Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 717

от 14.12.2013 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

15 декабря выходит в свет 737-й выпуск Ворчалок об Истории:

Мамлюки приходят к власти в Египте. Часть II. Шаджар ад-Дурр и султан Айбек



Николай Иванович Фешин: несколько заметок о жизни и творчестве гениального российского художника



Николай Иванович Фешин (1881-1955), - он родился, между прочим, в Казани, - не относится (а жаль!) к числу самых известных российских художников, а на Западе его просто считают американским художником, хотя в США он уехал только в 1923 году, и большую известность приобрёл ещё задолго до отъезда.

В 1900 году Фешин поступил в Академию художеств и в 1903 году перешёл в мастерскую И.Е. Репина. Прямым учеником Репина наш герой не является, хотя именно от него Фешин получил знания об основных принципах современной живописи, а также познакомился с творчеством импрессионистов. Вот видение мира импрессионистами, - даже некоторыми постимпрессионистами, - и их палитра оказали очень заметное влияние на творчество Фешина. К урокам же прочих модернистских течений Фешин остался практически равнодушен.

Признание к Фешину пришло в 1908 году, после того как на весенней академической выставке была представлена его картина “Дама в лиловом” (“Портрет неизвестной”), и музей Академии сразу же приобрёл это полотно.
В следующем году на выставке в Мюнхене эта картина получила малую золотую медаль, открыв Фешину путь к мировой известности и славе.

Широкую известность в России Фешин приобрёл в 1909 году, после того как публика увидела его дипломную работу “Капустница”, но настоящий фурор произвела его “Черемисская свадьба”. Эти картины сочетали в себе угрюмость передвижничества, светлую палитру импрессионистов и своеобразную технику письма самого Фешина. Недаром в то же 1909 году Фешин со своей “Черемисской свадьбой” участвовал в летней выставке передвижников. На этом основании советские и российские критики часто относят Фешина к кругу передвижников. И совершенно напрасно.

В России “Черемисскую свадьбу” восторженно приветствовали и левые, и правые. Левые восторгались мрачноватым реалистическим сюжетом, правые – композиционным мастерством, техникой и палитрой художника.
Однако в Мюнхене это полотно, в отличие от других картин Фешина, внезапно ожидал более чем прохладный приём.
Впрочем, на выставке в Питсбурге в 1910 году эту картину сразу же приобрёл американский финансист и коллекционер Уильям С. Стиммел.

Очень понравился американцам и портрет Н.М. Сапожниковой. В одной из газет говорилось:
"Портрет M-lle Сапожниковой может быть назван наиболее оригинальной работой на выставке. Этот очаровательный портрет, удивительно красочный и интересно-разработанный... представляет собою одну из наиболее привлекательных работ, совершенно новую и индивидуальную по исполнению".
А ведь на этой выставке были представлены работы Ренуара, Моне, Писарро и других уже очень известных художников.
Всего за российский период своего творчества Фешин выставлялся в Питтсбурге пять раз, не считая выставок в Нью-Йорке, Сан-Франциско и других городах США.

Надежда Михайловна Сапожникова (1871-1942?) была одновременно подругой, ученицей и меценатом Фешина. Она поступила в Академию в 1908 году, а в 1910 году совершила вместе с Фешиным большое путешествие по Европе. Из Парижа Фешин поехал в родную Казань, где несколько лет преподавал в местной художественной школе, а Сапожникова на два года задержалась для совершенствования своего мастерства.
Фешин тоже подумывал о том, чтобы задержаться в Париже, но потом признался:
"...я обнаружил, что просто не в состоянии учиться у кого-либо ещё, настолько устал я от учёбы за 13 долгих лет".


В 1913 году Фешин женился на своей ученице и секретарше Александре Николаевне Белькевич (1892-1983), а в 1914 году родилась их единственная дочь Ия, Ия Николаевна Фешина (1914-2002).

Своим ученикам в Казанской школе Фешин советовал не обращать слишком много внимания на различные модернистские манифесты и течения. Он говорил:
"Вы их не слушайте, и не сворачивайте со своего пути. Это всё мода. Сейчас все девушки носят узкие юбки, потом будут носить широкие..."


Большие жанровые картины, например, “Обливание”, Фешин создавал только до своего отъезда из России в 1923 году, но уже в этот период своего творчества главное место среди его произведений стали занимать портреты. Именно тогда Фешин создал такие шедевры, как “Портрет Вари Адоратской” и “Дама в розовом” (Портрет Н. Подбельской).

Революция 1917 года непосредственно семью Фешина не затронула, так как среди его учеников оказались достаточно влиятельные деятели новой власти, но от тифа и голода спасти не могли и они. В 1919 году Фешин потерял родителей, да и сам вскоре заболел туберкулёзом.

При большевиках Фешин потерял частные заказы, до 1921 года никаких связей с заграницей у него не было, так что приходилось художнику зарабатывать себе и своей семье на жизнь выполнением официальных заказов. По фотографиям он создал портреты вождей и руководителей новой власти – Ленина, Маркса, Луначарского и др. Для музыкальной школы он написал портреты многих известных композиторов: Бетховена, Листа, Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Паганини и А. Рубинштейна.

Однако такая работа никак не устраивала Фешина, а тут ещё туберкулёз, да и жена постоянно доставала жалобами на нищету, так что в 1923 году художник решил перебраться в США, и помог ему в этом уже упомянутый мистер Стиммел.

При отъезде из России Фешина провожал только художник Фёдор Александрович Модоров (1890-1967). Фешин на платформе вокзала напоследок объяснял Модорову причины своего отъезда:
"Ты ведь знаешь, только голод и туберкулёз вынуждают меня уехать в Америку".
Хотя на самом деле, все мозги Фешину выела его жена, которая каждый день твердила о необходимости уехать заграницу, где можно заработать приличные деньги.
Модоров сделал последнюю робкую попытку отговорить мэтра от принятого решения:
"Николай Иванович, может, ещё не поздно остаться?"
Фешин только покосился в сторону жены с дочкой и сокрушённо сказал:
"Сие невозможно, дорогой мой Модоров. Совершенно невозможно".


В США Фешин сначала обосновался в Нью-Йорке и занялся преподавательской деятельностью. Американский художник Дин Корнуэлл (1892-1960) писал, что
"как преподаватель Фешин скорее излагал философию искусства, чем просто учил технике".
Сам же Фешин о своих американских учениках писал, что они
"довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, просят их подписать".


Кроме преподавания, Фешин в США много участвовал в различных выставках, его картины очень охотно покупались различными музеями и частными коллекционерами, но в 1926 году из-за обострения запущенного туберкулёза он переехал вместе с семьёй в маленький городок Таос (штат Нью-Мехико), где и прожил до 1933 года.
Здесь он написал много портретов индейцев (индианок) и мексиканцев (мексиканок), а дочь Ия шутила, что его индианки похожи на татарок.

Картины Фешина хорошо продавались, заказов было много, так всё и продолжалось до 1934 года, пока госпожа Фешина не решила бросить своего мужа. При разводе Фешин оставил жене дом и картины, а сам с дочерью (Ия осудила мать за этот поступок и осталась с отцом) переехал сначала в Нью-Йорк, а несколько позднее перебрался в Лос-Анджелес.

Госпожа Фешина в 1936 году рассказывала Ильфу и Петрову о своей трудной и мучительной жизни с художником – ведь они совершенно не подходили друг другу.
Сам же Николай Иванович в письме брату Петру несколько иначе описывал причины развода с женой:
"Увлеклась одним поэтом, сама захотела быть писательницей. Ты знаешь её взбалмошный характер, поставила всё вверх дном. Изломала мне жизнь, не шутка, проживши с человеком 20 лет, начинать строить жизнь сначала. Мне было нестерпимо больно. Конечно, при разводе она взяла всё ценное, что было приобретено мной здесь, в Америке, и мы теперь с Ийкой настоящие бездомные бродяги. Исковеркала и нам и себе жизнь и мается теперь, стараясь доказать и себе и всем, что она великий гений..."
Ия Николаевна всегда подтверждала версию отца.

С молодым поэтом госпожа Фешина вскоре рассталась, писательницей так и не стала, правда, в 1938 году ей удалось издать одну книжку, и остаток жизни провела в Таосе, перебиваясь подачками и продавая картины и рисунки своего бывшего мужа.

В Калифорнии Фешина ожидал большой успех, он опять начал преподавать, а его картины (преимущественно портреты) хорошо продавались. Здесь Ия вскоре вышла замуж, и остаток жизни Фешин провёл в одиночестве.
Незадолго до смерти Фешин написал автобиографию, но на русском языке её пока не издавали.

В 1976 году Ия Фешина перезахоронила прах отца в Казани, а в 2011 году рядом с этой могилой перезахоронили и прах Ии Николаевны Фешиной.

Послесловие

В 1926 году Илью Ефимовича Репина спросили:
"Кто, на Ваш взгляд, наиболее талантлив из современных русских живописцев?"
Не задумываясь ни на секунду, Репин коротко ответил:
"Фешин".


Анекдоты о художниках и их друзьях. Вып. 7

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселёв (Старый Ворчун), 2013
abhoc@abhoc.com

В избранное