Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 798

от 12.09.2015 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

13 сентября выходит в свет 818-й выпуск Ворчалок об Истории:

Надежда Дмитриевна Хвощинская-Зайончковская и В.Крестовский-псевдоним. Часть III



Анекдоты из жизни музыкантов. Вып. 11



Любезность Берлиоза

Зимой 1867-1868 года Гектор Берлиоз (1803-1869) гастролировал в Петербурге, и Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) вместе с несколькими молодыми композиторами посетил концерт великого маэстро. Берлиоз в сильно укороченном сзади фраке дирижировал произведениями Бетховена и своими собственными.
После концерта Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) провёл композиторов за кулисы, где они увидели маленького человечка, “маленькую белую птицу в пенсне” по словам Римского, который съёжился в шубе под горячей трубой, пересекавшей комнату, и дрожал от холода.
Не вынимая своих рук из рукавов шубы, Берлиоз любезно обратился к Римскому:
"И вы тоже сочиняете музыку?".


Обнажённый гений

Жан Кокто (1889-1963) писал о музыке Эрика Сати (1866-1923):
"Она слишком проста для слуха, привыкшего к пряным созвучиям. Его гений является обнажённым... Нагота — высшее целомудрие Сати".


Царь Антигон и кифарист

Некий кифарист однажды играл перед царём Антигоном I (384-301). Тот всё время делал музыканту различные замечания:
"Подтяни крайнюю струну";
"поправь среднюю".
Наконец кифарист не выдержал:
"Царь, пусть тебе никогда не будет настолько плохо, чтобы ты смог превзойти меня в моём искусстве".


Глас ребенка

Немецкий композитор Людвиг Шпор (1784-1859) одно время брал на репетиции своей новой оратории восьмилетнюю дочь. Он заметил, что девочка всегда оживлялась, когда начинала звучать финальная фуга.
Однажды он спросил у дочери:
"Тебе нравится моя фуга?"
Девочка честно ответила:
"Вовсе нет, папа, но когда музыканты начинают её играть, я знаю, что твоя репетиция скоро закончится, и мы пойдем домой".


Композитор Отказов

Балетмейстер и хореограф Леонид Вениаминович Якобсон (1904-1975) решил в Кировском театре поставить двухактный балет “Клоп” по мотивам пьесы Маяковского и в качестве композитора пригласил Олега Николаевича Каравайчука (1927-).
Через несколько дней Каравайчук пришёл к Якобсону и сыграл сочинённую им музыку первого акта.
Якобсон был в восторге:
"Великолепно! Буду с нетерпением ждать партитуру".
Ага! Все знали, что Каравайчук блестящий импровизатор, но написание партитур его коньком не являлось из-за высокой требовательности композитора к своим произведениям. Поэтому он постоянно срывал сроки.
Якобсон знал об этом и к следующему визиту Каравайчука подготовил магнитофон. Каравайчук пришёл и опять исполнил музыку для первого акта, но совсем другую. Эту операцию Якобсон проделывал несколько раз, а для расшифровки фонограмм он пригласил композитора Георгия Ивановича Фиртича (1934-).
Узнав о таком вероломстве Якобсона, Каравайчук вспылил, стал ругаться, а когда это не помогло, потребовал снять свою фамилию с афиши спектакля.
Так в репертуаре Кировского театра появился балет “Клоп” с музыкой Ф. Отказова и Г. Фиртича.

Отповедь Вертинского

Однажды, когда Александр Николаевич Вертинский (1889-1957) сидел в приморском ресторанчике в Дзинтари, его узнал какой-то молодой человек и с воодушевлением произнёс:
"Друзья! Среди нас присутствует великий русский актёр Александр Николаевич Вертинский. Попросим Александра Николаевича спеть!"
В зале ресторана началось волнение, но тут поднялся возмущённый Вертинский и дал отповедь нахалу:
"Дорогие друзья! Среди нас, вероятно, присутствуют и зубные врачи, но никому не приходит в голову попросить поставить пломбу или мост. Почему же я должен петь?"
Раздались дружные аплодисменты присутствующих.

Апухтин и Чайковский

Алексей Сергеевич Суворин (1834-1912) в своих дневниках со слов Алексея Николаевича Маслова (1853-1922) записал следующий сюжет.
Композитор Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) и поэт Алексей Николаевич Апухтин (1840-1893) были одноклассниками по училищу правоведения. В 1865 году в Петербурге они жили, как муж с женой, на одной квартире:
"Апухтин лежал в постели. Чайковский подходил и говорил, что идет спать, и Апухтин целовал у него руку и говорил:
“Иди, голубчик, я сейчас к тебе приду”".
Интересно, из какого источника Маслов взял такие подробности?

Суррогат

Немецкий композитор и дирижёр Отто Клемперер (1885-1973) считал грамзаписи суррогатом живой музыки. Он утверждал:
"Слушать грамзаписи - это то же самое, что ложиться в постель с фотографией Мэрилин Монро".


Ошибся!

В середине 1970 года Леонард Бернстайн (1918-1990) плакал, сидя за кулисами, и жаловался:
"Мне всего на два года меньше, чем было Бетховену, когда он умер, а я ни одного шедевра так и не сочинил".
Простим Бернстайну ошибки в арифметике, но вряд ли он не считал “Вестсайдскую историю” (1957) шедевром.
Людвиг ван Бетховен (1770-1827).

Вкусы американцев

Американский композитор Питер Либерсон (1946-2011) утверждал:
"Американцы не любят опер – они любят певцов и готовы слушать, как те снова и снова исполняют одни и те же арии".


Анекдоты из жизни музыкантов. Вып. 10

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2015
abhoc@abhoc.com

В избранное