Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 1027

от 18.12.2021 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Поэт Константин Фофанов глазами современников. Часть V



На похоронах Чюминой

29 августа 1909 года на похоронах О.Н. Чюминой у открытого гроба говорил и Фофанов,
"непрерывно постукивая палкой о доску, на которой стоял; он произнёс примерно следующее:
"Она искала Царство Божие на земле и нашла его в земле. Но Он — там, там!"
При этом он простирал руки к небу".
Ф.Ф. Фидлер добавляет:
"Кажется, он был трезв. Я видел его только в профиль, когда он протискивался сквозь толпу к гробу, а потом обратно; вскоре он исчез с кладбища".


У художника Пархоменко

На следующий день, 30 августа, Фидлер вместе с К.С. Баранцевичем пришли к художнику И.К. Пархоменко. Они восхищались портретом Л.Н. Толстого,
"когда вошёл Фофанов (совершенно трезвый, но, как обычно, растрёпанный) и, глянув на портрет, воскликнул:
"Толстой-Саваоф!"
Затем он задал странный вопрос: кто к кому ездил при создании портрета — Толстой к Пархоменко или Пархоменко к Толстому?
Когда кто-то сказал, что Толстой проживёт ещё восемнадцать лет, Фофанов воскликнул:
"Дай Бог!" -
и размашисто перекрестился.
Затем Пархоменко показал нам светло-голубую фланелевую блузу (он получил её от Софьи Андреевны, поскольку на полотне она лишь эскизно намечена), и Фофанов благоговейно поцеловал её рукав...
Сам Фофанов на полотне Пархоменко изображён без бороды. Когда я спросил, в чём дело, Фофанов ответил:
"Бороду мне нечаянно оторвал мой сын".
Я спросил, в каком состоянии пребывает его жена, и Фофанов ответил:
"Она снова собирается жить со мной вместе, моя дорогая жена. [Три последних слова он произнёс по-немецки.] Я не смог выучить немецкий язык по учебнику Эртеля; но я выучил его по твоим переводам моих стихов!"
Он говорил, как обычно, слегка завывая и так непонятно цедя слова сквозь чёрные обломанные зубы, что я не понял и половины. Засаленные манжеты и грязный воротничок, брюки с бахромой, зато свежий яркий галстук".
Иван Кириллович Пархоменко (1870-1914) — русский художник.
Казимир Станиславович Баранцевич (1851-1927) — русский писатель.
Мориц Генрихович Эртель (1800-1891) — автор нескольких учебников на немецком языке; преподаватель Ришельевского лицея в Одессе.

Гнев поэта

Рассказывают, что однажды некий полковник “П” принимал у себя Фофанова и, желая сделать поэту приятное, дал ему для ознакомления недавно изданную книгу “Новые стихотворения” В.И. Рудич, которая в 1909 году получила почётный отзыв комиссии Петербургской академии наук по присуждению Пушкинской премии.
Полковник не мог даже подозревать, что его гость ненавидит и Рудич, и её стихи, а Фофанов в ярости бросил этот премированный сборник прямо в голову гостеприимному хозяину дома. Только хорошая реакция позволила полковнику уклониться, чтобы не получить травму лица.

Вера Ивановна Рудич (1872-1943) — русская поэтесса, переводчица и прозаик.

Спутник молодости

И.И. Ясинский вспоминал, что в молодости Фофанов был неразлучен с другим молодым поэтом, своим ровесником:
"Константина Фофанова всегда сопровождал Константин Льдов. Их связывала молодость и взаимное восхищение. Впрочем, Льдов отдавал пальму первенства Фофанову. Он тоже любил звук ради звука. Гораздо позднее наконец и он блеснул хорошими стихами; в особенности удачны и даже прекрасны были его стихотворения в прозе".
Константин Льдов (1862-1937) — Витольд-Константин Николаевич Розенблюм; поэт и переводчик.

Фофанов и “Вестник Европы”

Фофанов, вопреки утверждению А.А. Измайлова, писал небрежно и на каких попало клочках. Ясинский вспоминал:
"Однажды у Пыпина на вечере я расхвалил Фофанова, и тот просил меня, чтобы Фофанов дал что-нибудь в “Вестник Европы”. Несколько стихотворений Фофанов принес Стасюлевичу.
Поэту было сказано прийти через неделю за ответом — в среду, ровно в час дня. Трудно было Фофанову быть аккуратным, но он явился в назначенный срок.
Стасюлевич саркастически переспросил его:
— Вы — Фо-фа-нов?
— Я — Фо-фа-нов.
Стасюлевич порылся в ящике и двумя пальцами, едва прикасаясь ногтями к исписанным листочкам, достал и протянул поэту его стихи со словами:
"В порядочную редакцию надо представлять свои произведения в культурном виде, а на ваших бумажках и жирные пятна, и чернильные. Перепишите, и мы, быть может, прочитаем вас. Честь имею кланяться".
Фофанов побледнел.
"А вы Ста-сю-ле-вич?" —
спросил он с выражением самого искреннего и глубочайшего презрения на своем призрачном лице с огромными белыми волосами.
Рассказывая мне об этой сцене, Фофанов пояснил:
"Я хотел убить его вопросом! Я произнес сквозь зубы: Ста-сю-ле-вич".
Сцена эта не помешала, однако, Арсеньеву написать о нём, после пламенной беседы со мной и с Бибиковым, хвалебный отзыв в “Вестнике Европы”.
Александр Николаевич Пыпин (1833-1904) — литературовед и этнограф; академик 1898.
Михаил Матвеевич Стасюлевич (1826-1911) — историк и публицист; редактор журнала “Вестник Европы”.
Константин Константинович Арсеньев (1837-1919) — писатель, адвокат, общественный деятель; почётный академик по разряду изящной словесности 1900.
Виктор Иванович Бибиков (1863-1892) — прозаик и критик.
Как можно видеть, Ясинский описал эту сцену со слов самого Фофанова, что сильно снижает достоверность приведённой версии данного события. А вот А.А. Измайлов несколько иначе описал визит Фофанова к Стасюлевичу:
"В литературных преданиях сохранился рассказ о том, как он [Фофанов] не сошёлся с редакцией “Вестника Европы”. Стасюлевичу понравились его стихи, но не понравилась его фамилия. Он соглашался их принять, но напечатать под псевдонимом.
Фофанов гордо отверг совет и ушёл от редактора, никогда не напечатавшего ни одной строки ни Толстого, ни Чехова, ни Глеба Успенского, ни Короленка.
И признанный, Фофанов ни разу не пришёл сюда".
Александр Алексеевич Измайлов (1873-1921) — литературный критик, поэт, прозаик и драматург.

О себе

В одном из писем к А.В. Жиркевичу Фофанов написал:
"Я мещанин, “просто русский мещанин”, сын купца, и притом без денег — и притом мыслящий стихами, следовательно, никуда не годный".
Александр Владимирович Жиркевич (1857-1927) — приятель Фофанова; русский поэт и прозаик, псевдоним “А. Нилин”; военный юрист.

портрет

Под впечатлением от написанного Репиным портрета Фофанова оказался и Д.С. Мережковский, уже познакомившийся с поэтом на одном из “вторников” у Ясинского. Он написал, что Фофанов
"в современной, бездушной толпе это больше, чем мистик, это — ясновидящий, один из тех редких и странных людей, которых древние называли vates [пророк, вдохновенный песнопевец]".


Первые впечатления

После одного из “вторников” у Ясинского Жиркевич 25 октября 1887 года записал в дневнике первые впечатления от поэзии Фофанова:
"Искренность его Музы подкупает всех. На Фофанова, даже на глупости, встречающиеся у него, сердиться нельзя, так он искренен!"


В творческой мастерской поэта

А.В. Жиркевич в своём дневнике под 22 мая 1888 года сделал такую запись:
"Фофанов в каждую минуту может импровизировать и для этого приводить себя в какое-то особенно возбуждённое состояние. Любая тема возбуждает, при желании с его стороны, его воображение, и он рисует ряд картин, образов, положений; причём, замечательна в нём способность создавать какие-то дикие, фантастические, почти невозможные образы!
Например, вчера, смотря на зуб мамонта, лежащий у него на столе, я сказал, что вот — тема, на которую трудно было бы что-либо написать!..
Тут он стал импровизировать; набросал картину той природы, на лоне которой жили мамонты; изобразил гигантские тростники, громадные песчаные пустыни, первобытный лес, непроходимый и полный жизни, кишащую рыбами и гадами реку, гигантские [неразборчиво], мамонта на берегу этой реки и т.п...
Я с восторгом его слушал, а между тем и в импровизации, ради красоты формы, он допускал тяжёлые сравнения и простой набор слов".


Попытка объективности

Через пять лет, в 1892 году, Д.С. Мережковский уже более спокойно оценит творчество Фофанова:
"За эти капли тёплой человеческой крови, прямо из сердца упавшие на страницы книги, можно простить и дикость образов, и неуклюжесть формы, и наивные описания тропической природы, составленные по школьным учебникам географии".
И далее Мережковский противопоставляет “дикую” музу Фофанова “тонкой филигранной работе лирика-эпикурейца, дилетанта-помещика Фета”, завершая свой обзор закономерным выводом:
"Фофанов непосредственный, почти бессознательный талант... И если хотите, в этом — непоправимая слабость Фофанова, которая навеки ограничивает круг его деятельности. Он никогда не вырвется из заколдованного сна, из царства фей, не вступит в современную умственную жизнь".


Игорь Северянин вспоминает...

Всегда очень тепло и с уважением о Фофанове отзывался Игорь Северянин:
"Про Фофанова складывались легенды, но большинству из них я верить не рекомендую. Я был знаком с ним с 20 ноября 1907 года по день его кончины 17 мая 1911 года и за это время виделся с ним очень часто. Правда, в моменты опьянения и невозможное делалось возможным, но, повторяю, большинство россказней про него — ложь и вздор.
Я же со своей стороны могу и должен сказать, что, несмотря на все свои — иногда и крупные — недостатки, как в творчестве, так и в жизни, Фофанов был обаятельным, мягким, добрым, ласковым и сердечным человеком, очень нравственным, религиозным и даже застенчивым по-детски".
Игорь Васильевич Лотарёв (1887-1941) - псевдоним “Игорь-Сѣверянинъ”; русский поэт.

Поэт Константин Фофанов глазами современников. Часть IV

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2021
abhoc@abhoc.com

В избранное