Здравствуй уважаемый Кот Ученый. Я с удовольствием прочитал очередной выпуск твоей рассылки и решил подкинуть один недавно возникший у меня вопрос: Где, когда и кем были изобретены ноты? Vasilisk
Ноты, музык., знаки для изображения музыкальных тонов. Нотное письмо появилось в древности, имело форму безлинейных крючков, сокращенных буквенных знаков, невм (см.). Затем в IX-X в. Н. стали перечеркиваться сначала одной, потом двумя и больше линейками. Квадратные невмы превратились сначала в ромбические, а затем приняли в XVII в. форму овальных Н. Гукбальду и Гвидо Ареццо приписываются первоначальные труды в развитии нотного письма. Печатание Н. изобретено в конце XV в. в Рейсероме в Вюрцбурге, Скоттом и Петруччио в Венеции, состояло в тиснении при помощи гравированных деревянных и медных досок. Ныне Н. печатаются литографским путем. Способ печатания Н. при помощи типографского набора изобретен Брейткопфом 1755. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Невмы, древнейшие знаки нотного письма (VIII-XI в.), которыми написан григорианск. антифонарий. С X в. Н. начинают ставить на линейки (1-я, 2-я разн. цветов) для точного обозначения высоты звука; с установлением пятилин. системы (Гвидо Ареццо) Н. начали превращаться в квадратные и гвоздеобразные нотные знаки. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
В VIII-IX веках на основе григорианского хорала складывается система церковных ладов Средневековья. Эта система связана с одноголосным музыкальным складом, с монодией и представляет собой восемь диатонических звукорядов (дорийский, гиподорийский, фригийский, гипофригийский, лидийский, гиполидийский, миксолидийский, гипомиксолидийский), которые воспринимались средневековыми теоретиками и практиками как имеющие определенную "сумму" выразительных возможностей (первый лад – "ловкий", второй – "серьезный", третий – "стремительный" и т.д.).
В этот же период начинает формироваться нотация, на первых порах представленная так называемыми невмами – значками, наглядно показывавшими движением мелодии вверх или вниз. Из невм впоследствии развились нотные знаки. Реформу нотного письма осуществил во второй четверти XI века итальянский музыкант Гвидо из Арецци. Именно он изобрел нотный стан (линии, на которых размещаются нотные знаки), придав невмам точное звуковысотное значение. Gromko.ru: : Раннее Средневековье
До сих пор считалось, что первая система нотного письма, включавшая семь нот, была разработана Пифагором в шестом веке до нашей эры. Однако, по словам итальянских исследователей, им удалось доказать, что аналогичная система существовала на берегах Нила уже в середине четвертого тысячелетия до нашей эры! Для записи нот, полагают Влера и Кальдарало, использовались иероглифы, обозначавшие небесные светила. Среди них — солнце, луна и звезды: Сириус, посвященный богине Изиде, и Венера, которая в мифологии древних египтян служила олицетворением божества времени. Журнал "ЭХО планеты" 35/2001. Ноты изобрел вовсе не Пифагор, а древние египтяне
ИСТИННОРЕ'ЧИЕ - текст безлинейных нотных рукописей, сохранившихся с древнейшего периода существования Русской Православной Церкви; представляет собою в рукописях до XV века "истинную", правильную речь, то есть текст писался так же, как произносился. В этом традиционном произношении полугласные звуки, обозначавшиеся буквами ъ, ь, и, имели в нотной записи отдельные знаки и, следовательно, пелись наподобие теперешних гласных о, е, и. Такой текст певческих рукописей называется истинноречным, а первый период истории церковного пения в отношении текста называется "периодом старого И.", или "праворечия". Так, например, слово "днесь" имело в певческих рукописях этого периода три нотных знака, по ноте над каждой полугласной буквой "ь", и, таким образом, это слово пелось "дьньсь". Богословско-литургический словарь
Еще в XI веке итальянец Гвидо из Ареццо изобрел четырехстрочную систему записи нот. Пятая линейка добавилась на триста лет позже. Этот же Гвидо назвал ноты первыми слогами строчек шуточного гимна певцов, просящих святого Иоанна уберечь их от хрипоты. В гамме Гвидо было только шесть нот, седьмая - "си" - была введена только в конце XVI века Ансельмом из Флоренции (название Si - по начальным буквам слов "Sanctus Joannes"). ЗНАТОКИ НА ВОЛГЕ. СПРОСИТЕ У ЗНАТОКОВ
Для записи музыкальных звуков применяются особые знаки, которые называются нотами. Нотные знаки состоят из следующих частей: головок – или; штилей (палочек), соединяющихся с нотной головкой слева вниз: или справа вверх: ; флажков (хвостиков) , соединяющихся со штилем только справа от него: ; вязок (продольных линий) соединяющие штили: .
Ноты размещаются (пишутся) на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом: Линейки нотоносца считаются всегда снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка – первая, следующая за ней - вторая и т.д.
Более высокие или низкие звуки записываются на добавочных линейках. Добавочные линейки над нотоносцем называются верхними добавочными линейками и считаються снизу вверх от нотоносца: На этих добавочных линейках записываются высокие звуки. Низкие звуки записываются под нотоносцем. Добавочные линейки под нотоносцем называются нижними добавочными линейками и считаются сверху вниз от нотоносца. Теория музыки
Сольресоль -искусственный язык, изобретённый в первой половине XIX века французом Ж. Ф. Сюдром. Вместо звуков для построения языка были использованы семь нот. Таким образом, для записи текстов на сольресоль могли быть использованы: а) первые семь букв латинского алфавита; б) цифры от 1 до 7; в) знаки нотной грамоты. Преобладают аналитические средства выражения грамматического значения. Широкого распространения не получил. А. МУСОРИН. ЯЗЫКИ МИРА
Надо сказать, что губная гармошка или духовой орган на разных языках имеет разное название. По-немецки ее именуют "Mundharmonika", по-французски - "harmonica a bouche", по-итальянски - "armonica a bocca", по-испански "armonica", по-английски - "harmonica", "mouth organ", "French harp" или "harp".
Говорят, что своим названием губная гармошка обязана совсем другому инструменту. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов. Естественно, что другие мастера также выпускали подобные инструменты, но уже под другим названием, а именно - "handharmonika" (ручная гармошка). Из-за похожего принципа действия духовой орган стали называть "mundharmonika" (губная гармошка). История губной гармошки
Фагот (от итальянского fagotto, буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота. Деревянные духовые
Приглашаю авторов рассылок Subscribe.ru к обмену формами быстрой подписки.
Приглашаю к сотрудничеству спонсоров и рекламодателей!
Если вы обнаружили в этом номере рассылки
опечатку, учтите, что она помещена сюда намеренно. Среди читателей всегда
встречаются люди, выискивающие чужие ошибки, а наша рассылка известна как
издание, удовлетворяющее всем вкусам. Здесь каждый найдет то, что ищет.
Оставайтесь с нами!