024х768. Но все было списано на
капризы движка от Unreal, который изначально оптимизирован
под покойную ныне 3Dfx, а сама игра явно не дотягивала до повода
апгрейдиться.

Я думал, что таким поводом станет Soldier of Fortune 2, но ошибся.
Ребята из 3D Realms, отвлеклись от долгостроя Duke Nukem Forever, и
выпустили отличную игру Max Payne. Она хороша буквально всем, но на
первой GeForce с нормальной скоростью бегает только в разрешении 800х600.

Пробовал в разумных пределах разогнать видеокарту, но тщетно. Первый
раз наблюдал, как текстуры игры откровенно не вмещаются в 24 мегабайта
видеопамяти (остальные 8 из 32 используются только для 2D картинки),
а те, что вместились, задумчиво шевелятся в ставшей вдруг медленной
333-мегагерцовой памяти.

Что же… Больше года без замены видео – это мой личный рекорд. В течение
прошлых пяти лет видеосистема обновлялась как минимум раз в семь месяцев.
Жестокий убийца 3Dfx, GeForce 256, оказался на редкость живучим.

Пришло время выбирать что-то новое.

Ситуация на сегодняшнем рынке очень приятна для покупателя. Фирма Nvidia
предлагает полный спектр видеокарт для любых целей и (что немаловажно)
любого кошелька. Все это обслуживается стандартными драйверами, которые
подходят к любой видеокарте из линейки TNT/GeForce.

Хороша ли эта ситуация? С уверенностью отвечаю – крайне плоха.

В стародавние времена на рынке билось множество фирм и фирмешек, и в
этих битвах рождались очень интересные решения. Из этой битвы родился
нынешний гигант Nvidia, а ведь были и другие яркие компании. Например,
Tseng, который выпустил очень дешевую и быструю карточку ET-6000
(модификация ET-6100) с революционной памятью MDRAM, реализующей
истинную 128-разрядность (революционной, конечно, для 1996 года).
При низкой даже по тем временам частоте RAMDAC картинка была просто
отличной. Были, конечно, у ET-6000 и недостатки (например, резкое
падение производительности при повышении частоты обновления экрана),
но их должны были учесть в новой версии чипа. Последней мы не дождались,
т.к. компанию TSENG прикупила ATI, и, говорят, предыдущее поколение
чипсетов этой фирмы - все семейство Rage - было бы логичнее
назвать ET-6500.

Потом из секретных лабораторий ВВС США на рынок выплыла 3Dfx, и все
дружно начали бороться с ней. В выигрыше, конечно же, были
потребители. Прекрасно помню, как выбирал между безымянным VooDoo 2
за 220 долларов и только что вышедшей TNT производства Creative за 180,
которая по некоторым параметрам VooDoo уступала слегка, а в основном –
«делала» его.

Можно и другие примеры привести, но суть будет одна – борьба шла
нешуточная, и подвижки по всем фронтам были заметны невооруженным глазом.

А сейчас борьбы не чувствуется совершенно.

Гигант ATI выпускает вполне приличные модели, но сами объемы выпуска
явно недостаточны. Я сужу об этом по прилавкам компьютерных магазинов.
Если увижу в какой-нибудь маленькой лавочке три варианта Radeon VE
от разных производителей, восемь модификаций Rage 128 и еще пять
разных обычных Radeon с объемом памяти от 8 до 64 мегабайт, тогда скажу
с уверенностью – да, рынок насыщен. Пока же в таких количествах
встречаются только продукты Nvidia.

Вроде бы чипсет Kyro 2 от ST Microelectronics из-за своей дешевизны и
достаточно приличной производительности начинает теснить гиганта в
области бюджетных решений, но об устоявшейся тенденции говорить пока
очень рано.

Я даже ловлю себя на мысли, что мне скучно писать о рынке ускорителей.
И если бы Вы позвонили мне по телефону с вопросом: «Что купить?», я
ответил бы очень кратко.

- Хотите смотреть видео с отличным качеством, иметь качественную
картинку на рабочем столе и терпимую скорость в большинстве игр?
Берите ATI Radeon с DDR-памятью. Хотите почти идеальное 2D и уже
с трудом терпимое 3D? Покупайте Matrox G450. Хотите просто нормальное
2D и 3D? Вперед за GeForce 2 MX или MX400 (только ни в коем случае
не за MX200). Есть желание играть во все современные игры с
УДОВОЛЬСТВИЕМ? Ваш выбор GeForce 2 Pro или GeForce 2 Ultra.
Вы сумасшедший миллионер? Покупайте GeForce 3, и забудьте о проблеме
выбора видеокарты года на полтора.

Последнее высказывание может, впрочем, слегка устареть к моменту
публикации этой статьи, но вряд ли Nvidia захочет резко снижать цены
в нынешней рыночной ситуации.

Когда нет серьезного конкурента, а на руках действительно хороший
товар – не обязательно быть хорошим продавцом. Просто упаковываем
его в разные коробочки с красивыми этикетками, попутно определяя –
какую коробочку на какого покупателя ориентировать.

Не знаю, как Вас, но меня маркетинговые усилия Nvidia просто возмущают.
Разрабатывается нормальный чипсет TNT2. Потом берем и обрезаем ему
шину памяти до 64 бит. Обрезание, насколько я понимаю, хоть копейку,
но стоит- однако получившегося уродца M64 продают гораздо дешевле.
Обрезаем все остальное, опять же затрачиваем на это некоторую сумму –
и получается уже полный инвалид Vanta, которого некоторые
производители оснащали 32 мегабайтами памяти, и продавали доверчивым
пользователям как высокопроизводительное устройство.

Кто-то скажет, что под Vanta маркировали только отбракованные чипы,
и ошибется. Брака бывает много только в начале перехода на новую
модель или новый технологический процесс. Потом он снижается до
весьма низкого уровня, и уродцев начинают плодить искусственно.
Компрачикосы, блин.

Но довольно о новомодных приемах маркетологов.

Во время командировки в Москву я приехал по старой памяти на ВВЦ, и
стал искать новую видеокарту. Платить как минимум 340 долларов за
GeForce 3 (от какого-нибудь PixelView) не улыбалось, да и смысла
от него в моей системе не будет. Для такого монстра надо компьютер
на Р4 или Athlon 1200, а у меня всего лишь Р3-900. Гораздо логичнее
будет сначала процессор с материнской платой модернизировать, а уж
потом еще раз видеосистему поменять.

На ступеньку вниз находятся GeForce 2 Ultra и GeForce 2 Pro. Именно
на них я и нацелился, исходя из своих потребностей и возможностей.

Оба чипсета отличаются от оригинального GeForce 2 GTS лишь частотами
чипа и памяти. Если на GTS чип работает на 200 Мгц, а память на 333
(166x2 DDR), то у GeForce 2 Pro и GeForce 2 Ultra это 200/400 и
250/460 Мгц соответственно.

Не углубляясь в тонкости технологии, скажу – налицо обычный разгон.

Вопрос только – а нужен ли нам такой extreme?

Главным недостатком семейства GeForce 2 является недостаточная для
очень мощного чипсета скорость памяти. Ну, поленились инженеры Nvidia
учесть объективные реалии рынка – они могли себе это позволить.
Ускоритель получился быстрым, но в играх обгонял GeForce 256
процентов на двадцать, тогда как чип был быстрее аж на 65. Все
потому, что память на обе карты устанавливалась одинаковая – со
скоростью доступа 6 ns.

В двух описываемых моделях проблему вроде бы слегка поправили.
На GeForce 2 Pro ставят 5 ns память, а на GeForce 2 Ultra – и вовсе 4 ns.

Заманчиво, конечно, было бы купить Ультру, да вот не продавал ее
никто. ВВЦ, насколько я понимаю, сегодня не самое лучшее место для
покупок (то ли дело три года назад!), но и в уважаемом НИКСе на
Звездном бульваре, и в Формозе, и в трех лавочках на проспекте Мира,
GeForce 2 Ultra не оказалось. На нет – и суда нет.

Перешел к изучению рынка видеокарт на GeForce 2 Pro. В конце концов,
скорость чипсета не слишком важна, а память в этом варианте достаточно
быстра, и остается надежда подразогнать ее до уровня Ultra.

К сожалению, продукции Creative обнаружить не удалось. Мне трудно
судить о причинах (особенно странно это смотрится на фоне тестирования
новейших видеокарт Creative многими российскими журналами и сайтами),
но факт остается фактом.

Зато я разыскал карты на GeForce 2 Pro от Asus, MSI и PixelView.

Asus сегодня хорош всем, кроме цены. Последняя откровенно завышена,
и выкладывать 230 долларов за этот, пусть и очень неплохой, продукт
я не рискнул.

PixelView стоил наоборот ОЧЕНЬ дешево. 130 долларов за 64-мегабайтный
вариант, согласитесь, очень красивое предложение. Версию с 32 мегабайтами
предлагали и вовсе за 110 долларов. Наверное, будь дело в Саратове, я
бы дальше и смотреть не стал. Но…

Товары от PixelView еще совсем недавно относились к т.н. группе noname.
В общем-то, ничего страшного в этой группе нет. Компьютерное железо без
движущихся частей, обычно, если проработает день, то потом уж и пару
лет проживет. А что работает внутри корпуса – крутой бренд или изделие
неизвестного китайского мастера – можно и забыть за разницу в цене
процентов на 40. Если, конечно, оно работает.

GeForce 2 Pro от PixelView выглядел аккуратно. Для такой демпинговой
цены – даже солидно. Уже почти уговорил себя рискнуть, но взгляд уперся
в название модулей памяти. Оно было СОВЕРШЕННО неизвестным. Сейчас пытаюсь
вспомнить изо всех сил, но не получается. Noname, да еще и с памятью noname
– это слишком жестко для покупки в другом городе.

Отошел буквально на несколько метров, и наткнулся на MSI StarForce Pro.
64 мегабайта памяти от EliteMT, нормальная цена (165 долларов) и осознание
того, что именно MSI в последнее время делал карты для Creative, сделали
покупку неизбежной.

Сейчас, по прошествии месяца, могу с уверенностью сказать – выбор оказался
правильным. За исключением легких глюков драйвера (ничего не поделаешь,
Creative догнать в этом вопросе очень трудно), все работает очень надежно.

Игры забегали заметно быстрее, и там, где раньше пределом было 800х600,
теперь и 1024х768 не слишком обременительны. Даже Emperor: Battle for Dune
стал похож (при всех включенных графических опциях, конечно же) на
real-time стратегию, а не на странный недотрехмерный action.

Единственным действительно неприятным ощущением стало осознание, что
Р3-900 по нынешним временам – это лишь разумный минимум для игровой
машины. Ради интереса разогнал его до 1000 Мгц, и сразу же ощутил очень
приятный прирост скорости. Но! У чипсета i815 есть хитрая защита от
разгона, так что при установке частоты шины выше 140 Мгц, AGP
автоматически переключается в режим 2х. В играх под OpenGL это не
имеет особого значение, а вот в Direct3D, да еще и с большими
текстурами (я говорю о Max Payne), каждая смена интерьера заставляет
картинку ужасно дергаться. Интерьеры меняются очень часто, и поэтому
прирост скорости порадует тестера, но не геймера.

Полгода назад я находил в Интернете рецепт отключения этой защиты, но
теперь след утерян. Может быть, кто-то из читателей помнит его?
Обязательно поделитесь!

Ах да, совсем забыл. Сейчас появилась мода устанавливать на видеокарты
как можно больше памяти, и многие искренне верят в воздействии количества
на скорость. По моим наблюдениям, это не совсем так. Скажем, GeForce
2 Pro с 64 мегабайтами действительно быстрее GeForce 2 Pro c 32-мя.
На целых 5 процентов. ВРОДЕ БЫ немного плавней работают игры под Direct
3D с большими текстурами (Вы знаете – о чем я). Но это очень субъективно,
и если бы я не знал – когда какая карта использовалась во время
тестирования, то запросто мог бы ошибиться. Стоит ли переплачивать за эти
сомнительные 5 процентов 20-25 долларов? Если они не последние в кармане,
то можно. А если последние – найдите им лучшее применение. Покупка
же видеокарты на GeForce 2 MX (MX200, MX400) с 64 мегабайтами памяти
– просто выбрасывание денег на ветер. Там и 5 процентов не насчитаете.
О моделях на МХ с 128 мегабайтами, напоминающих «Запорожец» с
бамперами от «Бьюик», просто промолчу.

Удался ли описанный сегодня апгрейд? Пожалуй, да. Мне понравилось.

Стоит ли Вам повторять его? Если «горит», то, конечно, стоит. А если
есть возможность подождать до появления урезанной (и недорогой)
версии GeForce 3 – сделайте это. Потенциал этого чипа настолько высок,
что даже кастрация в маркетинговых целях не сможет испортить его чрезмерно.
Уж на уровне GeForce 2 Pro он будет работать точно.

Если же Вы сейчас работаете на чем-то вроде TNT2, и Вас все по большому
счету устраивает (но обновить видеосистему хочется все чаще и чаще), то
купите GeForce 2 MX или GeForce 2 MX400. За малые деньги (долларов в 70
обойдется PixelView, за бренд приготовьтесь выложить около сотни) Вы
получите оптимальное решение на ближайший год. И пусть только маньяки,
вроде меня, выбрасывают деньги на ветер ;-).


В следующем выпуске - подробный рассказ о выборе сканера.

Ваши советы и вопросы присылайте по адресу serge@citycat.ru
(c) Сергей Вильянов, 1999, 2000, 2001
Большую помощь рассылке оказывает замечательный сервер http://ixbt.com - все о компьютерах.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное