Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 786

от 16.05.2015 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

17 мая выходит в свет рассылка с 806-м выпуском Ворчалок об Истории:

Анна Леопольдовна: дворцовая хроника и дворцовое хозяйство во времена Ея Императорского Высочества краткого правления. Часть II. Празднования появления наследника. Личность Анны Леопольдовны



Фридрих Вильгельм III: театрал на троне



Державный театрал

Король Пруссии Фридрих Вильгельм III (1770-1840, король с 1797) старался посещать театр каждый вечер, если только этому не мешали какие-нибудь особые обстоятельства. Даже летом он приезжал из Потсдама на спектакль, который видел уже раз двадцать.
Перед спектаклем король проходил на сцену и болтал с актёрами. Частенько берлинцы видели своего короля, убегавшего со сцены после поднятия занавеса. Один раз короля даже подняли вверх на летающей колеснице, когда он, сидя на колеснице, заболтался с механиком.

Берлинцы слишком умны

Королю нравились глуповатые комедии с оплеухами, падениями и танцами, а на сюжет он не обращал никакого внимания.
Очень понравилась королю мелодрама “Пятница”, в которой кривлялся юный Луи Шнейдер (1805-1878) и танцевали дикари. Берлинцам пьеса категорически не понравилась, и её пришлось снять после второго представления.
Король же ворчал:
"Не понимаю берлинцев – слишком умна публика".


В жизни много трагедий

Серьёзных пьес король не любил и никогда не ходил на подобные спектакли:
"В жизни и без того много трагедий, незачем для них ещё и в театр ходить".
Такие пьесы, как “Разбойников” и “Вильгельма Телля” Шиллера, “Эгмонта” Гёте или “Дон Жуана” Гофмана король ставить не разрешал, считая их безнравственными.
Пьесу барона Готгильфа Августа Мальтица (1794-1837) “Старый студент” он запретил из-за того, что в конце спектакля студент произносит фразу:
"Vivat Academia et Polonia!"


Мундир не трогать!

В пьесе “Минна фон Барнхельм” Лессинга король собственноручно вымарал целый абзац. Во время спектакля ему не понравились слова, произнесённые актрисой:
"Мой вахмистр неповоротлив и точно деревянный, но он всё воображает себя на параде, а когда солдаты маршируют, они кажутся выточенными куклами, а не людьми".
Услышав подобную ересь, король сразу же покинул театр, затребовал к себе текст пьесы и собственноручно вычеркнул из неё оскорбившие высочайший слух слова.
Зато Фридрих Вильгельм III обожал пьесу под названием “Семь девушек в мундире”.
Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781).

Любимый Спонтини

Фридрих Вильгельм III был очень бережливым, даже скупым, человеком, но была у него страсть, на которой он не экономил. Этот король обожал музыку Габриеля Спонтини (1774-1851) и не жалел никаких денег на постановку его опер. Он даже запретил в газетах отрицательно отзываться как об этих постановках, так и о творчестве композитора.

Разошлись во вкусах

В 1827 году в одной из газет появился сатирический рассказ Людвига Рольштаба (1799-1860) “Генриетта, прекрасная певица”, в котором автор позволил себе не восхититься мастерством певицы Генриетты Зонтаг (1806-1854).
Король тут же отправил Рольштаба на несколько суток в тюрьму Шпандау.

Любимые балерины

Ко всему прочему Фридрих Вильгельм III ещё так любил балеты, что даже на воды в Теплице он брал с собой ведущих балерин Лемьер и Гоге.
Король внешне вёл себя очень сдержанно с этими балеринами и никому не позволял никаких вольностей по отношению к ним.
Но и его балерины должны были отличаться безупречным поведением. Балерина, которая заводила себе любовника, или становилось известно, что у неё в прошлом был любовник, не могла рассчитывать на место в Берлинском театре.
Вот и любимица короля госпожа Лемьер была изгнана из Берлина, когда увлеклась одним из танцовщиков.

Театру быть!

Фридрих Вильгельм III был непреклонен в свой любви к театру и отвергал все поползновения духовников и проповедников против театра. В 1817 году сгорел театр на Жандармской площади, и сразу же поползли слухи о том, что Бог покарал театр, построенный между двумя церквами. На короля это не произвело никакого впечатления, и он приказал отстроить театр на прежнем месте.

“Я потому люблю театр...”

Свою любовь к театру король объяснял так:
"Я потому хожу всякий вечер в театр, что мне там никто не мешает думать. Я обдумываю всё, что случилось в этот день и что надо сделать в следующий. Там я слышу речи, которые обращены не ко мне и не говорятся для того, чтобы я их слышал. Там не обращаются поминутно ко мне и ничего у меня не просят..."


Вкусы наследника

Наследный принц Фридрих Вильгельм (1795-1864, король Пруссии с 1840), будущий король Фридрих Вильгельм IV, в отличие от отца театр терпеть не мог, и актрисами тоже не интересовался.

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2015
abhoc@abhoc.com

В избранное