Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 878

от 13.05.2017 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

14 мая выходит в свет 898-й выпуск Ворчалок об Истории:

В поисках Terra Australis. Часть VII. Второе плавание Менданьи: ужасный путь домой и итоги экспедиции



Мир кинематографа. Жан-Пьер Мельвиль. Часть II



Андре Деваврен

В 1942 году генерал де Голль сказал полковнику Пасси:
"По сути, война уже выиграна. Осталось только уладить кое-какие формальности".
Эти слова де Голля получили широкую известность и вселяли боевой дух в людей на оккупированных немцами территориях.

Полковник Пасси — это Андре Деваврен (André Dévawrin, 1913-1998), который во время оккупации был главой секретной службы “Свободной Франции” и руководил работой подполья. Он снялся в роли самого себя в фильме Мельвиля “Армия теней” (“L’armée des ombres”, 1969).
Жан-Пьер Мельвиль (Грюмбак, 1917-1973) - кинорежиссёр.

Американский идеал красоты

Однажды Ногейра припомнил Мельвилю его высказывание о том, что для американцев идеал женской красоты - “женщина с задницей вместо груди”, и поинтересовался, почему он так считает.
Мельвиль объяснил это своими личными впечатлениями:
"Я хорошо помню, как в 1958-1959 годах был поражён тем, что вся их эротическая индустрия представлена невероятно грудастыми женщинами. Мы с Грассе ходили в стрип-клубы, и стриптизёрши там были одна безобразнее другой. Я не шучу, действительно безобразные! Страдающие физическим уродством (ведь гипертрофия, как и атрофия, - это болезнь), которое они, несомненно, подчеркивали, чтобы иметь успех у клиентов. И казалось, что для американцев это наивысшая форма красоты! У нас осталось впечатление, будто всех американцев в младенчестве не докормили и теперь они зациклены на женской груди. Это было неприятно, даже отталкивающе...
Послушайте, сейчас уже ни для кого не секрет, что Говард Хьюз (1905-1976), будучи президентом студии RKO, повсюду рассылал своих людей, чтобы те искали “таланты”, то есть девушек с большой грудью".
Пьер Грассе (1921-2010) — французский киноактёр.
Рюи Ногейра (1938-) - португальский журналист.

В кадре - ООН

В начале фильма “Двое на Манхэттене” (“Deux hommes dans Manhattan”, 1959) есть кадры документальной съёмки заседания ООН, но свою проблему Мельвиль решал значительно проще, чем в аналогичной ситуации действовал Хичкок:
"Я купил их [кадры документальной съёмки в ООН] у одной документальной студии, потому что директор киноархива ООН, сам неудавшийся режиссёр, на любую просьбу автоматически отвечает отказом. Безо всякой видимой причины он запретил мне не только снять заседание ООН, но и воспользоваться их собственной хроникой. В кадрах, которые попали в фильм, можно заметить странного, немного нелепого человека в национальном костюме: это У Тан. Он с тех пор пошёл в гору. Также можно разглядеть Генри Кэбота Лоджа и Элеонору Рузвельт, которая, впрочем, в то время уже в ООН не работала".
У Тан (U Thant, 1909-1974), бирманский дипломат, 3-й генеральный секретарь ООН (1962-1971).
Генри Кэбот Лодж-мл. (Henry Cahot Lodge Jr., 1902-1985), американский политик, в 1953-1960 гг. посол США в ООН.
Элеонора Рузвельт (Eleanor Roosevelt, 1884-1962), супруга президента США Франклина Делано Рузвельта, одна из создателей ООН.

Нью-Йорк в 1958 году

Иногда Мельвиль вспоминал Нью-Йорк 1958 года:
"Я вам клянусь, что в 1958 году, за исключением Таймс-сквер, Нью-Йорк был очень тёмным городом. Гораздо темнее Парижа. Я помню, как из окна своей комнаты на десятом этаже, которое выходило на 85-ю улицу, я не видел, что происходит внизу. Слышал, как проезжают машины, видел свет фар, но не саму улицу. Нью-Йорк так же тёмен, как и красив".


Любимые сигареты Годара

В одной из сцен фильма “Двое на Манхэттене” (1959) можно заметить на кровати пачку сигарет “Бояр” (“Boyards”).
Мельвиль отметил:
"Я сделал это исключительно для того, чтобы порадовать Жана-Люка Годара. Он курил только эту марку. В то время я обожал Годара. Но потом..."
Жан-Люк Годар (1930-) - французский кинорежиссёр.

Мальвиль как киноактёр

В 1959 году Мельвиль согласился сниматься в дебютном фильме Жана-Люка Годара “На последнем дыхании” (“À bout de souffle”) вместе в Бельмондо и Джин Сиберг, где сыграл роль писателя Парвулеску. Сам Мельвиль объяснял это своей симпатией к Годару:
"Он написал мне письмо с просьбой сыграть эту роль:
"Попробуй говорить с женщинами так, как ты обычно говоришь со мной".
Так я и сделал. За образец я взял Набокова, которого видел в одном телеинтервью, и попытался быть таким же утончённым, претенциозным, упивающимся собой, немного циничным, наивным и т.д.
Мой эпизод длился десять минут, а весь фильм - больше трёх часов! Надо было все это свести к нормальному хронометражу. Годар спросил у меня совета. Я посоветовал ему вырезать всё, что не двигает сюжет, и в первую очередь - несколько бесполезных эпизодов, включая мой. Он меня не послушал: вместо того, чтобы вырезать эпизоды целиком, как это было принято в то время, он, следуя гениальному озарению, решил сократить их внутри планов, во многом наугад. Результат оказался превосходным".
Джин Сиберг (1938-1979) — американская киноактриса.
Владимир Владимирович Набоков (1899-1977) - русский и американский писатель.

О “новой волне”

Однажды Ногейра поинтересовался мнением Мельвиля о стиле “новой волны”, но тот ответил просто:
"Да нет никакого стиля “новой волны”. “Новая волна” - это всего лишь экономный способ киносъемки. Вот и всё..."
Ногейра настаивал:
"Задаю вам этот вопрос, потому что Анри Декуэн (1890-1969) сказал мне незадолго до смерти, что считает своим лучшим фильмом “Нежную и жестокую Элизабет” (“Tendre et violente Elisabeth”, I960), снимавшуюся в невероятно жёстких финансовых условиях. Он говорил, что эти сложности вынуждали его проявлять смекалку и воображение и в результате ему удалось приблизиться по стилю к “новой волне”".
Мельвил возразил:
"Декуэн слукавил. Это досадно: он был хорошим другом, и его уже нет в живых...
Долгое время главным монтажёром у меня была Клод Дюран, которая работала с Декуэном на упомянутом вами фильме. Она рассказывала, как однажды, часов в шесть вечера, он ворвался в монтажную с воплем:
"Убирай все красивости, всё убирай! Никаких наплывов, никаких затемнений, ничего! Я посмотрел “На последнем дыхании”!"
Клод Дюран (1938-) - специалист по монтажу фильмов.

“Дыра” Беккера

Режиссёр Жак Беккер (1906-1960) был очень недоволен первым вариантом своего последнего фильма “Дыра” (“Le Trou”, 1960), выбросил весь отснятый материал практически готового фильма и переснял его целиком на студии Мельвиля “Jenner”.
Мельвиль так вспоминал об этой работе Беккера:
"Он делал по 20, 25, 28, 30, 33 дубля на каждый план, а брал в итоге первый, второй, третий, максимум шестой. Вот что такое минусы перфекционизма... Помню, что даже дубле на двадцатом он обязательно оборачивался к Жану, своему сыну, и ждал, когда тот одобрительно кивнет. Как будто мнение Жана для него действительно что-то значило. Невероятно!"
Жан Беккер (1933-) сам стал успешным кинорежиссёром.

Слёзы на премьере

Мельвиль вспоминал, что
"посмотрел “Дыру” однажды утром, в “Мариньяне”. На балконе сидели Жан Беккер, сын режиссёра, и директор кинотеатра. Мы с женой сидели в партере: вдвоём в пустом огромном зале. Жан знал, что я дружил с его отцом. Я был так потрясён этим шедевром, что, вернувшись домой, тут же завалился спать.
На премьере “Дыры” режиссёр Рене Клеман (1913-1996) плакал. Увидев это, Жан Россиньоль [литературный агент, специалист по переговорам о правах на экранизации] подошёл ко мне и прошептал:
"Знаешь, почему он плачет? Потому что не он снял “Дыру”".


Мир кинематографа. Жан-Пьер Мельвиль. Часть I

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2017
abhoc@abhoc.com

В избранное