Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 842

от 03.09.2016 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

4 сентября выходит в свет 862-й выпуск Ворчалок об Истории:

Португальцы в Индии. Часть XXXI. Афонсу ди Норонья: борьба с турками (продолжение)



Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть XVI



Советы Конфуция

Конфуций советовал:
"В царство, где неспокойно, не входите. В царстве, охваченном смутой, не живите. Когда в Поднебесной порядок, будьте на виду. Если нет порядка, скройтесь".
В качестве примера Конфуций приводил мудреца по имени Цюй Бою, жившего в период “Вёсны и Осени” (примерно 722-479 гг. до Р.Х.) в царстве Вэй. О нём Конфуций сказал:
"Когда в царстве был порядок, находился на службе, когда в царстве не стало порядка, скрылся и хранил в себе возвышенные помыслы".


На горах и в водах

Во времена императора Шунь-ди (115-144, на престоле с 125) правителем Инчуани был некий Чжу Лун. Во время одного из пиров этот правитель спросил у начальника хозяйственного ведомства:
"Я слышал, что в вашей драгоценной области горы и воды рождают много выдающихся ши. Нельзя ли услышать о достойных и мудрых былых времен?"
Его собеседник ответил:
"Наша захудалая область проникнута высшей духовностью. Чжуншань [территория бывшего царства] вбирает в себя тончайший субстрат Срединного пика [гора Чжунъюэ], поэтому совершенномудрые в ней скапливаются, как драконы, великие герои собираются, как фениксы".


Отшельник Сюй Ю

Легендарный император Яо (2353-2234 гг. до Р.Х.) долго искал достойного человека, чтобы передать ему правление страной. Наконец он услышал про достойнейшего человека по имени Сюй Ю и проделал долгий путь для встречи с ним. После долгих бесед император Яо убедился в высоких нравственных качествах мудреца и почтительно попросил его принять верховную власть. Сюй Ю вежливо, но твёрдо отказался от этой чести, хотя император делал такие попытки несколько раз.
В конце концов, Сюй Ю исчез и стал жить отшельником в местности, где его никто не мог отыскать.
Объявился Сюй Ю уже в весьма преклонном возрасте, когда страной правил император Шунь, получивший трон из рук престарелого императора Яо. Шунь случайно встретил старика в поле, где тот споткнулся о камень, помог ему и вскоре узнал его имя. После этого император Шунь почтительно попросил мудреца стать его учителем, и Сюй Ю дал на это своё согласие.

Мудрец Ду Ань

С другой стороны идеалом мудреца служил Ду Ань (II век н.э.), о котором писали:
"Прославился познаниями в канонах, блестяще служил при дворе, в его неутомимой деятельности выразилась его внутренняя чистота. Он умалял себя, поддерживал общее, смотрел на славу как на пыль, на богатство и знатность – как тяжкую обузу, жил в соломенной хижине за плетёными воротами".


Братья-отшельники Шу-ци и Бо-и

Конфуций неоднократно с одобрением говорил о братьях-отшельниках Шу-ци и Бо-и:
"Бо-и [и] Шу-ци не помнили зла и роптали редко. Они стремились к человеколюбию и обрели его – чего им было роптать?"
Бо-и и Шу-ци были сыновьями правителя княжества Чжоу (или Гучжу?), а после смерти отца добровольно отказались от верховной власти. Когда же князем стал их воинственный брат У-ван, они не одобрили его жестокие методы правления и в знак протеста удалились на гору Шоуян, где и умерли с голоду.
Китайский историк Сыма Цянь (145-86 гг. до Р.Х.) придерживался несколько иного взгляда на историю братьев-отшельников:
"Бо-и [и] Шу-ци устыдились совершённого [чжоусцами] и из чувства долга и справедливости не стали есть чжоуский хлеб. Укрывшись на горе Шоуян, они собирали дикие травы и тем питались. Уже едва живые от голода, они сложили такую песню:
"Мы укрылись в Западных горах
И кормимся дикими травами.
Одно насилие сменилось другим,
Но не понимают [люди], что это неверный путь.
Шэнь-нун, Юй и [правители] Ся
Давно исчезли без следа.
Кому же нам теперь следовать?"
Так они умерли от голода на горе Шоуян. Какой же из этого сделать вывод – роптали они или нет?"
Шень-нун (он же Яньди и Яован) – мифический герой, один из Трёх великих императоров.
Юй – имеется в виду Юй Великий, один из мифических государей древности; считается основателем династии Ся (2205-1766 гг. до Р.Х.)

Пришлось заболеть

Во времена правления уже упоминавшегося императора Шунь-ди учёный Фань Ин два раза оставлял без внимания просьбы повелителя явиться к нему во дворец. Тогда император издал указ, в котором обвинял местные власти в неучтивом обращении с Фань Ином. Только после этого учёный почувствовал опасность и отправился в путь, но прикинулся больным, так что к трону императора его пришлось подносить на носилках.

Любовь к отшельникам

Китайский историк Фань Е (398—445) идеализировал первого правителя династии Поздняя Хань – Гуана У-ди (5 г. до Р.Х. – 57, правил с 25), - и обосновывал своё мнение, описывая отношение императора к отшельникам и другим достойным людям. В свой “Истории Поздней Хань” Фань Е писал, что Гуан У-ди
"оставлял подле себя свободное место для отшельников, показывая, что ищет их и не может настичь; посылал лучшие ткани и почётные экипажи для привлечения [отшельников] на службу, приказывал разыскивать их среди горных круч".
Именно поэтому, продолжает Фань Е, тогда
"во всех пределах царил порядок; человечность лелеяли и целеустремлённые мужи, и Гуан У-ди".
После смерти этого добродетельного императора, по словам Фань Е,
"императорская добродетель иссякла, негодяи и мошенники встали у власти, и мужи в глуши, соблюдая праведный путь, стыдились занимать должности гунов и цинов".


Уединённый Чжоу Се

Знаменитый учёный Чжоу Се не пошёл на государственную службу даже после персонального приглашения от шестого императора династии Восточная Хань Ань-ди (Сяоань-ди, личное имя Лу Ху, 94-125, правил со 106).
Чжоу Се жил очень скромно и уединённо, сам вспахивал своё поле и питался только плодами своих трудов. Учёный держал родственников и соседей на почтительном расстоянии, так что тем "редко удавалось видеть его".

Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть XV

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2016
abhoc@abhoc.com

В избранное