Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 759

от 08.11.2014 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

9 ноября (или чуть позднее) выходит в свет 779-й выпуск Ворчалок об Истории:

1956 год: венгерское восстание. Часть XII. Будапешт, 2-3 ноября



Мир кинематографа. Жан-Пьер Мельвиль. Часть I



Жан-Пьер Мельвиль (Грюмбак, 1917-1973) - это известный кинорежиссёр, в фильмах которого снимались такие известные актёры, как Ален Делон, Бельмондо, Ив Монтан, Катрин Денёв и многие другие. Некоторые фильмы Мельвиля известны нашему зрителю, например, “Самурай” (1967), “Полицейский” (1972) или “Красный круг” (1970).
Свой псевдоним Жан-Пьер взял в честь американского писателя Германа Мелвилла (1819-1891), чьи произведения в юности произвели на него очень сильное впечатление.

Все вопросы, которые встретятся в этих выпусках, Мельвилю задавал журналист Рюи Ногейра, составивший из ответов Мельвиля целую книгу.

Секреты производства

Однажды Ногейра спросил у нашего героя:
"Как вы думаете, можно ли верить такому режиссеру, как Хичкок, когда он объясняет, как снимал те или иные сцены в своих фильмах?"
[Речь идёт о книге, которую Трюффо написал про Альфреда Хичкока.]
Мельвиль:
"Нет, ни за что! Он восхитительно врёт. Он убежден - и, разумеется, справедливо, - что нельзя раскрывать рецепт блюда, которое ты готовишь лучше всех. Секрет производства - это святое! Художник никогда вам не скажет, как именно ему удалось смешать серый с голубым, чтобы точно передать оттенок неба. Я думаю, что ни один творец, настоящий творец, не горит желанием раскрыть широкой публике то, к чему пришел за долгие годы мучительных поисков. Кинотворец - это тот, кто показывает тени. Он работает в темноте. Он творит при помощи “фокусов”. Чтобы в этом преуспеть, надо быть фантастически нечестным человеком, я это хорошо понимаю. При этом нельзя, чтобы зритель догадывался о том, что всё вокруг подстроено. Надо, чтобы он был околдован, пленён, открыт для ощущений".
Поэтому не следует верить и самому Мельвилю, когда он рассказывает о своих фильмах.
Франсуа Трюффо (1932-1984) — кинорежиссёр, актёр и сценарист.
Альфред Хичкок (1899-1980) — режиссёр, продюсер и сценарист.

Киношники или немец

Съёмки фильма “Молчание моря” (1949) происходили в поместье Веркора с согласия писателя.
В первый день съёмок фильма Веркор с женой были в отъезде. Дверь Мельвилю открыл Эммануэль д'Астье, гостивший в доме Веркора.
Мельвиль вежливо поздоровался:
"Здравствуйте, господин министр!", -
но тот ответил с высокомерным презрением:
"А! Это вы... киношники".
После чего д'Астье целый день просидел в саду, не удостаивая киношников своим вниманием.
В последний день съёмок неожиданно появилась жена Веркора, которая приехала раньше, чем ожидалось. Женщина пришла в ярость при виде того беспорядка, который киношники устроили в её доме. Она сказала Мельвилю:
"Знаете что, в этом доме жил немец, но он, по крайней мере, относился к нему с уважением!"
На что Мельвиль ответил:
"Но, мадам, этот немец не снимал кино".
Эммануэль д'Астье де ла Вижери (Emmanuel d'Astier de La Vigerie; 1900-1969), крупный деятель Сопротивления и политик, в 1947 г. - депутат Национального собрания; писатель и журналист.
Веркор (Жан Марсель Брюллер, 1902-1991) - писатель.

Кокто поверил

В фильме “Молчание моря” дядя героини произносит за кадром следующие слова:
"Моя племянница накинула на плечи квадратный шелковый платок, на котором с десяток беспокойных рук рисунок работы Жана Кокто (1889-1963) томно указывали друг на друга".
По этому поводу Мельвиль сказал:
"Я хорошо знал Кокто и любил его работы. Я сам нарисовал эти руки на платке. Когда Кокто увидел фильм, он был заинтригован и стал меня расспрашивать, где я откопал этот платок. Он поверил, что это его рук дело!"


Джанго

Мельвиль любил вспоминать, что в 1948-49 годах он часто ходил в клуб “Сен-Жермен”, где играл оркестр с прекрасными музыкантами. Там Мельвиль встречался с известным джазовым гитаристом Джанго Рейнхардтом (1910-1953) и позднее назвал эти встречи незабываемыми.
Мельвиль считает, что лучше всех о Джанго Рейнхардте написал американский писатель Джеймс Джонс (1921-1977) в романе “Отныне и в вечность” (From Неге to Eternity, 1951).
Американский пианист и композитор Джон Льюис (1920-2001), руководитель “Modern Jazz Quartet” (MJQ), в 1954 году сделал первую запись великолепной пьесы под названием “Джанго".
Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt), французский джазовый гитарист цыганского происхождения. В 18 лет пострадал при пожаре, лишился двух пальцев на левой руке, но продолжил играть на гитаре, разработав специальную технику, которой в пору расцвета его славы пытались подражать многие гитаристы.

Ох, уж, эти итальянки!

Фильм “Когда ты прочтешь это письмо” (1953) снимался вместе с итальянцами, и итальянскую сторону представляли Ивонна Сансон (1926-2003) и Ирен Гальтер (1931-).
Мельвиль вспоминал:
"Я согласился на Ивонну Сансон, потому что она показалась мне очень красивой в “Шинели” (Il cappotto, 1952) Альберто Латтуады (1914-2005). Полной неожиданностью для меня оказалось, что она турчанка... Ивонна Сансон говорила только по-турецки, знала ещё несколько слов по-итальянски.
Забавная деталь: сама она себя выдавала за гречанку и призналась, только когда я зажал её в угол. Всякое общение и взаимопонимание между нами было исключено. Она была не в состоянии выучить текст на французском, и я махнул на нее рукой: пусть говорит, что хочет.
Как-то раз я в бешенстве сказал ей:
"Мадам, говорите “бла-бла-бла”".
И Филипп Лемер (1927-2004) отыграл целую сцену с женщиной, которая на всё отвечала “бла-бла-бла”. Это был ужас... Случалось, что в четыре часа дня у меня на глазах Сансон выплывала из гримёрки с лисой на ягодицах.
Я её спрашиваю:
"Куда вы направились, мадам?"
А она в ответ, сама невинность:
"Съезжу в Париж, прошвырнусь по магазинам. Я ненадолго".
Приходилось вызывать юриста, чтобы тот составил протокол. Мы не выпускали её со съёмочной площадки, а она пыталась меня убедить, что в Италии только так все и работают. Просто какой-то ад!"


Тип продюсера

Продюсер фильма “Когда ты прочтёшь это письмо” дал Мельвилю полную свободу, так как сам плохо разбирался в кино. Однажды Мельвиль даже посетовал на то, что тот никогда не приходит на площадку и вообще мало интересуется фильмом.
После этого продюсер пришёл на просмотр отснятого материала и сказал с довольным видом:
"Вот видите, зайчик мой, я пришёл, чтобы сделать вам приятное".
Во время просмотра продюсер вдруг вскричал:
"“Мартини”!? С какой это стати на пепельнице написано “Мартини”? Нет, что вы, зайчик мой, так нельзя, у меня контракт с “Чинзано”!"


Ещё один итальянец (Волонте)

Джан-Мария Волонте (1933-1994) снимался у Мельвиля в фильме “Красный круг” и оставил о себе не самые приятные воспоминания:
"Джан-Мария Волонте - типичный хулиган. Он страшно гордился тем, что в “славные” дни мая-июня 1968-го ночевал в “Одеоне”; но я-то не ночевал в “Одеоне”...
Как только выпадали свободные выходные, он прыгал в самолет, чтобы провести их в Италии. Это просто какой-то нечеловеческий патриотизм, скажу я вам. Однажды я ему сказал:
"Вы никогда не станете международной звездой, если и дальше будете превыше всего ставить тот факт, что вы итальянец. Быть итальянцем ничем не лучше, чем быть французом".
Однако для него всё итальянское прекрасно и свято, а всё французское смешно и нелепо.
Как-то мы готовились к сцене в павильоне с задником для комбинированных съёмок, и я заметил, как он наблюдает за нами с улыбочкой.
"Почему вы улыбаетесь?" -
спросил я его из любопытства.
"Да так... -
ответил он. -
Вы же видели “Бандитов Милана”? Там нет ни одной сцены с задником. Всё снималось в машинах на ходу".
- "Ах, вот оно что! А у вас были такие же ночные сцены? Так, чтобы вы ехали на машине, а за окном было темно?"
- "Нет, таких сцен не было".
И он, кажется, уяснил, что мы снимаем сцену с задником не для того, чтобы его позабавить. Странный персонаж. Очень утомительный. Я вам обещаю, что больше не буду звать Джана-Марию Волонте в свои фильмы".
Во время беспорядков в Париже весной 1968 г. театр “Одеон” был захвачен бунтовщиками и превратился в их лагерь примерно на месяц. В итоге театр покинул главный режиссер, Жан-Луи Барро (1910-1994), а в здании пришлось проводить капитальный ремонт.
“Бандиты в Милане" (Banditi a Milano, 1968) - картина Карло Лидзани (1922-2013).

Альфред Хичкок снимает... и рассказывает. Часть II

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2014
abhoc@abhoc.com

В избранное