Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 743

от 14.06.2014 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

15 июня выходит в свет 763-й выпуск Ворчалок об Истории:

1956 год: венгерское восстание. Часть VIII. Будапешт, 27-29 октября



Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть XIV



Молодой, да расчётливый

В империи Восточная Хань (25-220) при императоре Лин-ди (156-189, император с 168) большую известность в столице получил молодой Ду Ань. Фактически правившее страной в то время семейство Доу неоднократно присылало ему письма с приглашением занять какой-нибудь высокий государственный пост. Ду Ань боялся ответить отказом могущественным фаворитам, но и связываться с ними он не хотел, а потому и прятал эти письма, не распечатывая, в своём доме.
В 169 году могущество семейства Доу рухнуло, и начались преследования их ставленников. Ду Ань предъявил нераспечатанные письма от Доу и тем уберёг себя для успешной карьеры.

Вот так гвардия!

Странное впечатление на нас производят отряды дворцовой гвардии в империи Восточная Хань: “храбрые как тигры” и “лес перьев”. Для службы в этих привилегированных отрядах набирались представители из знатных (“добрых”) провинциальных семейств, а командирами в них были или ставленники правивших евнухов, или представители “внешних кланов”.
Эти гвардейцы даже и не пытались играть самостоятельную роль в дворцовой политике, а при возможных столкновениях с регулярной армией они выжидали, что же станет с их командирами.
Боеспособность гвардейцев была настолько низкой, что создавалось двоякое впечатление: или там служат люди, не способные носить оружие, или просто симулянты, уклоняющиеся от службы в регулярной армии.
Например, в 162 году во время очередного восстания племён цянов большая часть гвардейцев оставалась в казармах. Император Хуань-ди (132-168, император с 146) наказал гвардейцев, снизив им жалованье в два раза.

Развал армии Хань

Судя по всему, разложение гвардии вскоре затронуло и армию. После падения Восточной Хань наступила эпоха Троецарствия, и чиновник царства Вэй (220-266) так описывал состояние ханьской армии в конце существования империи:
"Хотя “храбрые как тигры” и “лес перьев”, войска пяти столичных гарнизонов и охранники составляли 10 тысяч человек, служили в них беспутные купеческие сынки и дремучие крестьяне-мотыжники. Несмотря на то, что у них имелись военные лагеря, они не знали, как строить укрепления, не обучались искусству владения мечом, редко бывали в деле, и трудно было подготовить их к сражениям. Собирали войска только по тревоге, лишь после ухода армии везли провиант. Бывало так, что, долго стоя лагерем, войска не заводили хозяйства, не приводили в порядок оружие, не создавали запасов продовольствия".


“Оружие? Эпиграмма!”

В середине II века эпиграмма превратилась в орудие политической борьбы дворцовых партий.
Из округа Ганьлин вышли два знаменитых государственных деятеля. Чжоу Фу стал учителем будущего императора Хуань-ди, а Фан Чжи (другое имя Фан Боу) был правителем Хэнани. Фан Чжи счёл себя обойдённым, и его сторонники сочинили эпиграмму:
"Образец для Поднебесной – Фан Боу.
Из-за учительства захвативший печать сановника – Чжоу".
Соперники организовали партии своих сторонников, и тем положили начало разделению Ганьлина на две части.

Наставление Фань Хуна

Фань Хун был одним из самых богатых и знатных людей в Восточной Хань, но он предостерегал своих потомков от погони за богатствами и властью:
"Путь людей полон злобы и благоприятствует клевете. Все семьи императриц прошлых поколений ясное тому предостережение. Беречь себя, сохранять свою неприкосновенность – разве это не радость?"


О чём же они говорили?

Историографы империи Хань были буквально зачарованы описаниями встреч учёных мужей.
Некий Сюй Цин,
"обсуждая с друзьями упадок Хань, скорбел и плакал, за что заслужил прозвище “оплакивающий свое время”".
Го Тай умел “искусно рассуждать, красиво говорить”.
Когда к нему приходил учёный Бянь Жан, тоже “любитель рассуждать”, беседа друзей “всегда тянулась целый день и до глубокой ночи”.

Когда Фу Жун приходил к Ли Ину, тот
"отпускал гостей и слушал его речи. Жун, в головной повязке, всплескивал рукавами, и его слова выплывали, подобно облакам. Ин сидел, сложив почтительно руки и затаив дыхание".
Замечательные описания, только биографы учёных мужей почему-то забывали сообщить нам, о чём же беседовали эти мудрецы.

Таланты Го Тая

В Китае большой популярностью пользуется фигура странствующего мудреца Го Тая (127-169). Он прославился тем, что умел находить в стране “затаившиеся таланты”, распознавал их по самым незначительным признакам и давал им краткие характеристики или предсказания, нам совершенно непонятные.
Про известного противника засилья евнухов Го Тай сказал:
"Жу заикается, но его ум отточен. По натуре своей он – чистая яшма".
Ну и что?

В Тайюане два мальчика из семейства Ван попросили Го Тая определить их способности, и тот сказал, что они обладают "талантом ранга двух тысяч даней".
Братья, естественно, сделали хорошую карьеру.

Более правдивой оказалась характеристика Ван Юня, знаменитого врага евнухов:
"Почтенный Ван [в своих успехах] покрывает тысячу ли в день. Это талант, достойный стоять рядом с правителем".
Действительно, в эпоху Троецарствия Вань Юнь ненадолго стал правителем одного из царств.
По каким же признакам Го Тай определял незаурядных людей?
Обычный крестьянин Мао Жун, работая в поле, укрылся от дождя под деревом. Все крестьяне сидели на корточках, а Мао Жун, соблюдая все правила этикета того времени, сидел, пожав под себя ноги. Го Тай проезжал мимо, поразился необычности Мао Жуна и заговорил с ним. Мао Жун пригласил Го Тая в свой дом, пообедал с ним отрубями, а курицу, как почтительный сын, оставил для матери. Го Тай был поражён Мао Жуном и выделил его из других людей, который вероятно стал знаменитым человеком, но нам это неизвестно.
Некий земляк Го Тая привлёк внимание мудреца тем, что, уронил кувшин и ушёл, не взглянув на него.
Когда Го Тай спросил, почему он так поступил, тот ответил:
"Кувшин всё равно разбился – к чему теперь смотреть на него?"
Считается, что таким путём Го Тай обнаружил более 60 выдающихся людей.

Превратности любви

Один из правителей княжества Дуань (250-325) так страдал от ослабления сексуальной потенции, что ему становилось плохо каждый раз, когда он должен был войти к женщине.
Однако у этого правителя был юный любовник, с которым правитель мог полностью проявлять свою энергию.
Правда, через некоторое время правитель собственными руками убил этого юношу, когда узнал о его визитах в свой гарем.

Покровитель эротики

Сын правителя княжества Гуанчуань по имени Хай-ян вёл довольно беспорядочную сексуальную жизнь и часто вступал в запретные связи со своими кровными родственницами. Один из залов своего дворца он приказал расписать сценами с изображениями совокупляющихся мужчин и женщин. В этом зале Хай-ян любил пировать со своими родственниками и друзьями.
По одной из легендарных версий, этот самый Хай-ян считается или основателем китайской эротической живописи [это совершенно неверно!], или одним из первых её покровителей, что более вероятно.

“Смещённый император”

В истории краткого правления династии Ранняя Сун (420-479) выделяется император Цян Фэй-ди (449-465, личное имя Лю Цзы-и), более известный как “смещённый император”. Он вступил на престол в возрасте 15 лет и отличился особой жестокостью своего правления.
В своей столице Нанкине он устраивал оргии с женщинами и евнухами, но вёл себя при этом, как настоящий садист.
Однажды развратная принцесса Шань-инь, родная сестра императора, сказала ему:
"Хотя Ваше величество является мужчиной, а я женщиной, в наших жилах течет царская кровь. Сейчас у Вашего величества имеется шесть дворцов и более десяти тысяч женщин, а у меня только один муж. Как можно терпеть такое неравенство?"
Брат согласился с ней и предоставил сестре тридцать мужчин в наложники.
Вскоре Мун-ди сверг юного садиста и казнил его вместе с сестричкой.

Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть XIII

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2014
abhoc@abhoc.com

В избранное