Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 763

от 06.12.2014 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

6 декабря выходит в свет 783-й выпуск Ворчалок об Истории:

Падение Кипра: 1570-1571 гг. Часть II



Михаил Александрович Дмитриев вспоминает. Часть III. А.И. Писарев и Загоскин



Как Загоскин стал камергером

Роман “Юрий Милославский” не только прославил и обогатил Загоскина, но и принёс ему в 1830 году место управляющего конторою Императорских Московских театров.
В самом начале ноября 1831 года в Москву приехал Николай I со всей царской фамилией. В царской резиденции очень часто устраивались вечера с развлечениями и играми, на которые приглашались только самые близкие ко двору люди.
Кто-то сообщил императору, что актёр Щепкин очень хорошо импровизирует пьяного. Николай Павлович захотел сделать сюрприз жене и приказал министру двора князю Волконскому, чтобы на следующий вечер Щепкин был готов и неожиданно вошёл в круг развлекающихся в виде пьяного.
Князь Волконский стремился сохранить этикет и поинтересовался:
"Кому же прикажете его представить?"
Император ответил:
"Вели просто привести его с собой директору театра".
Волконский возразил:
"Но он сам не имеет входа ко двору".
Государь был в хорошем настроении и легко разрешил эту трудность:
"Это легко поправить. Скажи ему, что он камергер!"
Так Загоскин стал камергером.
Михаил Семёнович Щепкин (1788-1863).
Пётр Михайлович Волконский (1778-1852).

А.И. Писарев

В круг Аксакова и Загоскина тогда входил и Александр Иванович Писарев (1803-1828), обладавший незаурядным литературным дарованием. Писарев писал хорошие лирические стихотворения и сатиры, но был очень беден и мог добывать средства к существованию только сочинением водевилей и переложением популярных пьес европейских, в основном французских, авторов.
Писарев гордился своим литературным талантом и превозносил Аксакова, как первого в России знатока литературы и театра, почти как Мецената. Аксаков же вместе с актёрами прославляли Писарева как гениального драматурга и остроумнейшего человека. В этом кружке только Загоскин трезво оценивал талант Писарева, и последний за это частенько едко издевался над Загоскиным.

Загоскин-стихотворец

Загоскин довольно поздно начал сочинять стихи, которые плохо ему давались, так как он часто ошибался в количестве стоп. Он и по пальцам их считал, и чёрточки на бумаге ставил...
Однажды Писарев застал его за подобным трудом, немного понаблюдал и протянул мученику руку со счётами.
Загоскин удивился:
"На что это?"
Писарев ответил:
"По косточкам легче считать стопы!"


Вопрос Писарева

Однажды Писарев объявил своим почитателям, что хочет собрать знакомых литераторов, чтобы предложить им вопрос:
"Круглый ли дурак Загоскин, или просто дурак?"
Аксаков не только хохотал над подобными выходками Писарева; он одобрял их, подначивая заносчивого литератора, хотя считался другом Загоскина.

Загоскин о Писареве

Возможно, эти истории относятся лишь к жанру литературных анекдотов, так как в сохранившихся письмах Писарева к Загоскину никаких колкостей нет, они вполне дружелюбны.
Сам Загоскин высоко оценивал талант Писарева. Вот что он пишет Н.И. Гнедичу в декабре 1821 года:
"Молодой Писарев очень доволен твоим ласковым письмом. Он одарён истинным талантом. И притом малый очень хороший, но молод, любит острить, и так как его здесь очень балуют, то боюсь, чтобы он не пошёл по стопам автора “Руслана” [т. е. А.С. Пушкина], которому вряд ли уступает в таланте".
Вот как высоко оценивал Загоскин талант Писарева!
Николай Иванович Гнедич (1784-1833), поэт, больше всего известен, как переводчик “Илиады” Гомера.

Недоброжелатели Загоскина

Далеко не все литераторы доброжелательно относились к Загоскину. Например, Е.А. Баратынский (1800-1844) в октябре 1831 года пишет И.В. Киреевскому (1806-1856):
"Все его сочинения вместе показывают дарование и глупость".
В начале своей литературной деятельности Загоскин и А.С. Грибоедов обменивались едкими репликами в адрес друг друга, что позднее вылилось в анекдот о том, что Грибоедов считал Загоскина дураком. Загоскин не был западником, сразу же раскритиковал философическое письмо Чаадаева, а романы его имели успех; всё это явилось причиной резких нападок западников на Загоскина и появления недружественных анекдотов о нём.

Ф.Ф. Кокошкин

Фёдор Фёдорович Кокошкин (1773-1838) был состоятельным человеком и до войны 12-го года считался светским человеком и входил в круг таких известных литераторов, как К.Н. Батюшков (1787-1855), В.А. Жуковский (1783-1852), И.И. Дмитриев (1760-1837) и, особенно был близок с А.Ф. Мерзляковым (1778-1830).
Из литературных опытов Кокошкина признание ему принёс удачный перевод мольеровского “Мизантропа”, который начали читать по салонам с 1814 года. Высоко оценивали этот перевод Н.И. Греч (1787), граф В.А. Сол(л)огуб (1813-1882) и М.А. Дмитриев.
После смерти жены и изгнания французов Кокошкин сблизился с группой молодых литераторов, в которую входили Загоскин, Аксаков, Писарев, М.А. Дмитриев. Кокошкин давал обеды своим молодым друзьям и часто навещал их.
Вскоре Кокошин сам стал держать салон, в котором устраивались литературные вечера и ставились любительские спектакли, а также сблизился с московским обществом любителей российской словесности.

А.И. Писарев и другие литераторы

М.А. Дмитриев считал Писарева злым и завистливым человеком. Известно, что Писарев ненавидел А.С. Грибоедова из-за того, все восхищались его комедией “Горе от ума”, а П.А. Вяземского — из-за того, что все считали князя самым остроумным человеком. Писарев же считал себя первым драматургом, а восторги и неумеренные похвалы Аксакова и актёров заставили его почитать себя “первым остроумцем”.
Отдельно следует сказать об отношении Писарева к творчеству Пушкина, и я сделаю это словами М.А. Дмитриева:
"Пушкина он терпеть не мог и не хвалил ни одного из его произведений, ни одного стиха не находил хорошим, с той заднею мыслию, что он мешает его славе!
Когда вышла первая глава “Онегина”[1823 г.], мы все восхищались этою новостию, этою простотою сюжета, в котором Пушкин нашёл столько живых картин и жизни в изображении самых мелочей светской жизни, не говоря уже о красоте стихов. Писарев находил сюжет пошлым. А начало поэмы о болезни дяди почти преступным; стихи находил он не более как болтовнёй! Даже и меценаты его, Кокошкин и Аксаков, уже спорили против Писарева; но завить была сильнее убеждений: он сердился, бледнел и оставался при своём".


Личная жизнь Писарева

Когда в 1822 году Кокошкин стал директором Императорского Московского театра, он пристроил Писарева на какую-то должность, чтобы иметь возможность платить ему жалованье. Писарев втянулся в театральную жизнь, стал бывать на утренних репетициях и вечерами на спектаклях, и постепенно так втянулся в этот волшебный мир, что отдалился от светского общества.
Вскоре он сошёлся с молоденькой танцовщицей Еленой Ивановной Ивановой, и Кокошкин благородно выделил им несколько комнат в одном из своих домов. Счастье Писарева было не очень долгим, он заболел чахоткой и умер в 1828 году.
Знаменитая актриса Прасковья Ивановна Орлова-Савина (1815-1900) в своей “Автобиографии” тоже затронула этот роман:
"В то время был прекрасный переводчик водевилей и друг[их] пьес Александр Иванович Писарев, дворянин. С ним жила танцовщица Елена Ивановна Иванова. Очень милая и добрая женщина! Они любили друг друга; говорили, что А.И. Хотел жениться на ней, но она, видя его болезнь (он был в сильной чахотке), всегда отклоняла это, боясь, что неудовольствия его родных за этот брак могут усилить болезнь и ускорить его смерть! Она посвящала ему всю жизнь, покоила... берегла его... но неумолимая смерть рано взяла свою жертву! И не только Ел. Ив., но все, кто знал его, жалели о потере такого доброго, честного и полезного человека!"


Писаревых много

Вскоре А.И. Писарев, как и его творчество, были основательно забыты, и его стали часто путать с другими Писаревыми: генерал-майором и литератором Александром Александровичем Писаревым (1780-1848), литератором Николаем Дмитриевичем Иванчиным-Писаревым (1790-1849) и даже с критиком Дмитрием Ивановичем Писаревым (1840-1868), который тоже плохо относился к творчеству А.С. Пушкина.
Достоверного портрета А.И. Писарева не сохранилось, не было его и в известном собрании Михаила Петровича Погодина (1800-1875).

Михаил Александрович Дмитриев вспоминает. Часть II. Загоскин и Аксаков

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2014
abhoc@abhoc.com

В избранное