Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 725

от 08.02.2014 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

9 февраля выходит в свет рассылка с 745-м выпуском Ворчалок об Истории:

Луций Корнелий Сулла: попытка портрета диктатора. Часть V. Окончание Союзнической войны. Консул



Анекдоты о художниках и их друзьях. Вып. 8. Поль Сезанн (1839-1906)



Картина Эдуарда Мане “Олимпия” в Салоне 1865 года вызвала грандиозный скандал, но молодой художник Поль Сезанн видел на этой выставке только это полотно и с восхищением писал:
"“Олимпия” – это новый поворот в развитии живописи, это начало нового Возрождения. Здесь есть живописная правда. Это розовое и белое ведёт нас путём, который доселе наше восприятие игнорировало..."
По-видимому, Сезанн первым по достоинству оценил картину, да и всё творчество, великого художника.

После того как Сезанн впервые показал некоторые из своих полотен некоторым знакомым, их немедленно дружно осмеяли и ославили. После этого художник на все просьбы показать свои работы неизменно отвечал:
"А дерьма не хотите?"
Такой ответ обычно обращал просителей в паническое бегство, что очень веселило Сезанна.

Своё уединение Сезанн в 1880 году объяснял так:
"Я решил молча работать вплоть до того дня, когда почувствую себя способным теоретически обосновать результаты своих опытов".


Критик Гюстав Жеффруа (иногда Жоффруа, 1855-1926) ещё не был лично знаком с Сезанном, когда в 1894 году опубликовал первый положительный отзыв о работах художника. Жеффруа очень хотел познакомиться с Сезанном и обратился за помощью к Клоду Моне (1840-1926), который пригласил к себе в деревушку Живерни несколько человек, в том числе и Сезанна с Жеффруа. Моне при этом счёл своим долгом предупредить критика:
"Надеюсь, что Сезанн ещё будет в Живерни, но это человек со странностями, боится незнакомых людей, и я опасаюсь, как бы, несмотря на горячее желание познакомиться с вами, он не покинул нас. Очень печально, что такой человек всю свою жизнь почти не встречал поддержки. Он настоящий художник, но постоянно сомневается в самом себе. Он нуждается в поощрении: вот почему статья ваша произвела на него такое сильное впечатление!"
В 1895 году Сезанн написал портрет Жеффруа.

Сезанн часто писал очень медленно, особенно на пленэре. Он мог долго вглядываться и размышлять минут 15, прежде чем положить очередной мазок.
Своему другу Иоахиму Гаске (1873-1921) Сезанн писал:
"Мои глаза до такой степени прикованы к точке, на которую я смотрю, что мне кажется, будто из них вот-вот брызнет кровь... Скажите, не сошел ли я с ума?.. Иногда, поверьте, я сам себе задаю этот вопрос".

Сезанн также утверждал, что мог бы месяцами писать на берегу реки, “не меняя места”, ибо
“один и тот же мотив предоставляет взору столько разных аспектов; всё зависит от того, стоять ли немного вправо или влево”.


В мае 1899 года состоялась распродажа картин известного коллекционера графа Армана Дориа (1824-1896). На этом аукционе картина Сезанна “Таяние снегов в лесу Фонтенбло” была продана за неслыханную сумму в 6750 франков. Ошеломлённая публика стала обвинять организаторов аукциона в мошенничестве и требовала назвать имя покупателя. Тогда в середине зала поднялся полный человек с бородой:
"Покупатель – я, Клод Моне".


Сезанн довольно критично относился к творчеству многих известных художников. О Доминике Энгре (1780-1867) он мог отозваться следующим образом:
"Этот Доминик чертовски сильный мастер, но от него тошнит".

Пейзажист Гийеме (1842-1918) считался учеником Камилла Коро (1796-1875), и однажды рассказывал Сезанну о своём великом наставнике.
Но Сезанн ценил Коро не больше, чем Энгра, и спросил в ответ:
"А ты не находишь, что у твоего Коро маловато “temperamente”?"
После чего Сезанн перевёл разговор на свой портрет Антуана Валабрега и добавил:
"Вот этот блик на носу, чистейший вермильон!"
Жан Батист Антуан Гийеме (1842-1918).
В то же время Гюставу Жеффруа Сезанн доверительно говорил:
"Он самый сильный среди нас, Моне, я ему даю место в Лувре".


Сам художник, но и критик, Эмиль Бернар (1868-1941) очень рано начал заниматься теорией живописи. Он сумел подружиться с Сезанном и часто доставал его различными вопросами, например:
"Что привлекает ваш глаз? Что вы понимаете под словом природа? Достаточно ли совершенны наши чувства, чтобы позволить нам войти в подлинный контакт с тем, что вы называете природой?"
Сезанна подобные размышления только раздражали, и он отвечал:
"Поверьте, всё это ерунда, заумь! Досужие измышления преподавателей. Будьте художником, а не писателем или философом".
Но Бернар не унимался и продолжал задавать Сезанну подобные вопросы. Однажды на прогулке он так достал коллегу, что Сезанн взорвался:
"Да будет вам известно, что я считаю всякие теории бесплодными, и никто меня не закрючит!"
Оставив Бернара одного на дороге, Сезанн, уходя, добавил:
"Истина в природе, я это докажу".


Как бы продолжая дискуссию с Эмилем Бернаром, Сезанн писал ему:
"Художник должен всецело посвятить себя изучению природы так, чтобы картины, им сделанные, были как бы наставлением".
В другой раз Сезанн писал об этом более подробно:
"Я всегда возвращаюсь к одному и тому же: художник должен полностью посвятить себя изучению природы и стараться создавать картины, которые были бы своего рода наставлением. Беседы об искусстве почти бесполезны".


С другой стороны, своим посетителям Сезанн часто говорил:
"Надо мыслить, одного только глаза недостаточно, нужны и размышления".
Писатель и критик Франсис Журден (1876-1958) в молодости увлекался живописью, и однажды он спросил Сезанна, какой род этюдов тот посоветовал бы начинающему художнику.
Сезанн ответил:
"Пусть пишет трубу своей печки".
Затем художник пояснил, что с его точки зрения самое главное – игра света на предмете и способ передать эту игру на полотне.
Кроме того, Сезанн часто говорил:
"Искусство, в котором нет эмоций – в основе своей не искусство".


Писатель и критик Эмиль Дюранти (1833-1880) презрительно-иронично говорил о полотнах Сезанна:
"Видимо, Сезанн потому кладет столько зелёного на своё полотно, что воображает, будто килограмм зелёного зеленее, чем один грамм".
Как бы полемизируя с Дюранти, Поль Гоген (1848-1903) позднее написал:
"Килограмм зелёного зеленее, чем полкило. Тебе, молодой художник, следует поразмыслить над этой прописной истиной".


Анекдоты о художниках и их друзьях. Вып. 7. Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)
Поль Сезанн в воспоминаниях современников и в письмах к друзьям. Часть V

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2014
abhoc@abhoc.com

В избранное